Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворение «Узник», «И.И.Пущину»
Оценка 4.9

Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворение «Узник», «И.И.Пущину»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
11.12.2017
Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворение «Узник», «И.И.Пущину»
Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворение «Узник», «И.И.Пущину» Цель: повторение изученного материала о жизни и творчестве А. С. Пушкина, знакомство учащихся ещё с одним периодом жизни поэта - учёбой в лицее, с его стихотворением «Узник»; выработка навыков выразительного чтения, анализа художественного произведения; развитие творческих способностей и речевой культуры учащихся.
Александр Сергеевич Пушкин.docx
Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворение «Узник», «И.И.Пущину» Цель: повторение изученного материала о жизни и творчестве А. С. Пушкина, знакомство учащихся ещё с одним периодом жизни поэта ­ учёбой в лицее, с его стихотворением «Узник»; выработка навыков выразительного чтения, анализа художественного произведения; развитие творческих способностей и речевой культуры учащихся. 1.Орг.момент 2. Сообщение темы урока 3.Повторение изученного             3.1. Вступительное слово учителя. Да, А. С. Пушкин приходит к нам в детстве и остаётся с нами на всю жизнь. Наверно, нет ни  одного человека, который бы не читал и не любил произведения этого поэта. И сейчас мы  вспомним те из них, которые вы изучали в школе или прочитали самостоятельно Александр   Сергеевич   Пушкин   — основоположник   русской   классической   литературы, который разработал подавляющее большинство ее жанров, создал эталонный литературный язык,   открыл   многообразие   тем,   человеческих   характеров,   художественных   стилей,   и,   в конечном счете, поднял российскую изящную словесность на мировой уровень. Творчество Пушкина, запечатлевшее и его многогранную личность, и общенациональный дух, отличается гармоничностью и естественностью. Жизнь А.С. Пушкина в датах и фактах 6 июня 1799 г. — родился в Москве в семье отставного майора, принадлежавшего старинному дворянскому   роду,   и   внучки   легендарного   «арапа»   Ганнибала,   который   был   фаворитом Петра I.   1811 г. — после традиционного для дворянских семей домашнего образования будущий поэт поступил в только что открывшийся Царскосельский лицей, где проявился его необычайный литературный дар. В лицейские годы Пушкин установил тесные контакты со знаменитыми литераторами своего времени — Н.М. Карамзиным, Н.И. Тургеневым, П.А. Вяземским и др., а также стал заочным членом литературного общества «Арзамас». 1814 г. —   в   журнале   «Вестник   Европы»   появилась   его   первая   публикация —  стихотворение «К другу стихотворцу». В 1817 г. по   окончании   лицея   поэт   переехал   в   Петербург,   где   поступил   чиновником   в Коллегию иностранных дел. Такая служба обычно была формальностью для молодых дворян, в том   числе   и   для   Пушкина,   который,   не   обременяя   себя   чиновничьими   обязанностями, занимался творчеством и вел бурную светскую жизнь. С осени 1819 по лето 1820 г. — состоял в петербургском литературном обществе «Зеленая лампа». 1820 г. —   вышла   в   свет   поэма  «Руслан   и   Людмила»,   принесшая   молодому   автору всероссийскую   известность.   В   этом   же   году   Пушкин,   вызвавший   своими   вольнолюбивыми стихами и дерзкими суждениями недовольство царя Александра I, был выслан из столицы на юг. Первый год ссылки он провел в Кишиневе под началом генерала И.Н. Инзова, следующие   три   года —   в   Одессе,   где   находился   под   надзором   генерал­губернатора   города   М.С. Воронцова,   с   которым   у   него   сложились   конфликтные   отношения.   Впечатления   периода южной ссылки нашли отражение в многочисленных стихотворениях и цикле «южных поэм», к которому   относятся,   в   частности, «Кавказский   пленник» (1820–1821), «Братья­ разбойники» (1821—1822), «Бахчисарайский фонтан» (1821–1823), «Цыганы» (1824). 1823 г. — приступил к работе над романом в стихах «Евгений Онегин». В 1824 г. для   дальнейшего   отбывания   ссылки   поэт   был   отправлен   в   родовое   имение Михайловское.   За   два   проведенных   там   года   Пушкиным   было   создано   около 100 произведений,   в   том   числе   четыре   главы «Евгения   Онегина» и   трагедия «Борис Годунов» (1825) — дебютная в его драматургии. В 1827 г. Пушкин, которому царь Николай I вернул свободу, снова перебрался на жительство в Петербург. 1829 г. — была закончена поэма «Полтава». Осенью 1830 г. поэт, вынужденный на три месяца задержаться в отцовском имении Болдино, пережил необычайный по продуктивности творческий подъем, вошедший в историю русской литературы   под   названием   «болдинская   осень».   За   это   время   им   были   созданы циклы «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», поэма «Домик в  Коломне», «Сказка о попе и работнике его Балде» и ряд знаменитых стихотворений. Кроме того, в Болдино был почти полностью завершён «Евгений Онегин». 18 февраля 1831 г. — состоялось венчание Пушкина с Натальей Гончаровой.  В 1834 г. поэт был пожалован унизительным для его возраста и положения званием камер­ юнкера, что вызвало его негодование. 1836 г. —   Пушкин   начал   издавать   журнал   «Современник»,   открывший   новую   страницу   в русской культурной жизни, но так и не собравший необходимое количество подписчиков. В 1830­е годы наряду с многочисленными стихотворениями были написаны поэма «Медный всадник» (1833), произведения «Пиковая   дама» (1834), «Дубровский» (1833), «Капитанская дочка» (1836). 27 января 1837 г. —  произошла   дуэль  между   поэтом,  страдавшим   от   жестокой   травли,  и Жоржем Шарлем Дантесом, демонстративно ухаживавшим за его женой. прозаические также   а             29 января 1837 г. — умер от смертельной раны, полученной на дуэли.   3.2 Слово учителя. Стихотворение «Узник» Стихотворение «Узник» было написано в 1822 году в Кишиневе, в ссылке, откуда поэт  стремился вырваться на свободу, в Петербург, или за границу. Причиной ссылки явилось  недовольство царя Александра I вольнолюбивыми стихами Пушкина. В Кишиневе поэт прожил почти три года. Он много работал, читал, следил за газетами и журналами. Но чувство тоски не покидало его. Его тяготило такое положение. Увидев однажды орла, прикованного к цепи, он  представил себя в виде узника, томящегося в темнице. Послушайте стихотворение «Узник» и подумайте, что же рассказывает Пушкин о себе, о  своей жизни. ­ А кто такой узник? 1.Узник (высок).1. Человек, который находится под стражей, в заключении. Узник  фашистских застенков 2. Человек, осуждённый за свои убеждения. Узник совести 3. (перен) Человек, находящийся в плену мыслей, постоянно думающий. Узник мыслей. Беседа по прочитанному  ­ Каким настроением проникнуто все стихотворение? (Стихотворение проникнуто бодрым,  радостным, веселым настроением)  ­ Попробуйте доказать, что стихотворение проникнуто радостным настроением. Можно ли  стихотворении выделить части? ( в стихотворении можно выделить две части) 1 ­ ая часть – обращение поэта к любимой, к другу. 2 ­ ая часть –воспоминание о вчерашней непогоде и подавленном душевном состоянии. ­ Какие слова в начале стихотворения передают состояние узника, человека, лишенного  свободы? ­ Какая картина возникает перед нами при чтении этого стихотворения? ­ Какие чувства возникают в душе поэта при виде молодого орла? (орел – птица свободная,  созданная для вольного полета) ­ Почему поэт сравнивает с себя с узником? (он оторван от родных, друзей, за каждым его  шагом следят) ­ Какой призыв слышится поэту во взгляде и крике орла? Прочитайте эти строки 3.3 Стихотворение И.И.Пущину Слово учителя. Беседа с элементами анализа.   ­ Это произведение можно назвать стихотворным посланием.  Самым близким другом поэта в Лицее и после окончания Лицея был Иван Пущин, который во  время ссылки А.С. Пушкина навестил его, и вот, что вспоминает в своей книге «Записки о  Пушкине»: «Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с  поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из  саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод… Смотрим друг на  друга, целуемся, молчим. …Он, как дитя, был рад нашему свиданию, несколько раз повторял, что ему ещё не верится,  что мы вместе. …Пушкин заставил меня рассказать ему про всех наших первокурсных Лицея; потребовал  объяснения, каким образом из артиллериста я преобразился в судьи. Это было ему по сердцу,  он гордился мною и за меня!.. Я привёз Пушкину в подарок «Горе от ума»: он был очень доволен этою рукописною  комедией, до того ему почти вовсе незнакомой. …Потом он мне прочёл кое­что своё… Сцена переменилась. Я осуждён: 1828 года, 5­го января, привезли меня из Шлиссельбурга в Читу, где я соединился  наконец с товарищами моего изгнания и заточения, прежде меня прибывшими в тамошний  острог. Что делалось с Пушкиным в эти годы моего странствования по разным мытарствам, я  решительно не знаю; знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первым встретил меня в  Сибири задушевным словом. В самый первый день моего приезда в Читу призывает меня к  частоколу А.Г. Муравьёва и отдаёт мне листок бумаги, на котором неизвестною рукою  написано было...       Итак, Стихотворение «И. И. Пущину» написано в жанре послания. Его особенности:       • обращения;       • пожелания;       • торжественность;       • эмоциональность.      ­  Интересно ли вам, что же случилось с Пущиным дальше? Встретились ли они с  Пушкиным?       Иван Иванович Пущин был осужден на вечную каторгу. С 1826 года в течение одиннадцати лет он работал в Нерчинских рудниках, где под землей, в шахтах, бывшие дворяне­декабристы, лишенные всех своих прав, добывали золото. Когда царь заменил ему работу в шахте  поселением в Сибири, А. С. Пушкин был уже смертельно ранен на дуэли.       С 1839 по 1856 год (пятнадцать лет!) провел И. И. Пущин на поселении в сибирских  городах Туринске и Ялуторовске. Тогда, в Сибири, он и написал записки об А. С. Пушкине.  Новый царь — Александр II разрешил ссыльным декабристам вернуться на родину. Пущин  прожил до 1859 года, пережив своего друга на 22 года. Выразительное чтение стихотворения «И.И. Пущину» и работа над выразительным  чтением Вопрос: Стихотворение начинается восклицательным предложением. Ребята, как надо  произнести эту строку: торжественно или задушевно, грустно или радостно, мрачно или  светло? Ответ: Наверное, задушевно, грустно, светло. Вопрос: Каким чувством проникнуты строки, в которых поэт вспоминает свидание в  Михайловском? Ответ: Я думаю, благодарностью и нежностью. Вопрос: Что соединяет вторую половину стихотворения с первой? Ответ: Слова «то же утешенье» ­ ответ на давние события; невозможно увидеться друзьям,  но есть другой способ соединения – «голос» и «душа», для них расстояния не преграда. Вопрос: Как надо произнести эти строки? Ответ: Возвышенно, торжественно. Вопрос:По каким дням грустит поэт? Ответ: По былым, «лицейским ясным дням». Как относится поэт к своему другу? Какое событие из своей жизни вспоминает поэт? Какое событие в жизни Пущина побудило поэта написать это стихотворение? 4.Подведение итога 5.Домашнее задание ­выучить 2 стихотворения на выбор

Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворение «Узник», «И.И.Пущину»

Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворение «Узник», «И.И.Пущину»

Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворение «Узник», «И.И.Пущину»

Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворение «Узник», «И.И.Пущину»

Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворение «Узник», «И.И.Пущину»

Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворение «Узник», «И.И.Пущину»

Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворение «Узник», «И.И.Пущину»

Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворение «Узник», «И.И.Пущину»

Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворение «Узник», «И.И.Пущину»

Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворение «Узник», «И.И.Пущину»

Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворение «Узник», «И.И.Пущину»

Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворение «Узник», «И.И.Пущину»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2017