Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 35» города Оренбурга
Рассмотрено
на заседании ШМО
Руководитель МО
_______ /____________/
подпись ФИО
Протокол №____
от «__» _______2018 г.
Согласовано
Заместитель директора
по УВР
_______/_____________/
подпись ФИО
«___» _________ 2018 г.
Утверждено
Приказ № _____
от «___» _________ 2018 г.
Директор школы
_________ /В.С. Маслова/
подпись ФИО
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с ЗПР
учебного предмета «Изобразительнго искусство»
Уровень образования: основное общее образование
6в, 6г,6д классы
Срок реализации программы 2018/2019 гг.
Количество часов по учебному плану:
6 класс: всего – 35 ч/год; 1 ч/неделю
Авторразработчик рабочей программы:
Московцева Л..А. учитель изобразительного искусства первой категории
1 2018 год
Содержание
Раздел I. Планируемые результаты изучения учебного курса
Раздел II. Содержание учебного курса
Раздел III. Тематическое планирование
Приложение 1. Пояснительная записка.
Приложение 2. Система оценивания (для АОП)
Приложение 3. Оценочный материал
Приложение 4. Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
3 21
22
2325
26
3031
3247
48
2 Раздел I. Планируемые результаты освоения ООП ООО (согласно требованиям ФГОС ООО):
Планируемые личностные результаты:
КО
Д
Л1
Л2
Л3
Л4
Перечень планируемых личностных результатов
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
Уровни сформированности по классам
6 класс
(2 уровень)
Сформированность ценностного и эмоционального
компонентов
воспитание гражданского патриотизма, любви к
Родине, чувство гордости за свою страну
позитивное отношение к школе, познавательной
деятельности, труду; желание быть успешным и
прилежным учеником
уважение истории, культурных и исторических
памятников
эмоционально положительное принятие своей
этнической идентичности;
уважение и принятие других народов России и мира,
готовность к
межэтническая толерантность,
3 Л5
Л6
Л7
Л8
Л9
Л10
Л11
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно
исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
соответствующей
формирование основ экологической культуры,
развитие опыта
современному уровню экологического мышления,
экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы
Оренбургской области, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к
художественноэстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в
том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности в
Оренбургском районе);
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
равноправному сотрудничеству
сформированность потребности в самовыражении и
самореализации, социальном признании
ее
личности и
сформированность позитивной моральной самооценки
и моральных чувств чувство гордости при
следовании моральным нормам, переживание стыда и
вины при их нарушении.
уважение
достоинства,
доброжелательное отношение к окружающим,
нетерпимость к любым видам насилия и готовность
противостоять им
сформированность позитивного отношения к ЗОЖ,
желание сохранять и укреплять собственное здоровье,
чувство гордости при следовании нормам ЗОЖ,
переживание стыда и вины при их нарушении
позитивное отношение к природе, понимание важности
экоцентрического типа сознания и природоохранной
деятельности
уважение ценностей семьи, любовь к природе,
признание ценности здоровья, своего и других людей,
оптимизм в восприятии мира
уважение художественного наследия народов России и
мира, позитивное отношение к участию в творческой
деятельности
4 Планируемые метапредметные результаты:
КОД
Регулятивные УУД
М1
Перечень планируемых метапредметных результатов
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
М1.1
анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему
выдвигать версии решения проблемы,
предвосхищать конечный результат
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов
формулировать гипотезы,
Уровни сформированности действий по классам
6 класс
2 уровень
перевод действий, совершаемых при помощи учителя,
в действия по алгоритму, оформленному в виде
памятки
М1.2
М1.3
М1.4
М1.5
М1.6
М 2
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач.
6 класс
(2 уровень)
Обучающийся сможет:
М2.1
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения
перевод действий, совершаемых при помощи учителя,
в действия по алгоритму, оформленному в виде
памятки
5 М2.2
М2.3
М2.4
М2.5
М2.6
М2.7
М2.8
М2.9
М 3
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов)
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования)
определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
М3.1
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и
требований
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
М3.2
М3.3
М3.4
6 класс
(2 уровень)
перевод действий, совершаемых при помощи учителя,
в действия по алгоритму, оформленному в виде
памятки
6 М3.5
М3.6
М3.7
М3.8
М 4
отсутствия планируемого результата
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик продукта/результата
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности
предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных
характеристик продукта
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
М4.1
М4.2
М4.3
М4.4
М4.5
М4.6
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной
задачи
анализировать и обосновывать применение соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы
действий
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки
своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов
6 класс
(2 уровень)
перевод действий, совершаемых при помощи учителя,
в действия по алгоритму, оформленному в виде
памятки
7 М 5
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
6 класс
(2 уровень)
Обучающийся сможет:
М5.1
М5.5
М5.6
М5.2
М5.3
М5.4
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе
взаимопроверки
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта
учебной деятельности
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности),
эффекта восстановления (ослабления проявлений
утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической
реактивности)
Познавательные УУД
М 6
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинноследственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
М6.1
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его
перевод действий, совершаемых при помощи учителя,
в действия по алгоритму, оформленному в виде
памятки
6 класс
(2 уровень)
перевод действий, совершаемых при помощи учителя,
в действия по алгоритму, оформленному в виде
8 М6.2
М6.3
М6.4
М6.5
М6.6
М6.7
М6.8
М6.9
М6.10
М6.11
М6.12
М6.13
М6.14
признаки и свойства
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
выделять явление из общего ряда других явлений
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие,
способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия
явлений
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя
при этом общие признаки
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с
изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая;
объяснять с заданной точки зрения)
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /
наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины,
самостоятельно осуществляя причинноследственный анализ
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными
памятки
9 М 7
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
М7.1
М 7.2
М 7.3
М 7.4
М 7.5
М 7.6
М 7.7
М 7.8
М 7.9
М7.10
М 8
М 8.2
обозначать символом и знаком предмет и/или явление
определять логические связи между предметами и/или явлениями,
обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с
выделением существенных характеристик объекта для определения способа
решения задачи в соответствии с ситуацией
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в
текстовое, и наоборот
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного
проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе
предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных
критериев оценки продукта/результата
Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
М 8.1
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности)
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст
6 класс
(2 уровень)
перевод действий, совершаемых при помощи учителя,
в действия по алгоритму, оформленному в виде
памятки
6 класс
(2 уровень)
перевод действий, совершаемых при помощи учителя,
в действия по алгоритму, оформленному в виде
памятки
10 М 8.3
М 8.4
М 8.5
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов
резюмировать главную идею текста
преобразовывать текст,
«переводя» его в другую модальность,
интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный,
научнопопулярный, информационный, текст nonfiction)
критически оценивать содержание и форму текста
М 8.6
Коммуникативные УУД
М 9
М 9.4
М 9.5
М 9.6
М 9.7
М 9.8
М 9.9
М9.10
Обучающийся сможет:
М 9.1
М 9.2
М 9.3
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
определять возможные роли в совместной деятельности
играть определенную роль в совместной деятельности
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,
аксиомы, теории
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали
или препятствовали продуктивной коммуникации
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии
уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен)
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации
выделять общую точку зрения в дискуссии
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
6 класс
(2 уровень)
перевод действий, совершаемых при помощи учителя,
в действия по алгоритму, оформленному в виде
памятки
11 М9.11
М9.12
М 10
поставленной перед группой задачей
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.)
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью.
6 класс
(2 уровень)
Обучающийся сможет:
М10.1
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с
другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.)
представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнера в рамках диалога
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств
использовать вербальные средства (средства логической связи) для
выделения смысловых блоков своего выступления
использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно
после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
М10.2
М10.3
М10.4
М10.5
М10.6
М10.7
М10.8
М10.9
М10.1
0
перевод действий, совершаемых при помощи учителя,
в действия по алгоритму, оформленному в виде
памятки
12 М 11
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационнокоммуникационных технологий
(далее ИКТ
компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного
пользования словарями и другими поисковыми системами.
6 класс
(2 уровень)
Обучающийся сможет:
М 11.1
перевод действий, совершаемых при помощи учителя,
в действия по алгоритму, оформленному в виде
памятки
Формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
6 класс
(2 уровень)
13
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью
средств ИКТ
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными,
использовать модель решения задачи
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программноаппаратных средств и сервисов) для
решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе:
вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание
презентаций и др.
использовать информацию с учетом этических и правовых норм
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями
М 11.9 формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью
М 11.2
М 11.3
М 11.4
М 11.5
М 11.6
М 11.7
М 11.8
М11.1
0
М 12 практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
М 12.1
М 12.2
определять свое отношение к природной среде
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие другого фактора
распространять экологические знания и участвовать в практических делах
по защите окружающей среды
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,
проектные работы
М 12.3
М 12.4
М 12.5
М 12.6
перевод действий, совершаемых при помощи учителя,
в действия по алгоритму, оформленному в виде
памятки
Планируемые предметные результаты:
6 класс
Обучающийся научиться:
называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов
искусства;
классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания
изменений видения мира;
объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема
предметов и глубины пространства;
передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
14 творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих
смыслов;
применять перспективу в практической творческой работе;
навыкам изображения перспективных сокращений, в зарисовках наблюдаемого;
навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
навыкам создания пейзажных зарисовок;
различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
пользоваться правилами работы на пленэре;
использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством
эмоциональной выразительности живописного произведения;
навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма,
перспектива и др.);
определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения,
соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками
лепки, использовать коллажные техники;
различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
различать и характеризовать виды портрета;
понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при
изображении с натуры, по представлению, по памяти;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы
предметов;
использовать графические материалы в работе над портретом;
использовать образные возможности освещения в портрете;
пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
15 называть имена выдающихся русских и зарубежных художников портретистов и определять их произведения;
навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа
человека в истории искусства;
приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные
графические материалы;
характеризовать сюжетнотематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений
художника над жизнью;
объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом.
Обучающийся получит возможность:
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
понимать специфику изображения в полиграфии;
различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
создавать художественную композицию макета книги, журнала;
Раздел II. Содержание учебного курса
6 класс
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
16 Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности
изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство.
Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус,
призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в
натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в
живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в
скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты
прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. ПетровВодкин, П.Д.
Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека.
6 класс
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII XIX вв.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский).
Архитектурные шедевры стиля барокко в СанктПетербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов,
М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских
художников XIX века (П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского раздолья в
пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский
стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт Петербурге).
Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).
7 класс
Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение
фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства
нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном
искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С.
Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов).
Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства»
(А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в
17 изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные
ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство
иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в
современных предметах декоративноприкладного искусства. Стилизация изображения животных.
18 №
п/п
Тема урока
1
Пространственные искусства.
Художественные материалы.
Раздел III. Тематическое планирование
Тема учебника
6 класс (35 ч.)
Колво
часов
Дата по плану
Дата по факту
Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
1
Семья пространственных
Изобразительное искусство.
искусств. Художественные материалы.
2 Жанры в изобразительном
искусстве.
Выразительные
возможности изобразительного
искусства. Язык и смысл.
Рисунок
изобразительного творчества.
Художественный образ.
основа
–
3
4
Жанры в изобразительном искусстве. (с. 138141).
Выразительные возможности изобразительного искусства.
Язык и смысл. (с.172173)
Рисунок – основа изобразительного творчества.
5
6
7
8
9
Стилевое единство. Линия,
пятно.
Ритм. Цвет.
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Основы цветоведения.
Цвет. Основы цветоведения.
Композиция.
Натюрморт.
Цвет в произведениях живописи.
Изображение предметного мира – натюрморт. (с.5861)
10 Понятие формы.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19 11
Геометрические тела: куб,
шар, цилиндр, конус, призма.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
12 Многообразие
окружающего мира.
форм
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
13 Изображение объема на
плоскости.
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
14 Освещение. Свет и тень.
Освещение. Свет и тень.
15 Натюрморт в графике.
Натюрморт в графике.
16 Цвет в натюрморте.
Цвет в натюрморте.
17 Пейзаж.
Пейзаж – большой мир. (с.148151)
18 Правила построения
перспективы. Воздушная
перспектива.
19 Пейзаж настроения.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
(с.146147)
Пейзаж настроения. Природа и художник. (с.152155)
20 Природа и художник.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
21 Пейзаж в живописи
художников –
импрессионистов (К. Моне, А.
Сислей).
Пейзаж настроения. Природа и художник.
22 Пейзаж в графике.
Пейзаж в графике.
23
Работа на пленэре.
24 Портрет.
Понимание смысла деятельности художника
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20 25 Конструкция головы человека и ее основные
пропорции.
26 Изображение головы человека в пространстве.
Конструкция головы человека и ее
основные пропорции.(с.102105)
Изображение головы человека в
пространстве.
27 Портрет в скульптуре.
Портрет в скульптуре.
28
Графический портретный рисунок
Графический портретный рисунок
29 Образные возможности освещения в портрете.
Образные возможности освещения в
портрете. (с.120121)
30
31
32
Роль цвета в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е.
Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов).
Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е.
Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов).
Великие портретисты прошлого.
Великие портретисты прошлого.
33 Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С.
ПетровВодкин, П.Д. Корин).
Портрет в изобразительном искусстве
XX века.
34 Итоговая комплексная работа.
35 Изображение фигуры человека и образ человека.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21 Приложение 1.
Пояснительная записка адаптированной рабочей программы
1.1. Общие цели учебного предмета, коррекционноразвивающие задачи предмета.
Адаптированная рабочая программа составлена с учётом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей детей с
ЗПР и предполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее образованию обучающихся, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения.
АОП ОО представляет собой адаптированный вариант основной образовательной программы общего образования (далее — ООП
ОО).
Требования к структуре АОП ОО и результатам ее освоения соответствуют федеральному государственному стандарту общего
образования.
Обязательным является систематическая специальная и психолого педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей,
детского коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие
эмоциональноличностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование
высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной
речи.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе
специальных методов и приемов, создание специальных условий.
Основными методическими принципами построения содержания учебного материала в классах для обучающихся с ЗПР является:
усиление роли практической направленности изучаемого материала,
опора на жизненный опыт ребенка,
соблюдение в определении объема изучаемого материала, принципа необходимости и достаточности,
введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности.
Коррекционная направленность урока
1. Создание для каждого ученика ситуации успеха, сравнение его с самим собой.
2. Формирование интереса к предмету, выработка положительной мотивации к учебной деятельности.
3. Включение в содержание учебного материала информации, способствующей повышению уровня общего интеллектуального развития детей.
4. Формирование навыков самоконтроля, самооценки.
22 5. Коррекция психических функций, направленная на развитие ученика, с опорой на материал урока.
6. Охрана психического, физического здоровья учащихся.
7. Развитие познавательной активности (использование продуктивных видов деятельности, включение потенциальных и творческих
возможностей ученика и др.).
8. Ликвидация пробелов в знаниях, пропедевтика усвоения нового материала.
9. Реализация принципов дифференцированного подхода и индивидуального обучения, исходя из результатов психологопедагогической
диагностики.
10.
11.
12.
13.
Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению предмета в школе.
Использование эффективных инновационных технологий.
Обеспечение эмоционального комфорта, в том числе через доверительные межличностные отношения.
Определение и отслеживание ЗУН на каждом уроке (в течение урока).
Контроль за динамикой успешности (неуспешности) ученика.
1.2. Психологопедагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению
образования без создания специальных условий
Категория обучающихся с ЗПР наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по
составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность
центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания,
психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон
выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от
умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные
недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и
др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени
выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной
деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной
моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
23 Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного
(как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и
дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и
относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и
аффективноповеденческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со
здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной
(психологомедикопедагогической) коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной
поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с
ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического
развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых
сверстников.
Дифференциация образовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией
этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов
ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК.
АООП ООО адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого
возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного
поведения, и признаки общей социальноэмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки
легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с
сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Но при этом
наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения
психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании
образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся
позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ограниченными возможностями, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
24 выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
обязательность непрерывности коррекционноразвивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и
в процессе индивидуальной работы;
раннее получение специальной помощи средствами образования;
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы
образовательной организации.
Приложение 2.
2.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации для обучающихся с ОВЗ включают:
• особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ;
• привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем,
шаблонов общего хода выполнения заданий);
• присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
• адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность
(пошаговость) выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в
медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
•
•
•
•
при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей
обучающихся с ОВЗ (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по
грамматическому и семантическому оформлению и др.);
при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка),
организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки),
направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
увеличение времени на выполнение заданий;
возможность организации короткого перерыва (1015 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
25 •
недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию
ребенка.
Цифровая оценка
Нормы для ЗПР
Отметка "5" ("отлично") ставится, если: отсутствие ошибок по текущему материалу; не более двух недочетов (три недочета
приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изображения, использование нерациональных приемов решения учебной задачи;
Отметка "4" ("хорошо") ставится, если: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса,
самостоятельность в выполнении рисунка, отражение своего отношения к предмету.
Отметка "3" ("удовлетворительно") достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной
работе; не более 4 ошибок или 9 недочетов по текущему учебному материалу; отдельные нарушения композиционного решения в материала;
неполнота рисунка.
Отметка "2" ("плохо") уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок недочетов по
текущему материалу; более 8 ошибок неполнота, нераскрытость рисунка, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных
положений.
26 Оценочные материалы.
Итоговая комплексная работа 6 класс.
Вариант 1
Приложение 3.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение зачетной работы по изобразительному искусству даётся 40 минут.
Работа состоит из 3х частей.
Часть А (основная) состоит из 12 заданий с выбором ответа.
Часть В (основная) состоит из двух заданий, одно из которых запись ответов, а другое – установление соответствия.
Часть С представляет собой практическую работу по созданию пейзажа.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить
сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы можете вернуться к пропущенным
заданиям.
Правильный ответ на каждое задание основной части А оценивается одним баллом. Задание основной части В1 оценивается 2 баллами, а
части В2 – 6 баллами. Дополнительная часть С оценивается пятью баллами. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания,
суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. От этого будет зависеть Ваша
отметка.
Баллы
Отметка
Часть А (В заданиях предполагается только один правильный ответ)
А1: Какой из этих видов искусств не относится к изобразительным?
От 23 до 25
5
Менее 10
2
От10 до 16
3
От 16 до 23
4
27 А) Скульптура Б) Дизайн В) Живопись Г) Графика
А 2: Основные цвета это –
А) цвета, которые есть в природе
Б) цвета, которые нельзя получить путём смешения красок
В) цвета, которые образуются путём смешения других цветов
А 3: Произведения какого вида искусства имеют трехмерный объём:
А) архитектура, Б)графика, В)скульптура, Г)живопись;
А 4: Жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению неодушевленных предметов, размещенных в единой среде и
объединенных в группу:
А) натюрморт, Б) пейзаж, В) портрет;
А 5: Светотень это:
А) отражение света от поверхности одного предмета в затенённой части другого;
Б) тень, уходящая в глубину;
В) способ передачи объёма предмета с помощью теней и света.
А 6: Правила и закономерности изображения предметов и объектов в пространстве.
А) конструкция Б) объем В) перспектива
А 7: Портрет художника или скульптора, выполненный им самим.
А) портрет Б) автопортрет В) скульптура
А 8: Разворот головы персонажа в «профиль» это:
А) вид спереди; Б) вид сбоку; В) вид полоборота.
А 9: Разновидностями какого жанра могут быть: городской, морской, сельский, индустриальный.
А) портрет Б) натюрморт В) пейзаж
А 10: Назовите имя художника.
Его картина «Впечатление. Восходящее солнце» дала название целому художественному направлению «импрессионизм». Он жил во Франции
(18401926). Писал преимущественно пейзажи, в которых стремился передать непрерывное изменение освещения. Краски и формы в его
картинах как бы вибрируют, почти растворяются.
В Эрмитаже хранятся его работы «Берег реки», «Поле маков» и другие.
А) Огюст Ренуар Б) Клод Моне В) Эдуард Мане
А 11: Вставь пропущенное слово в данное определение.
Портрет, пейзаж, натюрморт это ... изобразительного искусства.
28 А) Виды Б) Типы В) Жанры Г) Группы
А 12: Определите, какое из произведений относится к жанру портрета?
Б)
А)
Часть В. (При выполнении части В внимательно читайте условия выполнения заданий)
B 1: Сгруппируй материалы: глина, уголь, пастель, мрамор, металл, карандаш, гипс, сангина. Запишите в нужную строку
Материалы скульптуры:______________________________________________
Графические материалы:______________________________________________
B 2: Соотнесите имя великого портретиста с его произведением, вписав соответствующую букву напротив фамилии.
В)
Б)
В)
А)
1. И.Крамской
2. Рембрандт
3. И.Репин
29 4. Леонардо да Винчи
Г)
В 3:Заполните таблицу, определив, к каким видам изобразительного искусства относятся данные произведения.
1. Живопись
2. Графика
3. Скульптура
4. Архитектура
5. Декоративноприкладное
6. Дизайн
А)
Б)
В)
30 Г)
Ж)
К)
Д)
З)
Л)
Е)
И)
М)
31 Н)
О)
П)
Часть С
С 1: Выполните одно из трех заданий
1)Нарисуй пейзаж в графике. Озаглавь работу.
2) Попробуй создать свой натюрморт, чтобы он рассказал зрителю о тебе
3)Попробуй создать скульптурный портрет литературного героя (по желанию) При оценивании учитывается:
1) Выбор темы, общее настроение работы, ее название
2) Композиция
3) Наличие перспективы, пропорции
4) Проработка деталей
5) Использованная фактура (штрихи, линии, пятна)
Итоговая комплексная работа 6 класс
Вариант 2
Инструкция по выполнению работы
На выполнение зачетной работы по изобразительному искусству даётся 40 минут. Работа состоит из 3х частей.
Часть А (основная) состоит из 12 заданий с выбором ответа.
Часть В (основная) состоит из двух заданий, одно из которых запись ответов, а другое – установление соответствия. Часть С представляет
собой практическую работу по созданию пейзажа.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить
сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы можете вернуться к пропущенным
заданиям.
Правильный ответ на каждое задание основной части А оценивается одним баллом. Задание основной части В1 оценивается 2 баллами, а
32 От10 до 16
3
От 16 до 23
4
Менее 10
2
От 23 до 25
5
части В2 – 6 баллами. Дополнительная часть С оценивается пятью баллами. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания,
суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. От этого будет зависеть Ваша
отметка.
Баллы
Отметка
Часть А (В заданиях предполагается только один правильный ответ)
А1: Какой из этих видов искусств не относится к изобразительным?
А) Скульптура Б) Дизайн В) Живопись Г) Графика
А 2: Дополнительные цвета это –
А) цвета, которые есть в природе
Б) цвета, которые нельзя получить путём смешения красок
В) цвета, которые образуются путём смешения других цветов
А 3: Произведения какого вида искусства имеют трехмерный объём:
А) архитектура, Б)графика, В)скульптура, Г)живопись;
А 4: Жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению природы:
А) натюрморт, Б) пейзаж, В) портрет;
А 5: Светотень это:
А) отражение света от поверхности одного предмета в затенённой части другого;
Б) тень, уходящая в глубину;
В) способ передачи объёма предмета с помощью теней и света.
А 6:Строение предмета это.
А) конструкция Б) объем В) перспектива
А 7: Как называется вид, пейзажа с изображением моря.
А) лирический Б) марина В) эпический
А 8: Разворот головы персонажа в «профиль» это:
А) вид спереди; Б) вид сбоку; В) вид полоборота.
А 9: Разновидностями какого жанра могут быть батальный, мифологический:
А) портрет Б) исторический В) пейзаж
А 10: Назовите имя художника.
33 1877—1878
годах этот художник написал четыре портрета ЖанныСамари, каждый из которых и размерами, и композицией, и колоритом
существенно отличается от других. Жанна Самари до своего замужества жила недалеко от мастерской Ренуара на улице Фрошо и часто
приходила к нему позировать.
Этот портрет Жанны Самарисчитается одним из наиболее импрессионистических портретов во всём творчестве художника. Жанна,
одновременно улыбающаяся и задумчивая, изображена в изысканном зелёноголубом платье на розовом фоне. Актриса опирается
подбородком на левую руку, запястье которой обрамлено браслетом. Её рыжеватые волосы чуть разлетаются в разные стороны.
В Эрмитаже хранятся его картины «Девушка с веером», «В саду», «Дама в черном».
А) Огюст Ренуар Б) Клод Моне В) Эдуард Мане
А 11: Вставь пропущенное слово в данное определение.
Скульптура, живопись, графика это ... изобразительного искусства.
А) Виды Б) Типы В) Жанры Г) Группы
А 12: Определите, какое из произведений относится к жанру натюрморта?
Б)
А)
Часть В. (При выполнении части В внимательно читайте условия выполнения заданий)
B 1: Сгруппируй материалы: кисть, уголь, пастель, темпера, акварель, карандаш, холст, сангина. Запишите в нужную строку
Материалы живописи:______________________________________________
Графические материалы:______________________________________________
B 2: Соотнесите имя великого портретиста с его произведением, вписав соответствующую букву напротив фамилии.
А)
В)
34 Б)
В)
Г)
1. И.Крамской
2. Рембрандт
3. И.Репин
4. Леонардо да Винчи
В 3:Заполните таблицу, определив, к каким видам изобразительного искусства относятся данные произведения.
1. Живопись
2. Графика
3. Скульптура
4. Архитектура
5. Декоративноприкладное
6. Дизайн
35 А)
Г)
Ж)
Б)
Д)
З)
В)
Е)
И)
36 К)
Н)
Л)
О)
М)
П)
Часть С
С 1: Выполните одно из трех заданий
1)Нарисуй пейзаж в графике. Озаглавь работу.
2) Попробуй создать свой натюрморт, чтобы он рассказал зрителю о тебе
3)Попробуй создать скульптурный портрет литературного героя (по желанию) При оценивании учитывается:
1) Выбор темы, общее настроение работы, ее название
2) Композиция
3) Наличие перспективы, пропорции
4) Проработка деталей
5) Использованная фактура (штрихи, линии, пятна)
Назначение
Итоговая работа по изобразительному искусству проводится с целью:
Оценить достижение планируемых предметных результатов освоения обучающимися 6 класса тем: «Виды изобразительного искусства и
37 основы образного языка», «Мир наших вещей. Натюрморт», «Вглядываясь в человека. Портрет», «Человек и пространство в
изобразительном искусстве. Пейзаж»
Структура работы
Каждый вариант итоговой работы по изобразительному искусству для 6 класса состоит из 3 частей и включает в себя 16 заданий,
различающихся формой и уровнем сложности.
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
№
1 Основная часть А
2 Основная часть В
3 дополнительная часть С
итого
Части работы
Количество заданий
максимальныйбалл
Тип задания
12
3
1
16
12
16
5
33
С выбором ответа
С кратким ответом
с установлением соответствия
Творческое задание
Таблица №3 Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий
базовый
повышенный
итого
Время выполнения варианта работы
На выполнение итоговой работы отводится 4045 минут.
Количество заданий
12
4
16
Максимальный балл
12
21
33
Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом
За каждый верный ответ при выполнении заданий с выбором ответа основной части А учащийся получает 1 балл. Максимальный балл за
выполнение задания части А – 12 баллов
Оценка выполнения задания с кратким ответом (часть В) зависит от правильного распределения материалов (4 балла), правильного
соответствия (4 балла) и правильного определения видов ИЗО (за каждый правильный вид – 0,5 баллов, итого – 8). Максимальный балл за
выполнение задания части В – 16 баллов
Задание части С творческого характера (выбор одного варианта из трех) определяется экспертным путем и оценивается по пяти критериям:
1.
Выбор темы, общее настроение работы, ее название
38 Композиция
Наличие перспективы, пропорции
Проработка деталей
Использованная фактура (штрихи, линии, пятна)
2.
3.
4.
5.
Максимальный балл за выполнение задания части С составляет 5 баллов.
Выполнение учащимися работы в целом определяется суммарным баллом, полученным ими по результатам выполнения всех заданий работы.
Максимальный балл за выполнение всей работы – 33 балла, за задания базового уровня сложности – 12 баллов, повышенного уровня – 21 балл.
баллы
отметка
От 30 до 33
5
Менее 10
2
От 11 до 23
3
От 23 до 29
4
I вариант
Ключ к тестовой работе.
№
задания
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
А8
А9
А10
А11
А12
Б
Б
В
А
В
В
Б
Б
В
Б
В
А
II вариант
Б
В
В
Б
В
А
Б
Б
Б
А
А
В
39 Б1
Б2
Б3
1.Глина, мрамор, металл, гипс 2.уголь, пастель, карандаш, сангина
А4Б3В1Г2
АИН
1.
БД
2.
ГЗ
3.
4.
ЖО
ВЕЛМ
5.
6.
КП
1.Кисть, темпера, акварель, холст. 2.уголь, пастель, карандаш, сангина
А5Б3В4Г2Д1
1. АИН
2.
3.
4.
5.
6.
БД
ГЗ
ЖО
ВЕЛМ
КП
40 Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса.
1) А.С. Питерских, Г.Е. Гуров «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека» 6 класс. – М.: Просвещение, 2016. – 159 с.
2) Журналы с репродукциями русских художников Левитан, Врубель
3) Книги музей Рафаэль, Леонардо да Винчи.
Приложение №4
41
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (6 - 8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.