Аланил
Оценка 4.7

Аланил

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
дефектология +1
Взрослым
28.02.2018
Аланил
1.Недоразвитие собственной речи на фоне непонимания обращённой, так как у ребёнка не развиваются слуховые дифференцировки в воспринимающем механизме речи 2.Трудность в установлении контакта (в незнакомой обстановке ребенок возбуждается, стучит, кричит, или становится заторможенным, тогда как в привычной домашней обстановке спокоен, наблюдателен, внимательно смотрит на окружающих, стараясь осмыслить их действия). 3.Наличие лепетной речи (лепет интонационно окрашен, с обрывками услышанных слов, восклицаний, не имеющих связи с ситуацией). Для привлечения внимания сенсорного алалика недостаточно звукового воздействия, необходимо
АЛАЛИЯ Документ Microsoft Word.docx
АЛАЛИЯ. Алалия (от греческой  частицы «а», обозначающей отрицание, и латинского – «lalia» ­ речь:  отсутствие речи, «безречье») – отсутствие речи или системное  недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон КГМ во  внутриутробном или раннем (доречевом) периоде развития ребёнка. Алалия наблюдается у (0,1% дошкольники + школьники)  детей с сохранным  периферическим слухом и артикуляционным аппаратом,  и интеллектом,  достаточным для развития речи.  Отсутствие речи ограничивает полноценное  развитие и общение ребёнка, и может привести к постепенному отставанию в  умственном развитии(это является вторичным дефектом). ПРИЧИНЫ АЛАЛИИ: 1. Воспалительные и травматические поражения ГМ: осложнения после менинго­ энцефалита, краснухи, травм. 2. Кровоизлияния в мозг при скоротечных и осложнённых родах. 3. Нарушения обменного характера во внутриутробном периоде развития плода,  во время родового акта, и в предречевой период развития ребёнка(1мес. –  1год) 4. После перенесённого тяжёлого рахита, сложных заболеваний дыхательной  системы, нарушений питания и сна в первые месяцы жизни. То есть, это не просто временная функциональная задержка речевого развития. При  алалии имеются нерезко выраженные, но множественные повреждения КГМ  обоих полушарий. При алалии   I. нарушаются все компоненты речи:     ­ фонетико­фонематическая сторона     ­ лексико­грамматический строй, II. есть неречевые расстройства, при которых выделяют симптомы:                          ­ моторные (двигательные)    ­ сенсорные (чувствующие)    ­ психопатологические    ­ неврологические 1 В зависимости от преимущественной локализации поражения речевых  областей больших полушарий ГМ (центр Вернике, центр Брока) различают формы  алалии. ФОРМЫ АЛАЛИИ: 1. Моторная (экспрессивная) 2. Сенсорная (импрессивная) Моторная (экспрессивная) алалия   связана с нарушением деятельности речедвигательного анализатора. Моторная (экспрессивная) алалия – системное недоразвитие  экспрессивной речи, обусловленное несформированностью языковых операций в  процессе высказывания при относительной сохранности  ­смысловых  ­ сенсомоторных операций   При хорошем физическом слухе  ребенок понимает обращенную к нему речь, но не  умеет ее воспроизводить.   Дети делятся на две группы:  I.(меньшинство) преобладают фонетико­ фонематические  нарушения  при    артикуляционных и общих моторных  движениях поражаются нижние отделы  центральной моторной области коры  ); I I.  дети с недоразвитием лексико­ грамматической стороны речи  (поражаются передние отделы моторной  области КГМ).  Клиника и динамика моторной алалии на разных возрастных этапах имеют свои  особенности. Но в дошкольном возрасте речевые и неречевые симптомы моторной  алалии проявляются наиболее ярко. Типичные проявления моторной алалии: (нарушаются все подсистемы языка: синтаксическая, морфологическая, лексическая и фонематическая).  2 1. Аграмматизм(нарушение понимания (импрессивная речь) и употребления  (экспрессивная речь) грамматических средств языка. 2. Расстройства поиска слов 3. Трудность "выбора" фонем и установления их последовательности; а также  последовательности слов в предложении 4. Нарушения слоговой структуры слов  Уровень речевого развития у детей может колебаться от почти полного     отсутствия речи до незначительных отклонений в функционировании языковых  подсистем. Н.Н. Трауготт в статье " К вопросу об организации и методике речевой работы с  моторными алаликами"   отмечает, что развитие речи алалика происходит в три  этапа. 1 этап:   2 этап:  3 этап:   ­ребенок  владеет  немногими  словами, часть  которых имеет  характер  детского лепета  (бай­бай, ням­ ням),  ­широко  использует  мимику и жесты. Некоторые  мимические  реакции  принимают  постоянное  значение,  становясь как  бы мимическими словами. ­увеличивается словарный запас, но  слова сильно искажены.  ­нередко появляется фраза из 2­3  слов, имеющая своеобразное  построение: часть слов заменяется  мимикой, падежные окончания  отсутствуют, имеет место полный  аграмматизм ("Коля пить молоко"  Мальчик Миша паф я"). Ребенок какбы перерастает свои  речевые возможности: мысли 7­11­13 летнего ребенка облачаются в  словарь двухлетнего. ­сохраняются лепетные слова  ­изредка встречаются слова,  изобретенные самим ребенком и  употребляемые им на протяжении  нескольких лет ("папу" ­ хлеб)  ­возможно расширение значения слов (одно и то же слово "пить"  обозначает чашку, действие,  напиток) ­значительно  увеличивается запас слов ­лепетные слова исчезают ­искажений становится  меньше ­аграммматизм   сглаживается, в речи  появляются предлоги,  приставки, союзы.  Полного овладения речью   нет: побуждая ребенка к  рассказу о прочитанном  или пережитом,   обнаруживается почти  полная невозможность  формулировать мысли в  связной форме; оживает  мимика и появляется  аграмматизм. 3 Н.Н. Трауггот подчеркивает, что не у всех детей алаликов речь проходит данные  этапы.  В одних случаях ребенок долго не начинает говорить, а затем речь его начинает  бурно развиваться и скоро становится правильной,  в  других ­ первые слова появляются рано, но речь долгое время остается бедной и  ограниченной.  ОБЩЕЕ для всех:  1. Бедность словарного запаса 2. Аграмматизм 3. Искажение слов.  4. Позже неумение оперировать словами, затруднения в связной речи. КРИТЕРИИ определения экспрессивной алалии: ­Задержка темпа нормального усвоения языка; ­Патологическое развитие языка; ­Наличие нарушений всех подсистем языка в разной степени выраженности; ­Сохранность слуха; ­Удовлетворительное понимание обращенной речи. РЕЧЕВАЯ СИМПТОМАТИКА I.    II.  1. Трудности в  формировании  звуковых образов  слов.  2. Стойкие  затруднения в  назывании слов при  достаточном  пассивном словаре 1. Доступна неречевая артикуляция, дающая  возможность  произнесения  звуков изолированно и в слогах.  2. Невозможность реализации  этих  возможностей при  произнесении слов.  3. Искажения  слоговой структуры слов (опускание звуков  и слогов, перестановки, замены). 4. Трудность актуализации  хорошо знакомых слов:  названий предметов, картинок, в отражённом произнесении  слов, особенно сложной слоговой структуры;  слова,  выражающие обобщения и абстрактные понятия, не несущие конкретного зрительного представления. Это вызывает  частые паузы, остановки в речи, применение мимики и  жестов.  Таким образом, возникают буквенные и словесные  4 парафразии (неправильное употребление), причем в одних  случаях может отмечаться преобладание  звуковых(литеральных), в других ­ словесных  замен(вербальных).   5. Страдает фразовая речь.  При систематической  логопедической работе дети могут воспроизвести простые  по синтаксической структуре предложения. При тяжелой  форме моторной алалии среди членов распространенного  предложения они выделяют только подлежащее и реже  сказуемое и без специального обучения не овладевают  элементами грамматического строя речи.    Итак, степень овладения ребенком речью зависит от тяжести дефекта. Левина выделяет III уровня речевого развития алаликов: I ­ II 1.отсутствие предикатов( и действие,  и состояние предмета по признакам),  2.использование интонационных и  мимических средств общения 3.понимание речи   возможно  с  учётом ситуации общения. II – III речь   аграмматична ,  но становится  понятной для  окружающих III имеет место дефицит  языковых средств   Усвоение  родного языка  при алалии   *Непостоянные замены окончаний одного падежа окончаниями  разных падежей( несформированность   динамического речевого  стереотипа):  ошибки  в употреблении Тв. и Пр. падежей,  смешение окончаний падежей, затруднения в склонении  существительных с предлогами.   * Трудности использования имеющимся набором языковых единиц * Специфические трудности в автоматизации речевого процесса на всех этапах развития речи . С возрастом эти трудности могут  возрастать, по мере того как речевая деятельность требует все  большей автоматизации.  * Стойкие затруднения в овладении навыками  связной речи при  усвоении синтаксической структуры простых предложений (из­за  нарушения операций программирования, отбора и синтеза  речевого материала,  несформированности внутренней речи,  5 вследствие нарушения аналитико­синтетической деятельности  мозга). Т. о, речь при алалии не является полноценным     средством коммуникации, организации поведения и  индивидуального развития. Недоразвитие речи у детей с  алалией сочетается с отсутствием  мотивации общения, т.к. оно  сопряжено с трудностями. При алалии слабо развито чувство языка, которое в норме  возникает непроизвольно в процессе речевого общения. У детей  происходит деавтоматизация речевого процесса, что  проявляется в несформированности произвольной речевой  деятельности. Заикание может возникнуть при переходе к более сложным  формам речевого общения ­ к связной речи. Заикание моторных  алаликов обнаруживается на разных этапах развития и  бывает  различным по характеру и выраженности. 1 исчезает без специального логопедического воздействия,  2.становится стойким и иногда достигает такой силы, что делает  ребенка практически немым 1. без каких­либо особенностей,  2. монотонная, мало модулированная, невыразительная речь.  3. нарушение ритма и темпа речи, неправильная постановка  логического ударения (ребенок с алалией не может придать  нужную выразительность речи по заданию ­ во время  драматизации, чтения)   Заикание при  алалии Причина:  недоразвитие  динамическог о стереотипа  речевой  деятельности Просодические компоненты  речи     Таким образом, языковые нарушения являются ведущими в структуре  речевого дефекта при моторной алалии  НЕРЕЧЕВАЯ СИМПТОМАТИКА В структуре речевого дефекта при моторной алалии неречевые симптомы  занимают значительное место. 1. Нарушения ВПФ:  внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально­ волевой сферы и поведения. Особенности  ­сужение ее объема,  6 памяти:   Неврологическа я симптоматика ­быстрое угасание возникших следов,  ­ограниченность удержания словесных раздражителей.  Особенно страдает вербальная память  ­ произвольная,  ­опосредованная, включающая память на слова, фразы,  целостные тексты.  ­трудности в подборе слов вместе с забыванием слов и  затруднениями в воспроизведении их структуры,  резко  ограничивают возможности произвольного высказывания  ребенка.   ­снижение активной направленности в процессе припоминания  сюжетной линии, последовательности событий, недостаточная  активность наблюдательности. от стертых проявлений мозговой дисфункции до выраженных  неврологических расстройств:  ­ оральная апраксия(нарушение целенаправленных произвольных движений и действий)  ­ соматическая ослабленность( неуклюжесть, дискоординация  движений, замедленность или расторможенность) ­понижение моторной активности, недостаточная ритмичность,  нарушение динамического и статического равновесия; особенно  затруднена мелкая моторика пальцев рук, преобладание  леворукости.  Одни дети расторможены, импульсивны, гиперактивны, другие,  наоборот, вялые, заторможенные, аспонтанные. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ:  1 невротические черты поведения 2 затрудненность контакта 3 повышенная сензитивность (от позднелат. sensitivus — чувствительный)      чувствительность к происходящим событиям, сопровождающаяся тревожностью,  боязнью новых ситуаций, робостью, застенчивостью, впечатлительностью,  склонностью к продолжительным переживаниям прошедших или предстоящих  событий, чувство собственной неполноценности. С возрастом  может  сглаживаться в процессе воспитания и самовоспитания умения справляться с  вызывающими тревогу ситуациями. С. может быть обусловлена как  наследственностью, так и особенностями воспитания. 4 неспособность к длительному усилию. 5 малая речевая активность, ограничивающая общий запас знаний, что придает  7 детям вид умственно отсталого, не всегда соответствующее состоянию их  интеллекта  Состояние речи   зависит от тяжести неврологического нарушения, условий  воспитания и речевой среды, психической активности, состояния интеллекта и  эмоционально­волевой сферы.  Недоразвитие речи у детей с моторной алалией приводит к недоразвитию  интеллекта.   1.У детей есть познавательный интерес, достаточно развита предметно­практическая и трудовая деятельность, но отмечается замедление темпа мыслительных  процессов, несформированность понятий. Дети не могут получить запас сведений, представлений в процессе речевого  общения, так как для этого необходимы полноценные языковые общения и опыт  речевого мышления. Отставание в усвоении учебной программы свидетельствует о  несформированности обобщений, планирующей и регулирующей функций речи. 2.Пробелы в знаниях, примитивизм, конкретность мышления подтверждает  вторичность задержки умственного развития. Интеллектуальная недостаточность  усугубляется повышенной утомляемостью, снижением внимания, памяти,  работоспособности. По мере преодоления речевого недоразвития задержка  умственного развития постепенно сглаживается.   МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ  Обследование должно проводиться в тесном контакте с  другими специалистами и родителями. 8 1. Общие  сведения: 1. коммуникабельность,  наличие  негативных реакций общего и  речевого характера, их проявления  2. критичность к своему состоянию, желание исправить свою речь 3. возможности речевого и внеречевого общения,  желание к общению 4. интерес ребенка к игрушкам, книгам, играм 5. характер игровой и учебной деятельности 6. запас сведений и представлений об окружающем 7.состояние словаря, грамматического строя и фонетико­ фонематической стороны речи по общепринятой схеме обследования. 2. Импрессивна я  речь ­ понимание ребенком конкретных ситуаций,  ­значений слов, обозначающих предметы и действия,  ­понимание предложений различной степени сложности.  При этом дифференцируется объем понимания существительных и  глаголов. Для этой цели используются игрушки, предметные и  простые сюжетные картинки. 3. Экспрессивн ая речь ­ отвечать на простые вопросы,  ­называть предмет и действия,  ­составлять предложения разной степени сложности. 4. исследуется специальными упражнениями в игровой форме.  Арт.  моторика 5.Состояние слуха, особенности гнозиса, праксиса,   состояние мелкой моторики и  общедвигательной сферы, уровень владения бытовыми навыками,  самообслуживания, предметно­практической деятельности. 6. Многоступенчатость обследования, наблюдения в ходе педагогической работы  для  оценки механизмов и симптоматики расстройства. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ Дошкольный возраст является особенно благоприятным периодом для развития  речи ребёнка­ алалика. Чем дольше существует алалия, тем сильнее нарушено  развитие ребёнка.   Объясняется это, прежде всего тем, что чем младше ребёнок, тем меньше замечает он свой дефект. Кругозор маленького ребёнка сужен, мысли проще, речь, в которой он нуждается, элементарнее по строению и беднее по словарю.  9 Следовательно, и овладеть ею, догнать своих сверстников можно в более короткий  срок.   Это важно учитывать в коррекционной работе не только с алаликами, имеющими  сохранный интеллект, но и тогда, когда алалия комбинируется с олигофренией или  задержкой психического развития. Работа с детьми, имеющими интеллектуальное  недоразвитие, требует более длительных уроков. Отсутствие речи в подобных  случаях отягчает интеллектуальный дефект. Различные методы и организация работы с дошкольниками­алаликами I. II. Так,  О.А. Хейкинен   проводит работу коллективно, небольшими  группами, занимаясь с каждой группой приблизительно около  1 часа  ежедневно. Речевая работа проводится в форме различных методически  подобранных игр и только для старших детей выделяется особое время для специальных логопедических занятий.   Н.Н. Трауготт считает, что  ­неговорящий ребёнок должен дольше находиться в коллективе, а работа  по развитию речи может осуществляться в процессе обычных занятий для  дошкольников.  ­и только для старших детей и детей, страдающих тяжелыми формами  алалии, организуются коллективные и индивидуальные логопедические  занятия.    3 основных  раздела работы: I.Развитие  понимания  речи. У моторного алалика  хорошее состояние сенсорной речи. Но в  понимании им обращённой речи  имеются незначительные дефекты,  т.к. недостаточно богат запас слов,  неточное понимание оборотов  речи, неумение улавливать содержание сложных и трудных текстов. ­слушать и понимать рассказы и сказки, соответствующие его развитию и  интересам  (Н.Н. Тграуготт) II.Развитие  самостояте льной речи. Неговорящий ребенок не имеет возможности спросить о значении  слов, уточнить его в процессе говорения. Дети­алалики не привыкли  слушать, так как в семье с ними обычно мало разговаривают. Этим  объясняется неумение понимать длинные тексты. Такие особенности в  понимании речи детьми­алаликами следует учитывать в  педагогическом процессе. Раздел по развитию самостоятельной речи  является центральным звеном всей работы. Его задача в обогащении  словаря, развития навыков связной речи и правильной в  10 грамматическом отношении речи. ­дать ему самую элементарную бытовую речь III.Отработ ка  элементов  звучащей  речи. 1.Постановка дыхания, т.к.  алалики предрасположены к развитию  заикания, и ввиду того, что расстройство дыхательной функции  затрудняет процесс воспитания речи. 2.Работа по постановке отсутствующих звуков и коррекции  произношения.  3.Упражнения в подражании элементам речи, так как улучшение в  подражании создает базу для улучшения речи. ­ улучшить произношение имеющихся звуков, и поставить недостающие. Работа по развитию речи должна пронизывать весь педагогический процесс. В   играх, в быту, на занятиях нужно пользоваться каждым благоприятным моментом  для обогащения словаря ребенка и для стимуляции его речи.    Работа должна идти параллельно по всем трем разделам. Надо добиваться того,  чтобы ребенок захотел говорить,  не испытывал страха перед речью, стремился бы  любым способом выразить свои мысли и желания. Если эта цель будет достигнута,  то есть вероятность того, что алалик начнет учиться речи не только у педагогов, но и у окружающих, как это делает нормальный ребенок. Начиная работу с моторным алаликом, педагог должен выяснить, чем он  интересуется, к чему, призван, чего боится.  Необходимо понаблюдать, пытается ли ребенок говорить, и при каких условиях, что  тормозит и что стимулирует его "высказывания". Пытаясь разговаривать с ребенком, надо расспрашивать его о знакомом и интересном. Вопросы ставить так, чтобы на  них можно было ответить хотя бы отрицательным или положительным кивком.  Нельзя обнаруживать того, что иногда трудно понять, что хочет сказать ребенок.  Это может вызвать нежелание общаться с педагогом. В начале работы педагог выясняет, имеются ли у ребенка дефекты в понимании,  привык ли он слушать рассказывание и чтение, знакомят с окружающей обстановкой. Затем приступают к систематической работе по развитию речи. На каждом этапе применяются различные приемы: 11 1. исполнение детьми детализированных поручений педагога ("покажи девочку, у  которой развязался шарф", "покажи мальчика, идущего с ведром" и так далее),  2.чтение и рассказывание сказок и рассказов, сопровождаемое зарисовками или  соответствующими иллюстрациями. Такие приемы используются в работе над  развитием понимания речи.  Для стимуляции речевой деятельности и отработки элементов звучащей речи  применяются  1.игры, включающие отдельные слова и восклицания ("Лови", "дай", "Гуси­лебеди" и  т. д.).  «Использование игр полезно потому, что этим достигается сочетание речи с  приятной эмоцией. Речевой импульс рождается в игре наиболее естественным  путем». Широкое применение игровых приемов, упражнения речевого аппарата,  многократное повторение лексического материала приводит к созданию стимулов,  которые обеспечивают усвоение детьми языковой системы. Но без специально  организованного коррекционного воздействия ребенок, страдающей экспрессивной  алалией, может остаться на самом низком уровне речевого воздействия.    Особенности формирования слоговой структуры   Овладение произношением слоговой структуры слова представляет особенно  большую трудность для детей, страдающих моторной алалией.  Выделяют   особый  процесс усвоения слоговой структуры слова наряду с усвоением отдельных звуков  слова. И.А. Сикорский приводит факты о возможности усвоения отдельными детьми  ­преимущественно звуковой или  ­слоговой характеристики речи       Нарушения в воспроизведении слогового состава слова 1.Нарушение  количества слогов: ­сокращение (пропуск слога); ­опускание слогообразующей гласной; ­увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения  согласных; 2.Нарушение  последовательности перестановка слогов; перестановка звуков соседних слогов; 12 слогов в слове: 3.Искажение  структуры  отдельного слога: 4.Уподобление  слогов. 5.Персеверации  6.Антиципации   7.Контаминации сокращение стечений согласных; вставки согласных в слог; (патологическое повторение, воспроизведение одного и того  же слога) опережающая запись звуков, входящих в состав конечных  слогов слова) (объединение слогов из разных слов в одно слово) Особенности овладения слоговой структурой слова мешают успешному  развитию речи ребенка­алалика, затрудняют его обучение, препятствуют овладению  звуковым анализом и, следовательно, обучению грамоте.   13

Аланил

Аланил

Аланил

Аланил

Аланил

Аланил

Аланил

Аланил

Аланил

Аланил

Аланил

Аланил

Аланил

Аланил

Аланил

Аланил

Аланил

Аланил

Аланил

Аланил

Аланил

Аланил

Аланил

Аланил

Аланил

Аланил
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018