алгебра

  • docx
  • 20.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Уроки 9-10. Иррациональные уравнения и неравенства.docx

Поурочные разработки по Алгебре и началам анализа 11 класс к УМК А. Г. Мордковича - 2011 год

Преобразование выражений, содержащих радикалы - Степени и корни. Степенные функции

Цель: рассмотреть свойства корней и их использование для преобразования выражений.

Ход уроков

I. Сообщение темы и цели уроков

II. Повторение и закрепление пройденного материала

1. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).

2. Контроль усвоения материала (письменный опрос).

Вариант 1

1. Корень из произведения двух чисел (с доказательством).

2. Вычислите: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image120.jpg

3. Упростите выражение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image121.jpg

Вариант 2

1. Корень из частного двух чисел (с доказательством).

2. Вычислите: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image122.jpg

3. Упростите выражение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image123.jpg

III. Изучение нового материала

Приведем полученные на прошлом уроке основные свойства корня n-й степени:

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image124.jpg

Приведенные формулы используют для преобразования выражений, содержащих корни (радикалы). Такие выражения называют иррациональными. Рассмотрим наиболее типичные примеры.

Пример 1

Сравним числа:

а) https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image125.jpg Представим данные корни в виде корней одной и той же степени, используя свойство 5. Получаем: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image126.jpg и https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image127.jpg Так как 9 > 8 > 0, то имеем https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image128.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image129.jpg

б) https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image130.jpg (при a > 1, n N и n ≥ 2). Используя свойство 5, представим данные корни в виде корней одинаковой степени. Получаем: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image131.jpg Так как https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image132.jpg то имеем https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image133.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image134.jpg

Во многих случаях требуется выполнять операции вынесения из-под корня и внесения под корень некоторых выражений. В случае корней четной степени учащиеся, как правило, допускают ошибки.

Еще раз напомним, что https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image135.jpg если n - четное натуральное число.

Пример 2

а) Вынесем множитель за знак корня https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image136.jpg

Учтем ОДЗ данного выражения: a - любое действительное число, b ≥ 0. Используя свойства корней, получаем: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image137.jpg https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image138.jpg (учтем, что https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image139.jpg

б) Внесем множитель под знак корня https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image140.jpg

ОДЗ данного выражения: b ≥ 0 и a - любое действительное число. Поэтому необходимо рассмотреть два случая:

если a ≥ 0, то https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image141.jpghttps://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image142.jpg

если а < 0, то -а = |а| и https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image143.jpg https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image144.jpg

Итак, данное выражение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image145.jpg

Понятие корня n-й степени необходимо и в преобразованиях выражений.

Пример 3

Упростим числовое выражение:

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image146.jpg

а) Вынесем множители за знаки корней. Получаем: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image147.jpg

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image148.jpg

б) Используем свойство произведения корней и формул разности квадратов. Имеем: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image149.jpg

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image150.jpg

в) Предположим, что подкоренное выражение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image151.jpg является квадратом разности, т. е. https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image152.jpg где а и b - некоторые положительные числа. Возведем в квадрат правую часть равенства: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image153.jpg Приравняем целую и иррациональную части. Получаем систему уравнений https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image154.jpg Решением этой системы являются числа а = 4 и b = 3. Таким образом, https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image155.jpg

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image156.jpg Было учтено, что √2 ≈ 1,4 и https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image157.jpg

В ряде случаев полезно избавляться от корней (иррациональности) в знаменателях дробей. Для этого используют формулы сокращенного умножения.

Пример 4

Избавимся от иррациональности в знаменателе дроби https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image158.jpg

Запишем знаменатель дроби в виде https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image159.jpghttps://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image160.jpg Очевидно, что такое выражение является неполным квадратом разности чисел https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image161.jpg Поэтому умножим числитель и знаменатель данной дроби на сумму https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image162.jpg (сопряженную величину) и учтем формулу суммы кубов. Получаем: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image163.jpghttps://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image164.jpg

Этот же прием можно использовать и для решения более сложных задач.

Пример 5

Найдем сумму дробей https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image165.jpg

Избавимся в сумме А от иррациональности в знаменателях дробей:

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image166.jpg

Так как в рассматриваемой сумме сокращаются все слагаемые, кроме первого и последнего, то она равна https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image167.jpg

Пример 6

У простим выражение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image168.jpg

Для того чтобы A было определено, необходимо выполнить условия: 1 - х ≥ 0, 4х2 - 12х + 9 ≥ 0. Первое из них выполнено для х ≤ 1, второе - для всех х, так как 4х2 – 12x + 9 = (2х - 3)2 ≥ 0. Тогда выражение А имеет вид: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image169.jpg Раскрывая знак абсолютной величины для х ≤ 1 (а при таких х выражение 2х - 3 < 0), имеем: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image170.jpg

Из приведенного примера видно, что в рассматриваемых выражениях успешно используются формулы сокращенного умножения. Рассмотрим еще один пример.

Пример 7

Упростим выражение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image171.jpg Под каждым из радикалов, входящих в А, находится полный квадрат суммы чисел, что, однако, является неочевидным. Чтобы убедиться в этом, введем новую переменную https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image172.jpg https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image173.jpg Подставив это выражение в А, получим: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image174.jpg

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image175.jpg Так как арифметический корень у ≥ 0, то выражения у + 1 и 2у + 1 положительны. Поэтому https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image176.jpg Это выражение определено при х ≥ 5/3.

Заметим, что во многих случаях выражения, содержащие радикалы, с помощью простейших замен сводятся к алгебраическим рациональным выражениям.

Пример 8

Упростим выражение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image177.jpg

Введем очевидные замены https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image178.jpg тогда х = у2 и а = z2. Подставив х и а в выражение А, получим: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image179.jpg

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image180.jpg

Возвращаясь к исходным переменным х и а, найдем А = 3x. Это выражение А определено при х ≥ 0, а ≥ 0, х ≠ а.

IV. Задание на уроках

§ 36, № 1; 6 (а, б); 8 (в, г); 9 (а, г); 11 (а, б); 12 (г); 13 (б); 14 (в); 16 (г); 17 (а); 19 (б); 23 (г); 24 (а, б); 27 (в, г); 29 (а); 30 (б).

V. Задание на дом

§ 36, № 2; 6 (в, г); 8 (а, б); 9 (б, в); 11 (в, г); 12 (б); 13 (г); 14 (а); 16 (б); 17 (в); 19 (г); 23 (б); 24 (в, г); 27 (а, б); 29 (б); 30 (а).

VI. Подведение итогов уроков