алгебра

  • docx
  • 20.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Уроки 5-6. Свойства корня n-й степени.docx

Поурочные разработки по Алгебре и началам анализа 11 класс к УМК А. Г. Мордковича - 2011 год

Функции, их свойства и графики - Степени и корни. Степенные функции

Цель: рассмотреть свойства и графики функций https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image044.jpg

Ход уроков

I. Сообщение темы и цели уроков

II. Повторение и закрепление пройденного материала

1. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).

2. Контроль усвоения материала (письменный опрос).

Вариант 1

1. Определение корня n-й степени из неотрицательного числа.

2. Решите уравнение (неравенство):

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image045.jpg

Вариант 2

1. Определение корня нечетной степени из отрицательного числа.

2. Решите уравнение (неравенство):

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image046.jpg

III. Изучение нового материала

Сначала обсудим свойства функции https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image047.jpg для неотрицательных значений аргумента. Степенная функция у = хn при х [0; +∞) монотонна. Поэтому такая функция обратима. Найдем обратную функцию. Из равенства у = хn выразим переменную х и получим https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image048.jpg Поменяем переменные х и у местами и получим функцию https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image049.jpg, обратную для функции у = хn. Поэтому график функции https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image049.jpg симметричен графику функции у = хn относительно прямой у = х для х ≥ 0.

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image050.jpg

Перечислим основные свойства функции https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image049.jpg (х ≥ 0):

1) область определения D(f) = [0; +∞).

2) функция не является ни четной, ни нечетной;

3) функция возрастает на [0; +∞);

4) функция ограничена снизу и не ограничена сверху;

5) наименьшее значение функции унаим = 0 при х = 0, наибольшего значения функция не имеет;

6) функция непрерывна;

7) область значений E(f) = [0; +∞);

8) функция выпукла вверх;

9) функция дифференцируема (имеет производную) в любой точке х > 0 и не имеет производной в точке х = 0.

Пример 1

Построим график функции https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image051.jpg

Построим вспомогательную систему координат с началом в точке (2; 1) и осями – прямыми y = 1 и х = 2. В этой новой системе координат построим график функции https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image052.jpg

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image053.jpg

Можно было также сместить график функции https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image054.jpg на две единицы вправо и на одну единицу вверх.

Пример 2

Решим уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image055.jpg

В одной системе координат построим графики функций https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image056.jpg и у = х + 1. Видно, что графики функций пересекаются в единственной точке А(0; 1). Проверка показывает, что эта точка принадлежит и графику функции https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image057.jpg, и графику функции у = х + 1. Тогда данное уравнение имеет единственный корень: х = 0 - абсцисса точки А.

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image058.jpg

Графический способ решения подсказывает и аналитическое решение. Легко проверить, что x = 0 — корень данного уравнения. При этом функция у = х + 1 возрастает, а функция https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image059.jpg убывает. Тогда данное уравнение имеет только один корень.

Пример 3

Решим неравенство https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image060.jpg

Сначала построим график функции https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image061.jpg. Очевидно, что у ≥ 0. Возведем обе части равенства в квадрат: у2 = 4х - х2 - и приведем его к виду (х2 - 4х + 4) + у2 = 4 или (x - 2)2+ у2 = 22. Видно, что графиком функции https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image062.jpg является верхняя полуокружность радиуса 2 с центром в точке (2; 0). Графиком функции у = х является биссектриса I и III координатных углов. Видно, что графики функций пересекаются в точках O(0; 0) и А(2; 2) и данное неравенство выполняется на промежутке х [0; 2].

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image063.jpg

Остановимся теперь на свойствах функции https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image064.jpg в случае нечетного значения n и любых значений аргумента x. Очевидно, что такая функция является нечетной. Действительно, получаем: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image065.jpg Так как выполнено равенство у(-х) = -у(х), то функция https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image066.jpg нечетная и ее график симметричен относительно начала координат. На рисунке приведен график этой функции.

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image067.jpg

Перечислим основные свойства функции https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image064.jpg для нечетного значения n:

1) область определения D(f) = (-∞; +∞);

2) функция нечетная и ее график симметричен относительно начала координат;

3) функция возрастает на (-∞; +∞);

4) функция не ограничена;

5) функция наименьшего и наибольшего значения не имеет;

6) функция непрерывна;

7) область значений E(f) = (-∞; +∞);

8) функция выпукла вниз на промежутке (-со; 0] и выпукла вверх на промежутке [0; +∞);

9) функция дифференцируема (имеет производную) в любой точке х ≠ 0 и не имеет производной в точке х = 0.

Пример 4

Решим неравенство https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image068.jpg

В одной системе координат построим графики функций https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image069.jpg и у = 2х - 1. Графики функций пересекаются в единственной точке А(1; 1), и данное неравенство выполняется на промежутке х (-∞; 1].

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image070.jpg

Пример 5

Построим и прочитаем график функции у = f(х), где https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image071.jpg

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image072.jpg

Сначала построим график функции у = -х - 2 на промежутке (-∞; -1). Затем строим график функции https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image073.jpg на промежутке [-1; +∞). С учетом построенного графика перечислим основные свойства функций:

1) область определения D(f) = (-∞; +∞);

2) функция не является ни четной, ни нечетной;

3) функция убывает на (-∞; 1] и возрастает на [-1; +∞);

4) функция ограничена снизу и не ограничена сверху;

5) наименьшее значение функции унаим = -1 при х = -1, наибольшего значения функция не имеет;

6) функция непрерывна;

7) область значений E(f) = [-1; +∞);

8) функция выпукла вниз на промежутке [-1; 0] и выпукла вверх на промежутке [0; +∞);

9) функция дифференцируема (имеет производную) в любой точке х, кроме х = -1 и х = 0. Не имеет производной в точках х = -1 и х = 0.

Пример 6

Найдем область определения и область значений функции: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image074.jpg

а) Область определения функции задается условием 4х2 - 9 ≥ 0. Решение этого неравенства D(f) = (-∞; -1,5] U [1,5; +∞). В этих промежутках функция принимает значения E(f) = [0; +∞).

б) Функция определена при всех значениях х, т. е. D(f) = (-∞; +∞). При этом сама функция также принимает все значения, т. е. E(f) = (-∞; +∞).

в) Область определения функции задается условиями х - 2 ≥ 0 и х2 + 5 ≥ 0. Решение этой системы неравенств D(f) = [2; +∞). В этом промежутке функции х – 2 ≥ 0 и х2 + 5 возрастающие. При этом х - 2 ≥ 0 и х2 + 5 ≥ 9, тогда https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image075.jpg и https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image076.jpghttps://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image077.jpg Поэтому область значений данной функции E(f) = [12; +∞).

IV. Контрольные вопросы

1. Приведите свойства и график функции https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image078.jpg

2. Перечислите свойства и приведите график функции https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image079.jpg для нечетных n.

V. Задание на уроках

§ 34, № 1 (а, б); 3 (а); 4 (а, б); 5 (в, г); 6; 8 (а, б); 10 (в, г); 12; 14 (а, б); 15 (а); 16 (в); 17 (а, б); 18 (в); 19 (а, б); 21 (а); 22 (б).

VI. Задание на дом

§ 34, № 1 (в, г); 3 (в); 4 (в, г); 5 (а, б); 7; 8 (в, г); 10 (а, б); 13; 14 (в, г); 15 (б); 16 (г); 17 (в, г); 18 (а); 19 (в, г); 21 (б); 22 (а).

VII. Подведение итогов уроков