А.И. Куприн "Поединок"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

А.И. Куприн "Поединок": нравственные и социальные проблемы, гуманистическая позиция автора ТИП УРОКА: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме. ТЕМА: “А. И. Куприн. “Поединок”: нравственные и социальные проблемы, гуманистическая позиция автора”. ЦЕЛИ: • знать содержание повести, показать различные формы и приёмы работы по анализу идейно-художественного своеобразия повести; • развивать эмоциональное восприятие художественного текста; • формировать гуманистическое мировоззрение, чувство патриотизма. ОБОРУДОВАНИЕ: тексты, тетради, портрет Куприна, учебники.
Иконка файла материала А.И. Куприн Поединок.doc
А.И. Куприн "Поединок": нравственные и социальные проблемы, гуманистическая позиция автора ТИП УРОКА: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме. ТЕМА: “А. И. Куприн. “Поединок”: нравственные и социальные проблемы, гуманистическая позиция автора”. ЦЕЛИ:  знать содержание повести, показать различные формы и приёмы работы по анализу идейно­художественного  своеобразия повести; развивать эмоциональное восприятие художественного текста;   формировать гуманистическое мировоззрение, чувство патриотизма. ОБОРУДОВАНИЕ: тексты, тетради, портрет Куприна, учебники. ХОД ЗАНЯТИЯ I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: построение, принятие рапорта, приветствие кадет, проверка наличия текстов,  определение цели занятия. (2 мин.) II. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ (6 мин.) Великолепная повесть. Я полагаю, на всех честных, думающих офицеров она должна произвести неотразимое впечатление. М. Горький Я тоже надеюсь, что сегодняшний разговор по этому произведению А.И. Куприна поможет вам создать свой идеал командира,  заставит серьёзно задуматься над положением современной армии и сравнить его с царской армией начала XX века, увидеть  социальные и нравственные проблемы. “Реалист по самой сущности своего таланта, Куприн чувствовал себя уверенно как  художник только тогда, когда прочно стоял на почве реальной действительности и отлично знал то, что изображал”.  (Литературовед Ф. И. Кулешов.) Повесть вышла в 1905 году в мае в дни разгрома русского флота при Цусиме. Изображение отсталой, небоеспособной армии  разложившихся офицеров, забитых солдат имело важный общественно­политический смысл: – политический смысл: это был  ответ на вопрос о причинах дальневосточной катастрофы.(6 мин) III. БЕСЕДА (25 мин.)  Какова основная тема повести? (Кризис России, всех сфер русской жизни.)  Какие три основные тематические линии вы увидели в повести? (Жизнь офицеров, солдат, отношения между людьми.) Вывод. Жестокими штрихами, Куприн рисует армейскую среду. Из многолетнего опыта созданы образы офицеров. Приведите  свои примеры. Почти все карьеристы, пьяницы, тупые и невежественные. Служба для них скучная, тягостная обязанность.  Интеллектуальных интересов нет никаких, ни читать, ни думать они не умеют, да и не хотят. С глубоким сочувствием рисует Куприн казарменный каторжный быт солдат.   Анализ 3–4 эпизодов. Вывод. Люди превращены в безропотные механические величины, называемые ротой, батальоном, полком.  Какова философия жизни Назанского? Вывод. Начитавшись Ницше, Назанский проповедует индивидуализм, преклоняется перед своим “я”, ставит себя выше других  людей, презирает их. IV. СЛОВО УЧИТЕЛЯ (2 мин.)Поручик Ромашов дан в непрерывном движении, в процессе его внутреннего изменения и духовного роста. Он отличается  коренным образом от всех офицеров в повести. V. СООБЩЕНИЯ КАДЕТ ПО ТЕКСТУ (5 мин.)  Каким вы представили себе Ромашова? VI. СЛОВО УЧИТЕЛЯ (3 мин.) Литературовед И. А. Питляр утверждал, что повесть “Поединок” – явление большого реалистического искусства, в котором  беспощадно правдивое изображение “ужаса и сказки военной жизни” сочеталось с большой достоверностью в раскрытии  психологии человека, переживающего серьёзный нравственный перелом, в изображении ломки сознания, высвобождающегося  из пут уродливых “кастовых предрассудков”.  Ребята, как вы думаете, почему я очень просила прочитать вас эту повесть внимательно? Это была моя прихоть,  учительский принцип?  Ответить на все вопросы, поставленные Куприным в повести, за один урок невозможно? О чём мы не успели  поговорить? (Об отношениях с женщинами и о названии повести “Поединок”.) Это и будет предметом нашего разговора на следующем уроке.  VII. ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ (1 мин.) 1. Подготовить рассказ по тексту: 1 в. Ромашов и Шурочка Николаева. 2 в. Ромашов и Раиса Петерсон. 2. Анализ эпизода “Последняя встреча Ромашова с Шурочкой Николаевой”. (Индивидуально.) VIII. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК (1 мин.)

Посмотрите также