В поэме “Соловьиный сад” (1915г.) А.Блок поднимает важнейшие нравственные и философские проблемы долга и верности ему, любви и права на счастье, назначения искусства и своего места в нём.
Многозначно уже название поэмы “Соловьиный сад”. Оно обращает нас ко многим источникам. Во-первых, к Библии: Эдемский сад, рай земной, откуда Бог изгнал Адама и Еву, и с тех пор люди в тяжких трудах должны добывать хлеб свой насущный. Во-вторых, образ сада как символа красоты, недостижимого счастья, искушения предстаёт в русских народных и восточных сказках.
В поэме Блока образ сада многозначен. Сад – это и образ недостижимого для человека счастья, и образ манящей мечты, и эгоистичный жизненный путь, когда человек живёт только своей любовью в своём маленьком личном мире, и образ искусства для искусства, лишённого каких-либо гражданских интересов. Соловьиный сад – это своеобразное испытание, искушение героя, которое встречается в жизни каждого человека. Поэма показывает трагический разрыв между тягой человека к счастью и красоте и чувством долга, сознанием невозможности забыть о “страшном мире”. /Найдите в тексте конкретно-предметную характеристику образа сада и раскройте его обобщённо-символический смысл/.
Александр Блок. "Соловьиный сад" (метод
аналитического чтения)
В поэме “Соловьиный сад” (1915г.) А.Блок поднимает важнейшие нравственные и философские проблемы долга
и верности ему, любви и права на счастье, назначения искусства и своего места в нём.
Многозначно уже название поэмы “Соловьиный сад”. Оно обращает нас ко многим источникам. Вопервых, к
Библии: Эдемский сад, рай земной, откуда Бог изгнал Адама и Еву, и с тех пор люди в тяжких трудах должны
добывать хлеб свой насущный. Вовторых, образ сада как символа красоты, недостижимого счастья, искушения
предстаёт в русских народных и восточных сказках.
В поэме Блока образ сада многозначен. Сад – это и образ недостижимого для человека счастья, и образ
манящей мечты, и эгоистичный жизненный путь, когда человек живёт только своей любовью в своём маленьком
личном мире, и образ искусства для искусства, лишённого какихлибо гражданских интересов. Соловьиный сад –
это своеобразное испытание, искушение героя, которое встречается в жизни каждого человека. Поэма
показывает трагический разрыв между тягой человека к счастью и красоте и чувством долга, сознанием
невозможности забыть о “страшном мире”. /Найдите в тексте конкретнопредметную характеристику образа сада
и раскройте его обобщённосимволический смысл/.
Символична композиция поэмы: 7 частей и кольцевое построение произведения
(начинается и заканчивается на берегу моря) /Какое значение это имеет для понимания идеи произведения?
Почему повествование ведётся от первого лица?/.
Повествование ведётся от первого лица, что придаёт произведению характер и интонацию исповеди,
искреннего и чистосердечного повествования о пережитом..
Рассмотрим главы поэмы внимательно, уделяя особое внимание её образам, символам и лексике.
Первую часть можно назвать вступлением, в котором сообщаются некие факты жизни лирического героя:
каждый день лирический герой со своим ослом выполняет тяжёлую работу /в чём смысл работы, которую он
выполнял?/ и их путь проходит мимо прекрасного сада. Повествование строится на контрасте: предельная
реалистичность (труд лирического героя и осла) сочетается со сказочностью, таинственностью (описание сада);
прозаически сниженная картина тяжёлого безрадостного труда и красота и поэзия соловьиного сада. Эпитеты
реального мира контрастируют с эпитетами, рисующими сад:
слоистые скалы,
илистое дно,
железная дорога прохладный и тенистый сад
осёл
крик осла
ктото(в саду)
песня в саду и соловьиная
песня
берег скалистый и
прохладный и тенистый сад
знойный
Осёл присутствует во всех главах, кроме четвёртой. Он всегда “усталый” и “бедный”. С одной стороны, осёл –
символ реального мира, низкой действительности. С другой стороны, это образ помощника, который помогает
герою выполнять грязную, трудную работу, а потом своими криками напоминает ему об оставленном трудовом
пути, о долге. В Библии осёл одним из первых среди животных признал Христа и в то же время представляет
собой повиновение Это не противоречит блоковскому образу: каждый должен пройти свой путь, не уклоняясь,до конца, каким бы трудным он ни был. И награда ждёт того, кто это делает. Валаам, посланный проклясть
израильтян, не увидел Божьего ангела, а его ослица увидела, помогла Валааму увидеть и уверовать. Мне
кажется, что и в поэме Блока осёл помогает герою вернуться на правильный путь – путь труженика. Правда,
когда герой возвращается, он не находит своего осла, но это и является наказанием за отступничество, за отказ
от прежних идеалов, от предначертанного свыше пути. В романе Апулея “Золотой осёл, или Метаморфозы”
Лукий превращён служанкой волшебницы в осла и, для того чтобы вернуть человеческий облик, съел розы. Я
думаю, что осёл Апулея имеет другое значение, чем у Блока. /Как думаете вы?/
Все образы, символы и другие средства художественной изобразительности поэмы подчинены основной идее.
Так, звукописью создаётся образ прибоя (рокотание моря), крик осла. Эти звуки контрастируют с “напевом
соловьиным”, с песней, звучащей в саду.
…Символично не только пространство (берег моря, дорога), но и время: действие начинается вечером, в конце
рабочего дня (“в час отлива”, “опускается синяя мгла”), а заканчивается новым утром.
…Таинственность сада подчёркивается использованием неопределённых местоимений: “чтото”, “ктото”.
…Возникает мотив мглы, который проходит через всю поэму(кроме главы 4) так же, как и образ осла.
Во второй части герой находится в раздумье (“раздумался”); возникает возможность другой жизни: “снится
жизнь другая – моя, не моя…”. Возникает сознание бесперспективности теперешнего существования:
И чего в этой хижине тесной
Я, бедняк обездоленный, жду…
Контрастное изображение жизни бедняка и “звенящего сада” продолжается:
знойный день
бедный осёл
жизнь
сумрак
ночи
она…
лёгкая
“снится”
(сон)
хижина тесная сад
синий сумрак
белое
платье
Традиционная для Блока символика цвета здесь также имеет значение: белое платье – намёк на возможность
соприкосновения с идеалом, осуществления его, синий как бы предсказывает крушение идеала, разочарование в
нём.
Героя мучают сомнения, он не сразу отзывается на “круженье и пенье”:
Каждый вечер в закатном тумане
Прохожу мимо этих ворот…
Меняется и пространство: сад обнесён стеной (замкнутое пространство). Если сравним его с морем,
символизирующим жизнь, стихию, но в то же время свободу, то увидим отсутствие её в саду: “ограда высокая и
длинная”, “стена”, “решётка…резная”.
Уже почти ночь. Сад может дать отдых от житейской суеты.
…В этой главе более чётко обрисован образ Прекрасной Дамы: “белое платье”, “она лёгкая”, “манит”, “зовёт”, то
есть этот образ дан в традиционной для Блока манере.
Сад назван “звенящим”: звучит соловьиная песня, поёт Она. Безмузыкальность для Блока – знак бездуховности,
мёртвенности мира.
Лирический герой опьянён звуками, собирается уйти из мира реального в сказочный, таинственный и
прекрасный, куда его манит круженье, зовёт песня. “И в призывном круженьи и пеньи я забытое чтотоловлю” очевидно, здесь воспоминание о грёзах юности, ожидание высокой любви, верой, что в ней смысл
жизни.
В третьей части герой, ещё не побывав в саду, начинает любить соловьиный сад.
Ночью “отдыхает осёл утомлённый”, “брошен лом на песке под скалой”, а герой, влюблённый, блуждает вокруг
сада. Под влиянием мечтаний о саде таинственными кажутся даже привычная дорога, обыденный труд: “И
знакомый, пустой, каменистый, но сегодня – таинственный путь”.Для него, влюблённого, всё окружающее
преобразилось. Герой, блуждая в темноте, не замечая, как идёт время, всё время возвращается “ к ограде
тенистой, Убегающей в синюю муть”.Не случайно здесь снова синий цвет – символ крушения, предательства.
Слово “синий” отнесено к существительному “муть”, как бы усиливающему неопределённую перспективу
принятого решения. Но и перед последним шагом навстречу неизвестному будущему героя мучают сомнения, что
ждёт его в соловьином саду: “Наказанье ли ждёт, иль награда, Если я уклонюсь от пути?”. Это вопрос
нравственного выбора: долг или личное счастье, в чём счастье, можно ли безнаказанно “уклоняться” от
выбранного пути, можно ли изменять своему призванию? В поэме дорога, скалы, сад, тяжёлый, изнурительный
труд, осёл не только жизненные реалии, а имеют обобщённосимволический смысл. Это соответственно дорога
жизни, её тяготы, мечта, обыденная, неприглядная сторона жизни. Рано или поздно перед каждым человеком
встаёт вопрос о верности выбранному пути, несмотря на все трудности, или о поисках более красивой и лёгкой
дороги.
То, что в душе героя происходит борьба, подчёркивают повторы: “томленье”, “утомлённый”, “томленье всё
безысходней”. И герой отказывается от своего прошлого, от пути труженика, он полностью во власти мечтаний о
саде и “уклоняется от пути”.
Центральной частью в композиции поэмы является четвёртая, в которой герой попадает в сад.
…Сад не разочаровывает лирического героя: “прохладная дорога” (после зноя), лилии (цветок Прекрасной Дамы
в ранней поэзии Блока, а в Библии атрибут Девы Марии, символизирующий её чистоту) с двух сторон дороги,
“запели ручьи”, “сладкая песнь соловья”. Он испытывает “незнакомое счастье”; сад даже превзошёл мечту о
прекрасном
(“нищая мечта”). И герой забывает о своём прежнем пути: “Я забыл о пути каменистом, о товарище бедном
своём”.Осуждающе звучат эти слова. Но происходит это под воздействием “вина золотистого”, под влиянием
страсти (“золотым опаленный огнём”), ведь объятия Её открыли “чуждый край незнакомого счастья”.
Но в пятой главе мы видим, что герой испытывает сомнения в правильности принятого решения, опять возникает
мотив мглы. “Утонувшая в розах стена” и “соловьиная песнь” не могут заглушить рокотание моря, шума
настоящей жизни: тревога доносит “рокот волн”, “отдалённого шума прилива уж не может не слышать душа”.
Ушёл в сад герой вечером, в час отлива, а в 5 главе слышен шум прилива. Лирического героя начинают мучить
угрызения совести. Любовь и стремление к счастью увели его от жизни, но житейские бури и тревоги нашли его,
долг напоминает о себе. . “И вдруг – виденье: большая дорога и усталая поступь осла”. Человек рождён для
жизни, полной труда, борьбы, терпения; он не может долго жить в искусственном мире Любви, Счастья,
отгороженном “от дольнего горя”. Не случайно возлюбленная находится “во мгле благовонной и знойной” и сад
во мгле.
Шестая глава рассказывает о пробуждении (“я проснулся на мглистом рассвете”, прерван “очарованный сон”) и
бегстве из сада, в то время пока возлюбленная ещё спит. /Почему герой бежит из соловьиного сада?/ Причём на
берегу на смену ночи приходит утро, а в саду нет времени (как во сне или в чёмто совершенно нереальном,
сказочном; а может быть, только во сне можно быть счастливым?) Герой слышит “далёкие и мерные удары”
прилива, “рычанье прибоя”, “жалобный крик” осла, долгий и протяжный, всё это проявление настоящей,
реальной жизни, наполненной тяжёлой, грязной, изнурительной, но необходимой для людей работой.
Выполнение человеческого и гражданского Долга выше личного Счастья, отгороженного от жизненных бурь
стеною, увитой розами.
Герой бежит из зачарованного сада через ограду, но розы стараются его удержать:
И, спускаясь по камням ограды,
Я нарушил цветов забытьё.
Их шипы, точно руки из сада,
Уцепились за платье моё.
Розы являются важнейшим символом мечты, счастья, без которого невозможно существование соловьиного
сада: “по ограде…лишних роз к нам свисают цветы”, “и колючие розы сегодня опустились под тягой росы”,“утонувшая в розах стена”. В Грекоримской мифологии роза – цветок Афродиты, символизирующий любовь. В
этом значении роза стала традиционным символом романтической поэзии. В райском саду также цвели розы, но
никаких шипов у них не было. В средневековой куртуазной культуре рисовали деву, окружённую розовым садом:
шипы растения оберегали целомудрие невесты. /Какое значение приобретает роза в поэме?/ У Блока роза
получает иное значение: это символ пустых иллюзий, элемент красивости, а не подлинной красоты. То же можно
сказать и об образе соловья. В романтической поэзии это символ настоящего искусства, в котором внешняя
невзрачность противопоставлена внутренней красоте и таланту. У Блока соловьи поют в зачарованном саду: “не
смолкает напев соловьиный”, “в соловьином звенящем саду”, “сладкой песнью меня оглушили, взяли душу мою
соловьи”. Но их песня часть манящей несбыточной мечты, искушение, соблазн. Она противопоставлена крику
осла и рокоту моря, которые символизируют жизнь с её тревогами, трудом, заботами, и оказывается слабее их:
Заглушить рокотание моря
Соловьиная песнь не вольна.
Не случайно в поэме, начиная с четвёртой главы, речь идёт о душе: “взяли душу мою соловьи”, “отдалённого
шума прилива уж не может не слышать душа”, “крик осла был протяжен и долог, проникал в мою душу, как
стон”. Первоначально герой проявляет слабость, поддаётся соблазну, и соловьи завладели его душой.
В седьмой, заключительной, главе герой возвращается на прежний свой путь (“знакомый”, “недлинный”,
“кремнист и тяжёл”), но он опоздал. Дни, проведённые в саду, обернулись годами. “Берег пустынный”, нет дома.
Когдато “брошенный лом, тяжкий, ржавый, под чёрною скалою затянувшийся мокрым песком”. И навстречу ему
по им протоптанной тропинке спускается “рабочий с киркою, погоняя чужого осла”. Герой переживает смятение
– это и есть расплата за временную измену Долгу. Его место труженика занято другим – он потерял своё место
в жизни. Это и наказание, и возмездие. Бедняк нарушил завет, данный человеку свыше: в поте лица добывать
хлеб насущный, идти по каменистому пути жизни, на котором его ждут тревоги, невзгоды, тяжёлый и
изнурительный труд.
Кольцевая композиция показывает, что жизнь продолжается. И герой в итоге бежит не от жизни, а в жизнь.
Грубая жизнь оказывается сильнее грёз. /А возможно ли для героя возвращение в соловьиный сад?/
Как уже отмечалось, поэма построена на контрасте, что подчёркивает борьбу между реальной жизнью и миром
идеальной красоты, вернее даже, красивости. С одной стороны, это поэма о смысле жизни, о выборе своего
жизненного пути, о нравственных ценностях и ориентирах в этой жизни. С другой – в поэме много
автобиографичного, и её можно рассматривать как поэтическую исповедь о своём творческом пути. Когда Блок
воспевал Прекрасную Даму, он не слышал “рокота” реальной жизни, его увлекала лишь идея о жреческом
служении идеалу Вечной Женственности. Но вскоре поэт отказался от этого, выбрал путь труженика. Не
случайно в те же годы, когда Блок работал над поэмой, он написал такие строчки:
Да. Так диктует вдохновенье:
Моя свободная мечта
Всё льнёт туда, где униженье,
Где грязь, и мрак, и нищета.
А 6 мая 1914 года поэт писал Л.А.Дельмас: “Искусство там, где ущерб, потеря, страданье, холод”.
Библиография
1. А.А. Блок Избранное, М., изд. “Правда”, 1978.
2. И.Е. Каплан “Анализ произведений русской классики”, М., изд. “Новая школа”, 1997г., стр. 28 – 34.
3. Б.С. Локшина “Поэзия А.Блока и С.Есенина в школьном изучении”, СанктПетербург, изд. Фирма “Глагол”,
2001, стр. 4857.
4. Словарь символов в искусстве, М., АСТ “Астрель”, 2003.
5. Уроки литературы в 11 классе. Книга для учителя. Лирика А.А. Блока.