алгебра

  • docx
  • 20.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Уроки 3-4. Функции их свойства и графики.docx

Поурочные разработки по Алгебре и началам анализа 11 класс к УМК А. Г. Мордковича - 2011 год

Понятие корня n-й степени из действительного числа - Степени и корни. Степенные функции

Цель: рассмотреть корень n-й степени из числа.

Ход уроков

I. Сообщение темы и цели уроков

II. Изучение нового материала

Сначала необходимо обсудить с учащимися понятие квадратного корня из числа а: это такое число, квадрат которого равен числу а. Другими словами, х - квадратный корень из числа а, если выполнено равенство х2 = а.

Предложите ученикам по аналогии ввести понятие корня n-й степени из числа а. Обобщение совершенно очевидно: корнем n-й степени из числа а называется такое число х, n-я степень которого равна а. Другими словами, х - решение уравнения хn = а.

Пример 1

а) Число 4 является корнем уравнения х3 = 64, т. к. выполнено равенство 43 = 64.

б) Числа 2 и -2 являются корнями уравнения х4 = 16, т. к. выполнены равенства: 24 = 16 и (-2)4 = 16.

Вообще, при рассмотрении уравнения хn = а, как правило, получаем решения, которые являются иррациональными числами. Такое решение обозначают символом https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image003.jpg (читают: корень n-й степени из числа а). Например, решением уравнения х3 = 2 является иррациональное число, которое обозначают символом https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image004.jpg

При решении уравнения хn = а (где а > 0, n N, n ≥ 2) получаем в случае четного n два корня: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image005.jpg в случае нечетного n - один корень https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image006.jpg Это проиллюстрировано рисунком, на котором приведен график функции у = хn и приведено решение уравнения хn = а.

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image007.jpg

Приведем теперь строгое определение корня.

Определение 1. Корнем n-й степени (n = 2, 3, 4, 5, ...) из неотрицательного числа а называют такое неотрицательное число, при возведении которого в степень получают число а. Таким образом, если a ≥ 0 и n = 2, 3, 4, 5, то: 1) https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image008.jpg и 2) https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image009.jpg Приняты термины: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image010.jpg - корень n-й степени из числа а, число а - подкоренное число, число n - показатель корня.

Для наиболее часто встречающихся корней приняты специальные названия: при n = 2 говорят “квадратный корень” и обозначают символом √a, при n = 3 говорят “кубический корень” и обозначают символом https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image011.jpg

Вообще, зависимости https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image012.jpg обозначают одну и ту же связь между неотрицательными числами а и b. Операцию нахождения корня называют извлечением корня. Такая операция является обратной по отношению к операции возведения в соответствующую степень, что видно из данных таблицы.

Возведение в степень

Извлечение корня

43 = 64

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image013.jpg

0,54 = 0,0625

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image014.jpg

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image015.jpg

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image016.jpg

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image017.jpg

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image018.jpg

Пример 2

Используя определение, вычислим:

а) https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image019.jpg так как 125 ≥ 0, 5 ≥ 0 и 53 = 125;

б) https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image020.jpg так как 0,0081 ≥ 0, 0,3 ≥ 0 и 0,34 = 0,0081;

в) https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image021.jpg так как https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image022.jpg

г) https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image023.jpg так как https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image024.jpg

д) https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image025.jpg так как 0 ≥ 0 и 09 = 0.

Операцию извлечения корня можно ввести и для отрицательного числа а, но только в случае нечетного показателяn корня. Например, равенство (-4)3 = -64 можно записать в виде https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image026.jpg Для этого случая определение корня аналогично уже приведенному.

Определение 2. Корнем нечетной степени n (n = 3, 5, 7, ...) из отрицательного числа а называют такое отрицательное число, при возведении которого в степень n получают число а. Таким образом, если а < 0 и n = 3, 5, 7,..., то: 1) https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image027.jpg и 2) https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image028.jpg

Пример 3

Используя определение, вычислим:

а) https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image029.jpg так как -32 < 0, -2 < 0 и (-2)5 = -32;

б) https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image030.jpg так как -0,125 < 0, -0,5 < 0 и (-0,5)3 = -0,125;

в) https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image031.jpg так как https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image032.jpg

Таким образом, корень четной степени имеет смысл (т. е. определен) только для неотрицательных подкоренных чисел; корень нечетной степени имеет смысл для любых подкоренных чисел.

В заключение остановимся на решении простейших иррациональных уравнений и неравенств.

Пример 4

Решим уравнение:

а) https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image033.jpg Корень четной степени - число неотрицательное и не может равняться числу -1. Поэтому данное уравнение решений не имеет.

б) https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image034.jpg Обе части уравнения - неотрицательные выражение и число. Поэтому обе части возведем в четвертую степень и получим линейное уравнение 5х - 14 = 1 или 5х = 15, корень которого х = 3. Итак, данное иррациональное уравнение имеет единственное решение х = 3.

в) https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image035.jpg Уравнение содержит корень нечетной степени. Возведем в куб обе части и получим линейное уравнение 3х + 10 = -8 или 3х = -18, корень которого х = -6. Таким образом, данное уравнение имеет единственное решение х = -6.

г) https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image036.jpg Левая часть уравнения - неотрицательное выражение, т. к. является квадратным корнем. Поэтому правая часть также должна быть неотрицательным выражением, т. е. х + 1 ≥ 0 (откуда х ≥ -1). Возведем в квадрат обе части данного уравнения 11 - х = (х + 1)2. При этом очевидно, что подкоренное выражение 11 - х ≥ 0, т. к. (х + 1)2 ≥ 0. Получим квадратное уравнение 11 - х = х2 + 2х + 1 или 0 = х2 + 3х - 10. Его корни x1 = 2 и х2 = -5. Однако условию х ≥ -1 удовлетворяет только значение х = 2. Поэтому корень х = -5 посторонний. Итак, данное иррациональное уравнение имеет единственное решение х = 2.

Пример 5

Решим неравенство:

а) https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image037.jpg Левая часть неравенства - неотрицательное выражение, правая часть - отрицательное число. Поэтому неравенство выполнено для всех значений х из ОДЗ неравенства. Решим неравенство https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image038.jpg например, методом интервалов. Получаем х [1,5; 4). Этот промежуток является решением данного иррационального неравенства.

б) https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image039.jpg Левая часть неравенства - неотрицательное выражение, правая часть - положительное число. Поэтому возведем обе части неравенства в квадрат: х2 + 3х ≥ 4. При этом подкоренное выражение положительно. Решим полученное квадратное неравенство х3 + 3х - 4 ≥ 0 и получим: х (-∞; -4] U [1; +∞).

в) https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image040.jpg ОДЗ неравенства задается условием х2 + 8х ≥ 0. Решение этого неравенства х (-∞; -8] U [0; +∞). Обе неотрицательные части неравенства https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image041.jpg возведем в квадрат. Получаем квадратное неравенство х2 + 8х < 9 или х2 + 8х - 9 < 0. Его решение х (-9; 1). С учетом ОДЗ находим решение данного иррационального неравенства: х (-9; -8] U [0; 1).

г) https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image042.jpg ОДЗ неравенства определяется условием х + 3 ≥ 0, откуда х [-3; +∞). При таких значениях х правая часть данного неравенства может быть и отрицательной, и положительной.

Рассмотрим эти случаи.

1) При 3 - x < 0 (т. е. х > 3) правая часть отрицательна, левая - неотрицательна. Получаем верное неравенство. Поэтому промежуток х (3; +∞) - решение данного неравенства.

2) При 3 - х ≥ 0 (т. е. х < 3) обе части неравенства неотрицательны. Возведем их в квадрат. Получаем: х + 3 > (3 - х)2 или 0 > х2 - 7х + 6. Решение этого квадратного неравенства - промежуток х (1; 6). С учетом ограничения х ≤ 3 находим, что промежуток х (1; 3] - решение данного неравенства.

Объединяя решения рассмотренных двух случаев, окончательно найдем решение данного иррационального неравенства: х (1; +∞).

III. Контрольные вопросы

1. Определение корня я-й степени из неотрицательного числа.

2. Корень нечетной степени из отрицательного числа.

IV. Задание на уроках

§ 33 № 1 (а, б); 2 (в, г); 3 (а, в); 4 (а, б); 9 (а, в); 11 (а, б); 12 (в, г); 14 (а, б); 15 (а, г); 16 (б, в); 17 (а, б); 18 (в).

V. Задание на дом

§ 33 № 1 (в, г); 2 (а, б); 3 (б, г); 4 (в, г); 9 (б, г); 11 (в, г); 12 (а, б); 14 (в, г); 15 (б, в); 16 (а, г); 17 (в, г); 18 (а).

VI. Подведение итогов уроков