Адресаты любовной лирики Ф.Тютчева. "О, как убийственно мы любим"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Адресаты любовной лирики Ф.Тютчева. "О, как убийственно мы любим" Цели урока: 1. Познакомить с любовной лирикой Ф.Тютчева. 2. Обучение анализу стихотворений. 3. Обучение сравнительному анализу. 4. Воспитание достойного слушателя, умеющего ценить прекрасное. Формы работы: чтение наизусть стихотворений, выступление учеников с биографическими сведениями, анализирование и обсуждение стихотворений.Обстоятельства личной жизни Тютчева содействовали развитию этой линии его творчества. Тютчев был человек бурных чувств и страстей. Уже ранние его стихотворения, посвященные любви, поражают силой и откровенностью выражения страсти.
Иконка файла материала Адресаты любовной лирики Ф.Тютчева.doc
Адресаты любовной лирики Ф.Тютчева. "О, как убийственно мы любим" Цели урока: 1. Познакомить с любовной лирикой Ф.Тютчева. 2. Обучение анализу стихотворений. 3. Обучение сравнительному анализу. 4. Воспитание достойного слушателя, умеющего ценить прекрасное. Формы работы: чтение наизусть стихотворений, выступление учеников с биографическими сведениями,  анализирование и обсуждение стихотворений. Ход урока 1. Организационный момент 2. Объявление темы урока Сегодня на уроке мы с вами обратимся к любовной лирике Ф.Тютчева. (Слайд №1) Эпиграфом к уроку являются слова: «Как убийственно мы любим». Действительно, любовь для Тютчева – это  убийство, это самоотдача, жертвенность души. (Слайд №2) Поэзия Федора Ивановича Тютчева (1803–1873) определялась исследователями как философская лирика. Обстоятельства личной жизни Тютчева содействовали развитию этой линии его творчества. Тютчев был  человек бурных чувств и страстей. Уже ранние его стихотворения, посвященные любви, поражают силой и  откровенностью выражения страсти. Уже в раннем стихотворении «К N.N.» (1830) лирический герой наблюдает любимую женщину, пытается на  основании ее поступков заключить о ее чувствах, ее характере и, удивляясь этому характеру, размышляет о  причинах формирования его свойств: Благодаря и людям и судьбе,  Ты тайным радостям узнала цену,  Узнала свет: он ставит нам в измену  Все радости… Измена льстит тебе. (Слайд №3) ­ Прочитайте раннее любовное стихотворение Ф.Тютчева. ­ О чем пишет поэт? (О взоре женщины.) ­ Что придаёт взгляду женщины неотразимую силу? (Страсть.) Для страстных стихотворений, какими являются произведения Тютчева, нужна муза. Мюнхенский период – пора и сердечных увлечений, первой любви Тютчева. Вскоре после приезда в столицу Баварии Тютчев влюбился в совсем ещё юную (14 лет) графиню Амалию фон  Лерхенфельд. (Слайд №4) Сообщение ученикаАмалия была одарена редкостной, уникальной красотой. Ею восхищались позднее такие разные люди, как Гейне (он назвал ее «Божественной Амалией», «сестрой» Венеры Медицейской), Пушкин, Бенкендорф, Николай I.  Баварский король Людвиг I заказал портрет Амалии для собираемой им галереи европейских красавиц. До нас дошли неясные сведения о драматических перипетиях начала 1825 года, когда Тютчев едва не оказался  участником дуэли (неизвестно с кем, но явно в связи со своей любовью к Амалии) и должен был уехать из  Мюнхена (в мае 1825 года), уволившись в отпуск. За время отсутствия Тютчева Амалия обвенчалась с его сослуживцем, бароном А. С. Крюднером (иногда пишут  Крюднер), который тогда же стал понимая, что Амалия Максимилиановна, симпатизируя ему, стремилась к  богатому и знатному замужеству, Тютчев все же был потрясен, узнав о ее браке. Возможно, что Теодор (имя  Тютчева на немецкий манер) просил руки Амалии, но был резко отвергнут ее родней, категорически не  принявшей чувств самой молодой женщины, которая, как утверждают некоторые источники, из­за этого даже  «выплакала все слезы». Он долго не мог забыть свою первую любовь, ее «милый взор, невинной страсти полный»; будучи уже женатым,  более чем через 10 лет знакомства с ней, он написал «Я помню время золотое...», посвященное Амалии. (Слайд №5 с чтением стихотворения артистом.) ­ Как вы думаете, почему эти стихи легли в основу романса? ­ Объясните эпитет в начале стихотворения. (Время золотое.) ­ Опишите образ прекрасной девушки. (Младая фея, плечи юные, с весёлостью беспечной.) ­ На фоне чего состоялось романтическое свидание? ­ Природа является фоном или противопоставляется описываемым событиям? Сообщение ученика А спустя почти 40 лет, случайно встретившись с ней (в июле 1870 года, когда она была уже во втором браке за  графом Н. В. Адлербергом), находясь на лечении в Карлсбаде (ныне Карловы Вары), откликнулся на эту встречу  прекрасным стихотворением­воспоминанием, хорошо известным, однако, не по названию «К. Б.», которое  биографы Тютчева расшифровали как «Крюднер. Баронессе», а по первой строчке «Я встретил вас – и все  былое...»: (слайд №6 с прослушиванием романса в исполнении Олега Погудина). Комментарий учителя. 3. Обучение анализу стихотворений Стихотворение очень интимное, и поэт в нём рассказывает про то, как воспоминания о прошлом, вызванные  новой встречей, оживили его душу, заставили его чувствовать, переживать, любить. В стихотворении он  раскрывает свои самые искренние чувства и показывает читателю, как сильно может любить человек. ­ Какое время вспоминает поэт? Чувствуете связь с предыдущим стихотворением? ­ Почему время золотое? Комментарий учителя Говоря о золотом цвете некоторого времени, Тютчев выражает среду, смогшую растопить лёд в сердце поэта и  заставившего его испытать чувство любви, что выражается и в словах автора: «я», «вас», «я», «вас» – человек  не знает, как выразить свою любовь. Сравнительный анализ со стихотворением Пушкина. (Слайд №7, 8) Работа с таблицей. ­ Выделите критерии сравнения. ­ Какие выводы можете сделать? Сообщение ученика Однако все, кто знал о любви поэта к Амалии, были несказанно изумлены, когда буквально через 2 месяца, 21  февраля 1826 года, Тютчев тайно обвенчался с Эмилией Элеонорой Петерсон, урожденной графиней Ботмер(род Ботмеров принадлежал к наиболее старинным аристократическим родам Баварии), старше его на 4 года,  недавно овдовевшей (была замужем за русским дипломатом Александром Петерсоном, умершим в 1825 году),  матерью четырех сыновей в возрасте от одного до семи лет (Карла, Оттона, Александра и Альфреда). Еще и  через два года многие в Мюнхене, по свидетельству Генриха Гейне, не знали об этой свадьбе (юридический  брак Федора Тютчева с Элеонорой Петерсон состоялся лишь 27 января 1829 года). Такой странный и поспешный поступок объясняли тем, что Тютчев действовал необдуманно, лихорадочно,  стараясь избавиться от страданий, причиненных замужеством Амалии... (Слайд №9) Может быть, это было так, но правда и то, что вскоре он сумел полюбить Элеонору и оценить ее скромное  достоинство; она стала для Тютчева другом и, как всегда, когда он любил, – источником вдохновения. О красоте и женственности Элеоноры Федоровны Тютчевой свидетельствуют ее портреты. А о её бескорыстной любви говорят следующие строки: (Слайд №10) (Слайд №11) (Слайд № 12) Подготовленный ученик читает стихотворение. ­ Чем была для Тютчева любовь его первой жены? (Лучом солнца, благодатью, чем­то возвышенным и светлым.) Сообщение ученика Однажды на балу, произошла первая встреча поэта с будущей второй женой, баронессой Эрнестиной  Дёрнберг .Многое осталось скрытым в истории отношений Федора Ивановича Тютчева с Эрнестиной Дёрнберг.  Однако дошедшие до нас письменные намеки и отголоски, отрывки из дневников и фрагменты некоторых  стихотворений свидетельствуют о том, что это не было чуждое «взрывам страстей» увлечение, подобное любви­ дружбе к «прекрасной Амалии». Нет, это была та самая «роковая страсть», которая, по словам самого Тютчева,  «потрясает существование и в конце концов губит его». (Слайд № 13) В Эрнестине поэт нашел, помимо красоты, ума, блестящей образованности, глубокую духовную близость. Она  совершенно затмевала милую и обаятельную, по общему признанию, но неяркую Элеонору... Есть основания думать, что весной 1836 года роман Тютчева получил некоторую огласку. В явной связи с этим  Элеонора Федоровна даже пыталась покончить с собой. Полюбив, Тютчев уже не умел, не мог разлюбить. Любимая женщина являла для него как бы полнозвучное  воплощение целого мира – неповторимое, но все же несущее в себе именно все богатство мира, воплощение. Тютчев был сердечно привязан к жене, с которой прожил вместе уже более 10 лет и которая стала матерью  трех его дочерей. Многое выпало на долю Элеоноры: катастрофа, лишения. Переутомление, глубокое нервное  потрясение, от которого Элеонора Федоровна так и не смогла оправиться, и сильная простуда сломили ее и без  того хрупкое здоровье. 27 августа (9 сентября) 1838 года она умерла, по словам Тютчева – в жесточайших  страданиях. Смерть жены страшно потрясла поэта. В одну ночь он поседел у ее гроба... (Слайд № 14 стихотворение читается под музыкальное сопровождение «Лунной сонаты»Л.В.Бетховена) Слово учителя Если бы не «мюнхенская любовь» к Эрнестине Дёрнберг, которой за несколько месяцев до того поэт сказал  «последнее прости», он, возможно, и не вынес бы тяжести понесенной им утраты. Любить и заставлять страдать ­ удел Тютчева. Осознание этого тяготило его, ужасало. В такие минуты Тютчев­ поэт как бы отторгался от Тютчева­человека. Как­то он застал Эрнестину сидящей на полу, с глазами, полными слёз. Вокруг были разбросаны письма,  которые они писали друг другу. Машинально брала их в руки и так же машинально бросала их в камин... ­ Чтение стихотворения «Она сидела на полу...» (читает учитель).Анализ стихотворения «Она сидела на полу...». Вопросы уч­ся: 1) Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? 2) Какова композиция данного стихотворения? В презентации стихотворение разбито на 2 части, озаглавьте их. Запишите свои наблюдения. В презентации также выделены изобразительные средства, на которые нужно обратить внимание. (Слайд №15) Через некоторое время (слайд № 16) письменные работы читаются вслух. Были письма, которые не сразу находили своего адресата. Сообщение учителя. И в то же время письма поэта, остававшегося в Петербурге, к жене в Овстуг показывают, насколько по­ прежнему болезненно он переносил разлуку с ней. «...Нет в мире существа умнее тебя, – пишет он ей однажды. – Мне не с кем больше поговорить. Мне, говорящему со всеми». Но, быть может, одним из самых знаменательных и задушевных признаний из когда­либо сделанных поэтом являются стихи, написанные им весной 1851 года:  (слайд №17 читает ученик) Тютчев вложил листок бумаги с этими строчками в альбом­гербарий, принадлежавший жене. Не замеченные ею, стихи много лет пролежали между страницами альбома и лишь в 1875 году, почти через четверть века после их  написания и через два года после смерти их автора, были случайно обнаружены той, к которой они относились... (Слайд №18 читает ученик) Сообщение ученика Роман Тютчева с Еленой Денисьевой стал самым сильным в его жизни. Они встретились, когда ей было – 24,  ему – 47... и развивался пугающе стремительно! (Слайд №19) Через полтора десятилетия Тютчев напишет: Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло С того блаженно­рокового дня, Как душу всю она свою вдохнула, Как всю себя перелила в меня... Федор Иванович снял недалеко от Смольного квартиру с видом на Неву, где они встречались. Долгое время  никто ни о чем не догадывался. Но вскоре Елена забеременела. Это ли не позор для Института благородных девиц! Отношения Тютчева и  Денисьевой вылились в светский скандал. Жестокие обвинения пали на женщину, которая ради любимого  человека пренебрегла и честью, и будущим. Скандал разгорелся в марте 1851 года, почти перед самым  выпуском и придворными назначениями. Теперь перед нею навсегда закрылись двери домов, где прежде она  была желанной гостьей. Отец ее проклял. От полного отчаяния ее спасала только ее Любовь и привязанность к  Тютчеву. Она прощала ему абсолютно все: частые отлучки, постоянную жизнь на две семьи. Об этой любви следующее стихотворение (слайд № 20 читает ученик под музыкальное сопровождение вальса  Доги из фильма «Мой ласковый и нежный зверь».) Слово учителя. Что же это за любовь? (слайд №21) Любовь в Денисьевском цикле – любовь роковая, но все дело в том, что у Тютчева грозную роковую силу несут сами герои.   (Слайд № 22 чтение стихотворения «Весь день она лежала в забытьи»,читает учитель в сопровождении мелодии Р. Клайдермана «К Элизе»). Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи...» ­ последнее из произведений  «Денисьевского цикла». Наверное, никто из русских поэтов, кроме Тютчева, не сумел с такой трагической силой'передать чувства, вызванные утратой любимой. Стихотворение посвящено воспоминаниям о последних часах  жизни Е.А. Денисьевой. Смерть любимого человека, подарившего ему последнее блаженство любви, убила в  нём даже желание жить, и последние 9 лет он просуществовал под постоянным нестерпимым гнётом  мучительного позднего раскаяния. 4. Итог урока Урок я хочу закончить словами Ф.Тютчева (слайд №23): «Жизни блаженство в одной лишь любви». В момент  написания этих строк поэту было 67 лет. И эта фраза в устах человека, много пережившего, познавшего  «радость и горе в живом упоенье», звучит как откровение. «Жизни блаженство в одной лишь любви...» 5. Домашнее задание. Выучить наизусть понравившееся стихотворение, подробно его проанализировать.

Посмотрите также