Тема урока: Александр Блок и символизм. Циклизация творчества. Анализ стихотворений «Незнакомка», «О, весна без конца и без краю…»
Цель урока
1.Образовательная:
Обобщить и углубить сведения об эпохе символизма на примере судьбы и творчества А. Блока, совершенствовать навыки анализа и интерпретации литературного произведения.
2. Развивающая:
Формировать умение видеть особенности творчества А. Блока через восприятие поэтического текста, применять теоретические знания по анализу лирического произведения на практике, развивать языковое чутье, аналитическое и творческое мышление.
3. Воспитательная:
Воспитывать интерес к русской литературе, культуру мышления, любовь к поэтическому слову.
Ведущие технологии – технология критического мышления и проектная деятельность. Использованы элементы ИКТ, проблемного обучения, развивающего обучения.
Ход урока
1 оргмомент.
Эпоха конца 19 – начала 20 веков… «Серебряный век» — сложное культурное явление, проявившееся в русской философской мысли, разных видах искусства, но прежде всего, конечно, в литературе, а более всего — в поэзии, так как именно она с ее мгновенностью мироощущения, быстротой, силой и яркостью воплощения смогла стать выразителем настроений эпохи. Что же это была за эпоха? Многое нам уже известно о том, что переживает весь мир и Россия в это время.
Основные признаки символизма:
1. Отрицание существования объективной реальности.
2. Проповедь мира внутреннего, отражающегося во внешнем мире.
3. Идея Мировой Души, Вечной Женственности.
4. В индивидуальной любви проявляется любовь мировая.)
Учитель. Остановимся на философии Вл. Соловьёва, повлиявшего на творчество Блока: «В этот период Блок переживает увлечение идеями философа-мистика и поэта Владимира Соловьева. Соловьев провозглашает существование Души мира, Вечной Женственности, Божества, существующего в женском образе, которое стремится в мир, чтобы преобразить его, очистить и спасти от надвигающейся катастрофы». Философ Н. Бердяев писал: «Это была эпоха пробуждения самостоятельной философской мысли, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни; виделись новые зори, соединявшие чувство заката с чувством восхода и надеждой на преображение жизни». А Валерий Брюсов так писал о Блоке: «Блок… поэт дня, а не ночи, поэт красок, а не оттенков, полных звуков, а не криков и не молчания. Он только там глубок и истинно прекрасен, где стремиться быть простым и ясным. Он только там силен, где перед ним зрительные, внешние образы».)
Учитель. Современники Блока отмечали его внешнюю красоту, благородство, спокойствие. Но невозмутимым «олимпийцем», каким его хотели представить многие современники, поэт быть не мог: он мучительно ощущал социальное неблагополучие, ждал крушения старого мира. А вот как писал о своём времени сам А.А. Блок:
…И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к отчизне…
И чёрная, земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи… (Слайд 5)
Учитель. Многие из вас уже догадались, над какой темой мы уже начали свою работу. Запишите её в тетрадь: «А. Блок и символизм. Циклизация творчества. Анализ стихотворений «Незнакомка», «О, весна, без конца и без краю».
А так как одной из наших задач на уроке является выразительное чтение стихотворений, то давайте вспомним, что такое интонация и из каких элементов она состоит
1). Работа с таблицей (Можно представить эту работу через приём «Запутанной цепочки»). Следующий этап урока предполагает знакомство с циклами произведений А. Блока. На столах находятся таблицы, которые вам необходимо заполнить, читая статью учебника.
№ |
Стихотворные циклы, сборники стихов: название |
Период |
1 |
Книга «Стихи о Прекрасной Даме» |
1904 |
2 |
Сборник «Нечаянная радость» |
1907 |
3 |
Книга стихов «Снежная маска» |
1907 |
4 |
Цикл «Фаина» |
1906 – 1908 |
5 |
Цикл «Возмездие» |
1908 – 1913 |
6 |
Сборник «Земля в снегу» |
1908 |
7 |
Цикл «Вольные мысли» |
1908 |
8 |
Цикл «На поле Куликовом» |
1909 |
9 |
Цикл «Итальянские стихи» |
1910 |
10 |
Сборник «Ночные часы» |
1911 |
11 |
Цикл «Страшный мир» |
1909 – 1916 |
12 |
Цикл «Ямбы» |
1909 – 1914 |
13 |
Цикл «Арфы и скрипки» |
1908 – 1916 |
14 |
«Разные стихотворения» |
1908 – 1916 |
15 |
«Кармен» |
1914 |
16 |
«Соловьиный сад» |
1916 |
17 |
Цикл «Родина» |
1907 – 1916 |
|
|
|
2). Сообщение о цикле «Стихи о Прекрасной Даме». (Слайды 7-9)
Учитель. - Назовите, пожалуйста, особенности лирики А. Блока.
- Какова главная тема «Стихов о Прекрасной Даме»?
- Как представлен образ лирического героя в цикле «Стихи о Прекрасной Даме»?
3). Слово учителя. Вторая книга стихов – «Нечаянная радость», увидевшая свет в 1907г. (Слайд 10) Эта книга – о трагедии крушения идеала, об изменении блоковского мировосприятия. Образ лирического героя и тема женственности в этой книге меняются. Прекрасная Дама вытеснена Незнакомкой, вызывающей роковую страсть, опустошающей душу лирического героя. В лирике Блока постепенно происходит трансформация идеала. Появляется более реалистичная, земная героиня – черты ее намечаются в стихотворении «Незнакомка».
Сегодня остановимся на двух стихотворениях разных циклов и попытаемся проникнуть в художественный мир поэта.
1). Анализ стихотворения «НЕЗНАКОМКА» (24 апреля 1906г).
Учитель Образ таинственной незнакомки не раз раскрывался в искусстве. В живописи XIX века к нему обращался И. Крамской (картина "Неизвестная", 1883 г.), в XX веке художник И. Глазунов написал ряд полотен-иллюстраций к лирике А.Блока. Стихотворение "Незнакомка" написано Блоком 24 апреля 1906 г. Это был очень сложный период в личной жизни поэта. У его жены, Л.Д. Менделеевой, начался роман с Андреем Белым, близким другом поэта. Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений от прогулок. Многие реальные черты и приметы в стихотворении отсюда: ресторан, пыль переулков, шлагбаумы.
Стихотворение можно отнести к жанру рассказа в стихах. Сюжет — встреча лирического героя с Незнакомкой в загородном ресторане. Основная тема — столкновение мечты и реальности.
Учитель. Чтобы глубже разобраться в мироощущении поэта, проведём следующую работу:
Послушаем выразительное чтение стихотворения (читает подготовленный ученик).
Теперь постараемся проникнуться блоковскими впечатлениями, понять его внутренний мир, увидеть те средства выразительности, через которые поэт передаёт своё ощущение мира. Проанализируем стихотворение.
Общий анализ стихотворения.
Вопросы и задания:
1.Что составляет предмет лирического видения поэта? Обозначьте тему стихотворения.
2. Какова форма стихотворения, жанр?
3. Как выражен субъект, носитель речи? Какие слова выступают в качестве подлежащих? В чём смысл такой особенности стихотворения?
4. Прост ли язык? Чем это можно объяснить? Какие символы присутствуют? Как это связано с эпохой?
Композиционный анализ стихотворения.
Вопросы и задания:
1. В чём своеобразие композиции произведения? На какие части можно поделить текст? О чём говорится в каждой части? Какой образ создаётся в каждой части?
2. В каких отношениях друг к другу находятся части стихотворения?
3. Какие языковые средства выразительности вы обнаружили в стихотворении? Выпишите их. Какую роль они играют?
4. Какие ощущения рождают в вас образы произведения? Напишите ответ.
Наблюдение за звуковым, интонационным строем стихотворения.
Вопросы и задания:
1. Напишите историко-биографическую справку о создании стихотворения.
2. С чего начинается стихотворение? Какой пейзаж нарисован? Какой художественный приём лежит в основе создания образа природы?
3. Определите размер стихотворения. Каким образом размер стихотворения влияет на выявление внутреннего состояния лирического героя?
4. Какие особенности звуковой организации стихотворения вы заметили, каких звуков больше, как эта особенность влияет на звучание стихотворения?
Общечеловеческая ценность стихотворения
Вопросы и задания:
1. Какие строки стихотворения приняли форму поэтического афоризма? Подчеркните их в тексте.
2. Как выражен в стихотворении пространственный признак?
3. Что можно сказать о состоянии души лирического героя? В чём общечеловеческая ценность описанного чувства?
4. Какие мысли и чувства вызывает стихотворение у современного читателя?
Иллюстрация к стихотворению.
Вопросы и задания:
1. Какие звуки слышны в стихотворении? Больше гласных или согласных? Какое поэтическое средство позволяет автору стихотворения добиться особенного, музыкального звучания?
(Повторяем аллитерацию и ассонанс.)
2. Какие краски присутствуют в стихотворении? Как это характеризует мироощущение лирического героя?
3. Подумайте, какими красками на бумаге можно передать содержание стихотворения, чувства, выраженные поэтом.
4. Нарисуйте образы произведения и иллюстрацию к шедевру А. Блока.
Коллективное обсуждение и обобщение выполненной работы.
2). Анализ стихотворения «О, ВЕСНА БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…» (24 октября 1907г).
В том же 1907 г. отдельной книжкой появился цикл стихов поэта «Снежная маска», позднее эти стихи вошли в сборник «Земля в снегу» (1908). В предисловии к сборнику поэт так объяснял логику развития своего отношения к миру: «Стихи о Прекрасной Даме» – ранняя Утренняя заря… «Нечаянная радость» – первые жгучие и горестные восторги – первые страницы книги бытия. И вот Земля в снегу. Плод горестных восторгов, чаша горького вина». Основная тема стихов этой книги – слияние поэта с творческой жизненной стихией: О, весна без конца и без краю – Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! («0, весна без конца и без краю...»)
Анализируя это стихотворение, работаем по той же схеме:
1. Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником.
Учитель. Стихотворение «О, весна без конца и без краю...» написано 24 октября 1907 года. Как холодным северным октябрьским днем рождается подобное стихотворение — это истинная поэтическая загадка. Композиторы и барды вдохновляются на создание музыки, романсов к словам Блока.
2. Прослушивание романса на слова Блока «О, весна без конца и без краю…» в исполнении Александра Смирнова.
3. Анализ стихотворения (работа в группах по карточкам).
1 группа. Историки и критики – Сопоставительный анализ.
Вопросы и задания:
1. Что привлекло вас в биографии А. Блока, в его творчестве? Какие факты из биографии связаны с темой стихотворения «О, весна без конца и без краю…»?
2. Каков жанр стихотворения? С чем связан выбор жанра?
3. К какому циклу относится стихотворение? Как это можно сопоставить с биографическими сведениями?
4. Найдите в учебнике анализ этого стихотворения. Совпадает ли трактовка, данная в учебнике, с вашим восприятием произведения?
Анализ выразительных средств стихотворения.
Вопросы и задания:
1. Выпишите метафоры и анафору, определите их роль. Какие ассоциации вызывает у вас метафора «колодцы земных городов»?
2. Найдите и выпишите эпитеты. Дайте им свою оценку.
3. Какие ещё лексические средства выразительности вы обнаружили в стихотворении? Выпишите их. Какую роль они играют?
4. Просто ли читать текст? Проанализируйте пунктуационные знаки завершения. Что могут они подсказать вам при подготовке выразительного чтения стихотворения?
Наблюдение за образами, ритмом, интонацией стихотворения.
Вопросы и задания:
1. Какие образы привлекли вас в тексте стихотворения? Какие ощущения рождают эти образы?
2. Определите стихотворный размер. Какое звучание придает этот размер стихотворению?
3. Кто адресат стихотворения? Весна? В кого превращается она в стихах? Как это связано с эпохой и биографией поэта?
4. Просто ли читать стихотворение? Почему?
Общечеловеческая ценность стихотворения
Вопросы и задания:
1. Какова основная идея стихотворения? Напишите ответ.
2. Охарактеризуйте пространство и время в стихотворении. Что можно сказать о состоянии души лирического героя?
3. В чём общечеловеческая ценность мироощущения лирического героя?
4. Почему — «ненавидя, кляня и любя»? В чем смысл последних строк стихотворения?
Иллюстрации к стихотворению.
Вопросы и задания:
1. Какие краски увидели, какие звуки услышали в тексте стихотворения?
2. Как это связано с внутренним состоянием лирического героя?
3. Подумайте, какими красками на бумаге можно передать содержание стихотворения, чувства, выраженные поэтом.
4. Какие чувства в вас вызвал прослушанный романс? Нарисуйте иллюстрации к стихотворению А. Блока.
Учитель. Опираясь на содержание записей в тетрадях и на всё услышанное и исследованное, попытайтесь ответить на вопросы:
1). Каким предстаёт перед нами образ Прекрасной Дамы в лирике А. Блока?
2). Как образ Прекрасной Дамы меняется в стихах поэта?
3). Какую роль в поэзии А. Блока играют время, пространство, цвет, звук?
4). Как вы думаете, почему Ю. Тынянов связывает понятие «лирический герой» именно с именем Блока? Слайд 14
Заключительное слово учителя. В 1911г А. Белый опубликовал книгу «Арабески», в которую включил статьи, заострённые полемически против Блока, «изменившего» былым божествам и идеалам, на что поэт ответил так: «…таков мой путь… теперь, когда он пройден, я твёрдо уверен, что это должное и что все мои стихи вместе – «ТРИЛОГИЯ ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЯ» (от мгновения слишком яркого света – через необходимый болотистый лес – к отчаянию, проклятию, «возмездию» – к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру, получившего право изучать формы, сдержанно испытывать годный и негодный матерьял, вглядываться в контуры «добра и зла» – ценою утраты части души…»! (1911г)
Сегодня мы сумели отчётливо увидеть 3 основных этапа творческого пути А. Блока. Сумели осознать, что для Блока человек – это самое прекрасное звание на Земле, а в таком осознании легко понять блоковский термин «вочеловечение».
4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1). Подготовьте выразительное чтение и АНАЛИЗ одного из стихотворений А. Блока из любого цикла.
2). Выполните СИНКВЕЙН на фоне произведённого анализа.
(Рекомендуемые стихотворения: «Вхожу я в тёмные храмы…», «Мы встречались стобой на закате…», «Я и молод, и свеж, и влюблён…», «Я отрок, зажигаю свечи…», «Ушла. Но гиацинты ждали...», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…», «Как тяжело ходить среди людей...», «В ресторане», «Ветер принес издалека…»
и др.)
3). Устно подумайте над ВОПРОСОМ: «Что изменилось в характере А. Блока после событий 1905-1907гг?
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Материал для сообщения ребят 3-й группы о цикле «Стихи о Прекрасной Даме». Александр Блок в русскую литературу вошел как поэт-символист. Поэтика символизма и определила особенности поэзии Блока как раннего, так и позднего периода. Особенностями блоковской лирики являются: музыкальное звучание, метафоричность поэтического языка, символика образов, необычная ритмика. Все особенности поэтики Блока определяются содержанием его поэзии – напряженными поисками идеала в «страшном мире». Удивительная музыкальность, образность его стихов – это символ гармонии, к которой устремлен его лирический герой. Новая литература призвана стать теургической (преобразовательной), т. е. посвящённой установлению мировой гармонии способом постижения истины. Ожидание грандиозного преображения в сознании поэта всё теснее связывалось с нисхождением на землю Вечной Женственности. Явлению ЕЁ, Таинственной Девы, Зари, Купины, Прекрасной Дамы, должны предшествовать некие знаки, доступные лишь духовному взору избранных. Блок мучительно переживал отсутствие гармонии в «страшном мире». Не чувствовал он гармонии и в своей душе. Но гармония была желанна, необходима! Почувствовал Блок приближение гармонии с приходом Любви. Блок обожествлял Любовь, потому что она открывала ему сверхличный, высокий смысл жизни, а собственную жизнь поэт воспринимал только как часть «вселенской материи».
Такой смысл внесло в его жизнь чувство к Любови Дмитриевне Менделеевой, дочери знаменитого учёного Д.И. Менделеева.
Имение Боблово Менделеевых находилось по соседству с имением Шахматово, где летом 1898г. А. Блок впервые познакомился со своей будущей женой. Общее увлечение театром, участие в любительском спектакле, в котором Блок играл Гамлета, а Любовь Дмитриевна – Офелию, фруктовый сад, золотоволосая девушка – всё это вызвало в душе поэта мистические ощущения и получило образно-символическое осмысление в свете религиозно-эстетической концепции Вл. Соловьёва. Блок увидел в своей возлюбленной земное воплощение Красоты (Прекрасной Дамы).
27 июля 1898г поэтом было написано первое стихотворение, продиктованное большим чувством любви к Любови Дмитриевне Менделеевой. Таких стихотворений он написал более 800. 3 года скрывал от возлюбленной, что пишет стихи, но даже после его признания она «не узнавала себя в них, не находила…». Слишком высоко возносил её поэт и слишком самозабвенно обожествлял, опьянённый мистическими фантазиями о «Вечно женственном». В одном из неотправленных писем, относящемся к 1902г, она гневно выговаривает поэту, что вовсе не собирается отступить от своих человеческих прав во имя какого-то возвышенного, но бесплотного и крайне далёкого от неё идеала. Только через 4 года, в августе 1903г, состоялось их венчание в церкви, находящейся недалеко от Шахмотово. Мировидение этого периода юного Блока воплощено им в Первой Книге «Стихов о Прекрасной Даме», основное содержание которой составляют сложные взаимоотношения лирического героя с Прекрасной Дамой и гимны в ЕЁ честь. Книга, состоящая из 93 стихотворений, вышла в октябре 1904г в издательстве «Гриф». Открывалось это первое издательство «Стихов о Прекрасной Даме» эпиграфами из трудов своих первых учителей, Вл. Соловьёва («Вся ТЫ в лучах, как полярное пламя, Тёмного хаоса светлая дочь!..») и Валерия Брюсова («Молчанье строгое храня, Я вдруг завижу лик знакомый. И трепет обожжёт меня…»). Оценки критиков, единодушно отмечавших новаторский характер сборника, всё же отличались противоречивостью. Некоторые символисты (например, А. Белый), даже ставили творчество Блока в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым.
Общим для Блока и его окружения (московский символистский кружок, студенты Петербургского университета – поэты и прозаики символистского направления) было «чувство зорь» – ожидание Вселенского чуда, грядущего преобразования человеческого Духа, которое представало в образе далёких и манящих «зорь». Исследователи творчества поэта называют этот сборник первой серьезной работой Блока. Неслучайно именно этот сборник, написанный под влиянием учения философа Владимира Соловьева о Вечной Женственности, выделил его среди других поэтов. Главной характеристикой сборника является «светлое» начало. Мысли автора уносятся в «небесную высь», в «небесные сферы». Как результат – поэт довольно редко употребляет земные образы, в то время образы, связанные с рассветом, закатом, довольно часто встречаются в стихотворениях.
И протекала ночь туманом сновидений.
И юность робкая с мечтами без числа.
И близится рассвет. И убегают тени.
И, Ясная, Ты с солнцем потекла.
Основной образ цикла – образ Прекрасной Дамы. При этом «Стихи о Прекрасной Даме», с одной стороны, посвящены жене Блока, с другой – Вечной Женственности. Ее образ лишен определенных, отчетливых очертаний, он возникает из косвенных знаков. Причем зачастую эти знаки и образы возникают из «видений». Вот одно из стихотворений:
Отворяются двери — там мерцанья,
И за ярким окошком — виденья.
Не знаю — и не скрою незнанья,
Но усну — и потекут сновиденья.
В тихом воздухе — тающее, знающее…
Там что-то притаилось и смеется.
Что смеется? Мое ли, вздыхающее,
Мое ли сердце радостно бьется?
Весна ли за окнами — розовая, сонная?
Или это Ясная мне улыбается?
Или только мое сердце влюбленное?
Или только кажется? Или все узнается?
Романтическое сознание молодого Блока, стремящееся к идеалу, в облике земной девушки, своей прекрасной возлюбленной разглядело черты Божества. Он преобразил историю реальной, земной любви в миф.
Его возлюбленная предстает строгим и величественным Божеством, Девой Света. Она лишена конкретных черт, потому что трудно, просто невозможно разглядеть их в том сиянии, котором она окружена. Ее облик воплощен в символических образах светильника, зари, маяка, пожара, Библейского горящего куста, звезды, пламени.
Она – единственный свет его мироздания. И обращается поэт к своей возлюбленной на «ты», но пишет это слово всегда с большой буквы, и мы понимаем, что это не близкое «ты», а «Ты» молитвенное, с которым человек обращается к Богу. Поэтому для Нее у Блока есть еще один эпитет – «святая». В стихотворениях этого периода образ возлюбленной часто связывается с образом храма, церковных святынь, колокольного звона, икон. И с этим связана цветовая палитра первого тома, где наиболее часто встречающимися цветами являются голубой («лазоревый», «лазурь»), белый и золотой – цвета храма.
Она – строгая, величественная, таинственная. В ее присутствии все окутано тайной. Эпитет «таинственный» и слово «тайна» выступают в стихотворениях первого тома в самых необыкновенных и причудливых сочетаниях: «таинственный сумрак», «таинственные соцветия», «мгновения тайн», «таинство зари». Весь мир в ожидании Ее прихода был «вечной тайной», «древней тайной», «непостижимой тайной». Тайной была и Она сама. Она обладает «таинственным голосом», «таинственным взором». У Нее нет определенного облика, потому что Она не только вспышка света, но и вечная тайна.
Мир в ожидании Ее тёмен и пуст. Эта тьма, мрак составляют антитезу «световому» образу Прекрасной Дамы. Конкретных примет Ее нет, потому, что Она – ослепительный свет и тайна, а конкретных примет мира нет, потому что он окутан мраком, мглой, ночью, тьмой. Слова этого «темного» ряда в стихотворениях первого тома так же часто встречаются, как и световые образы. Все в мире он воспринимает как знаки Ее появления, которого ждет, надеется и боится.
Себя в ожидании Ее в этом мире он ощущает бесконечно одиноким. А по отношению к Ней чувствует себя рабом, иноком, принявшим добровольное служение, отроком, «зажигающим свечи» в храме и бросающим белые цветы за церковную ограду. Его любовь – застенчивая, робкая, безнадежная. И в то же время его чувство – страстное ожидание, предчувствие чуда.
Чуковский пишет о первой книге стихов с восторгом: «Только об этом он и пел – изо дня в день все шесть лет: с 1898 по 1894 и посвятил этой теме 687 стихотворений… Этого, кажется, не было ни в русской, ни в какой другой литературе. Такая однострунность души!.. Ни разу за все это время у него не нашлось ни одного слова – иного. Вокруг были улицы, женщины, рестораны, газеты, но ни к чему он не привязался, а так и прошел серафимом мимо всей нашей человеческой сутолоки… Ни слова не сказал он о нас, ни разу даже не посмотрел в нашу сторону, а все туда – в голубое и розовое». Этими словами очень точно передается настрой главного цикла первого тома – «Стихов о Прекрасной Даме».
«Стихи о Прекрасной Даме», как и стихотворения двух других циклов, написаны в эстетике символизма. Сложность образов-символов, музыкальность, звуковая и цветовая выразительность, метафорическая усложненность языка, иррациональность – вот те характерные черты, которые определяют особенность лирики первого тома. Вот почему сразу же после выхода в свет первого поэтического сборника (а «Стихи о Прекрасной Даме» вышли отдельным изданием в 1904 году) Блок занял ведущее место в кругу русских символистов. Еще одно чисто биографическое замечание. Увы, поэт не сделал счастливой ту женщину, которой посвятил прекрасные и неземные слова любви. Любовь Дмитриевна была обычной женщиной, которая хотела простого человеческого счастья: дома, семьи, детей. А ее возвели в ранг Божества. Она написала Блоку горькие слова о том, что он «тянет» ее на такие высоты, где ей «холодно, страшно и скучно».
С его ощущением бездомности, катастрофичности бытия, с его отношением к земной любви как к «ложной дороге», которая неизменно заканчивается тупиком разочарования и разлуки, конечно, простое человеческое счастье было невозможно. Пережив все это, уже в зрелом возрасте, в стихах третьего тома он скажет горькие слова о том, что за радости и муки творчества поэт расплачивается собственной жизнью (стихотворение «И вновь порывы юных лет…»)
Впоследствии мотив пробуждения от мистических предчувствий и томительных снов, мотив возвращения к реальной жизни и предчувствия другой бури, после которой может ничего не остаться от розовых грёз, видений, фантазий, будет одним из постоянных в творчестве Блока, обретёт наиважнейшее значение в творчестве. Преодолён первый этап «трилогии вочеловечения», начался второй, очень сложный, необычайно трудный, но неизбежный и плодотворный.
2. Анализ стихотворения А. Блока «НЕЗНАКОМКА»
Незнакомка
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino Veritas!» кричат.
И каждый вечер, в час назначенный,
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Озерки. 24 апреля 1906
В основу композиции положен принцип противопоставления — антитезы. Мечта противопоставлена грубой действительности. Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Одна часть (первые шесть строф) показывает реальность пошлого мира, вторая часть (последние семь строф) изображает романтический идеал лирического героя. Два этих мира для Блока несовместимы. Мир его мечты хрупок и тонок, лишён реальных очертаний. Но этот мир, одухотворённый образом Незнакомки, — его единственное спасение, несущее возможность оставаться самим собой.
Стихотворение начинается описанием весеннего вечера. Однако свежего дыхания весны совсем не чувствуется, описывая весенний воздух, поэт употребляет эпитет тлетворным. Первая часть стихотворения переполнена прозаическими деталями: это и переулочная пыль, и скука загородных дач, и крендель булочной, и испытанные остряки, которые «среди канав гуляют с дамами». Автор пользуется грубой лексикой (лакеи сонные торчат), использует неприятные звуковые образы (детский плач; женский визг; скрип уключин). Пошлость реального мира заражает своим тлетворным духом всё вокруг. И даже традиционно поэтический образ луны предстаёт здесь в искажённом виде:
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
В этой части автор умышленно нагромождает труднопроизносимые согласные звуки. Например, «По вечерам над ресторанами, / Горячий воздух дик и глух»: пвчрм ндрстрнм грч вздх дк глх. А вместо типичных для блоковской поэзии ассонансов (повторения гласных звуков) на а-о-е, придающих мелодичность стихотворению, мы слышим глухие аллитерации (повторение согласных звуков) и ассонансы на и (горячий воздух дик и глух; женский визг; кривится диск), которые режут слух. В этом мире вместо солнца «золотится крендель булочной», а любовь подменена прогулками дам с «испытанными остряками» (которые, вероятно, каждый день повторяют одни и те же шутки). «Испытанные остряки» гуляют с дамами не где-нибудь, а «среди канав». Образ ресторана cимволичен — это воплощение пошлости. Автор изображает не просто вечерний ресторан, а пространство, где «горячий воздух дик и глух», где всеобщим помрачением правит «весенний и тлетворный дух». Здесь скука, пьянство и однообразное веселье приняли характер повторяющегося и бессмысленного вращения. О кружении жизни в этом автоматическом колесе говорит фраза: «И каждый вечер». Фраза эта повторяется трижды, как и союз и — этим достигается ощущение замкнутого круга: (И правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух; И раздаётся детский плач; И раздаётся женский визг). Все глаголы автор употребляет в настоящем времени. Этот мир отвратителен и страшен. Буквально во всём лирический герой ощущает отталкивающую дисгармонию звуков и запахов, красок и чувств. Утешение он находит в вине:
И каждый вечер друг единственный
В моём стакане отражён
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирён и оглушён.
Мотив опьянения повторяется несколько раз: «пьяницы с глазами кроликов» кричат: «In vino veritas!» — «Истина в вине!» {лат.). Незнакомка идёт «меж пьяными», о «влаге терпкой и таинственной» говорит сам лирический герой. Но опьянение — это ещё и погружение в мир мечты. Этому отвратительному миру противопоставлена Незнакомка, которая является «каждый вечер, «в час назначенный» во второй части стихотворения. Аллитерации — повторение, грубое нагромождение согласных звуков в описании грязной улицы — сменяются повторением гласных звуков — ассонансами:
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Её упругие шелка.
Шипящие передают шелест шёлка. Повторение звуков [у], [е] создают ощущение воздушности женского образа. Незнакомка лишена реалистических черт, она вся окутана тайной. Этот образ отгорожен от грязи и пошлости реальной действительности возвышенным восприятием лирического героя. Незнакомка — идеал женственности и красоты, символ того, чего так не хватает лирическому герою, — любви, красоты, духовности. Таинственная Незнакомка «всегда без спутников, одна». Одиночество героев не только выделяет их из общей толпы, но и притягивает друг к другу:
И странной близостью закованный,
Смотрю за тёмную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
«Берег очарованный» — символ гармоничного, но недостижимого мира. Кажется, вот он, рядом, но стоит протянуть руку — и он исчезает. Образ Незнакомки экзотичен:
И перья страуса склонённые
В моём качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
Поэт употребляет вышедшее из широкого употребления слово очи. Данный архаизм придает образу Незнакомки возвышенность. Её синие бездонные очи (синий цвет означает у Блока звёздное, высокое, недостижимое) противопоставлены кроличьим глазам пьяниц. Незнакомка — трансформированный образ Прекрасной Дамы. Кто она: обычная посетительница загородного ресторана или «смутное видение» лирического героя? Образ этот символизирует раздвоенность сознания лирического героя. Он очень хочет уйти от ненавистной ему действительности, однако она никуда не исчезает — и именно в этот мир приходит Незнакомка. Это вносит в образ лирического героя трагедийные ноты. Духи и туманы, бездонные синие очи Незнакомки и дальний берег — это всего лишь грёзы, минутное опьянение, но истинный смысл жизни открывается лирическому герою именно в эти мгновения. Об этом он говорит в финале стихотворения: «Я знаю: истина в вине».
Используя разнообразные средства выразительности, поэт выстраивает свое произведение на антитезе, контрасте. Этот приём служит для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий. Противопоставлены две части стихотворения. Противопоставлены образы и пейзажи, запахи и лица, звуковые образы первой и второй частей стихотворения. Противопоставляются мечта и действительность. Вот только несколько примеров: «горячий воздух дик и глух» — «дыша духами и туманами»; «скука загородных дач» — «очарованная даль»; «канавы» — «излучины» души. Ко второй части стихотворения поэт подбирает романтические эпитеты (берег очарованный; терпкое вино; очи синие бездонные) и метафоры (очи… цветут; души… излучины пронзило… вино). Стихотворение написано классическим стихотворным размером – четырёхстопным ямбом, рифмовка — перекрёстная.
3. Анализ стихотворения А. Блока «О, ВЕСНА БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…»
Анализ стихотворения А.
Блока «О, весна без конца и без краю...»
В качестве эпиграфа А.
Блок взял слова М. Ю. Лермонтова, созвучные с темой своего стихотворения. А.А.
Блоку были близки поэзия М.Ю. Лермонтова и трагическое обаяние его личности.
Эта глубокая связь обнаруживается не только в эпиграфах, реминисценциях,
парафразах из Лермонтова, но и в общности идейной направленности творчества
поэтов, в сходстве самой манеры изображения действительности и поэтических
приемов.
Стихотворение «О, весна без конца и без краю...» написано под влиянием
лермонтовской «Благодарности», где подводится итог отношений поэта с «не
принявшим» его миром. Как известно, у Лермонтова благодарность иронически
переосмыслена в последних стихах, которые Блок не вводит в свой эпиграф:
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
Сходство стихотворений только в самом ключе противоречивого изображения,
различие – в их смысле: у Лермонтова – это благодарность не за радости жизни, а
за страдания, у Блока – оптимистическое восприятие жизни, мира, несмотря на его
противоречивость и даже гибельность:
За мученья, за гибель – я знаю –
Все равно: принимаю тебя!
Индивидуальный авторский стиль, совокупность средств и приемов делают это
стихотворение Блока произведением яркой художественной выразительности.
О, весна без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха - позорного нет!
Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!
Принимаю пустынные веси
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!
И встречаю тебя у порога -
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем Бога
На холодных и сжатых губах...
Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита...
Никогда не откроешь ты плечи...
Но над нами - хмельная мечта!
И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель - я знаю -
Все равно: принимаю тебя!
Стихотворение А.А. Блока О, весна без конца и без краю было написано 24 октября 1907 года. В этом году он создал цикл из 11 стихотворений «Заклятие огнём и мраком». Исследователи творчества поэта отмечают, что для данного цикла характерна общая жизнеутверждающая идея. Целостность стихотворения, его смысловое и структурное единство организуются восприятием изображаемого мира лирическим героем, человеком своей эпохи, его переживаниями, эмоциями и волевыми импульсами, а также характером и типом речи.
Стихотворение отнесём к философской лирике. Это подтверждает тема произведения – жизнь человека со всеми её трудностями, удачами и неудачами, «бессонными спорами». Основная мысль произведения, заключается в том, что лирический герой принимает жизнь такой, какая она есть, считает её прекрасной, наслаждается ею, несмотря на все противоречия: Принимаю тебя, неудача, И удача, тебе мой привет!
Произведение проникнуто чувством радости, душевного подъёма, оптимизма, имеет символическое значение, знаменующее наступление нового периода в истории России. Символ весны – это символ жизни, возрождения. Герой стоит перед чем-то новым, лучшим. Он готов бороться, действовать. Он обретает доспехи (щит) в аллегорически изображаемой "враждующей встрече" с жизнью, утоляющей жажду борьбы, ведущей к заветной и влекущей мечте. Это борьба бескомпромиссная, борьба до конца. Сама жизнь предстает в женском образе «с буйным ветром в змеиных кудрях». Вся сложность и противоречивость жизни изображается Блоком в виде целой системы взаимоисключающих друг друга сторон, противоположных эмоций.
Мысли и чувства лирического героя, его нравственная позиция
получают преломления и оценку в образе автора как высшей поэтической
инстанции, где мозаичные детали синтезируются в единое противоречивое целое:
радость борьбы, готовность пойти на бой («приветствую звоном щита»), готовность
отдать всего себя изнурительной работе («томления рабьих трудов») и бессилие
разгадать жизнь, познать ее тайны до конца («с неразгаданным именем Бога на
холодных и сжатых губах», «никогда не откроешь ты плечи»)…
В идеологической, композиционной и языковой структуре стихотворения лирическое
«Я» само является предметом оценки и осмысления сущности человеческого бытия,
смысла жизни – всего, что на протяжении веков волновало людей, живущих на
Земле. Здесь ночные споры и утро, наполненное творческим поиском, пустынные
деревни и многоэтажные города, радостный простор светлого неба и вынужденный,
подневольный и, может быть, беспросветный труд без «творческого парения».
Донести до читателя свои мысли А.А. Блоку помогают композиция стихотворения
и изобразительно-выразительные средства.
Композиционная структура стихотворения раскрывает связь его
идеи с речевыми средствами ее воплощения. Восприятие жизни воспринимается
конструктивно как взаимодействие лирического «Я» и жизни (мира):
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Стихотворение состоит из семи строф, написано трёхстопным анапестом с чередующимися женскими и мужскими рифмами (авав), что придает произведению стремительность вальса. Рифма использована перекрестная. Стихотворение звучит ритмически широко, размеренно и свободно, как будто раскрывая всю полноту чувств и ощущений лирического героя.
Обычные фразы как бы разорваны на части, интонационно
подчеркнутые (узнаю, принимаю). Стихотворение композиционно целостное, в нем
ярко проступают внутренняя тематическая законченность и метрическое единство.
Стих выразителен, четырехстишная строфа ярко раскрывает внутреннее содержание
произведения:
И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель – я знаю –
Все равно: принимаю тебя!
Огромную роль в формировании идеи произведения играют средства художественной выразительности.
Во-первых, Блок говорит с читателем
языком символов («весна без конца и без краю» — символ жизни,
«щит» – символ борьбы, действий и в то же время символ защиты). Символы – особая
метафорическая речь. Адресатом авторского обращения является Весна,
которая превращается в таинственную девушку «с неразгаданным именем Бога / На
холодных и сжатых губах». Таково в стихотворении изображение жизни: в первых
четырех строфах – обычное, далее – символическое:
И встречаю тебя у порога -
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем Бога
На холодных и сжатых губах...
Изображаемое предстает как бы в двойном освещении, в двух планах, которые то
соединяются, то разъединяются. Обычная жизнь вдруг видится в облике загадочной,
не познаваемой до конца женщины – природы – сфинкса. Общая
образно-символическая двуплановость стихотворения основана на развитии и
развертывании метафорического ряда. Жизнь представляется весной без конца и без
краю: весна пьянит воспаленные от бессонных ночей взоры поэта; неразгаданная им
тайна жизни осеняется хмельной мечтой, в которой есть и возбужденное отчаяние,
и безрассудность, и надежда (весна – весна пьянит – хмельная мечта). Образный
строй стихотворения поддержан и другими метафорами-символами («В заколдованной
области плача, в тайне смеха – позорного нет!»), а также метонимией (бессонные
споры – то есть споры не спящих людей) и гиперболой (без конца и без
краю – о весне и мечте).
Во-вторых, автор использует повторы и анафору («без конца и без краю»,
«принимаю»). Доминирующим изобразительным средством в стихотворении является повтор,
объединяющий все части произведения, который экспрессивно усиливает впечатление
безграничности мира как цветущей весны и такой же необъятной человеческой
мечты:
О, весна без конца и без краю –
Без конца и без краю мечта!
Анафору «принимаю…» встречаем во второй, третьей и четвёртой строфах. С помощью повтора глагола автор передаёт динамику своих мыслей, своих чувств. В основе анафоры («принимаю»), как и любого повтора, лежит взволнованность, эмоциональность.
Во-третьих, текст насыщен антонимами, антитезами («неудача» — «удача», «плача» — «смеха», «пустынные веси» — «колодцы земных городов», «простор поднебесий» — «томления рабских трудов», «ненавидя» — «любя»). Многочисленные противопоставления приводят к мысли о том, что жизнь лирическим героем принимается восторженно во всей ее полноте, во всех ее самых крайних проявлениях. Важную конструктивную роль играют и другие противопоставления, подчеркивающие необъятность времени: бессонные споры (ночь) - утро и пространства: веси - города. Та же мысль усиливается и атрибутами весны и мечты ("без конца и без краю"). Сложное и противоречивое отношение к различным явлениям и сторонам жизни, душевная раздвоенность передается с помощью антитезы «ненавидя, кляня и любя».
В-четвёртых, отметим оригинальность и необычность эпитетов («с
буйным ветром в змеиных кудрях», «хмельная мечта») и метафоры («колодцы земных
городов»). Вообще, Блок – поэт тонкой метафоры.
В-пятых, следует обратить внимание на эмоциональный строй стихотворения,
усиленный интонацией восклицания: в сравнительно небольшом произведении 12
восклицательных предложений (число 12 у Блока всегда являлось чем-то
символическим). Восклицания, многоточия придают произведению яркую
эмоциональную окраску, восторженный вид и торжественность, создают декламационный
стиль, помогая понять внутреннее состояние лирического героя. Взволнованность и
патетика лирической исповеди переданы синтаксически присоединением однородных
членов, эмоционально выделенных в самостоятельные восклицательные предложения
путём парцелляции:
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Принимаю пустынные веси
И колодцы земных городов!
Произведение А.А. Блока нельзя усвоить, не напрягая своего разума. Стихи Блока
не читаются легко еще и потому, что в них воплощено немало тяжких переживаний.
Но всё же строки стихотворения будто излучают энергию. Произведение звучит
торжественно-призывно. Призыв жить, бороться, устремляться вперёд – к мечте. И
пусть случаются неудачи, нужно всё «принимать», радоваться каждой прожитой
минуте.
4. Поэтические направления «Серебряного века».
Высказывания современников А. Блока.
Термин этот возник по аналогии с выражением «золотой век», а поэзия «серебряного века» своими корнями уходит в гениальное творчество Пушкина, Баратынского, Фета.
«Серебряный век» — сложное культурное явление, проявившееся в русской философской мысли, разных видах искусства, но прежде всего, конечно, в литературе, а точнее — в поэзии, так как именно она с ее мгновенностью мироощущения, быстротой, силой и яркостью воплощения смогла стать выразителем настроений эпохи. Что же это была за эпоха?
Философ Н. Бердяев писал: «Это была эпоха пробуждения самостоятельной философской мысли, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни; виделись новые зори, соединявшие чувство заката с чувством восхода и надеждой на преображение жизни».
З. Гиппиус дала следующую характеристику тому времени: «Что-то в России ломалось, что-то оставалось позади, что-то, народившись или воскреснув, стремилось вперед».
Эпоха повлияла и на условия бытования культуры в целом и литературы в частности. Появилось много течений, групп, группировок. Параллельно существовали разные эстетические направления: декаданс (упадок), русский ренессанс (возрождение, духовное обновление), модернизм («новый, современный»).
К модернистским течениям обычно относят символизм, акмеизм, футуризм.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.