«Адыл Якубов. Рассказ «Мороженое».
Оценка 4.7

«Адыл Якубов. Рассказ «Мороженое».

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
11.08.2023
«Адыл  Якубов. Рассказ  «Мороженое».
Новые учебники литературы для русскоязычных школ порадовали нас нестандартным подходом к подбору произведений для детального изучения в 6х – 7х классах. Тексты известных и не совсем известных авторов, отражают реалии современного мира, более понятны подросткам, написаны современным языком и в современном стиле. Идейный посыл многих произведений заставляет задуматься юное поколение над недалёким прошлым нашей страны и народа, примерить на себя отображаемую проблему и ответить на главный вопрос: «Как бы я поступил данной сложной ситуации?» Одним из таких произведений является рассказ Адыла Якубова «Мороженое», предлагаемое шестиклассникам.
Мороженое разработка урока.docx

           Новые учебники  литературы для русскоязычных школ порадовали  нас нестандартным  подходом   к  подбору   произведений для детального   изучения в 6х – 7х классах. Тексты известных и  не  совсем   известных авторов, отражают  реалии  современного   мира, более понятны  подросткам, написаны современным   языком   и в  современном  стиле. Идейный посыл многих произведений  заставляет задуматься юное  поколение над недалёким   прошлым нашей  страны   и   народа, примерить на   себя отображаемую проблему  и   ответить  на   главный вопрос: «Как   бы я поступил данной сложной ситуации?»

             Одним из таких   произведений   является рассказ Адыла  Якубова «Мороженое», предлагаемое   шестиклассникам.     

Разработка  урока  литературы для 6  класса

 (по  новому   учебнику)  на  тему:

«Адыл  Якубов. Рассказ  «Мороженое».

 

Цели  урока:  образовательная:  познакомить учащихся  с личностью и  творчеством  Адыла  Якубова;

                           развивающая:   умение   анализировать  отдельные эпизоды  произведения, определять их роль в тексте, развитие   связной  речи;

                           воспитательная:  воспитывать  у  учащихся  высокие  нравственные   качества, чувства  справедливости  и сострадания.

Тип  урока:  изучение   нового  материала.

Оборудование: слайдовая презентация  о жизни  и  творчестве  Адыла Якубова, портрет  писателя, текст  рассказа  «Мороженое».

Эпиграф   к  уроку (записан  на  доске):

Скругленный прямоугольник:             «Мир, который  украдёт  у меня спустя  годы  детскую чистоту  и светлую, пропитанную искренней  верой    наивность, сделает  меня  жёстче, суше, официальнее».
                                       Михаил  Чижов. Роман  «В  знакомых улицах».


 

 

 


                                              Ход  урока.

      I.            Организационный  момент.

   II.            Проверка   домашнего   задания.

III.            Вступительное  слово  учителя:

- Сегодня  мы  с  вами познакомимся с   ещё одним именем  в узбекской   литературе.  Это  Адыл  Якубов, писатель   и   драматург.  Широко  известны  его  рассказы  и очерки, публицистические  статьи, пьесы  и  новеллы, повести   и романы.  Особенно  ярко талант  писателя   проявился в жанрах повести   и романа.

    Адыл  Якубов продолжил  традиции узбекских писателей-классиков:  Абдуллы  Каххара, Айбека, Гафура  Гуляма и   других -  и  по-своему развил  тематику   их    произведений.

IV.            Введение   и   активизация нового  материала

           Просмотр  слайдовой  презентации  о  жизни  и творчестве   Адыла  Якубова.

Учитель:

- Ребята, предлагаю вашему  вниманию рассказ  Адыла  Якубова «Мороженое»  («Музкаймок»).  Но  сначала    хочу  спросить, какие   ассоциации возникли  у  вас  при  слове «мороженое»?

Составление    кластера  на   доске.  

 

эскимо

 
 

 


              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


- А  теперь  давайте вместе  прочитаем  рассказ  и сделаем  вывод,  есть   ли  что-то  общее  между  нашим  кластером   и   сюжетом  этого  произведения.

 

Чтение  вслух учителем  рассказа  «Мороженое».  Используется  метод «Чтение   с  остановками»

 

Первый отрывок (от  слов «В  тот  день, когда  на  нашу семью обрушилась беда…»  до начала второго)

Ø Почему  автор, вспоминая  тот  день, называет   его  «злосчастным»?

Ø Что  нам  известно  о  семье  мальчика?  Каким   был  его отец?

Ø Почему   отец  вдруг  решил  купить  сыну  мороженое?

Ø Как  вы   думаете, зачем  мальчик (автор)   рассказывает   нам   историю с графином?

Ø На что  надеялся отец  во  время  обыска?  Что  он  постоянно  повторял?

Ø Как   вы  понимаете   выражение  отца мальчика  «душа  горит»?

Ø Какие  чувства  боролись  в  мальчике  во  время   обыска?

Ø Как   вы   думаете, что  случится   потом?

Второй отрывок (От  слов  «…Прошло    несколько  месяцев…» до начала   третьего)

Ø Почему  наш  герой   постарался  затеряться  в толпе  при  виде  своего  соседа   -  секретаря  комитета  молодёжи  города?

Ø Что   значат  слова  пожилого  человека, заступившегося  за мальчика: «Сын  за отца   не в ответе»?

Ø Как  искали  врагов   в   школе?

Ø Почему  молодой  учитель  сначала  поглядывал на   мальчика   недружелюбно, а  через некоторое  время  стал смотреть сочувственно и даже   поглаживал  его   по  голове, когда  рядом  никого   не   было?

Ø Как   характеризуют   нашего   героя  его  мысли: «Неужели  я  не   найду этих   гнусных слов, направленных против  родной  страны, не  смогу  разоблачить  происки  врагов?  Нет, найду. И  найду первым, вторым  быть бессмысленно!..»?

Ø Что   такое  «культ  личности»?

Ø  

Скругленный прямоугольник: Культ личности – 
 это  слепая вера, преклонение   и  обожествление   человека   
 

 

 

 


                    

                

Ø Что, более полвека  спустя, автор  называет  самым  страшным преступлением  взрослых?

Ø Что, по-вашему, будет     дальше?

Третий  отрывок  (от  слов «Наконец, наступил  день прощания   с отцом...» до конца.)

Ø Почему  мальчик   не  сразу   узнал   отца   в  день прощания  с ним?

Ø О  чём  попросил  мальчика  отец?  И  о  чём  сетовал?

Ø Почему  последние слова  отца «…купи  себе мороженого, сынок!» что-то  надорвали   в сердце  мальчика?

   V.            Обобщение   материала.  Рефлексия.

 

ü Какое  впечатление  оставил  у  вас рассказ Адыла  Якубова? Почему?

ü Как   вы думаете, совпадают  ли ассоциации  к  слову «мороженое» из  нашего    кластера  с горькими  детскими  воспоминаниями писателя, связанными   с  этим  лакомством?

ü Почему  писатель  назвал  свой  рассказ «Мороженое»?

ü Прочитайте   эпиграф  нашего  урока. Объясните его.

Учитель поводит  итог: Рассказ  Адыла  Якубова «Мороженое»  -  автобиографический.  Писатель в нём   рассказал о  самом  тяжёлом  периоде своего  детства,  когда  его  отца  несправедливо  осудили  как  «врага  народа». Трагедия  этой семьи  олицетворяет трагедию  народа, пережившего  годы сталинских репрессий.  Мороженое   в рассказе  стало  символом  отнятого  детства. Главному  герою  пришлось рано  повзрослеть.

           Своим  рассказом  Адыл  Якубов  помогает  нам  понять, что в   то  страшное  время   пострадали  не   только  взрослые, но и дети,  которых  унижали, дразнили, обзывали   только   за   то, что   их родные оказались по   ложному   обвинению за  решёткой.

VI.            Оценивание   работы  учащихся.

VII.            Задание  на   домРебята, представьте, что у  вас  появилась возможность написать письмо мальчику- герою рассказа «Мороженое». О  чём бы вы ему  написали?  Напишите   ему  письмо.

Строчки   из  писем  учащихся   герою  рассказа.

 

     «Здравствуй, Адылжон!

Не  ругай себя за то, что  помог капитану  открыть  ящичек. Ничего  плохого   ты   не  сделал. Вам  нечего было  скрывать. Из  тебя  в  будущем  выйдет  достойный   человек!  И  я  верю про  полведра  воды, о  котором  ты  рассказал».

*******

    «Я  не   знала   раньше  про  культ  личности. Как   хорошо, что  мы  живём в другое  время!   Если   бы  я   была твоей  одноклассницей, то  я  бы   никогда   тебя  не   обзывала…»

*******

 

       « Хоть  ты учишься  в   третьем   классе, ты  самый  сообразительный! Ты  первый нашёл  слова, зашифрованные  в рисунке. Ты хотел  всем   доказать  что ты  хороший  пионер. Ты   хороший  человек!...»

 

*******

   «Мне  кажется,  что   я  всегда  буду вспоминать твою  историю, глядя на  мороженое…»

*******

     «Твой   папа  сказал, что  ты  теперь  дома  самый  старший  мужчина, чтобы  ты   помогал  маме   и  присматривал   за  младшими.Значит,   тебе   нельзя  унывать…»

*******

       «Адыл, скажу тебе по  секрету, когда  ты  вырастешь и  станешь  взрослым, ты  будешь  хорошим  писателем    и  всем  расскажешь  про   своего  отца,  который  ни  в  чём  не  виноват…»

 

                                            Нурманова  Замира  Аблокуловна,

                                             учитель русского  языка  и  литературы   сш № 21                    

                                            города  Ангрена  Ташкентской  области.

                                            Контактный  телефон:  +9989.0.957-11-97


 

Новые учебники литературы для русскоязычных школ порадовали нас нестандартным подходом к подбору произведений для детального изучения в 6х – 7х классах

Новые учебники литературы для русскоязычных школ порадовали нас нестандартным подходом к подбору произведений для детального изучения в 6х – 7х классах

Ход урока . I.

Ход урока . I.

Первый отрывок (от слов «В тот день, когда на нашу семью обрушилась беда…» до начала второго) Ø

Первый отрывок (от слов «В тот день, когда на нашу семью обрушилась беда…» до начала второго) Ø

Какое впечатление оставил у вас рассказ

Какое впечатление оставил у вас рассказ

Твой папа сказал, что ты теперь дома самый старший мужчина, чтобы ты помогал маме и присматривал за младшими

Твой папа сказал, что ты теперь дома самый старший мужчина, чтобы ты помогал маме и присматривал за младшими
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.08.2023