Актуальный диалог в рамках метапредметного культурного взаимообогащения на уроках внеклассного чтения
В Российской Федерации 2009 был объявлен Годом молодёжи. По счастливому стечению обстоятельств, Центральная библиотека Надымского района к этому времени получила заказанную заранее книгу романа Ника Хорнби “Слэм”. Ник Хорнби (Nick Hornby) – современный английский писатель, один из самых популярных авторов конца XX – начала XXI веков. О нём пишут, что он завоевал признание книгами о мужчинах, которые ведут себя как мальчишки. Последний его роман издан в Великобритании в 2007 году, переведён на русский язык в 2008 году. Он называется “Слэм” и рассказывает о формировании личности подростка. Главная его тема – раннее взросление
Актуальный диалог в рамках метапредметного культурного взаимообогащения на
уроках внеклассного чтения
В Российской Федерации 2009 был объявлен Годом молодёжи. По счастливому стечению
обстоятельств, Центральная библиотека Надымского района к этому времени получила
заказанную заранее книгу романа Ника Хорнби “Слэм”. Ник Хорнби (Nick Hornby) –
современный английский писатель, один из самых популярных авторов конца XX – начала
XXI веков. О нём пишут, что он завоевал признание книгами о мужчинах, которые ведут
себя как мальчишки. Последний его роман издан в Великобритании в 2007 году, переведён
на русский язык в 2008 году. Он называется “Слэм” и рассказывает о формировании
личности подростка. Главная его тема – раннее взросление.
В Год молодёжи как никогда уместен острый разговор о раннем сексуальном опыте и его
последствиях. Он влечет за собой размышления об ответственности взрослого, о
самоуверенности юного, об отчаянном желании стремительно приобрести чувственный
опыт и перестать выглядеть “зелёным и несмышленым”. А вдумчивый разговор,
охватывающий столь широкий круг проблем, приводит к “редактированию” шкалы
ценностей, к самостоятельному формулированию важнейших понятий в процессе
общения: “личность”, “мужчина”, “женщина”, “гражданин”, “семьянин”, “родители”,
“дети”, “твоё место в социуме”… Такой разговор в школьной среде уместен всегда.
Формы классного часа, широкой дискуссии, вечерних посиделок, школьного диспута и
многие другие – вполне приемлемы для него. Учитывая новизну информации, высокий
интеллектуальный уровень участников разговора, их всестороннюю начитанность, мы
выбрали форму урока внеклассного чтения.
Итак, разговор пойдёт об открытом уроке внеклассного чтения у активно читающих
выпускников школы, знакомящих друг друга с новинками мировой литературы. Урок
проведён 25 марта 2009 года в 11 Б классе МОУ “Открытая (сменная)
общеобразовательная школа г. Надыма”, ЯНАО (ЯмалоНенецкий автономный округ).
Здесь присутствовали учащиеся параллельных классов, учителяпредметники + все
желающие. Аудитория собралась обширная. На этом уроке были подняты и обсуждены
следующие темы, как литературоведческого плана, так и выходящие за рамки одного
произведения:
“отцы и дети”;
“права и обязанности поколений”;
“художественные приёмы, использованные писателем”;
“своеобразие творческого метода”;
“воздействие на читателя”;
“переводчик и его роль”;
“использование сленга”;
“твоё представление о будущем”;
“каким ТЫ видишь завтрашний мир?”;
“страшно ли тебе стать вдруг отцом?”;
“представь себя отцом (юной матерью)…”;
“традиции и новаторство в романе”;
“система образов романа – система отражений”;
“какой возраст хорош для создания семьи и рождения детей?”;
“дружишь ли ты со своим подсознанием?”;
“Дом – для тебя – символ чего?”;
“ценность преемственности опыта (художественного и жизненного)”;
“право на знание”;
“общение с искусством – гуманизация общества”;
“двойственность сознания”;
“речевая самохарактеристика”;
“всё на свете повторяется, только я неповторим”.