Адыгейская сказка «Девочка-птичка» 3 класс
Оценка 4.8

Адыгейская сказка «Девочка-птичка» 3 класс

Оценка 4.8
Документация +3
docx
русская литература
3 кл
04.03.2019
Адыгейская сказка «Девочка-птичка» 3 класс
Класс: 3 Тема урока: «Адыгейская сказка «Девочка-птичка»» Тип урока: Открытие новых знаний Цель: Изучить произведение «Девочка-птичка» Задачи: Образовательные: • Изучить новые термины, которые использованы в тексте; • Формирование навыка выявления идеи произведения; • Формировать навык грамотного чтения. Развивающие: • формировать учебно - познавательный интерес к учебному материалу; • развивать логическое мышление, смысловую память, речь, воображение. • Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал; • Формировать умение анализировать собственную работу. Воспитательные: • Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе; • Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество;
04.03 Литература 2 урок.docx
Дата: 04.03.19 Класс: 3 Тема урока: «Адыгейская сказка «Девочка­птичка»» Тип урока: Открытие новых знаний Цель: Изучить произведение «Девочка­птичка»  Задачи: Образовательные:    Изучить новые термины, которые использованы в тексте;  Формирование навыка выявления идеи произведения;   Формировать навык грамотного чтения. Развивающие: • • • • формировать учебно ­ познавательный интерес к учебному материалу;  развивать логическое мышление, смысловую память, речь, воображение.  Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал;  Формировать умение анализировать собственную работу. Воспитательные: • • Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе; Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество; Планируемый результат обучения и формирование УУД: Личностные УУД:   иметь представление о богатых возможностях литературного чтения;  иметь представление о способах выразительной речи. Метапредметные: Познавательные УУД:   читать и понимать указанный учебный текст;     составлять вопросы на определённую тему. замечать слова выражения; задавать вопрос;  Коммуникативные УУД:   участвовать в беседе, в совместной деятельности (парах);   оказывать взаимопомощь;   создавать письменные тексты, высказывания разных видов (устные и письменные). Регулятивные УУД:   понимать, принимать и сохранять учебную задачу;   планировать в сотрудничестве с учителем, одноклассниками, а также самостоятельно свою деятельность;   оценивать свои действия и полученные результаты. Этап урока 1. Организацион Проверка готовности к уроку. Деятельность учителя Деятельность ученика Проверка готовности к уроку. УУД Регулятивные  Ход урока ный этап 2. Актуализация знаний.   ­ Сейчас у нас с вами урок литературного  чтения. ­ Сейчас, я прочитаю вам стихотворение,  называется оно «Российская семья»,  внимательно слушайте его. Живут в России разные народы с давних пор. Одним тайга по нраву, Другим – степной простор. У каждого народа язык свой и наряд. Один папаху носит, Другой надел халат. Одним милее осень, Другим – милей весна, А Родина – Россия У нас у всех одна! Слушают стихотворение. Папаха* ­ мужской головной убор из овчины,  чаще носили казаки и на Кавказе. ­ О чём это стихотворение? ­ Почему это стихотворение так называется? ­ Какие народы проживают на территории  России? ­ О России. О народах. ­ Потому что в России проживает  много разных народов. ­ Русские, татары, башкиры,  украинцы, чуваши, армяне, мордва,  казахи, удмурты, белорусы, якуты,  буряты, узбеки, немцы, УУД:  организовать  рабочее место под руководством  учителя;  Познавательные  УУД: Самостоятельно  выделять и  формулировать  познавательные  задачи; с помощью деятельностного  метода  исследования  исследовать  табличные случаи  умножения  однозначных  чисел. Коммуникативные УУД: развивать умение  использовать речь  для решения  примеров и задач,  задавать вопросы. 1. Целеполагани е Россия – многонациональная страна. У каждого народа своя культура, обычаи. ­ Прослушав стихотворение, что связывает эти  народы друг с другом?  Есть на Северном Кавказе такая республика –  Адыгея. Это удивительный и сказочный мир,  где воедино переплелись неповторимая  природная красота, легенды седой старины и  яркая колоритная культура. В особенности, у  народа Адыгеи очень интересное устное  народное творчество. ­ Вы знаете, что такое устное народное  творчество? Почему оно получило такое название? (Уста – раньше так называли «губы», «рот») Какие жанры устного народного творчества вам известны? (Сказки)  Регулятивные  УУД:  Прогнозировать  результат решения практической  учебной задачи,  оценивать по  критериям.  Познавательные  УУД: Развивать  умение  анализировать и  обобщать. Регулятивные  УУД: Определять  тему урока,  ставить цель  разбивать задачи. ­ Что родина у нас у всех одна. ­ Устное народное творчество  появилось очень давно, его создал  народ, когда у людей возникло  желание делиться друг с другом  своими мыслями, чувствами и  мечтами  ­ Творчество, передаваемое из уст в уста, через речь, из поколения в  поколение ­ Народные сказки, скороговорки,  поговорки, загадки. ­ Сказки. Адыгейские сказки. 2. Открытие  новых знаний. ­ А кто­нибудь догадался, что мы с вами  сегодня будем изучать? Открываем учебник на странице  Изучим с вами Адыгейскую сказку под  названием «Девочка­птичка» ­ Как вы думаете, о чём будет сказка? ­ Это мы с вами сейчас и проверим. Чтение по абзацам, предложениям. По цепочке. Работа с текстом (Объяснение слов) 3. Физминутка Птичка улетела вправо (поворот вправо) Птичка улетела влево (поворот влево) И на землю вдруг присела(на корточки  присели) И снова полетела вверх (тянемся на носочках) 4. Закрепление  полученных  знаний 1) По каким чертам этого литературного  произведения можно определить, что это  сказка? 2) Кто является главными героями этой сказки? 4) Как жила семья Туцука и Кули? Какие слова  из текста говорят об этом? Найдите в тексте. Познавательные  УУД: Самостоятельно  выделять и  формулировать  познавательные  задачи;   Регулятивные  УУД: выделение и осознание  обучающимися  того, что уже  усвоено. ­ О девочке, которая стала птицей. ­ Происходит то, чего не  существует. ­ Мальчик Туцук и девочка Куля. ­ Жили они бедно. Мать за какую  только работу не бралась, что  только не делала, чтобы своих  ребятишек прокормить, вырастить.  Днём она служила по дальним  усадьбам у богатых людей, а  вечером, возвращаясь после трудов, по пути сворачивала с тропинки в лес. Там для своего очага она  собирала хворост, разыскивала для  Кули и Туцука даровые лакомства  — дикие сочные груши, кисленькие  яблоки, терпкую, алую калину. ­ Пропала мама. ­ Туцук встревожился, Куля  испугалась. ­ Туцук. Нет, он вернулся без мамы. ­ Она заплутала в лесу. ­ Мамин лес. ­ Что девочка превратилась в  птицу. ­ грустная. Личностные УУД: рефлексия  способов и  условий действия,  контроль и оценка процесса  результатов  деятельности. 5) Что однажды случилось в этой семье? 6) Как вели себя дети? Какие слова в тексте  подчеркивают, что дети сильно переживали? 7) Кто первым отправился на поиски мамы?  Увенчались ли они успехом? 8) Как получилось так, что Куля превратилась  в птичку?  9) Как теперь местные жители называют густые  чащи?  – Что в этой сказке показалось вам необычным? – Каким словом можно выразить настроение  этой сказки: тоскливая, грустная, печальная,  скучная, унылая? ­ Можно ли придумать другой конец этой  сказке, счастливый? Есть варианты у кого­ нибудь? «Хорошим людям должно быть и в сказке в  конце концов хорошо.»  5. Итог.  Рефлексия. 6. Домашнее  задание. — Тиви­и… Вернись, Туцук! Вернись! — очень явственно, очень тревожно и нежно раздается в горных лесах голосок небольшой птички. Явственно – чётко, отчётливо А здешние селяне говорят, что эта птичка была когда­то совсем не птичкой, а маленькой девочкой. И всё случилось вот как. Было у одной женщины двое ребятишек­малолегок. Сынишка и дочурка. Мальчика звали — Туцук, девочку — Куля. Очень они  любили мать, а мать в них души не чаяла. Значение имени Акулина: это имя для девочки означает «орлиная», «как орлица».   Жили они бедно. Мать за какую только работу не бралась, что только не делала, чтобы своих ребятишек прокормить, вырастить. Днём она служила по дальним усадьбам у богатых людей, а вечером, возвращаясь после трудов, по пути сворачивала с тропинки  в лес. Там для своего очага она собирала хворост, разыскивала для Кули и Туцука даровые лакомства — дикие сочные груши,  кисленькие яблоки, терпкую, алую калину. Хворост – опавшие ветви деревьев. Ну а дома, пока малыши угощаются немудрёными гостинцами лесными, мать разводила в очаге огонь и заваривала горшочек  ароматной кукурузной каши. В общем, и при такой бедности все бы ничего, так бы вот они и жили себе да жили, но однажды Куля и Туцук ждут мать с  работы, а её — нет. На дворе завечерело, смеркаться стало, а матери — нет. Звёзды мигают на небе, на дворе и в доме темь­распротемь, а её все нет и нет. Встревожился Туцук не на шутку. Он ведь чуть постарше был, он говорит Куле: — Наверное, мама опять свернула по дрова в лес, да зашла не в ту сторону и заплутала… Испугалась Куля, прижалась к братику: — Ты что? Ты что? Может быть, мама вернётся, когда наступит утро? Стали они ждать, когда наступит утро. А утро наступать не спешит. А в тёмном дому от остылого очага, от холодной золы нежилым духом пахнет, — издрожались ребятишки от этой сумрачной  тишины, от страха, от голода, от неизвестности. Нежилой – необитаемый, неживой. Наконец забрезжило утро. Наконец зарделась заря, но долгожданных шагов всё равно не слыхать. Забрезжило ­ появилось Матери не слышно и не видно, хотя ребятишки и вышли за ограду, за калитку, — смотрят на извилистую от леса к их дому  тропинку. Смотрели, смотрели — Туцук вздохнул, говорит: — Побегу, Куля, искать я маму сам… — Ой, не беги, пожалуйста, не беги! — заплакала Куля. — Ты тоже в лесу заплутаешь! Но Туцук как сказал, так и сделал. Побежал он через утренний туман к лесу, только белая его рубашонка замелькала на  тропинке. А потом не стало видно в тумане и этого белого пятнышка. Куля стоит у калитки, плачет одна. Плакала она, плакала, очень долго заливалась, и вот сквозь слёзы видит — Туцук плетётся обратно. — Нигде, — говорит, — я нашей мамы разыскать не мог. Не пришла ли она без меня сама? — Не пришла… — отвечает Куля и просит опять — Ты тоже не уходи больше! Я одна без тебя боюсь, я одна пропаду. — Не пропадёшь… Потерпи… — говорит Туцук. — Маму искать надо всё равно. Я вот попью холодной водички, да и побегу  снова. И он попил водички, чуть­чуть отдохнул, и не успела Куля его остановить, вновь побежал к лесу. Тут Куля не вытерпела, бросилась за ним. Но она — совсем маленькая. Ножки у неё заплетаются, на каменистой тропинке оступаются, — она лишь голосишком своим  пробует до братика докричаться: — Вернись, Туцук, вернись! Да не услышал сестрёнку Туцук, скрылся в глухой чаще. А тут и опять вечер наступил. Мечется Куля из стороны в сторону по непролазным дебрям, всё кричит: Дебри ­ Места, заросшие непроходимым лесом. — Вернись, Туцук! Вернись, Туцук! Кричала, кричала, за коренья лесные в потёмках запнулась — упала. Встать силы больше нет. Так прямо на земле, на траве, на  сырой росе и уснула. Потёмки ­ темнота А когда вслед за утренним солнышком в листве деревьев засвистели птицы, когда Куля пробудилась, то увидела, что и сама  вдруг стала, видно от горького горя, маленькой птичкой. От прежней девочки у неё лишь только и остался что нежный, тонкий  голосок. «Ладно, что хоть он не исчез!» — подумала Куля­птичка. Вспорхнула на ветку дуба и давай опять звать: — Тиви­и… Тиви­и… Вернись, братец Туцук, вернись! Так она и летает с ветки на ветку, с дерева на дерево, с кустика на кустик, — всё кличет своего братца. Она зовёт и зовёт, а здешние — дальние и ближние — люди, наконец, всё о ней да о Туцуке, да о их матери как­то прознали. И  вот теперь густые чащи, куда ведёт тропинка, называют не иначе как Нане­имез, то есть Мамин лес. А ещё люди, особенно пожилые, говорят: — Грустный это случай… Очень грустный… Да ведь девочке­птичке и теперь так хочется разыскать братца, а братцу так  хочется разыскать маму, что они всё равно, долго ли, скоро ли, а друг друга все трое найдут! И тогда их грустные слёзы  сменятся слезами радости. И они вернутся домой такими, какими были… А иначе для чего и вспоминать этот горький случай,  для чего из одного случая делать целую сказку? Хорошим людям должно быть и в сказке в конце концов хорошо.

Адыгейская сказка «Девочка-птичка» 3 класс

Адыгейская сказка «Девочка-птичка» 3 класс

Адыгейская сказка «Девочка-птичка» 3 класс

Адыгейская сказка «Девочка-птичка» 3 класс

Адыгейская сказка «Девочка-птичка» 3 класс

Адыгейская сказка «Девочка-птичка» 3 класс

Адыгейская сказка «Девочка-птичка» 3 класс

Адыгейская сказка «Девочка-птичка» 3 класс

Адыгейская сказка «Девочка-птичка» 3 класс

Адыгейская сказка «Девочка-птичка» 3 класс

Адыгейская сказка «Девочка-птичка» 3 класс

Адыгейская сказка «Девочка-птичка» 3 класс

Адыгейская сказка «Девочка-птичка» 3 класс

Адыгейская сказка «Девочка-птичка» 3 класс

Адыгейская сказка «Девочка-птичка» 3 класс

Адыгейская сказка «Девочка-птичка» 3 класс

Адыгейская сказка «Девочка-птичка» 3 класс

Адыгейская сказка «Девочка-птичка» 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2019