Актуальные и вечные проблемы в повести В.Распутина "Прощание с Матерой"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальные и вечные проблемы в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" При обсуждении этого фильма мы все обратили внимание на проблемы, поднятые его авторами. Сформулируйте их: (Слайд 1) • проблема благодарности человека за сделанное прошлыми поколениями и ответственности за будущее; • проблема молодежи, не чувствующей себя частью единой цепи поколений; • проблема истинного патриотизма; • проблемы совести, нравственности и чести. - Эти проблемы поднимают авторы фильма, наши современники. Скажите, а в русской классической литературе поднимались подобные проблемы? Приведите примеры произведений (“Война и мир”, “Капитанская дочка”, “Тарас Бульба”, “Слово о полку Игореве” и т.д.)
Иконка файла материала Актуальные и вечные проблемы в повести В.Распут.doc
Актуальные и вечные проблемы в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" “Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он,  с человека же спросится”. В.Г.Распутин I. Орг. момент II. Мотивация Ребята, я хочу вам напомнить просмотр и обсуждение фильма “Мы из будущего”. (Просмотр коротких  фрагментов). При обсуждении этого фильма мы все обратили внимание на проблемы, поднятые его авторами. Сформулируйте их: (Слайд 1)     проблема благодарности человека за сделанное прошлыми поколениями и ответственности за будущее; проблема молодежи, не чувствующей себя частью единой цепи поколений; проблема истинного патриотизма; проблемы совести, нравственности и чести. ­ Эти проблемы поднимают авторы фильма, наши современники. Скажите, а в русской классической литературе  поднимались подобные проблемы? Приведите примеры произведений (“Война и мир”, “Капитанская дочка”,  “Тарас Бульба”, “Слово о полку Игореве” и т.д.) ­ Итак, мы выяснили, что есть проблемы, которые волнуют человечество на протяжении веков, это так  называемые “вечные” проблемы. ­ На прошлом уроке мы говорили о творчестве В.Г. Распутина, дома вы читали его повесть “Прощание с  Матерой”. А какие “вечные” проблемы поднимает В.Г. Распутин в этом произведении? (Слайд 2)  Проблему человека, осознающего себя звеном в бесконечной цепи поколений, не имеющего права  порвать эту цепь.  Проблемы сохранения традиций.  Поиска смысла человеческого существования и человеческой памяти. (Слайд 3) Как решает их автор? На что обращает внимание читателей? К чему призывает современников? На эти вопросы мы и попытаемся ответить на сегодняшнем уроке.III. Сообщение темы урока, работа с эпиграфом (Слайд 4) Тема нашего сегодняшнего урока “Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г. Распутина “Прощание с Матерой”. Посмотрите на эпиграф к уроку. В уста какого своего героя Распутин вкладывает эти слова?  (Дарьи) IV. Сообщение учащимся целей урока Сегодня на уроке мы не только поговорим об этой героине, (Слайд 5) но и  Проанализируем эпизоды повести, ответим на проблемные вопросы, сформулированные в начале урока.  Охарактеризуем героев произведения и дадим им оценку.  Выявим особенности авторских и речевых характеристик в повести. V. Изучение нового материала 1. Беседа с учащимися ­ Мы видим Матёру глазами автора, Дарьи, Хозяина острова. А какой вы запомнили распутинскую Матёру?  (Ответы учащихся). ­ В повести показана деревня в последнее лето её существования. Почему именно это время заинтересовало  писателя? ­ Почему он считает, что мы, читатели, должны знать об этом? (Может потому, что гибель Матёры ­ это время  испытаний для человека, характеры и души обнажаются и сразу видно кто есть кто?). Давайте рассмотрим  образы героев произведения. 2. Анализ образов повести а) Дарья ­ Какой мы видим Дарью в начале повести? Почему к ней тянутся люди? (“Дарья имела характер, который с годами не измяк, не повредился, и при случае умела постоять не только за  себя”. В каждом нашем поселенье всегда были и есть еще одна, а то и две старухи с характером, под защиту  которого стягиваются слабые и страдательные.” Распутин) Почему характер Дарьи не измяк, не повредился? Может потому, что она всегда помнила заветы отца? (О  совести стр.446) Просмотр видеосюжета о посещении Дарьи сельского кладбища. ­ Что беспокоит Дарью? Не дает ей покоя? Какие вопросы ее мучают? (А теперь че? Не помереть мне в спокое, что я от вас отказалась, что это на моем, не на чьем веку отрубит наш  род и унесет). Дарья ощущает себя частью единой цепи поколений. Ей больно, что цепь эта может порваться. (И кто знает правду о человеке: зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей, или ради еще чего­то?). Дарью  можно назвать народным философом: она всерьез задумывается о смысле человеческой жизни, о его  назначении. (И уже с трудом верилось Дарье, что она жива, казалось, что произносит она эти слова, только что познав их,  пока не успели ей запретить их открыть. Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни). Она находит свою жизненную правду. Она в памяти. У кого нет памяти, у того нет и жизни. И это для Дарьи не просто слова.  Сейчас я предлагаю вам посмотреть еще один видеосюжет, а вы, просматривая его, подумайте: как этот  поступок Дарьи подтверждает ее жизненную философию, прокомментируйте его. Видеосюжет “Прощание с избой”. Вывод. (Слайд 6) Деревенский неграмотный человек, бабка Дарья думает о том, что должно беспокоить всех  людей в мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения. Дарья  понимает, что предшествующая матёринская рать отдала для неё всё, что правда в памяти. Она уверена: "У кого нет памяти, у того нет жизни". б) Образы неравнодушных и безразличных к происходящему героев повести.­ Кто из героев произведения близок по взглядам и убеждениям Дарье? Почему? Приведите примеры из текста.  (Схожи взглядами на жизнь, на происходящее, близки Дарье по духу баба Настасья и дед Егор, Екатерина,  Симка, Богодул, так как они переживают происходящее, чувствуют ответственность за Матеру перед своими  предками; они честны, трудолюбивы; живут по совести). ­ А кто из героев противопоставлен Дарье? Почему? (Петруха, Клавка. Им все равно, где жить, их не коробит от  того, что избы, построенные предками сгорят. Земля, возделываемая многими поколениями будет затоплена. У  них нет связи с Родиной, с прошлым). ­ Как можно назвать людей, подобных Дарье и людей, подобных Петрухе и Катерине? (Неравнодушные и  безразличные) (По ходу беседы заполнятся таблица) Работа с публикацией Откройте вторые страницы ваших публикаций. Посмотрите на речевые и авторские характеристики персонажей. Что вы можете сказать о них? ­ Как можно назвать людей, подобных Дарье и людей, подобных Петрухе и Катерине? (Неравнодушные и  безразличные) (Слайд 7) Неравнодушные Безразличные Петруха Клавка Дарья Настасья Егор Катерина Симка Богодул ­ О таких, как Клавка и Петруха Распутин говорит: “Люди забыли, что каждый из них не один, потеряли друг  друга, и не было сейчас друг в друге надобности”. ­ О подобных Дарье можно сказать, что они привыкли друг к  другу, любили бывать вместе. Безусловно, для них жизнь вдали друг от друга не представляет интереса. Кроме  того, они слишком любили свою Матеру. (на слайде после таблицы). Дома вам предстоит продолжить работу с  публикациями, ответив на вопросы. 3. Анализ эпизода разорения кладбища (гл.3), заполненение СЛС. ­ В сцене разорения кладбища мы видим столкновение жителей Матеры с рабочими­вандалами. Подберите  нужные реплики для диалога без слов автора, чтобы противопоставить героев повести и развести их по разные  стороны. (Ответы учащихся) ­ Т.о. мы видим, что автор противопоставляет рабочих жителям деревни. В связи с этим мне хотелось бы  привести пример высказывания критика Ю. Селезнева, который говорит о земле как о земле­Родине и земле­ территории: "Если земля ­ это территория и только, то, и отношение к ней соответственное". Землю­Родину  ­  освобождают. Территорию  ­ захватывают. Хозяин на земле­территории ­ завоеватель, покоритель. О земле,  которая "всем принадлежит ­ кто до нас был, и кто после нас прейдёт" не скажешь: "После нас хоть потоп…".Человека, видящего в земле только территорию, не слишком интересует, что было до него, что останется после  него…". ­ Кто из героев относится к Матере как к земле­Родине, а кто как к земле­территории”? (По ходу беседы  заполняется СЛС) (Слайд 8) (Слайд 9) ­ Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для  каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой это город или маленький посёлок где­нибудь в  тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к центру всё новые и новые  края, можно сменить место жительства, но центр по­прежнему там, на нашей “малой” родине. Её сменить нельзя. В.Распутин. Что в слове, что за словом? 4. Возвращение к эпиграфу и работа с ним. (Слайд 10) Давайте вспомним эпиграф к нашему сегодняшнему уроку: Прости нам, господи, что слабы мы,  непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится. ­ Я думаю, вы согласитесь со мной, что жители Матеры в этой ситуации – невинные жертвы. Жук и Воронцов –  исполнители. Так с кого же спросится за эти бесчинства? Кто виноват в трагедии Матеры и ее жителей? (Люди, наделенные властью, с них и спросится). ­ А понимают ли эти люди то, что делают? Как сам автор оценивает их действия? (Вспоминаем эпизод блуждания в тумане в поисках Матеры. Как будто автор говорит о том, что эти люди  заблудились и не ведают, что творят). 5. Вопрос об актуальности проблем, поднятых Распутиным. Ребята, посмотрите еще раз на тему урока: “Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г. Распутина “Прощание с Матерой”. О вечных проблемах мы сегодня говорили. Что это за проблемы? (учащиеся их называют). ­ А что означает слово актуальные? (Значимые, важные и сейчас для нас) (Слайд 11) А какие актуальные проблемы поднимает Распутин в повести? (Экологические проблемы (защиты окружающей  среды), проблемы “экологии души”: важно, кем чувствует себя каждый из нас: временщиком, желающим ухватить от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений). А эти  проблемы нас касаются? Насколько остро перед нами стоят проблемы защиты окружающей среды? (можно  вспомнить эпизод с засыпанием нашего озера). ­ Значит проблемы, поднятые Распутиным по праву можно назвать и вечными и актуальными? Я еще раз хочу  обратить ваше внимание на эпиграф к уроку: Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены  душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится. За все дела и поступки наши обязательно спросится с каждого из нас. VI. Подведение итогов ­ Какова авторская позиция, высказанная в повести “Прощание с Матерой”? (Слайд 12) Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа,  беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Несмотря на трагический финал повести,  нравственная победа остается за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память и  поддерживающими огонь жизни в любых условиях, при любых испытаниях. VII. Домашнее задание (Слайд 13) 1. Написать сочинение­миниатюру: “Память и ее нравственные проявления в юношеском возрасте”. 2. Заполнить таблицу “Символы, помогающие раскрыть авторский замысел”. 3. Продолжить работу с публикациями, ответив на вопросы (стр.2).

Посмотрите также