Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенкова, С.Г. Шевченко, Г.М. Капустина и др. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4. – М.: Парадигма, 2010, авторской программы «Школа России». Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2011. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык», авторской программы «Школа России». Концепция
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский
Адаптированная программа учебного предмета
«Русский язык»
для обучающихся 1 классов (VII вида)
2014 2015 учебный год
Учитель: Яркова Лилия Федоровна
Квалификационная категория: первая
Программа составлена в соответствии с Программами для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида.
Начальные классы 14. – М.: Парадигма, 2010. Авторы: Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенкова, С.Г. Шевченко, Г.М. Капустина и др., авторской
программой «Школа России». Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. Москва: Просвещение, 2011. Авторы: В. П. Канакина,
В. Г. Горецкий «Русский язык».
Количество часов по учебному плану на 20142015 уч. гг.: 165 часов
Рассмотрено на заседании школьного методического совета
Протокол № 1 от «28» августа 2014 г.
г. Советский
2014 г.Пояснительная записка
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы
Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенкова, С.Г. Шевченко, Г.М. Капустина и др. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и
классов VII вида. Начальные классы 14. – М.: Парадигма, 2010, авторской программы «Школа России». Концепция и программы для начальных
классов в 2 ч. Москва: Просвещение, 2011. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык», авторской программы «Школа России».
Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. Москва: Просвещение, 2011. Авторы: В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько.
«Обучение грамоте».
Учебники:
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе
для 1 класса – Москва: Просвещение, 2014.
В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Азбука.– Москва: Просвещение, 2014.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины
мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаковосимволического и
логического мышления учеников;
социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей
культуры человека.
Основными задачами реализации содержания обучения являются:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями
общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные
текстыописания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности
и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Пермякова Дарина, обучающаяся 1 «б» класса выведена решением районной ПМПК на обучение по адаптированной основной
образовательной программе для детей с задержкой психического развития.
Особенности Пермяковой Дарины:
Низкие познавательные интересы, узкий кругозор, низкий уровень развития речи, примитивный активный словарь, нарушена лексическая и
грамматическая сторона речи. Девочка не посещала детский сад, замкнутая, необщительная.Брагин Иван, обучающийся 1 «а» класса выведен решением районной ПМПК на обучение в компенсирующем классе. Обучается в данной
группе с целью создания условий для успешной адаптации и усвоения программного материала.
Особенности Брагина Ивана:
Познавательные интересы соответствуют возрасту, средний уровень речи, активный словарь соответствует норме, лексическая и
грамматическая сторона речи не нарушены. Иван посещал детский сад, выведен на индивидуальное обучение по результатам дошкольной
диагностики по поведению, так как работает и общается со взрослыми не всегда адекватно, а по желанию. Может отказаться заниматься и
просидеть весь урок. Замкнут, изолирован от других детей, трудно вступает в коммуникацию, предпочитает находиться один.
В обучении детей с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также
постоянно иметь в виду специфические задачи:
формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения
непосредственных представлений об окружающем мире;
развитие связной речи;
формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы; усвоение приёмов умственной деятельности, необходимых для
овладения начальным курсом русского языка;
развитие общего объёма относительно простых знаний;
расширение активного и пассивного словаря;
развитие зрительного анализа;
развитие памяти, внимания и работоспособности;
развитие эмоциональноволевой сферы, умения действовать по устной и письменной инструкции.
Общая характеристика учебного предмета
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности
и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный,
обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим
школьным предметам.
Структура курса
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и
речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными
предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой
изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Содержание обучения грамоте
представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучениемчтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее
изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются
речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико
орфографическая пропедевтика.
После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений,
взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс
имеет познавательнокоммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных
разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после
обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в
ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо,
поздравление и т. п.).
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса.
Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений,
достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических
требований к данному виду учебной работы.
Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе
над письменной речью – применения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от
простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
Основные содержательные линии
Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе следующими содержательными линиями:
система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и
синтаксис);
орфография и пунктуация;
развитие речи.
Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных
особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению
практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах
и значении различных видов речевой деятельности.На изучение русского языка в 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам
обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
Место учебного предмета в учебном плане
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей
многонационального российского общества.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий.
учения.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей.
8. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций.
9. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаковосимволических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации
информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установленияаналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с
содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого
общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской
позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для
успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и
правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании
(морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые
единицы адекватно ситуации речевого общения.
Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков
Содержание учебного предмета
1 КЛАСС обучение грамоте (115 ч)соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное
расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слогозвукового разбора с учителем, а затем и
самостоятельно.
Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с
текстомобразцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с
произношением, и предложений. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце).
Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых
расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи ши, ча ща, чу – щу). Знакомство с правилами гигиены письма.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС (50Ч)
1 КЛАСС (50 ч)
Наша речь (2 ч)
Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.
Текст, предложение, диалог (3 ч)
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную
мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка,
вопросительный, восклицательный знаки).
Слова, слова, слова… (4 ч)
Слово. Роль слов в речи. Слованазвания предметов и явлений, слованазвания признаков предметов, слованазвания действий предметов.
Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по
значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.
Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление).
Слово и слог. Ударение. (6 ч)
Звуки и буквы (34 ч)
Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные
звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в словах.
Повторение (1 ч)
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Тема
Количество часов в теме
Коррекционноразвивающая
Обучение грамоте
Наша речь
115ч
2 ч
направленность
Коррекция связной
монологической речи;Текст, предложение, диалог.
Слова, слова, слова…
Слово и слог. Ударение
Звуки и буквы
Повторение
ВСЕГО
3 ч
4ч
6 ч
5 ч
1 ч
165ч
обогащение активного
словаря;
развитие умений делать
простейшие выводы и
обобщения;
коррекция умений
устанавливать причинно
следственные связи;
развитие умений делать
простейшие выводы и
обобщения;
коррекция и развитие
концентрации и объёма
внимания;
коррекция мышления на
основе упражнений в анализе и
синтезе
Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение образовательного процесса
Учебная литература
Для учителя:
О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова Поурочные разработки по обучению грамоте. Чтение и письмо. 1 класс М.: ВАКО, 2014г.
Для учащихся:
Прописи в 4 ч. 1 класс (В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова) М.: Просвещение, 2014г.
Русский язык .1 класс /В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. М.: Просвещение, 2012г
Материальнотехническое обеспечение:
Печатные пособия
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в
цифровой форме). Словари по русскому языку.
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателейТехнические средства обучения
Классная магнитная доска
Компьютер и проектор
Маркерная доска
Колонки
Принтер, сканер
Экраннозвуковые пособия
Электронное приложение к учебнику «Азбука» В. Г. Горецкого (CD);
Электронное приложение к учебнику «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий (CD)
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
Оборудование класса
Ученические столы с комплектом стульев.
Стол учительский.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.№ п/п
Тема урока
Календарнотематическое планирование на 20142015 уч. год
Основное
содержание уроков
Характеристика основных видов
деятельности ученика
Коррекционная
работа
Дата
по
плану
Обучение грамоте (115 часов)
1.
2.
3.
4.
5.
История возникновения письма.
Знакомство с прописью, с
правилами письма
Рабочая строка, правила посадки
при письме
Прямые, наклонные и
вертикальные линии. Письмо
овалов и полуовалов
Строка и межстрочное
пространство. Рисование
бордюров
Пропись, правила,
письменность
Правила письма,
образец, рабочая
строка, контур,
штриховка
Линии наклона,
прямые,
вертикальные, строка
Рабочая строка и
межстрочное
пространство, шрифт
Письмо прямых наклонных
линий
Образец, наклон,
правильная посадка,
схемы слов
Знания: научатся пользоваться
прописью, узнают о старинных
принадлежностях для письма.
Умения: соблюдать гигиенические
требования письма; применять правила
работы в прописях
Знания: научатся выполнять
графические задания по образцу,
находить рабочую строку.
Умения: следить за правильным
положением ручки, тетради, позы
Знания: научатся различать
направление линий.
Умения: находить рабочую строку,
правильно удерживать ручку
Знания: научатся выполнять
графические упражнения по образцу.
Умения: ориентироваться на странице
прописи; правильно располагать
тетрадь на парте под наклоном,
находить рабочую строку, работать в
ней
Знания: научатся писать по образцу
прямые наклонные линии.
Умения: ориентироваться на странице
прописи, выполнять графические
упражнения по образцу; правильно
Коррекция
грамматического
строя речи
Коррекция
зрительного и
слухового внимания
и восприятия
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция
грамматического
строя речи
1.09
2.09
3.09
4.09
5.096.
7.
8.
Письмо наклонной линии с
закруглением внизу и вверху
Письмо длинной прямой
наклонной линии с закруглением
вверху и внизу
Письмо наклонных прямых с
закруглением внизу
9.
Письмо овалов и полуовалов,
коротких наклонных линий
Образец, наклон,
правильная посадка,
работа со схемами
слов,
с образцом написания
Образец, наклон,
правильная посадка,
рабочая строка,
ударение
Образец, наклон,
длинная линия с
закруглением,
порядок написания,
ударные и безударные
слоги
Образец, наклон, овал,
полуовал «левый» и
«правый», порядок и
интервал написания
10. Письмо прямых наклонных
линий и линий с закруглением
внизу
(вправо, влево)
Образец, наклон,
линия
с закруглением,
порядок написания
удерживать ручку
Знания: научатся писать прямые линии
с закруглением снизу и сверху.
Умения: правильно удерживать ручку,
располагать тетрадь под наклоном;
совершенствовать аккуратное письмо
Знания: научатся выполнять
графические упражнения по образцу.
Умения: делить слова на слоги,
выделяя ударный слог; правильно
удерживать ручку, располагать тетрадь
под наклоном
Знания: научатся писать короткие
линии с закруглением внизу.
Умения: делить слова на слоги, ставить
ударение, делать анализ слов;
правильно удерживать ручку,
располагать тетрадь под наклоном,
следить за правильной посадкой
Знания: научатся правильно писать
овалы, левые и правые полуовалы,
короткие наклонные линии,
графические упражнения по образцу.
Умения: писать элементы букв;
правильно удерживать ручку,
располагать тетрадь под наклоном,
следить
за правильной посадкой, выполнять
звуковой анализ слов, обозначающих
предмет
Знания: научатся писать плавно
наклонные линии с закруглением внизу.
Умения: ориентироваться на странице
прописи, выполнять графические
упражнения по образцу; правильно
Развитие связной
устной и письменной
речи.
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция памяти
на основе
упражнений в
запоминании
Коррекция
зрительного
внимания и
восприятия; развитие
самоконтроля
Коррекция
грамматического
строя речи
8.09
9.09
10.09
11.09
12.09Образец, наклон,
порядок написания
длинной петли
Образец, наклон,
линия
с петлей, порядок
написания
Образец, рабочая
строка, межстрочное
пространство, петля
удерживать ручку, располагать тетрадь
под наклоном, следить за правильной
посадкой
Знания: научатся правильно писать
плавно наклонные линии с
закруглением вверху и внизу.
Умения: писать изученные элементы на
рабочей строке; правильно удерживать
ручку, располагать тетрадь под
наклоном
Знания: научатся писать длинные
наклонные линии с петлей внизу.
Умения: делить слова на слоги, писать
изученные элементы на рабочей строке
Знания: научатся писать плавно
наклонные линии с петлей вверху.
Умения: делить слова на слоги;
правильно удерживать ручку,
располагать тетрадь под наклоном
11. Письмо линий с закруглением
внизу и вверху
12. Письмо длинной наклонной
линии с петлей внизу
13. Письмо длинной наклонной
линии с петлей вверху
14. Письмо наклонных линий
Звуки и буквы (75 ч.)
15. Строчная письменная буква а
16. Строчная и заглавная буквы а, А
Образец, рабочая
строка, межстрочное
пространство, буква,
наклон, гласные и
согласные звуки
Знания: научатся писать плавно букву
А, соотносить печатную и письменную
буквы, работать со схемами.
Умения: выделять звук [а] из речи и
видеть букву а в словах;
ориентироваться на странице прописи
Коррекция
зрительного и
слухового внимания
и восприятия
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция
грамматического
строя речи
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция памяти
на основе
упражнений в
15.09
16.09
17.09
18.09
22.09
23.0917. Строчная и заглавная буквы о, О
18. Строчная и заглавная буквы И ,
и
19. Строчная буква ы
20. Строчная и заглавная буквы У, у
21.
Закрепление написания
изученных букв
Образец, рабочая
строка, межстрочное
пространство, петля
Образец, рабочая
строка, межстрочное
пространство,
предложение, схема,
гласные и согласные
звуки
Образец, рабочая
строка, межстрочное
пространство, схема,
гласные и согласные
звуки
Пропись, рабочая
строка, наклон
тетради
и прописи,
межстрочное
пространство, схема,
гласные и согласные
звуки
Образец, рабочая
строка, межстрочное
пространство, гласные
и согласные звуки
Знания: научатся писать плавно букву
О, о, соотносить печатную и
письменную буквы, работать со
схемами. Умения: выделять звук [о] из
речи и видеть буквы О, о в словах
Знания: научатся писать и
распознавать строчную букву и,
соотносить печатную и письменную
буквы.
Умения: выполнять слоговой и
звукобуквенный анализ слов с буквой
и
Знания: научатся писать и
распознавать букву ы, знать
особенность этой буквы, писать под
диктовку изученные буквы.
Умения: выполнять слоговой и
звукобуквенный анализ слов с буквой
ы; располагать тетрадь под наклоном;
быть аккуратными
Знания: научатся писать и
распознавать строчную букву у,
соотносить печатную и письменную
буквы.
Умения: выполнять слоговой и
звукобуквенный анализ слов с буквой
у; правильно удерживать ручку;
ориентироваться на странице прописи
Знания: научатся распознавать формы
всех изученных письменных букв.
Умения: писать изучаемые буквы
запоминании
Коррекция
зрительного
внимания и
восприятия; развитие
самоконтроля
Коррекция памяти
на основе
упражнений в
запоминании и
воспроизведении
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Развитие
самоконтроля и
саморегуляции.
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
24.09
25.09
26.09
29.09
30.0922. Строчная и заглавная буквы Н, н
23. Строчная и заглавная буквы с, С
24. Строчная и заглавная буквы К, к
25. Строчная буква т
Рабочая строка,
наклон тетради и
прописи, межстрочное
пространство, схема,
гласные и согласные
звуки
Предложение, правила
написания
предложения, рабочая
строка, межстрочное
пространство, схема,
гласные и согласные
звуки, буквы,
обозначающие их
Предложение, правила
написания
предложения, рабочая
строка, гласные и
согласные звуки,
буквы, обозначающие
их
Предложение, правила
написания
предложения,
интонирование
предложений, рабочая
Знания: научатся писать и
распознавать строчную и заглавную
буквы Н н, слоги с этой буквой,
соотносить печатную и письменную
буквы.
Умения: выполнять слоговой и
звукобуквенный анализ слов с буквой
н; ориентироваться на странице
прописи
Знания: научатся писать и
распознавать строчную и заглавную
буквы С, соотносить печатную и
письменную буквы, узнавать
изученные буквы.
Умения: употреблять изученные буквы
в словах и предложениях,
воспроизводить письменный текст,
работать со схемами; соблюдать
гигиенические правила;
ориентироваться на странице прописи,
называть элементы букв С, с
Знания: научатся писать и
распознавать строчную и заглавную
букву к, слоги с этой буквой, узнавать
графический образ букв, соотносить
печатную и письменную буквы.
Умения: употреблять изученные буквы
в словах и предложениях; выполнять
слоговой и звукобуквенный анализ
слов с буквой к
Знания: научатся писать и
распознавать строчную букву т, слоги
с этой буквой, узнавать графический
образ буквы.
Развитие
фонематического
слуха и восприятия
Коррекция
грамматического
строя речи
Коррекция
зрительного и
слухового внимания
и восприятия
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
1.10
2.10
3.10
6.1026.
27.
Закрепление написания
изученных букв
Заглавная буква Т
28. Строчная буква л
29.
Заглавная буква Л
30. Строчная буква р
31.
Р
Заглавная буква
32. Строчная буква в
строка, межстрочное
пространство, схема
Умения: давать характеристику
звукам, узнавать буквы, обозначающие
гласные и согласные звуки; читать и
писать слова с изученной буквой,
совершенствовать работу со схемами
слов
Предложение, правила
написания
предложения,
интонирование
предложений, рабочая
строка, гласные и
согласные звуки,
буквы, обозначающие
их
Ребусы; рабочая
строка, гласные и
согласные звуки,
буквы, обозначающие
их
Знания: научатся писать букву л,
узнавать изученные буквы.
Умения: анализировать и записывать
слоги и слова с изученными буквами,
списывать слова и предложения
с образцов, проверять написанное;
писать
букву л в соответствии с образцом,
писать на диапазоне всех изученных
букв
Знания: выработать связное и
ритмичное написание букв и слов на
строке.
Умения: без искажений записывать
слова и предложения после их
предварительного разбора
Предложение, правила
оформления
предложений, рабочая
строка, гласные и
согласные звуки,
буквы, обозначающие
их
Знания: научатся писать букву в.
Умения: анализировать и записывать
слоги и слова с изученными буквами,
списывать слова и предложения
без ошибок с письменного шрифта,
проверять написанное; работать по
алгоритму
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция
грамматического
строя речи
Развитие связной
устной и письменной
речи.
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция памяти
на основе
упражнений в
запоминании
Коррекция
зрительного
внимания и
восприятия; развитие
самоконтроля
Коррекция
грамматического
строя речи
7.10
8.10
9.10
10.10
13.10
14.10
15.1033.
Заглавная буква В
34. Строчная буква е
35.
Заглавная буква Е
Закрепление написания
изученных букв
36.
37. Строчная буква п
38.
Заглавная буква П
39. Строчная буква м
Ребусы; рабочая
строка, гласные и
согласные звуки,
буквы, обозначающие
их
Йотированная
гласная, рабочая
строка, гласные и
согласные звуки,
буквы, обозначающие
их
Знания: научатся обозначать звуки
соответствующими буквами,
записывать слова и предложения после
слогозвукового разбора с учителем.
Умения: списывать с печатного текста
письменными буквами
Знания: научатся писать букву е.
Умения: правильно располагать буквы
и слова
в строке, писать слоги и слова с
изученными буквами; ритмично
располагать буквы на строке, работать
по алгоритму
Рабочая строка,
гласные и согласные
звуки, буквы,
обозначающие их
Рабочая строка,
гласные и согласные
звуки, буквы,
обозначающие их,
твердые и мягкие
согласные; профессии
Имена собственные,
печатный, письменный
текст;
ребусы
Знания: научатся обозначать звуки
соответствующими буквами,
записывать слова и предложения после
слогозвукового разбора с учителем.
Умения: списывать с печатного текста
письменными буквами
Знания: научатся писать букву п.
Умения: анализировать и записывать
слоги и слова с изученными буквами,
списывать слова и вставлять их в
предложения по смыслу, проверять
написанное, ритмично располагать
буквы на строке, работать по
алгоритму
Знания: научатся писать строчную и
заглавную букву м.
Умения: анализировать и записывать
Коррекция
зрительного и
слухового внимания
и восприятия
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция
грамматического
строя речи
Развитие связной
устной и письменной
речи.
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция памяти
на основе
упражнений в
запоминании
16.10
17.10
20.10
21.10
22.10
23.10
24.1040.
41.
Заглавная буква М
Закрепление написания
изученных букв
42. Строчная буква з
43.
Заглавная буква З
44. Строчная буква б
45.
46.
Заглавная буква Б
Закрепление написания
изученных букв
47. Строчная буква д
48. Строчная и прописная буквы д,
слоги и слова с изученными буквами,
списывать слова и вставлять их в
предложения по смыслу, употреблять
заглавную букву
Слогозвуковой
разбор, схемы слов;
обитатели зоопарка
Знания: научатся писать строчную и
заглавную букву з.
Умения: анализировать и записывать
слоги и слова с изученными буквами,
списывать слова и вставлять их
в предложения по смыслу
Твердые и мягкие,
парные звонкие и
глухие согласные,
элементы букв, форма
слова, родственные
слова; дикие
и домашние животные
Знания: научатся соотносить слова,
написанные печатным и письменным
шрифтом.
Умения: дифференцировать парные
звонкие
и глухие согласные, различать и
использовать на письме изученные
буквы
Названия рек,
пословицы;
обобщающее слово,
парные звонкие и
глухие согласные,
родственные слова
Знания: научатся правильно
располагать буквы и их соединения,
сравнивать собственные буквы с
предложенным образцом.
Умения: списывать с печатного текста,
употребляя изученные заглавные
буквы; демонстрировать понимание
Коррекция
зрительного
внимания и
восприятия; развитие
самоконтроля
Коррекция
грамматического
строя речи
Коррекция
зрительного и
слухового внимания
и восприятия
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция
грамматического
строя речи
Развитие связной
устной и письменной
речи.
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция памяти
27.10
28.10
29.10
30.10
31.10
10.11
11.11
12.11
13.11Д
49. Строчная буква я
50.
51.
Заглавная буква Я
Закрепление написания
изученных букв
52. Строчная и заглавная буквы я, Я
53. Строчная буква г
54.
Заглавная буква Г
55. Строчная и заглавная буквы г, Г
56. Письмо слов и предложений с
изученными буквами
Буквы, обозначающие
мягкость согласных
звуков; планеты
звукобуквенных соотношений,
различать
Узнают, что в начале слова буква я
обозначает два звука, а после
согласного – мягкость согласного.
Знания: научатся без искажений
записывать слова и предложения после
их предварительного разбора,
обозначать на письме твердость и
мягкость предыдущего согласного
буквами я – а.
Парные звонкие и
глухие согласные,
форма слова,
однокоренные слова,
вопросительное
предложение
Знания: научатся моделировать и
анализировать поэлементный состав
изученных букв, правильно
располагать буквы и их соединения.
Умения: сравнивать собственные
буквы с предложенным образцом;
письменно отвечать на вопросы,
контролировать этапы своей работы,
связно и ритмично писать буквы и их
соединения в словах, работать по
алгоритму
на основе
упражнений в
запоминании
Коррекция
зрительного
внимания и
восприятия; развитие
самоконтроля
Коррекция
грамматического
строя речи
Коррекция
зрительного и
слухового внимания
и восприятия
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция
грамматического
строя речи
Развитие связной
устной и письменной
речи.
Коррекция
мышления на основе
14.11
17.11
18.11
19.11
20.11
21.11
24.11Строчная буква ч, обозначающая
мягкий согласный звук. Слоги
ча, чу
Глухой, мягкий
непарный шипящий
согласный звук,
правописание ча, чу
Знания: научатся писать строчную
букву ч, слова с сочетаниями ча, чу.
Умения: анализировать и записывать
слоги и слова с изученными буквами,
списывать предложения, проверять
написанное.
Знания: научатся писать букву ь,
писать слова с ь, различать
на слух и зрительно слова с мягким
согласным на конце, проводить
фонетический разбор слов с ь.
Умения: выполнять звукобуквенный
анализ слов, связно и ритмично писать
буквы и их соединения в словах
Мягкий знак как
показатель мягкости,
звука не обозначает
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
Заглавная буква Ч,
обозначающая мягкий согласный
звук. Слоги ча, чу
Буква ь –мягкий знак
Мягкий знак как показатель
мягкости согласного звука
Письмо слов и предложений с
изученными буквами и мягким
знаком
Буква ь в середине слова
Строчная буква ш,
обозначающая твердый
согласный звук
64. Строчная и заглавная буквы ш,
Ш. Написание слов с сочетанием
Сочетание ши,
правило, шипящие
согласные звуки,
парный глухой, всегда
твердый
Знания: научатся соотносить звучание
и написание слова, объяснять случаи
расхождения звучания и написания,
моделировать буквы из предложенных
элементов.
Умения: правильно располагать буквы
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция памяти
на основе
упражнений в
запоминании
Коррекция
зрительного
внимания и
восприятия; развитие
самоконтроля
Коррекция
грамматического
строя речи
Коррекция
зрительного и
слухового внимания
и восприятия
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция
грамматического
строя речи
Развитие связной
устной и письменной
25.11
26.11
27.11
28.11
1.12
2.12
3.12
4.12ши
65.
Строчная буква ж,
обозначающая твердый
согласный звук
66. Написание слов с сочетаниями
жи – ши
67. Строчная и прописная буквы ж,
Ж.
68. Строчная буква ё, ё после
согласных
69.
Заглавная буква Ё
70. Строчная буква й
Звонкий согласный
звук, всегда мягкий
Сочетание жи,
шипящие согласные
звуки, парный
звонкий, всегда
твердый, удвоенные
согласные
и их соединения, выполнять
звукобуквенный анализ слов,
употреблять изученные правила письма
Знания: научатся употреблять
изученные правила письма с
сочетанием жи.
Умения: списывать с печатного текста,
записывать под диктовку слова и
предложения, контролировать этапы
своей работы, применять правила
правописания слов с сочетаниями жи
– ши
Йотированная гласная
буква, мягкость
согласных; детеныши
диких
и домашних животных
Узнают, что мягкость согласного
обозначается гласной буквой ё.
Знания: научатся обозначать буквами
твердые и мягкие согласные звуки,
различать роль букв о, ё в слове.
Умения: писать буквы, слова и
предложения после их
предварительного разбора;
образовывать родственные слова
Знания: научатся писать букву й,
соотносить звук [й’] и
соответствующую ему букву.
Умения: писать слова и предложения с
речи.
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция памяти
на основе
упражнений в
запоминании
Коррекция
зрительного
внимания и
восприятия; развитие
самоконтроля
Коррекция
грамматического
строя речи
Коррекция
зрительного и
слухового внимания
и восприятия
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
5.12
8.12
9.12
10.12
11.12
12.1271. Слова с буквой
й
72. Строчная буква х
73.
Заглавная буква Х
этой буквой, выполнять слоговой и
звукобуквенный анализ слов
Глухой непарный,
твердый
и мягкий;
противоположные по
смыслу
слова
Знания: научатся моделировать и
анализировать поэлементный состав
изученных букв, связно и ритмично
писать буквы и слова на строке, без
искажений.
Умения: записывать буквы, слова и
предложения
74. Строчная и заглавная буквы х, Х
(закрепление)
75. Строчная буква ю
Буквы, обозначающие
мягкие согласные
звуки
76. Строчная и заглавная буквы
ю
,
Ю
77. Строчная буква ц, обозначающая
твердый согласный звук
78. Строчная и заглавная буквы ц,
Ц
Всегда твердый,
глухой непарный
согласный звук, слова
исключения
Знания: научатся объяснять, что в
начале слова буква ю обозначает два
звука, а после согласного – его
мягкость.
Умения: выработать связное и
ритмичное написание букв и слов на
строке, без искажений, записывать
слова и предложения под диктовку
после их предварительного разбора,
образовывать новые слова, формы слов
по знакомым моделям
Знания: научатся использовать на
уроке знания о написании слов
исключений (букв и, ы после ц).
Умения: выработать связное и
ритмичное написание букв и слов на
строке, без искажений, записывать
слова и предложения после их
предварительного разбора
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция
грамматического
строя речи
Развитие связной
устной и письменной
речи.
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция памяти
на основе
упражнений в
запоминании
Коррекция
зрительного
внимания и
восприятия; развитие
самоконтроля
Коррекция
грамматического
строя речи
Коррекция
зрительного и
слухового внимания
и восприятия
15.12
16.12
17.12
18.12
19.12
22.12
23.12
24.1279. Строчная буква э
80.
Заглавная буква Э
Гласный звук,
удвоенные согласные,
имена собственные;
текст
Знания: научатся писать заглавную
букву Э, правильно располагать буквы
и их соединения.
Умения: сравнивать собственные
буквы с предложенным образцом,
записывать под диктовку имена
собственные и предложения
81. Письмо слов и предложений с
изученными буквами
82. Строчная буква щ, обозначающая
мягкий согласный звук.
83.
Заглавная буква Щ. Слоги ща,
щу
84. Строчная буква ф
85.
Заглавная буква Ф
Побудительное
предложение,
элементы букв,
восклицательный знак
Характеристика звука
[щ’]: согласный,
непарный глухой,
непарный мягкий,
шипящий, смычно
щелевой,парного ему
по твердости и
звонкости звука
Глухой парный по
звонкости – глухости
([в] – [ф]; [в’] – [ф’] и
твердости – мягкости
[ф] – [ф’] согласный
звук; ребусы
Знания: научатся без искажений
записывать слова и предложения
Умения: записывать слова и
предложения после их
предварительного разбора,
образовывать новые слова
Знания: научатся писать букву щ,
правильно располагать буквы и их
соединения.
Умения: сравнивать собственные
буквы с предложенным образцом,
употреблять изученные правила письма
с сочетаниями ча, чу, списывать с
печатного текста
Знания: научатся писать букву Ф,
правильно располагать буквы и слова в
строке.
Умения: правильно оформлять
написанные предложения (большая
буква в начале предложения, в именах
собственных)
86. Письмо слов и предложений с
Побудительное
Знания: научатся без искажений
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция
грамматического
строя речи
Развитие связной
устной и письменной
речи.
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция памяти
на основе
упражнений в
запоминании
Коррекция
зрительного
внимания и
восприятия; развитие
самоконтроля
Коррекция
25.12
26.12
12.01
13.01
14.01
15.01
16.01
19.01предложение,
элементы букв,
восклицательный знак
Буквы, не имеющие
звуков
изученными буквами
87.
Буквы ь, ъ
88. Написание слов с мягким и
твердым знаками
89.
Русский алфавит
Алфавит, буквы
Оформление предложений
в тексте
Текст, предложение,
знаки препинания
90.
91. Слова названия предметов
92. Слова, отвечающие на вопросы
кто?, что?
Предмет и слово,
называющее этот
предмет
записывать слова и предложения
Умения: записывать слова и
предложения после их
предварительного разбора,
образовывать новые слова
Знания: научатся писать ь и ъ,
понимать функции букв ь и ъ,
употреблять эти буквы при написании
слов, объяснять новое значение слов с
ь, ъ и без них.
Умения: записывать слова и
предложения после слогозвукового
разбора с учителем; демонстрировать
понимание звукобуквенных
соотношений, различать и использовать
на письме изученные буквы
Узнают последовательность букв в
русском алфавите.
Научатся: производить
звукобуквенный анализ слов; писать
слова, предложения и небольшие
тексты с изученными буквами
Научатся анализировать текст,
моделировать и оформлять в нем
предложения в соответствии с их
смысловой и интонационной
законченностью, расставлять знаки
препинания в конце предложений.
Знания: научатся различать слова –
названия предметов, ставить к словам
вопросы, составлять предложения
с данными словами.
Умения: самостоятельно строить
высказывания по теме урока, развивать
языковую активность, формировать
грамматического
строя речи
Коррекция
зрительного и
слухового внимания
и восприятия
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция
грамматического
строя речи
Развитие связной
устной и письменной
речи.
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
20.01
21.01
22.01
23.01
26.01
27.0193. Слова действия предметов
Слова, обозначающие
действия предметов
94. Слова, отвечающие на вопросы
что делать? что сделать?
95. Слова – признаки предметов
Слова, обозначающие
признаки предметов
96. Слова, отвечающие на вопросы:
какой? какая? какое? какие?
опыт составления предложений с
Знания: научатся различать слова –
действия предметов, ставить к словам
вопросы, составлять предложения
с данными словами.
Умения: самостоятельно строить
высказывания по теме урока, развивать
языковую активность детей,
формировать опыт составления
предложений с данными словами
Знания: научатся различать слова –
признаки предметов, ставить к словам
вопросы, составлять предложения
с данными словами.
Умения: самостоятельно строить
высказывания по теме урока, развивать
языковую активность детей,
формировать опыт составления
предложений с данными словами
97. Для чего нужны предлоги?
Предлоги, раздельное
написание предлогов
со словами
Узнают роль предлогов в речи.
Научатся раздельно писать предлоги
со словами
98. Местоимения в предложениях
Местоимения, роль
местоимений в
предложениях
Узнают о местоимении, его роли в
речи. Научатся правильно
использовать местоимения в речи.
99. Проверочный диктант
Правила письма,
орфограммы
Знания: научатся писать слова под
диктовку без искажений и замены букв.
Умения: оформлять предложения на
письме в соответствии с изученными
правилами, контролировать и
обобщении
Коррекция памяти
на основе
упражнений в
запоминании
Коррекция
зрительного
внимания и
восприятия; развитие
самоконтроля
Коррекция
грамматического
строя речи
Коррекция
зрительного и
слухового внимания
и восприятия
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция
грамматического
строя речи
28.01
29.01
30.01
2.02
3.02
4.02
5.02100. Безударные гласные в корне
слова
101. Правописание безударных
гласных в корне слова
102. Звонкие и глухие согласные в
корне слова
103. Правописание звонких и глухих
согласных на конце слова
104. Правописание жи – ши
105. Правописание ча – ща
106. Правописание чу – щу
Ударные и безударные
гласные звуки,
проверочное и
проверяемое слово,
способ проверки
Произношение и
написание парных
согласных,
проверочное и
проверяемое слово,
способ проверки
Сочетание жи – ши,
шипящие согласные
звуки, парные звонкие
и глухие, всегда
твердые; правило
правописания
Сочетания ча – ща, чу
– щу, шипящие
согласные звуки,
всегда мягкие;
правило
оценивать этапы своей работы; владеть
разборчивым аккуратным письмом с
учетом гигиенических требований
Знания: научатся способу проверки
написания гласной буквы в безударном
слоге.
Умения: подбирать проверочное слово,
обосновывая написание гласной в
безударном слоге, обозначать буквой
безударный гласный в двусложных
словах, контролировать и оценивать
этапы своей работы
Знания: научатся способу проверки
написания парных согласных в конце
слова путем изменения формы слова.
Умения: распознавать
в слове парный согласный, требующий
проверки, подбирать проверочное
слово, обосновывая написание парного
согласного в слове
Знания: научатся объяснять, почему в
сочетаниях жи – ши надо запомнить
написание гласной и.
Умения: писать слова с сочетаниями
жи – ши, применять правила
правописания слов с сочетаниями жи
– ши
Знания: научатся объяснять, почему в
сочетаниях ча – ща, чу – щу надо
запомнить написание гласных а и у.
Умения: писать слова с сочетаниями
ча – ща, чу – щу, контролировать и
оценивать этапы своей работы;
применять правила правописания слов
Развитие связной
устной и письменной
речи.
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция памяти
на основе
упражнений в
запоминании
Коррекция
зрительного
внимания и
восприятия; развитие
самоконтроля
Коррекция
грамматического
строя речи
Коррекция
зрительного и
слухового внимания
и восприятия
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
6.02
9.02
10.02
11.02
12.02
13.02
16.02Буквосочетания чк –
чн, щн; правило
107. Правописание чк – чн, щн
108. Правописание жиши, чаща, чу
щу
109. Заглавная буква в словах
110. Заглавная буква в именах
собственных
111. Закрепление. Словарный диктант
Шипящие согласные
звуки, парные звонкие
и глухие
Имена, отчества,
фамилии людей,
клички животных,
названия городов, рек,
деревень, улиц, слова
– названия животных и
слова – клички
животных
с сочетаниями ча – ща
Знания: научатся объяснять, почему
правило о сочетаниях чк – чн, щн
надо запомнить.
Умения: писать слова с сочетаниями
чк – чн, щн, контролировать и
оценивать этапы своей работы;
применять правила правописания слов
с сочетаниями чк – чн, щн
Знания: научатся объяснять, почему в
сочетаниях жиши,ча – ща, чу – щу
надо запомнить написание гласных
Умения: писать слова с сочетаниями,
контролировать и оценивать этапы
своей работы; применять правила
правописания слов с сочетаниями
Знания: научатся употреблять
изученное правило письма о заглавной
букве в именах, отчествах, фамилиях
людей, кличках животных, названиях
городов, рек, деревень, улиц.
Умения: записывать под диктовку с
комментированием слова и
предложения, контролировать этапы
своей работы; владеть разборчивым
аккуратным письмом с учетом
гигиенических требований
112. Деление слов на слоги
Слоги, гласные,
деление слов на слоги
Научатся уметь объяснять написание
слов, деление слов на слоги
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция
грамматического
строя речи
Развитие связной
устной и письменной
речи.
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция памяти
на основе
упражнений в
запоминании
Коррекция
зрительного
внимания и
восприятия; развитие
самоконтроля
17.02
24.02
25.02
26.02
27.02
2.03113. Основа предложения
Основа предложения,
главные члены
предложения
Научатся определять основу
предложенияподлежащее и сказуемое
114. Алфавитный порядок слов
Алфавит, порядок
букв в алфавите
Научатся записывать слова в
алфавитном порядке
115. Списывание текста
Научатся списывать текст с печатного
на письменный
Коррекция
грамматического
строя речи
Коррекция
зрительного и
слухового внимания
и восприятия
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
1.Наша речь(2 часа)
Русский язык (50 часов)
116.
117.
Язык и речь, их значение в жизни
людей.
Русский язык — родной язык
русского народа.
Язык, русский язык,
родной язык, речь
Учащиеся научатся различать устную и
письменную речь, писать без ошибок
слова язык и русский язык.
Учащиеся получат возможность
научиться строить высказывания о
значении языка и речи в жизни человека.
Коррекция
грамматического
строя речи
Развитие связной
устной и письменной
речи.
2. Текст, предложение, диалог (3 часа)
118. Предложение как группа слов,
выражающая законченную мысль Предложение,
Предложение. Интонация. Знаки
препинания в конце предложения
119.
интонация,
законченная мысль,
диалог
120. Диалог.
Узнают, что предложение выражает
законченную мысль.
Научатся каллиграфически правильно
писать изученные буквы
Научатся отличать текст от
предложения, выделять предложения
из речи, правильно оформлять
предложения на письме, распознавать
диалог в письменной речи. Получат
возможность научиться озаглавливать
текст, составлять текст из
Коррекция памяти
на основе
упражнений в
запоминании
Коррекция
зрительного
внимания и
восприятия; развитие
самоконтроля
Коррекция
зрительного и
3.03
4.03
5.03
6.03
10.03
11.03
12.03
13.03Слово. Роль слов в речи.
Слованазвания предметов и
явлений, слованазвания
признаков предметов, слова
названия действий предметов.
Развитие речи. Составление
текста по рисунку и опорным
словам.
Тематические группы слов.
Слова однозначные и
многозначные
Слово и слог. Слогообразующая
роль гласных.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
Деление слов на слоги.
Слово, слог, роль
гласных при
образовании слога,
деление слов на слоги
деформированных предложений,
составлять небольшие тексты по
3. Слова, слова, слова…(4часа)
Научатся определять количество слов
в предложении; вычленять слова из
предложения; различать предмет
(действие, признак) и слово,
называющее предмет (признак
предмета, действие предмета);
классифицировать и объединять слова
по значению в тематические группы.
Получат возможность научиться
составлять текст по рисунку и
опорным словам.
Слово, значение слова,
слованазвания
предметов, действий,
признаков, вежливые
слова, слова
однозначные и
многозначные, слова,
близкие и
противоположные по
значению
4. Слово и слог. Ударение. (6 часов)
слов,
Научатся различать слово и слог,
наблюдать над слоговой структурой
различных
определять
количество в слове слогов, подбирать
примеры слов с заданным количеством
слогов.
Научатся выделять слоги из слова
разными способами, составлять слова
из слогов, делить слова на слоги,
анализировать слоговые модели слов,
сопоставлять их по количеству слогов
и находить слова по данным моделям.
слухового внимания
и восприятия
Коррекция памяти
на основе
упражнений в
запоминании
Коррекция
зрительного
внимания и
восприятия; развитие
самоконтроля
Коррекция
грамматического
строя речи
Коррекция
зрительного и
слухового внимания
и восприятия
Коррекция памяти
на основе
упражнений в
запоминании
Коррекция
зрительного
внимания и
восприятия; развитие
самоконтроля
16.03
17.03
18.03
19.03
20.03
30.03Перенос слов. Правила переноса
слов.
Перенос слов, правила
переноса
127.
128.
Развитие речи. Наблюдение над
словом как средством создания
словеснохудожественного
образа.
Ударение. Способы выделения
ударения. Словообразующая
роль ударения.
129.
«Ударный» или
«безударный» гласный
Ударение. Знакомство с
орфоэпическим словарём.
130.
Узнают правила переноса слов с одной
строки на другую.
Научатся: делить слова на слоги,
переносить слова с одной строки на
другую, выполнять фонетический
разбор слов
Научатся переносить слова по слогам.
Получат возможность научиться
находить в предложениях сравнения,
осознавать, с какой целью они
использованы авторами.
Научатся: различать ударные и
безударные гласные, определять
ударный гласный в слове, выделять
ударные
и безударные гласные, соблюдать
орфоэпические нормы в наиболее
употребительных словах
5. Звуки и буквы (34 часа)
Звуки и буквы.
Смыслоразличительная роль
звуков и букв в слове.
Звуки и буквы. Условные
звуковые обозначения слов.
131.
132.
Звуки, буквы, роль
звуков и букв в слове
133. Русский алфавит, или Азбука
Значение алфавита.
Алфавит, азбука,
порядок букв в
алфавите
Научатся различать гласные и
согласные звуки; правильно обозначать
звуки буквами в письменной речи.
Получат возможность научиться
наблюдать над образностью русских
слов, звучание которых передаёт звуки
природы.
Научатся правильно называть буквы в
алфавитном порядке;
располагать
заданные слова в алфавитном порядке.
Получат возможность научиться
Коррекция
грамматического
строя речи
31.03
Коррекция
зрительного и
слухового внимания
и восприятия
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция памяти
на основе
упражнений в
запоминании
Коррекция
грамматического
строя речи
Коррекция
зрительного и
слухового внимания
и восприятия
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
1.04
2.04
3.04
6.04
7.04
8.04134.
Русский алфавит. Использование
алфавита при работе со
словарями.
135. Гласные звуки. Буквы,
обозначающие гласные звуки.
136.
Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и
их функции в слове.
Гласные звуки. Слова с буквой э.
137.
138.
Ударные и безударные гласные
звуки
139. Особенности проверяемых и
проверочных слов.
140.
141.
Способы проверки написания
буквы, обозначающей
безударный гласный звук
Написание слов с непроверяемой
буквой безударного гласного
звука.
142. Проверочный диктант по теме:
применять знание алфавита при
пользовании словарями.
Гласные звуки и
буквы, гласный звук;
буква, обозначающая
гласный звук.
Научатся различать в слове гласные
звуки по их признакам; различать
гласные звуки и буквы, обозначающие
гласные звуки.
Получат возможность научиться
составлять развёрнутый ответ на
вопрос по содержанию сказки
Ударение, слоги,
ударный гласный звук,
безударные гласные
звуки, способ
проверки безударной
гласной (изменения
формы слова),
словарные слова
Научатся различать проверочное и
проверяемое слова; определять
с
опорой на заданный алгоритм
безударный и ударный гласные звуки в
слове, проверять безударную гласную в
словах, писать двусложные слова с
безударным
звуком,
объяснять их написание.
гласным
Получат возможность научиться
составлять устный рассказ по рисунку
и опорным словам.
Коррекция памяти
на основе
упражнений в
запоминании
Коррекция
зрительного
внимания и
восприятия; развитие
самоконтроля
Коррекция
грамматического
строя речи
Коррекция
зрительного и
слухового внимания
и восприятия
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция памяти
на основе
упражнений в
запоминании
Коррекция
зрительного
внимания и
восприятия; развитие
самоконтроля
Коррекция
грамматического
строя речи
Коррекция
9.04
10.04
13.04
14.04
15.04
16.04
17.04
20.04
21.04«Ударные и безударные гласные
звуки»
143. Согласные звуки. Буквы,
обозначающие согласные звуки.
Согласные звуки Слова с
удвоенными согласными.
144.
Согласные звуки. Буквы Й и И.
Слова со звуком [й’], буквой й
Твёрдые и мягкие согласные
звуки. Согласные парные и
непарные по твёрдости
мягкости.
Буквы для обозначения твёрдых
и мягких согласных звуков.
Обозначение мягкости согласных
звуков на письме буквами и, е, ё,
ю, ь.
145.
146.
147.
148.
Согласные звуки и
буквы, удвоенные
согласные буквы в
словах, буквы и, й
Научатся различать в слове согласные
звуки по их признакам; буквы,
обозначающие согласные звуки; делить
для переноса слова с удвоенной
согласной и буквой Й.
Твёрдые и мягкие
согласные звуки,
парные и непарные
звуки, обозначение
мягкости согласных
на письме
Научатся различать в слове и вне слова
мягкие и твёрдые, парные и непарные
согласные звуки; объяснять, как
обозначена на письме твёрдость —
мягкость согласного звука
149. Мягкий знак как показатель
мягкости согласного звука
Мягкий знак как
показатель мягкости
согласного звука
Научатся объяснять причины
расхождения звуков и букв в словах;
обозначать мягкость согласного звука
мягким знаком в конце слова и в
зрительного и
слухового внимания
и восприятия
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция памяти
на основе
упражнений в
запоминании
Коррекция
зрительного
внимания и
восприятия; развитие
самоконтроля
Коррекция
грамматического
строя речи
Коррекция
зрительного и
слухового внимания
и восприятия
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция памяти
на основе
упражнений в
запоминании
22.04
23.04
24.04
27.04
28.04
29.04
30.04Обозначение мягкости
согласного звука на конце слова
и в середине слова буквой ь
150.
151.
Правописание слов с мягким
знаком. Перенос с лов с ь.
152. Согласные звонкие и глухие
звуки на конце слова.
153. Особенности проверяемых и
проверочных слов.
154.
Способы проверки написания
буквы, обозначающей парный по
глухостизвонкости согласный
звук
Звонкие и глухие
звуки, способы
проверки согласных п
глухостизвонкости
155. Проверочный диктант по теме:
«Согласные звонкие и глухие».
156.
157.
Правописание слов с парным по
глухостизвонкости согласным
звуком.
Буквы шипящих согласных
звуков: непарных твёрдых ш, ж;
непарных мягких ч, щ.
Шипящие согласные
звуки
Научатся различать шипящие
согласные звуки в слове и вне слова.
158. Буквосочетания чк, чн, чт, нч.
Буквосочетания с
Научатся находить в словах сочетания Коррекция
середине слова перед согласным (день,
коньки).
Получат возможность научиться
восстанавливать текст с нарушенным
порядком предложений, определять
последовательность повествования
Научатся определять и правильно
произносить звонкие и глухие
согласные звуки подбирать
проверочное слово путём изменения
формы слова (дуб — дубы, снег —
снега); писать двусложные слова с
парным по глухостизвонкости
согласным звуком на конце, объяснять
их правописание.
Получат возможность научиться
определять тему и главную мысль,
подбирать заголовок, выбирать и
записывать предложения, которыми
можно подписать рисунки.
Коррекция
зрительного
внимания и
восприятия; развитие
самоконтроля
Коррекция
грамматического
строя речи
Коррекция
зрительного и
слухового внимания
и восприятия
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция памяти
на основе
упражнений в
запоминании
Коррекция
зрительного
внимания и
восприятия; развитие
самоконтроля
Коррекция
грамматического
строя речи
Коррекция
зрительного и
слухового внимания
и восприятия
4.05
5.05
6.05
7.05
8.05
11.05
12.05
13.05
14.05шипящими, сочетания
чк, чн, чт, нч, жиши,
чаща, чущу
чк, чн, чт, жиши, чаща, чущу
подбирать примеры слов с такими
сочетаниями; писать слова с
сочетаниями чк, чн, чт, жиши, чаща,
чущу
Получат возможность научиться
наблюдать над образностью слова
(олицетворением)
Правила правописания
сочетаний.
159.
Правило правописания
сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—
щу.
160. Проверочный диктант по теме:
«Шипящие согласные звуки».
161. Шипящие согласные звуки.
Развитие речи.
162. Заглавная буква ( общее
представление)
163.
Заглавная буква в именах,
фамилиях, отчествах, кличках
животных, названиях городов и
т.д.
Собственные имена,
заглавная буква при
написании
собственных имен
164. Заглавная буква в словах.
Научатся писать имена собственные с
заглавной буквы, объяснять их
написание, использовать в общении
правила и принятые нормы вежливого
обращения друг к другу по имени, по
имени и отчеству.
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция памяти
на основе
упражнений в
запоминании
Коррекция
зрительного
внимания и
восприятия; развитие
самоконтроля
Коррекция
грамматического
строя речи
Коррекция
зрительного и
слухового внимания
и восприятия
Коррекция
мышления на основе
упражнений в
анализе, синтезе и
обобщении
Коррекция памяти
на основе
упражнений в
запоминании
15.05
18.05
19.05
20.05
21.05
22.05
165. Проект: «Сказочная страничка»
Проект, презентация
6. Повторение
(1 час)
Научатся создавать собственную
иллюстративную и текстовую
информацию о любимой сказке,
Коррекция
зрительного и
слухового внимания
25.05участвовать в её презентации
и восприятия