Поурочные разработки по Алгебре и началам анализа 11 класс к УМК А. Г. Мордковича - 2011 год
Понятие корня n-й степени из действительного числа - Степени и корни. Степенные функции
Цель: рассмотреть корень n-й степени из числа.
Ход уроков
I. Сообщение темы и цели уроков
II. Изучение нового материала
Сначала необходимо обсудить с учащимися понятие квадратного корня из числа а: это такое число, квадрат которого равен числу а. Другими словами, х - квадратный корень из числа а, если выполнено равенство х2 = а.
Предложите ученикам по аналогии ввести понятие корня n-й степени из числа а. Обобщение совершенно очевидно: корнем n-й степени из числа а называется такое число х, n-я степень которого равна а. Другими словами, х - решение уравнения хn = а.
Пример 1
а) Число 4 является корнем уравнения х3 = 64, т. к. выполнено равенство 43 = 64.
б) Числа 2 и -2 являются корнями уравнения х4 = 16, т. к. выполнены равенства: 24 = 16 и (-2)4 = 16.
Вообще,
при рассмотрении уравнения хn = а, как правило, получаем
решения, которые являются иррациональными числами. Такое решение
обозначают символом (читают:
корень n-й степени из числа а). Например, решением уравнения х3 =
2 является иррациональное число, которое обозначают символом
При
решении уравнения хn = а (где а > 0, n ∈ N, n
≥ 2) получаем в случае четного n два корня: в
случае нечетного n - один корень
Это
проиллюстрировано рисунком, на котором приведен график функции у = хn и
приведено решение уравнения хn = а.
Приведем теперь строгое определение корня.
Определение 1. Корнем n-й степени (n = 2, 3, 4, 5, ...) из
неотрицательного числа а называют такое неотрицательное число, при возведении
которого в степень получают число а. Таким образом, если a ≥ 0 и
n = 2, 3, 4, 5, то: 1) и
2)
Приняты
термины:
-
корень n-й степени из числа а, число а - подкоренное число, число n -
показатель корня.
Для
наиболее часто встречающихся корней приняты специальные названия: при n = 2
говорят “квадратный корень” и обозначают символом √a, при n = 3 говорят
“кубический корень” и обозначают символом
Вообще,
зависимости обозначают
одну и ту же связь между неотрицательными числами а и b. Операцию нахождения
корня называют извлечением корня. Такая операция является обратной
по отношению к операции возведения в соответствующую степень, что видно из
данных таблицы.
Возведение в степень |
Извлечение корня |
43 = 64 |
|
0,54 = 0,0625 |
|
|
|
|
|
Пример 2
Используя определение, вычислим:
а) так
как 125 ≥ 0, 5 ≥ 0 и 53 = 125;
б) так
как 0,0081 ≥ 0, 0,3 ≥ 0 и 0,34 = 0,0081;
в) так
как
г) так
как
д) так
как 0 ≥ 0 и 09 = 0.
Операцию
извлечения корня можно ввести и для отрицательного числа а, но
только в случае нечетного показателяn корня. Например, равенство
(-4)3 = -64 можно записать в виде Для
этого случая определение корня аналогично уже приведенному.
Определение 2. Корнем нечетной степени n (n = 3, 5, 7, ...) из
отрицательного числа а называют такое отрицательное число, при возведении
которого в степень n получают число а. Таким образом, если а < 0 и n
= 3, 5, 7,..., то: 1) и
2)
Пример 3
Используя определение, вычислим:
а) так
как -32 < 0, -2 < 0 и (-2)5 = -32;
б) так
как -0,125 < 0, -0,5 < 0 и (-0,5)3 = -0,125;
в) так
как
Таким образом, корень четной степени имеет смысл (т. е. определен) только для неотрицательных подкоренных чисел; корень нечетной степени имеет смысл для любых подкоренных чисел.
В заключение остановимся на решении простейших иррациональных уравнений и неравенств.
Пример 4
Решим уравнение:
а) Корень
четной степени - число неотрицательное и не может равняться числу -1. Поэтому
данное уравнение решений не имеет.
б) Обе
части уравнения - неотрицательные выражение и число. Поэтому обе части возведем
в четвертую степень и получим линейное уравнение 5х - 14 = 1 или 5х = 15,
корень которого х = 3. Итак, данное иррациональное уравнение имеет единственное
решение х = 3.
в) Уравнение
содержит корень нечетной степени. Возведем в куб обе части и получим линейное
уравнение 3х + 10 = -8 или 3х = -18, корень которого х = -6. Таким образом,
данное уравнение имеет единственное решение х = -6.
г) Левая
часть уравнения - неотрицательное выражение, т. к. является квадратным корнем.
Поэтому правая часть также должна быть неотрицательным выражением, т. е. х + 1
≥ 0 (откуда х ≥ -1). Возведем в квадрат обе части данного уравнения
11 - х = (х + 1)2. При этом очевидно, что подкоренное выражение 11 -
х ≥ 0, т. к. (х + 1)2 ≥ 0. Получим квадратное
уравнение 11 - х = х2 + 2х + 1 или 0 = х2 + 3х
- 10. Его корни x1 = 2 и х2 = -5. Однако
условию х ≥ -1 удовлетворяет только значение х = 2. Поэтому корень х = -5
посторонний. Итак, данное иррациональное уравнение имеет единственное решение х
= 2.
Пример 5
Решим неравенство:
а) Левая
часть неравенства - неотрицательное выражение, правая часть - отрицательное
число. Поэтому неравенство выполнено для всех значений х из ОДЗ неравенства.
Решим неравенство
например,
методом интервалов. Получаем х ∈ [1,5; 4). Этот промежуток является
решением данного иррационального неравенства.
б) Левая
часть неравенства - неотрицательное выражение, правая часть - положительное
число. Поэтому возведем обе части неравенства в квадрат: х2 +
3х ≥ 4. При этом подкоренное выражение положительно. Решим полученное
квадратное неравенство х3 + 3х - 4 ≥ 0 и получим: х ∈ (-∞;
-4] U [1; +∞).
в) ОДЗ
неравенства задается условием х2 + 8х ≥ 0. Решение этого
неравенства х ∈ (-∞; -8] U [0; +∞). Обе неотрицательные части
неравенства
возведем
в квадрат. Получаем квадратное неравенство х2 + 8х < 9 или х2 +
8х - 9 < 0. Его решение х ∈ (-9; 1). С учетом ОДЗ находим
решение данного иррационального неравенства: х ∈ (-9; -8] U
[0; 1).
г) ОДЗ
неравенства определяется условием х + 3 ≥ 0, откуда х ∈ [-3;
+∞). При таких значениях х правая часть данного неравенства может быть и
отрицательной, и положительной.
Рассмотрим эти случаи.
1) При 3 - x < 0 (т. е. х > 3) правая часть отрицательна, левая - неотрицательна. Получаем верное неравенство. Поэтому промежуток х ∈ (3; +∞) - решение данного неравенства.
2) При 3 - х ≥ 0 (т. е. х < 3) обе части неравенства неотрицательны. Возведем их в квадрат. Получаем: х + 3 > (3 - х)2 или 0 > х2 - 7х + 6. Решение этого квадратного неравенства - промежуток х ∈ (1; 6). С учетом ограничения х ≤ 3 находим, что промежуток х ∈ (1; 3] - решение данного неравенства.
Объединяя решения рассмотренных двух случаев, окончательно найдем решение данного иррационального неравенства: х ∈ (1; +∞).
III. Контрольные вопросы
1. Определение корня я-й степени из неотрицательного числа.
2. Корень нечетной степени из отрицательного числа.
IV. Задание на уроках
§ 33 № 1 (а, б); 2 (в, г); 3 (а, в); 4 (а, б); 9 (а, в); 11 (а, б); 12 (в, г); 14 (а, б); 15 (а, г); 16 (б, в); 17 (а, б); 18 (в).
V. Задание на дом
§ 33 № 1 (в, г); 2 (а, б); 3 (б, г); 4 (в, г); 9 (б, г); 11 (в, г); 12 (а, б); 14 (в, г); 15 (б, в); 16 (а, г); 17 (в, г); 18 (а).
VI. Подведение итогов уроков
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.