Актуальные и вечные проблемы в повести В.Распутина "Прощание с Матерой"
При обсуждении этого фильма мы все обратили внимание на проблемы, поднятые его авторами. Сформулируйте их: (Слайд 1)
• проблема благодарности человека за сделанное прошлыми поколениями и ответственности за будущее;
• проблема молодежи, не чувствующей себя частью единой цепи поколений;
• проблема истинного патриотизма;
• проблемы совести, нравственности и чести.
- Эти проблемы поднимают авторы фильма, наши современники. Скажите, а в русской классической литературе поднимались подобные проблемы? Приведите примеры произведений (“Война и мир”, “Капитанская дочка”, “Тарас Бульба”, “Слово о полку Игореве” и т.д.)
Актуальные и вечные проблемы в повести В.Распутина
"Прощание с Матерой"
“Прости нам, господи, что слабы мы,
непонятливы и разорены душой.
С камня не спросится, что камень он,
с человека же спросится”.
В.Г.Распутин
I. Орг. момент
II. Мотивация
Ребята, я хочу вам напомнить просмотр и обсуждение фильма “Мы из будущего”. (Просмотр коротких
фрагментов).
При обсуждении этого фильма мы все обратили внимание на проблемы, поднятые его авторами. Сформулируйте
их: (Слайд 1)
проблема благодарности человека за сделанное прошлыми поколениями и ответственности за будущее;
проблема молодежи, не чувствующей себя частью единой цепи поколений;
проблема истинного патриотизма;
проблемы совести, нравственности и чести.
Эти проблемы поднимают авторы фильма, наши современники. Скажите, а в русской классической литературе
поднимались подобные проблемы? Приведите примеры произведений (“Война и мир”, “Капитанская дочка”,
“Тарас Бульба”, “Слово о полку Игореве” и т.д.)
Итак, мы выяснили, что есть проблемы, которые волнуют человечество на протяжении веков, это так
называемые “вечные” проблемы.
На прошлом уроке мы говорили о творчестве В.Г. Распутина, дома вы читали его повесть “Прощание с
Матерой”. А какие “вечные” проблемы поднимает В.Г. Распутин в этом произведении? (Слайд 2)
Проблему человека, осознающего себя звеном в бесконечной цепи поколений, не имеющего права
порвать эту цепь.
Проблемы сохранения традиций.
Поиска смысла человеческого существования и человеческой памяти.
(Слайд 3) Как решает их автор? На что обращает внимание читателей? К чему призывает современников? На эти
вопросы мы и попытаемся ответить на сегодняшнем уроке.III. Сообщение темы урока, работа с эпиграфом
(Слайд 4) Тема нашего сегодняшнего урока “Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г. Распутина “Прощание
с Матерой”. Посмотрите на эпиграф к уроку. В уста какого своего героя Распутин вкладывает эти слова?
(Дарьи)
IV. Сообщение учащимся целей урока
Сегодня на уроке мы не только поговорим об этой героине, (Слайд 5) но и
Проанализируем эпизоды повести, ответим на проблемные вопросы, сформулированные в начале урока.
Охарактеризуем героев произведения и дадим им оценку.
Выявим особенности авторских и речевых характеристик в повести.
V. Изучение нового материала
1. Беседа с учащимися
Мы видим Матёру глазами автора, Дарьи, Хозяина острова. А какой вы запомнили распутинскую Матёру?
(Ответы учащихся).
В повести показана деревня в последнее лето её существования. Почему именно это время заинтересовало
писателя?
Почему он считает, что мы, читатели, должны знать об этом? (Может потому, что гибель Матёры это время
испытаний для человека, характеры и души обнажаются и сразу видно кто есть кто?). Давайте рассмотрим
образы героев произведения.
2. Анализ образов повести
а) Дарья
Какой мы видим Дарью в начале повести? Почему к ней тянутся люди?
(“Дарья имела характер, который с годами не измяк, не повредился, и при случае умела постоять не только за
себя”. В каждом нашем поселенье всегда были и есть еще одна, а то и две старухи с характером, под защиту
которого стягиваются слабые и страдательные.” Распутин)
Почему характер Дарьи не измяк, не повредился? Может потому, что она всегда помнила заветы отца? (О
совести стр.446)
Просмотр видеосюжета о посещении Дарьи сельского кладбища.
Что беспокоит Дарью? Не дает ей покоя? Какие вопросы ее мучают?
(А теперь че? Не помереть мне в спокое, что я от вас отказалась, что это на моем, не на чьем веку отрубит наш
род и унесет). Дарья ощущает себя частью единой цепи поколений. Ей больно, что цепь эта может порваться.
(И кто знает правду о человеке: зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей, или ради еще чегото?). Дарью
можно назвать народным философом: она всерьез задумывается о смысле человеческой жизни, о его
назначении.
(И уже с трудом верилось Дарье, что она жива, казалось, что произносит она эти слова, только что познав их,
пока не успели ей запретить их открыть. Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни). Она находит свою
жизненную правду. Она в памяти. У кого нет памяти, у того нет и жизни. И это для Дарьи не просто слова.
Сейчас я предлагаю вам посмотреть еще один видеосюжет, а вы, просматривая его, подумайте: как этот
поступок Дарьи подтверждает ее жизненную философию, прокомментируйте его.
Видеосюжет “Прощание с избой”.
Вывод. (Слайд 6) Деревенский неграмотный человек, бабка Дарья думает о том, что должно беспокоить всех
людей в мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения. Дарья
понимает, что предшествующая матёринская рать отдала для неё всё, что правда в памяти. Она уверена: "У кого
нет памяти, у того нет жизни".
б) Образы неравнодушных и безразличных к происходящему героев повести. Кто из героев произведения близок по взглядам и убеждениям Дарье? Почему? Приведите примеры из текста.
(Схожи взглядами на жизнь, на происходящее, близки Дарье по духу баба Настасья и дед Егор, Екатерина,
Симка, Богодул, так как они переживают происходящее, чувствуют ответственность за Матеру перед своими
предками; они честны, трудолюбивы; живут по совести).
А кто из героев противопоставлен Дарье? Почему? (Петруха, Клавка. Им все равно, где жить, их не коробит от
того, что избы, построенные предками сгорят. Земля, возделываемая многими поколениями будет затоплена. У
них нет связи с Родиной, с прошлым).
Как можно назвать людей, подобных Дарье и людей, подобных Петрухе и Катерине? (Неравнодушные и
безразличные)
(По ходу беседы заполнятся таблица)
Работа с публикацией
Откройте вторые страницы ваших публикаций. Посмотрите на речевые и авторские характеристики персонажей.
Что вы можете сказать о них?
Как можно назвать людей, подобных Дарье и людей, подобных Петрухе и Катерине? (Неравнодушные и
безразличные) (Слайд 7)
Неравнодушные Безразличные
Петруха
Клавка
Дарья
Настасья
Егор
Катерина
Симка
Богодул
О таких, как Клавка и Петруха Распутин говорит: “Люди забыли, что каждый из них не один, потеряли друг
друга, и не было сейчас друг в друге надобности”. О подобных Дарье можно сказать, что они привыкли друг к
другу, любили бывать вместе. Безусловно, для них жизнь вдали друг от друга не представляет интереса. Кроме
того, они слишком любили свою Матеру. (на слайде после таблицы). Дома вам предстоит продолжить работу с
публикациями, ответив на вопросы.
3. Анализ эпизода разорения кладбища (гл.3), заполненение СЛС.
В сцене разорения кладбища мы видим столкновение жителей Матеры с рабочимивандалами. Подберите
нужные реплики для диалога без слов автора, чтобы противопоставить героев повести и развести их по разные
стороны. (Ответы учащихся)
Т.о. мы видим, что автор противопоставляет рабочих жителям деревни. В связи с этим мне хотелось бы
привести пример высказывания критика Ю. Селезнева, который говорит о земле как о землеРодине и земле
территории: "Если земля это территория и только, то, и отношение к ней соответственное". ЗемлюРодину
освобождают. Территорию захватывают. Хозяин на землетерритории завоеватель, покоритель. О земле,
которая "всем принадлежит кто до нас был, и кто после нас прейдёт" не скажешь: "После нас хоть потоп…".Человека, видящего в земле только территорию, не слишком интересует, что было до него, что останется после
него…".
Кто из героев относится к Матере как к землеРодине, а кто как к землетерритории”? (По ходу беседы
заполняется СЛС) (Слайд 8)
(Слайд 9)
Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для
каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой это город или маленький посёлок гденибудь в
тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к центру всё новые и новые
края, можно сменить место жительства, но центр попрежнему там, на нашей “малой” родине. Её сменить нельзя.
В.Распутин. Что в слове, что за словом?
4. Возвращение к эпиграфу и работа с ним.
(Слайд 10) Давайте вспомним эпиграф к нашему сегодняшнему уроку: Прости нам, господи, что слабы мы,
непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится.
Я думаю, вы согласитесь со мной, что жители Матеры в этой ситуации – невинные жертвы. Жук и Воронцов –
исполнители. Так с кого же спросится за эти бесчинства? Кто виноват в трагедии Матеры и ее жителей?
(Люди, наделенные властью, с них и спросится).
А понимают ли эти люди то, что делают? Как сам автор оценивает их действия?
(Вспоминаем эпизод блуждания в тумане в поисках Матеры. Как будто автор говорит о том, что эти люди
заблудились и не ведают, что творят).
5. Вопрос об актуальности проблем, поднятых Распутиным.
Ребята, посмотрите еще раз на тему урока: “Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г. Распутина “Прощание
с Матерой”. О вечных проблемах мы сегодня говорили. Что это за проблемы? (учащиеся их называют).
А что означает слово актуальные? (Значимые, важные и сейчас для нас)
(Слайд 11)
А какие актуальные проблемы поднимает Распутин в повести? (Экологические проблемы (защиты окружающей
среды), проблемы “экологии души”: важно, кем чувствует себя каждый из нас: временщиком, желающим ухватить
от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений). А эти
проблемы нас касаются? Насколько остро перед нами стоят проблемы защиты окружающей среды? (можно
вспомнить эпизод с засыпанием нашего озера).
Значит проблемы, поднятые Распутиным по праву можно назвать и вечными и актуальными? Я еще раз хочу
обратить ваше внимание на эпиграф к уроку: Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены
душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится.
За все дела и поступки наши обязательно спросится с каждого из нас.
VI. Подведение итогов
Какова авторская позиция, высказанная в повести “Прощание с Матерой”? (Слайд 12)
Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа,
беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Несмотря на трагический финал повести,
нравственная победа остается за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память и
поддерживающими огонь жизни в любых условиях, при любых испытаниях.
VII. Домашнее задание
(Слайд 13)
1. Написать сочинениеминиатюру: “Память и ее нравственные проявления в юношеском возрасте”.
2. Заполнить таблицу “Символы, помогающие раскрыть авторский замысел”.
3. Продолжить работу с публикациями, ответив на вопросы (стр.2).