Поурочные разработки по Алгебре и началам анализа 11 класс к УМК А. Г. Мордковича - 2011 год
Свойства корня n-й степени - Степени и корни. Степенные функции
Цель: обсудить основные свойства корней и их применение к решению задач.
Ход уроков
I. Сообщение темы и цели уроков
II. Повторение и закрепление пройденного материала
1. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).
2. Контроль усвоения материала (самостоятельная работа).
Вариант 1
1. Найдите область определения функции:
2. Постройте график функции:
Вариант 2
1. Найдите область определения функции:
2. Постройте график функции:
III. Изучение нового материала
Для вычисления иррациональных выражений необходимо знать свойства корней n-й степени и уметь ими пользоваться.
Теорема 1. Корень n-й степени (n = 2, 3, 4, ...) из
произведения двух неотрицательных чисел равен произведению корней n-й степени
из этих чисел, т. е.
Докажем
это утверждение. Для удобства введем обозначения: Надо
доказать, что для неотрицательных чисел х, у, z выполнено равенство х = y
∙ z. При введенных обозначениях имеем:
тогда
или
откуда
х = y ∙ z. Это и требовалось доказать.
Пример 1
Вычислим:
Разумеется, приведенную формулу можно применять слева направо и справа налево.
Пример 2
Вычислим:
Теорема 2. Корень n-й степени из отношения
неотрицательного числа а и положительного числа b равен отношению корней n-й
степени из этих чисел, т. е.
Докажем
такое утверждение. Пусть
Надо
доказать, что для неотрицательных чисел х и у и положительного числа z
выполнено равенство .
При введенных обозначениях получаем:
тогда
или
откуда
.
Таким образом, утверждение доказано.
Пример 3
Вычислим:
Пример 4
Найдем:
Пример 5
Вычислим
Прежде
всего обратим смешанное число в
неправильную дробь:
Теперь,
используя теорему 2, найдем:
Разумеется, теоремы 1 и 2 являются обобщениями аналогичных свойств квадратных корней (8 класс). Рассмотрим теперь другие свойства радикалов.
Теорема 3. Чтобы возвести корень n-й степени из
неотрицательного числа а в натуральную степень k, надо в эту степень возвести
подкоренное выражение, т. е. Очевидно,
что такое утверждение является следствием теоремы 1. Действительно,
получаем:
Пример 6
Вычислим:
Теорема 4. Чтобы извлечь корень n-й степени из корня k-
й степени из неотрицательного числа а, надо извлечь корень степени nk из этого
числа, т. е.
Докажем
это утверждение. Обозначим Надо
доказать, что для неотрицательных чисел х и у выполнено равенство х = у.
Возведем в n-ю степень х и получим:
Теперь
такое равенство возведем в степень k. Имеем: (хn)k =
а или хnk = а. Также возведем в степень nk величину у и
получим: уnk = а. Очевидно, что xnk = уnk,
и тогда х = у.
Утверждение доказано.
Пример 7
Упростим выражение:
Теорема 5. Если показатели корня и подкоренного
выражения умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то значение
корня не изменится, т. е.
Обозначим (тогда
по определению корня выполнено равенство xnp = akp)
и
(тогда
имеем уn = аk). Возведем в степень р обе части
последнего равенства: уnр =аkp. Сравнивая равенства
хnр = аkр и уnр = аkp,
получаем хnр = уnр, откуда х = у (что и требовалось
доказать).
Пример 8
а) (показатели
корня и подкоренного выражения разделили на 4);
б) (показатели
корня и подкоренного выражения умножили на 2).
Пример 9
Упростим
выражение
Каждый
корень, входящий в выражение, представим в виде корня степени 12 (теорема 5) и
учтем теорему 1. Получаем:
IV. Контрольные вопросы (фронтальный опрос)
1. Сформулируйте (и докажите) теорему о корне из произведения чисел.
2. Сформулируйте (и докажите) теорему о корне из частного двух чисел.
3. Возведение корня из числа в натуральную степень.
4. Извлечение корня из корня числа.
V. Задание на уроках
§ 35, № 1 (а, г); 4 (а, б); 9 (а, г); 10 (б); 12 (а, б); 13 (б); 14 (а, в); 15 (б); 16 (а); 19 (б, в); 20 (а, б); 22 (в, г); 24 (а, г); 26 (б); 28; 30 (а, в).
VI. Задание на дом
§ 35, № 1 (б, в); 4 (в, г); 9 (б, в); 10 (г); 12 (б, г); 13 (а); 14 (б, г); 15 (а); 16 (б); 19 (а, г); 20 (в, г); 22 (а, б); 24 (б, в); 26 (а); 29; 30 (б, г).
VII. Подведение итогов уроков
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.