«Утверждаю»
Директор школы №10
города Алматы
Джаханов Р.И.
_____________
«…..»……….. 2010 г
Школа №10
Бостандыкского района города Алматы
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
МУЗЫКАЛЬНО- ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «СЕМИЦВЕТИК»
Составитель: Исабекова А.Е-У.
«Согласовано»
Зам. Директора по УВР школы № 10
_____________
«Рассмотрено на заседании МО
Протокол № __от «___» ____ 2010 года.
Руководитель МО _________________
![]() |
СОСТАВИТЕЛЬ УЧИТЕЛЬ
МУЗЫКИ ИСАБЕКОВА А.У.
Рецензия
к адаптированной программе
учителя Исабековой А.У.
Программа музыкальной студии «Семицветик», разработанная учителем музыки Исабековой А.У., представляет собой расширенный курс, адаптированный, как к условиям школы № 10, так и к стандартам системы эстетического образования РК в целом.
Во введении четко раскрывается обоснование, предусматривающее создание данного курса, критически осмысливается состояние современного внеклассного обучения, дается сравнительный анализ вокального образования, как самый массовый и доступный вид в системе общего эстетического образования школы, раскрывается связь вокального обучения с театром - постановка мюзиклов. Форма изложения программы отличается грамотностью, конкретизацией, компактностью, оптимальным объемом, доступностью для восприятия, логикой и последовательностью, (введение, виды внеклассного обучения в процессе работы данной студии, интеграция с театром, цель, задачи, календарно-тематический план, список использованной литературы). В процессе многолетней работы у автора сформировался определённый взгляд на процесс проведения внеклассных и внешкольных занятии. Опыт работы автора был представлен в газетах « Вечерний Алматы», «Дружные ребята», на телеканале «Алматы» в период участия в конкурсе «Учитель года 2006».
Рекомендуется расширить и углубить затронутые в программе проблемы внеклассного обучения в форме обширной научной работы, тем более, что автор имеет большой опыт публикации в педагогических журналах и газетах (« Учитель- методист» (№4 за 2005 г, №6 за 2006 г.), «Учитель Республики» (№23 за 2005 г, №13-16 за 2006 г, №4 за 2006 г.), «Воспитательная работа в школе и внешкольных учреждениях» (№6 за
2006 г.
|
Любимова И.Г. |
Зав. кабинетом эстетического образования ИПК ПКСО
пояснительная записка:
Работа в музыкальной студии охватывает следующие аспекты воспитания и обучения учащихся начальных классов и среднего звена:
· Организационная работа по выбору сценария мюзикла (сказка, рассказ, поэма, драма и т.п.), по музыкальному оформлению мюзикла (песни, музыкальные номера) и обязательно формирование группы исполнителей.
· Подготовительная работа, включающая в себя: 1 ознакомление с, выбранным учащимися, сценарием мюзикла. 2 декламация (читка) текста исполнителями каждой роли.3 прослушивание и определение музыкальных номеров мюзикла.4 разучивание песен из мюзикла - вокально-хоровая работа с учащимися. 5 репетиция под музыку с подбором движении, соответствующих каждому персонажу.
· Выступления на школьных и внешкольных концертах, мероприятиях.
Целью работы музыкальной студии служит формирование духовной культуры
учащихся средствами искусства в целом и вокального, театрального в частности.
Задачи:
Ø Эмоциональное воспитание: Воспитание гармонически развитой личности с расширенным кругозором, развитие коммуникабельности учащегося, формирование в учащихся умения владеть своими эмоциями.
Ø Осознанное восприятие: Развитие музыкально- художественного мышления через единство слова (литература, театр), музыки, танца (подбор соответствующих движении к музыке персонажа)
Ø Деятельно- практическое развитие: Формирование актёрских, певческих способностей, развитие дикции, чувства ритма, темпа, слушательской культуры, умения сравнивать, обобщать, т.е. развитие логики, умение вживаться в образ, т.е. искусство перевоплощения.
Вид деятельности:
Ø Актёрское мастерство, вокал.
Форма работы:
Ø Занятия во внеурочное время.
Количество часов:
Ø 1-2 часа в неделю
Группы учащихся:
Ø Младшая, средняя.
Введение. Обоснование, предусматривающее создание программы.
В основных направлениях реформы общеобразовательной школы РК предусматриваются меры по улучшению обучения и воспитания детей, и в свете важнейших задач указаны меры по улучшению и развитию эстетического воспитания. В настоящее время задачи образовательной школы фактически сузились, «ограничившись» загрузкой школьников знаниями об основах наук и достижением высокого процента успеваемости. А целью образования в любой школе, как подсказывает само слово, должно быть созидание, формирование образа человека сознательного, человека совершенного характера в триединстве сердца, ума и рук. Именно развитию этих качеств служит эстетическое образование в целом, и на его основе внеклассное обучение в частности.
Именно развитие и культивирование внеклассного обучения в школе поставит надежный заслон негативным тенденциям сегодняшнего дня, будь то безыдейность, пошлость низкопробной развлекательной современной индустрии, отсутствие возможности у учащегося занять себя в свободное от уроков время, а отсюда путь к наркомании и преступности.
Исходя и профессионального опыта работы музыкально-театральной студии «Семицветик» школы № 10 можно сказать, что вокальное обучение имеет основную преимущественную особенность, по сравнению с другими видами внеклассной работы, как коллективная природа пения в целом, и, как самая доступная форма приобщения к прекрасному, благодаря наличию у каждого человека особого музыкального инструмента «голоса». Наиболее активной и занимательной формой приобщения к искусству в школе учащихся является интеграция вокального обучения с театром в форме постановки школьных мюзиклов. В процессе многолетней практики работы музыкально- театральной студии «Семицветик» школы № 10, неоднократных концертных выступлений в школе и внешкольных городских, районных смотрах художественной самодеятельности, в городских семинарах для учителей музыки выяснилось, что занятия в студии способствуют адаптации учащихся к общественной жизни, преодолению комплексов, скованности, зажатости в коллективе, развивают речь в целом и образную речь, повышают работоспособность и умственную активность мозга, а также формируют положительные эмоции, тренируют голосовой аппарат, предохраняя его, благодаря специальным речевым, вокальным и интонационным упражнениям в процессе занятий, от заболеваний, развивают артистизм, уверенность в себе, коммуникативность.
Об этом говорят многочисленные отзывы учащихся, родителей и учителей, статьи о постановках мюзиклов и открытых уроков музыки в школе № 10 в газетах «Вечерний Алматы», «Дружные ребята», на телеканале «Алматы»- 2 03 2006 г. в программе вечерних новостей.
Работа в музыкально-театральной студии охватывает основные элементы программы внеклассного обучения: организационная работа с группами, работа над развитием певческих и артистических способностей: дыхания, дикции, артикуляции, фразировки, интонации, подбор жестикуляции, работа над декламацией текста ролей и т.д., постановка мюзиклов в школе и вне нее,
расширение кругозора учащихся через раскрытие лучших достижений мировой музыкальной и художественной литературы, формирование знаний о специфике вокальной музыки и актёрского мастерства, музыкально-выразительных средствах и средствах исполнительских, сценических знаний.
Эта задача решается не только в процессе ознакомления с произведением и его разучивание, но и благодаря специфике занятости студии, её творческой атмосферы, через организацию самостоятельного анализа разучиваемых произведений, через творческое их осмысление, в иллюстрациях, сочинениях - рассказах, написанию учащимися сценариев будущих концертов и мероприятий, составлению ими афиши и программы мюзикла или концерта, сценарии сказок, сценарии пластического воплощения песни, сценического образа роли (музыка + движение), написанию учащимися докладов и рефератов, стенгазет, освещающих то или иное мероприятие студии. Большое значение для проявления артистических способностей учащихся, их творческой индивидуальности служат школьные музыкальные инсценировки-мюзиклы. Они способствуют развитию в школе организационной концертной деятельности, позволяют учителю поддерживать имидж концертной деятельности в школе и за её пределами. За годы работы были представлены концерты, посвященные знаменательным датам (8 марта, 9 мая и т.д.), мюзиклы «Золушка», «Спящая красавица» (освещён в газете «Вечерний Алматы» -8 11 2008 г), «Маленький Мук» (2 место на городском смотре художественной самодеятельности- 2002 г.), «Снежная королева», «День святого Валентина» (освещён в газете «Вечерний Алматы»- 18 02 2007 г.) и т.п. Выступление на городском смотре вокальных групп и хоров в 2002-2003гг. (песни «Наш Казахстан», «Песенка про хомячка», «Песня материнской любви») получило довольно высокую оценку (Почётная грамота РОНО). Также высокую оценку со стороны ГорИПК и ПКСО получили открытые уроки на городских семинарах учителей музыки – «Обрядовые песни казахского народа», (посвящён 10-летию Независимости РК -20 12 2001 года), «Каждый народ прославляет Доброту» (городской семинар- 2.03.2006 г.- показан телеканалом «Алматы»), «Образы войны и мира в музыке» (городской семинар- 2 02 2007г.).
Целью работы с учащимися музыкально-театральной студии служит формирование духовной культуры средствами вокального искусства в интеграции с театром и искусства в целом.
Задачи
Эмоциональное воспитание:
Формирование певческой и слушательской культуры учащихся, развитие эмоциональной, эстетической культуры, развитие артистизма. Воспитание гармонически развитой личности с разносторонним кругозором, воспитание гуманизма, коллективизма, нравственности и патриотизма.
Осознанное восприятие:
Развитие художественного мышления через постижение лучших образцов мировой музыкальной и художественной литературы. Выявление образно-поэтического единства слова (литература, театр), музыки (песни), танца (пластического воплощения). Развитие вокальных, артистических способностей.
Деятельно-практическое развитие:
Формирование художественных навыков и умений, таких как:
1. Развитие музыкальных и артистических способностей, развитие слуха, чувства ритма, темпа, памяти (восприятия), дикции, артикуляции, интонации т. е. выразительности речи.
2. Формироваиие знаний о лучших достижениях мировой музыкальной) и художественной литературы в процессе работы над репертуаром через формирование литературных навыков, т.е. умения добывать информацию из различных литературных источников, развитие мышления певца и артиста.
3. Формирование вокально-хоровых навыков: певческая установка, развитие вокально-хорового слуха, обучение использованию при пении мягкой атаки, формирование основ певческого голоса: звонкость, полетность, мягкость, кантилена, вибрато, выразительность исполнения, развитие певческого дыхания, расширение диапазона, обеспечение роста выносливости голосового аппарата, формирование певческой дикции и артикуляции, формирование навыков коллективного пения, умения петь в ансамбле (слитно, согласованно), вступать и заканчивать с аккомпанементом.
4. Развитие артистических способностей или формирование навыков художественной эмоциональности - сценический выход и вход, жестикуляция-сценические (танцевальные) движения, выразительная декламация текста роли - подбор подходящей интонации, сценический образ персонажа, характер действия, драматургия и т.п., т.е. вышеперечисленные задачи специального развития.
Календарно-тематический план занятий на 2010-2011 учебный год
Вид деятельности: музыкально- театральная Количество часов: 1 час в неделю. Группы: средняя, младшая (2-6 классы)
1 четверть
№ темы |
Содержание работы |
Кол-во часов |
1 |
Вводный урок: «Цели и задачи студии». Сценический выход и вход, сценические движения, правила декламации текста. Организация групп. Подбор сценария мероприятия. Чтение сценария учителем. |
1 |
2 |
«Дикция, артикуляция, слово». Разговорная и певческая речь, их отличие, дикционные упражнения. Песни школьного репертуара. |
1 |
3 |
«Средства выразительности в разговорной речи». Пение песен Читка текстов ролей. |
1 |
4 |
«Средства выразительности в музыке». Пение песен. Читка текстов в музыкальном спектакле. Сценический выход персонажа. |
1 |
5 |
Манера исполнительства.- «Что такое амплуа артиста?». Знакомство с лучшими образцами мирового исполнительства в музыке (опере) - просмотр видео, слушание в аудио. Пение песен Читка текстов ролей. |
1 |
6 |
Виды театра.- «Что такое мюзикл?». Жанры литературы в театре - драма, комедия, трагедия, сказка и т.п. спектакля |
1 |
7 |
Мероприятия, связанные с календарным планом воспитательной работы школы. Подготовка к концертной деятельности (День учителя). |
1 |
8 .
|
Обобщающий урок- концерт. Постановка музыкального спектакля
|
1 |
2 четверть
1 |
Дикционные упражнения для развития выразительного произношения слогов и слов, отличие певческого и речевого звука. Организация групп. Подбор сценария мюзикла. |
1 |
2 |
Речитатив и скороговорка как приемы вокально-речевой тренировки - ритмомелодические скороговорки, сравнение путем слушания музыкальных произведений и литературных произведении . Пение песен. Читка текстов ролей. |
1 |
3 |
Интонационная выразительность в речи и пении (интонации в речи и певческая интонация, декламация, интонационные упражнения). Пение произведений. Читка текстов ролей в разных интонациях. Подбор движении к образам персонажей. |
1 |
4 |
Культура речи и выразительность пения. Пение песен. Читка текстов ролей. |
1 |
5 |
Виды певческих голосов Манера исполнения - слушание музыки - просмотр видео и слушание аудио. Пение песен. Читка текстов ролей. |
1 |
6 |
Мероприятия, связанные с календарным планом воспитательной работы школы. Подготовка к концертной деятельности: «День Независимости», « Новый год». |
2 |
7 |
Мероприятия, связанные с календарным планом воспитательной работы школы. Подготовка к концертной деятельности - « Новый год» |
1 |
8 |
Обобщающий урок- концерт. Постановка мюзикла. |
3 четверть
1 |
Подбор сценария мюзикла к новой четверти. Организация групп. Подбор песен. |
1 |
|
2 |
Мероприятия, связанные с календарным планом воспитательной работы школы. Подготовка и организация концерта (8 марта - Мамин день). Работа над репертуаром. |
2 |
|
3. |
Кто создаёт театр? - сценарист, режиссёр, актёр, композитор, музыкант, танцор, певец, художник. Музыка в театре. Беседа. Читка текстов ролей. Пение песен. |
1 |
|
4 |
Ритмослуховые упражнения. Ритм в музыке и речи - долгота слогов слов. Повторение и закрепление. |
1 |
|
5 |
Работа над постановкой. Составляем афишу концерта и мюзикла. |
1 |
|
6 |
Как беречь голос. Охрана голоса. Беседа. Читка текстов ролей. Пение песен. |
1 |
|
7 |
Музыкальный спектакль (опера, оперетта, музыка к драматическому произведению, мюзикл, музыка к мультфильму, киномузыка.) Пение песен. Читка текстов. |
1 |
|
8 |
Драматический спектакль и музыкальный спектакль- сравнение. Пение песен. Читка текстов. |
1 |
|
9 |
Мероприятия, связанные с календарным планом воспитательной работы школы. Подготовка и организация концерта - « Наурыз» |
2 |
|
10 |
Обобщающий урок. Постановка концертного мероприятия. Постановка мюзикла. |
1 |
|
1 |
Подбор сценария мюзикла к новой четверти. Организация групп. Подбор песенного репертуара. |
1 |
2 |
. Мероприятия, связанные с календарным планом воспитательной работы школы. Подготовка и организация концерта ко « Дню Победы» Пение песен. Читка текстов. |
1 |
3 |
Музыка и движения. Виды жестов сценического образа. Музыка и танец в театре. Беседа. Пение песен. Читка текстов. |
1 |
4 |
Музыка и кино. Киномюзиклы и мюзиклы- мультфильмы - просмотр видео. Пение песен. Читка текстов. |
1 |
5 |
Музыка и кино. Киномюзиклы и мюзиклы- мультфильмы - просмотр видео. Пение песен. Читка текстов (обобщение). |
1 |
6 |
Виды ансамблей в музыке и театре. Пение песен. Читка текстов. |
1 |
7 |
Подготовка к последнему звонку. Пение песен. Читка текстов. |
1 |
8 |
Обобщающий урок. Постановка концертного мероприятия. Постановка мюзикла. |
1 |
4 четверть
Список использованной литературы Программы и методические пособия к учебникам по музыке
1. Бодина Е. «Воспитание школьников». Журнал «Классный руководитель» № 5, 6. 1996. № 2. 1997.
2. «Жажда человечности» Сост. Белова. Перевод с англ. М. «Молодая гвардия» (сборник статей).
3. Юдина «Мой первый учебник по музыке». М., 2003.
4. Назарбаева С.А. «Путь к себе». А. «Атамура».
5. «Музыка и театр» сборник статей. М., 2006 г. («Проблемы интеграции в процессе обучения»).
6. Апраксина. Методика вокально-хорового обучения». М., 1979.
7. Кабалевский. «Воспеть прекрасное». М., 1986 г.
8. Балтабаев. «Программа». Елимай.
9. Уроки человечности. А., 2001 г. (Образцы авторских программ, сценариев внеклассных мероприятий).
10. «Методика вокально-хорового обучения». Сборник статей. М., 2000 г.
11. «Ритмослуховые упражнения». М., 2006 г.
12. Программы по организации хоров, вокальных
групп. М.,
«Просвещение», 1991 г.
13 Журналы «Музыка в школе», «Учитель - методист», «Классный руководитель», «Внешкольная и внеклассная работа».
14 В.Н.Чепуров «Музыка в школе» М. « Просвещение» 1983 г.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ССЫЛОК:
1. Программа студии ЗЕРКАЛО:
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА. МУЗЫКАЛЬНОЙ СТУДИИ «ЗЕРКАЛО» Муниципального образовательного учреждения. http://alekslis.narod.ru/programma.html
2 Городской драматический театр студия Л. Ермолаевой http://www.ermolaeva.ru/program.html
3 Театр-студия "Дали" http://vadkovsky.narod.ru/dali/dali.htm
4 Образовательная система Школа 2100:... документы: Начальная школа, Театр
Образовательная программа "Школа 2100" (дошкольное, начальное, среднее образование) и концептуальные документы (экспертные заключения)...
http://www.school2100.ru/program/program_start-teatr.html
5 Программа деятельности ГОУ Детской школы искусств «Юность»
http://e-project.redu.ru/kultura_mira/laur04/2st/yunost.htm
6 Студия детского эстрадного вокала "Лель"
http://www.russa-molod.ru/lel.htm
«СОГЛАСОВАНО» « УТВЕРЖДАЮ»
« Принять к работе» Директор школы №10
Методист ИПК ПКСО ----------------------------
---------------------------- «__» __ 20 год.
«__»__ 20 год
.
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
МУЗЫКАЛЬНОЙ СТУДИИ «СЕМИЦВЕТИК»
СОСТАВИТЕЛЬ УЧИТЕЛЬ
МУЗЫКИ ИСАБЕКОВА А.У.
«РАССМОТРЕНА НА ЗАСЕДАНИИ МО»
![]() |
«__» __ 20 года . Протокол № __
Руководитель МО ------------------------------
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.