Поурочные разработки по Алгебре и началам анализа 11 класс к УМК А. Г. Мордковича - 2011 год
Преобразование выражений, содержащих радикалы - Степени и корни. Степенные функции
Цель: рассмотреть свойства корней и их использование для преобразования выражений.
Ход уроков
I. Сообщение темы и цели уроков
II. Повторение и закрепление пройденного материала
1. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).
2. Контроль усвоения материала (письменный опрос).
Вариант 1
1. Корень из произведения двух чисел (с доказательством).
2.
Вычислите:
3.
Упростите выражение
Вариант 2
1. Корень из частного двух чисел (с доказательством).
2.
Вычислите:
3.
Упростите выражение
III. Изучение нового материала
Приведем полученные на прошлом уроке основные свойства корня n-й степени:
Приведенные формулы используют для преобразования выражений, содержащих корни (радикалы). Такие выражения называют иррациональными. Рассмотрим наиболее типичные примеры.
Пример 1
Сравним числа:
а) Представим
данные корни в виде корней одной и той же степени, используя свойство 5.
Получаем:
и
Так
как 9 > 8 > 0, то имеем
или
б) (при
a > 1, n ∈ N и n ≥ 2). Используя свойство 5, представим данные корни в
виде корней одинаковой степени. Получаем:
Так
как
то
имеем
или
Во многих случаях требуется выполнять операции вынесения из-под корня и внесения под корень некоторых выражений. В случае корней четной степени учащиеся, как правило, допускают ошибки.
Еще
раз напомним, что если
n - четное натуральное число.
Пример 2
а)
Вынесем множитель за знак корня
Учтем
ОДЗ данного выражения: a - любое действительное число, b ≥ 0. Используя
свойства корней, получаем:
(учтем,
что
б)
Внесем множитель под знак корня
ОДЗ данного выражения: b ≥ 0 и a - любое действительное число. Поэтому необходимо рассмотреть два случая:
если
a ≥ 0, то
если
а < 0, то -а = |а| и
Итак,
данное выражение
Понятие корня n-й степени необходимо и в преобразованиях выражений.
Пример 3
Упростим числовое выражение:
а)
Вынесем множители за знаки корней. Получаем:
б)
Используем свойство произведения корней и формул разности квадратов.
Имеем:
в)
Предположим, что подкоренное выражение является
квадратом разности, т. е.
где
а и b - некоторые положительные числа. Возведем в квадрат правую часть
равенства:
Приравняем
целую и иррациональную части. Получаем систему уравнений
Решением
этой системы являются числа а = 4 и b = 3. Таким образом,
Было
учтено, что √2 ≈ 1,4 и
В ряде случаев полезно избавляться от корней (иррациональности) в знаменателях дробей. Для этого используют формулы сокращенного умножения.
Пример 4
Избавимся
от иррациональности в знаменателе дроби
Запишем
знаменатель дроби в виде Очевидно,
что такое выражение является неполным квадратом разности чисел
Поэтому
умножим числитель и знаменатель данной дроби на сумму
(сопряженную
величину) и учтем формулу суммы кубов. Получаем:
Этот же прием можно использовать и для решения более сложных задач.
Пример 5
Найдем
сумму дробей
Избавимся в сумме А от иррациональности в знаменателях дробей:
Так
как в рассматриваемой сумме сокращаются все слагаемые, кроме первого и
последнего, то она равна
Пример 6
У
простим выражение
Для
того чтобы A было определено, необходимо выполнить условия: 1 - х ≥ 0, 4х2 -
12х + 9 ≥ 0. Первое из них выполнено для х ≤ 1, второе - для всех
х, так как 4х2 – 12x + 9 = (2х - 3)2 ≥ 0.
Тогда выражение А имеет вид: Раскрывая
знак абсолютной величины для х ≤ 1 (а при таких х выражение 2х - 3 <
0), имеем:
Из приведенного примера видно, что в рассматриваемых выражениях успешно используются формулы сокращенного умножения. Рассмотрим еще один пример.
Пример 7
Упростим
выражение Под
каждым из радикалов, входящих в А, находится полный квадрат суммы чисел, что,
однако, является неочевидным. Чтобы убедиться в этом, введем новую
переменную
Подставив
это выражение в А, получим:
Так
как арифметический корень у ≥ 0, то выражения у + 1 и 2у + 1
положительны. Поэтому
Это
выражение определено при х ≥ 5/3.
Заметим, что во многих случаях выражения, содержащие радикалы, с помощью простейших замен сводятся к алгебраическим рациональным выражениям.
Пример 8
Упростим
выражение
Введем
очевидные замены тогда
х = у2 и а = z2. Подставив х и а в выражение А,
получим:
Возвращаясь к исходным переменным х и а, найдем А = 3x. Это выражение А определено при х ≥ 0, а ≥ 0, х ≠ а.
IV. Задание на уроках
§ 36, № 1; 6 (а, б); 8 (в, г); 9 (а, г); 11 (а, б); 12 (г); 13 (б); 14 (в); 16 (г); 17 (а); 19 (б); 23 (г); 24 (а, б); 27 (в, г); 29 (а); 30 (б).
V. Задание на дом
§ 36, № 2; 6 (в, г); 8 (а, б); 9 (б, в); 11 (в, г); 12 (б); 13 (г); 14 (а); 16 (б); 17 (в); 19 (г); 23 (б); 24 (в, г); 27 (а, б); 29 (б); 30 (а).
VI. Подведение итогов уроков
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.