алгебра

  • docx
  • 20.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Уроки 7-8. Преобразование выражений, содержащих радикалы.docx

Поурочные разработки по Алгебре и началам анализа 11 класс к УМК А. Г. Мордковича - 2011 год

Свойства корня n-й степени - Степени и корни. Степенные функции

Цель: обсудить основные свойства корней и их применение к решению задач.

Ход уроков

I. Сообщение темы и цели уроков

II. Повторение и закрепление пройденного материала

1. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).

2. Контроль усвоения материала (самостоятельная работа).

Вариант 1

1. Найдите область определения функции:

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image080.jpg

2. Постройте график функции:

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image081.jpg

Вариант 2

1. Найдите область определения функции:

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image082.jpg

2. Постройте график функции:

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image083.jpg

III. Изучение нового материала

Для вычисления иррациональных выражений необходимо знать свойства корней n-й степени и уметь ими пользоваться.

Теорема 1. Корень n-й степени (n = 2, 3, 4, ...) из произведения двух неотрицательных чисел равен произведению корней n-й степени из этих чисел, т. е. https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image084.jpg

Докажем это утверждение. Для удобства введем обозначения: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image085.jpg Надо доказать, что для неотрицательных чисел х, у, z выполнено равенство х = y ∙ z. При введенных обозначениях имеем: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image086.jpg тогда https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image087.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image088.jpg откуда х = y ∙ z. Это и требовалось доказать.

Пример 1

Вычислим: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image089.jpg

Разумеется, приведенную формулу можно применять слева направо и справа налево.

Пример 2

Вычислим: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image090.jpg https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image091.jpg

Теорема 2. Корень n-й степени из отношения неотрицательного числа а и положительного числа b равен отношению корней n-й степени из этих чисел, т. е. https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image092.jpg

Докажем такое утверждение. Пусть https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image093.jpg

Надо доказать, что для неотрицательных чисел х и у и положительного числа z выполнено равенство https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image094.jpg. При введенных обозначениях получаем: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image095.jpg тогда https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image096.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image097.jpg откуда https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image098.jpg. Таким образом, утверждение доказано.

Пример 3

Вычислим: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image099.jpg

Пример 4

Найдем: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image100.jpg

Пример 5

Вычислим https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image101.jpg

Прежде всего обратим смешанное число https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image102.jpg в неправильную дробь: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image103.jpg Теперь, используя теорему 2, найдем: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image104.jpg

Разумеется, теоремы 1 и 2 являются обобщениями аналогичных свойств квадратных корней (8 класс). Рассмотрим теперь другие свойства радикалов.

Теорема 3. Чтобы возвести корень n-й степени из неотрицательного числа а в натуральную степень k, надо в эту степень возвести подкоренное выражение, т. е. https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image105.jpg Очевидно, что такое утверждение является следствием теоремы 1. Действительно, получаем: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image106.jpg

Пример 6

Вычислим: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image107.jpg

Теорема 4. Чтобы извлечь корень n-й степени из корня k- й степени из неотрицательного числа а, надо извлечь корень степени nk из этого числа, т. е. https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image108.jpg

Докажем это утверждение. Обозначим https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image109.jpg Надо доказать, что для неотрицательных чисел х и у выполнено равенство х = у. Возведем в n-ю степень х и получим: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image110.jpg Теперь такое равенство возведем в степень k. Имеем: (хn)k = а или хnk = а. Также возведем в степень nk величину у и получим: уnk = а. Очевидно, что xnk = уnk, и тогда х = у.

Утверждение доказано.

Пример 7

Упростим выражение:

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image111.jpg

Теорема 5. Если показатели корня и подкоренного выражения умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то значение корня не изменится, т. е. https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image112.jpg

Обозначим https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image113.jpg (тогда по определению корня выполнено равенство xnp = akp) и https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image114.jpg (тогда имеем уn = аk). Возведем в степень р обе части последнего равенства: у =аkp. Сравнивая равенства х = а и у = аkp, получаем х = у, откуда х = у (что и требовалось доказать).

Пример 8

а) https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image115.jpg (показатели корня и подкоренного выражения разделили на 4);

б) https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image116.jpg (показатели корня и подкоренного выражения умножили на 2).

Пример 9

Упростим выражение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image117.jpg

Каждый корень, входящий в выражение, представим в виде корня степени 12 (теорема 5) и учтем теорему 1. Получаем: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image118.jpg https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image119.jpg

IV. Контрольные вопросы (фронтальный опрос)

1. Сформулируйте (и докажите) теорему о корне из произведения чисел.

2. Сформулируйте (и докажите) теорему о корне из частного двух чисел.

3. Возведение корня из числа в натуральную степень.

4. Извлечение корня из корня числа.

V. Задание на уроках

§ 35, № 1 (а, г); 4 (а, б); 9 (а, г); 10 (б); 12 (а, б); 13 (б); 14 (а, в); 15 (б); 16 (а); 19 (б, в); 20 (а, б); 22 (в, г); 24 (а, г); 26 (б); 28; 30 (а, в).

VI. Задание на дом

§ 35, № 1 (б, в); 4 (в, г); 9 (б, в); 10 (г); 12 (б, г); 13 (а); 14 (б, г); 15 (а); 16 (б); 19 (а, г); 20 (в, г); 22 (а, б); 24 (б, в); 26 (а); 29; 30 (б, г).

VII. Подведение итогов уроков