алгебра

  • docx
  • 20.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Уроки 13-14. Контрольная работа по теме «Степени и корни. Степенные функции».docx

Поурочные разработки по Алгебре и началам анализа 11 класс к УМК А. Г. Мордковича - 2011 год

Системы иррациональных уравнений. Иррациональные неравенства (факультативное занятие) - Степени и корни. Степенные функции

Цели: рассмотреть наиболее типичные системы иррациональных уравнений; обсудить решение иррациональных неравенств.

Ход уроков

I. Сообщение темы и целей уроков

II. Повторение и закрепление пройденного материала

1. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).

2. Контроль усвоения материала (письменный опрос).

Вариант 1

1. Дайте определение области допустимых значений (ОДЗ) уравнения или неравенства. Приведите примеры.

2. Решите уравнения:

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image262.jpg

Вариант 2

1. Дайте определение области существования решений (ОСР) уравнения или неравенства. Приведите примеры.

2. Решите уравнения:

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image263.jpg

III. Изучение нового материала

Прежде всего остановимся на системах иррациональных уравнений. Как правило, такие системы решатся с помощью замены переменных (или переменной).

Пример 1

Решим систему уравнении https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image264.jpg

Введем две новые переменные https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image265.jpg Тогда получим систему алгебраических уравнений https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image266.jpg Левую часть второго уравнения разложим на множители https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image267.jpg и подставим первое уравнение во второе. Приходим к симметричной системе уравнений https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image268.jpg Из первого уравнения выразим b = 3 - а и подставим во второе. Получаем: а2 - а(3 - а) + (3 - а)2 = 3 или а2 - 3а + 2 = 0. Корни этого уравнения а1 = 1 и а2 = 2. Соответствующие значения b1 = 2 и b2 = 1. Вернемся к старым переменным и получим две простейшие системы уравнении: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image269.jpg (решение х = 1, у = 8) и https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image270.jpg (решение х = 8, у = 1). Таким образом, данная система уравнений имеет два решения: (1; 8) и (8; 1).

Пример 2

Решим систему уравнений https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image271.jpg

Сначала рассмотрим первое уравнение. Введем для него новую неизвестную https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image272.jpg Тогда уравнение имеет вид: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image273.jpg или 2t2 - 5t + 2 = 0. Корни этого уравнения t1 = 2 (тогда https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image274.jpg и x = 4y) и t2 = 1/2 (откуда https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image275.jpg и y = 4x).

Вернемся к старым переменным и получим системы алгебраических уравнений: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image276.jpg (решения х = 4, у = 1 и х = -4,у = -1) и https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image277.jpg (решения х = 1, у = 4 и х = -1, у = -4). Таким образом, исходная система имеет четыре решения: (4; 1), (-4; -1), (1; 4), (-1; -4).

Достаточно часто при решении систем иррациональных уравнений их необходимо преобразовать и найти более простую связь между неизвестными.

Пример 3

Решим систему уравнений https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image278.jpg

Возведем первое уравнение в квадрат и получим: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image279.jpghttps://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image280.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image281.jpg Учтем, что х - 2 ≥ 0 (т. е. х ≥ 2 - ОСР), и вновь возведем обе части уравнения в квадрат: х2 - 4х + 4 = х2- у, откуда у = 4х - 4. Таким образом, нашли линейную связь между неизвестными х и у.

Подставим соотношение у = 4x - 4 во второе уравнение системы: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image282.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image283.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image284.jpg (учтено, что х ≥ 2 и |х - 2| = х - 2), откуда https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image285.jpg (заметим, что х ≤ 6 - ОСР). Возведем в квадрат, обе части уравнения: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image286.jpg - и найдем https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image287.jpg которое удовлетворяет условиям 2 ≤ х ≤ 6. Теперь определим https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image288.jpg Итак, данная система имеет единственное решение (5/2; 6).

Обратимся теперь к иррациональным неравенствам. Если в случае уравнений и систем уравнений, как правило, было конечное число решений (и их можно было легко проверить подстановкой), то в случае неравенств решением являются числовые промежутки, которые подстановкой проверить невозможно. Поэтому в иррациональных неравенствах необходимо четко контролировать ОДЗ и ОСР.

Пример 4

Решим неравенство https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image289.jpg

ОДЗ неравенства задается условием https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image290.jpg Так как левая часть неравенства по определению арифметического корня неотрицательна, а правая часть является отрицательным числом, то ОСР - любое действительное число х. Поэтому данное неравенство выполняется при всех значениях х, которые входят в ОДЗ. Другими словами, данное неравенство равносильно неравенству https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image291.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image292.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image293.jpg и х ≠ 3. Решая такое неравенство методом интервалов, получим: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image294.jpg

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image295.jpg

Запомните железное правило: обе части неравенства можно возводить в четную степень, если эти части неотрицательны.

Пример 5

Решим неравенство https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image296.jpg

ОДЗ неравенства задается условием 6х + 4 ≥ 0, откуда х [-2/3; ∞). Так как левая часть неотрицательна, то правая часть неравенства тем более должна быть неотрицательной.

Поэтому ОСР определяется условием 3х - 2 ≥ 0, откуда х [2/3; ∞). Так как обе части неравенства неотрицательны, то возведем их в квадрат. При этом знак неравенства сохраняется. Получаем: 6х + 4 ≤ 9х2 - 12х + 4 или 0 ≤ х(х - 2). Решение этого квадратного неравенства х (-∞; 0] U [2; ∞). С учетом ОДЗ и ОСР получаем решение данного иррационального неравенства х [2; ∞).

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image297.jpg

Дадим графическую иллюстрацию решения. На рисунке приведены эскизы графиков https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image298.jpg (сплошная линия) и у2 = 3х - 2 (штрихпунктирная линия). Видно, что неравенство у1 ≤ у2 (график у1 располагается не выше графика у2) при х [2; ∞).

Пример 6

Решим неравенство https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image299.jpg

ОДЗ неравенства х [-7; ∞), ОСР - любое действительное число х. При этом правая часть неравенства может быть как отрицательной, так и неотрицательной. В связи с этим естественным образом возникают два случая.

а) Если х + 3 < 0, то неравенство, очевидно, выполняется при всех х, входящих в ОДЗ. Имеем систему линейных неравенств https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image300.jpg решение которых https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image301.jpg откуда х [-7; -3).

б) Если х + 3 ≥ 0, то имеем право возвести в квадрат обе части данного иррационального неравенства. Получаем систему неравенств: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image302.jpg При этом в силу второго неравенства величина 2х + 14 больше квадрата некоторого выражения и будет положительной. Поэтому решения второго неравенства (и всей системы этого случая) автоматически входят в ОДЗ. Никаких дополнительных условий записывать не надо.

Решая систему случая б, получаем: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image303.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image304.jpg Решение этих неравенств https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image305.jpg откуда х [-3; 1).

Объединяя ответы случаев а и б, получаем окончательное решение данного иррационального неравенства х [-7; 1).

Приведем графическую интерпретацию решения неравенства. Построим эскизы графиков функций https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image306.jpg (сплошная линия) и у2 = х + 3 (штрихпунктирная линия). Неравенство у1 > у2 (т. е. график у1 лежит выше графика y2) выполняется при х в [-7; 1).

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image307.jpg

Разумеется, при решении иррациональных неравенств используются те же приемы, что и в случае уравнений и систем уравнений, в частности замена переменной.

Пример 7

Решим неравенство https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image308.jpg

ОДЗ данного неравенства задается условием 5 - х > 0, откуда х < 5. Введем новую переменную https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image309.jpg (где t > 0). Получаем неравенство https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image310.jpg Так как величина t > 0, то умножим обе части неравенства на t. При этом знак неравенства сохраняется. Получаем квадратное неравенство: 3 - t2 < 2t или 0 < t2 + 2t - 3. Его решения t < -3 и t > 1. Так как t > 0, то неравенство t < -3 не выполняется. Рассмотрим неравенство t > 1 (при этом условие t > 0 выполнено) или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image311.jpg Возведем в квадрат обе неотрицательные части этого неравенства. Получаем: 5 - х > 1, откуда х < 4. Итак, решение данного неравенства х (-∞; 4).

Как и при решении неравенств других типов, наиболее эффективным и мощным методом решения иррациональных неравенств является метод интервалов. Однако использовать его можно только в области непрерывности рассматриваемой функции.

Пример 8

Решим неравенство https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image312.jpg

ОДЗ неравенства задается условиями https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image313.jpg откуда х [3; 25) U (25; ∞). В этой области левая часть неравенства является непрерывной функцией. Найдем точки, в которых числитель и знаменатель дроби равны нулю. Для этого решаем уравнения https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image314.jpg (корень х = 4) и https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image315.jpg (решение х = 25). Отметим эти точки на числовой оси.

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image316.jpg

Определим знак величины https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image317.jpg например, при х = 9 и получим: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image318.jpg Построим диаграмму знаков левой части неравенства. Теперь легко записать ответ: х [3; 4] U (25; ∞).

Метод интервалов удобно использовать, если кроме иррациональных функций в неравенство входят и функции других видов.

Пример 9

Решим неравенство https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image319.jpg

ОДЗ неравенства задается условиями https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image320.jpg Решение первых двух неравенств дает промежуток (1/3; 5]. В этом интервале найдем точки, в которых числитель и знаменатель дроби обращаются в нуль. Получаем уравнения: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image321.jpg (корень х = 4) и https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image322.jpg (решения https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image323.jpg). Отметим эти точки на числовой прямой.

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image324.jpg

Определим знак левой части неравенства, например, в точке х = 3 и получим: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image325.jpg Построим диаграмму знаков дроби. На основании диаграммы выпишем ответ: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image326.jpg

IV. Творческие задания (на уроках и дома)

1) Решите системы иррациональных уравнений:

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image327.jpg

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image328.jpg

2) Решите неравенство:

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image329.jpg

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image330.jpg

V. Подведение итогов уроков