алгебра

  • docx
  • 20.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Уроки 26-27. Функция y = logax, ее свойства и график.docx

Поурочные разработки по Алгебре и началам анализа 11 класс к УМК А. Г. Мордковича - 2011 год

Решение показательных уравнений и неравенств - Показательная и логарифмическая функции

Цели: систематизировать виды показательных выражений; рассмотреть способы решений уравнений, систем уравнений, неравенств.

Ход уроков

I. Сообщение темы и целей уроков

II. Повторение и закрепление пройденного материала

1. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).

2. Контроль усвоения материала (тест).

Вариант 1

1. Найдите значение выражения 

Ответы: а) 1; б) 25; в) 5; г) 1/5.

2. Упростите выражение 

Ответы: 

3. Найдите область значений функции 

Ответы: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image609.jpg

Вариант 2

1. Найдите значение выражения https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image610.jpg

Ответы: а) 1; б) 4; в) 2; г) 1/4.

2. Упростите выражение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image611.jpg

Ответы: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image612.jpg

3. Найдите область значений функции https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image613.jpg

Ответы: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image614.jpg

III. Изучение нового материала

Показательные уравнения

Показательным уравнением называется уравнение, в котором неизвестное л: входит только в показатели степени при некоторых постоянных основаниях.

Пример 1

а) Уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image615.jpg показательное;

б) уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image616.jpg не является показательным. Рассмотрим систематику показательных выражений и способы решения уравнений. Так как показательная функция ax монотонна и ее область значений (0; ∞), то простейшее показательное уравнение ax = b имеет единственный корень при b > 0. Именно к виду ax = b надо сводить более сложные уравнения.

1. Простейшие уравнения

Пример 2

Решим уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image617.jpg

Правую часть уравнения представим в виде степени числа 4 и получим: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image618.jpg Так как равны степени числа 4, то равны и показатели степеней. Имеем квадратное уравнение х2 + 3х = -2 или х2 + 3х + 2 = 0. Корни этого уравнения x1 = -1 и х2 = -2 являются и решениями данного уравнения.

2. Уравнения, решаемые его преобразованиями

Пример 3

Решим уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image619.jpg

Так как все слагаемые в левой части уравнения имеют вид 5х+а (где а - некоторое число), то вынесем общий множитель 5х за скобки. Получаем: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image620.jpg или 5х ∙ 100 = 4. Разделим обе части уравнения на число 100. Имеем: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image621.jpg или 5х = 5-2. Так как равны степени числа 5, то равны и показатели степеней. Тогда находим единственный корень данного уравнения х = -2.

Вынесение общего множителя за скобки можно использовать и при решении уравнений, содержащих степени с двумя разными основаниями.

Пример 4

Решим уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image622.jpg

В данное уравнение входят числа 2 и 3 в различных степенях. Поэтому сгруппируем члены уравнения, содержащие степени числа 3, в левой части, а члены, содержащие степени числа 2, - в правой. Получаем: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image623.jpg В левой части вынесем за скобки общий множитель https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image624.jpg в правой - общий множитель https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image625.jpg Имеем: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image626.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image627.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image628.jpg Разделим обе части этого уравнения на правую часть (очевидно, она не равна нулю): https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image629.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image630.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image631.jpg Так как равны степени числа 9/2, то равны и показатели степеней: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image632.jpg откуда х = 3/2.

3. Уравнения, решаемые разложением на множители

Одним из наиболее распространенных преобразований является разложение уравнения на множители. В частности, оно используется при различных основаниях степеней.

Пример 5

Решим уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image633.jpg

Число 5400 разложим на простые множители: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image634.jpg Тогда уравнение имеет вид: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image635.jpg Разделим обе части уравнения на его правую часть. Получаем или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image636.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image637.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image638.jpg тогда x - 2 = 0 и х = 2.

Разложение на множители также используется и в уравнениях, содержащих, помимо показательных функций, другие функции.

Пример 6

Решим уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image639.jpg

Перенесем все члены уравнения в левую часть, сгруппируем их и вынесем общие множители за скобки. Имеем: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image640.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image641.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image642.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image643.jpg Так как произведение двух множителей равно нулю, то один из них равен нулю. Получаем два уравнения:

а) 5х - 1 = 0 или 5х = 50, откуда х = 0;

б) 2 sin x - 1 = 0 или sin x = 1/2, тогда https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image644.jpghttps://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image645.jpg где n Z.

4. Уравнения, решаемые с помощью замены неизвестной

Как и в уравнениях других видов, в случае показательных уравнений часто используется замена неизвестной.

Пример 7

Решим уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image646.jpg

Запишем данное уравнение в виде https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image647.jpg и введем новую неизвестную t = 3х > 0. Получаем уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image648.jpg или 3t2 – 8t - 3 = 0. Корни этого квадратного уравнения t1 = 3 и t2 = -1/3 (не подходит, т. к. t > 0). Получаем простейшее показательное уравнение 3х = 3, решение которого х = 1.

Пример 8

Решим уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image649.jpg

Учтем основное тригонометрическое тождество https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image650.jpg тогда https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image651.jpg Уравнение теперь имеет вид: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image652.jpg Введем новую неизвестную https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image653.jpg и получим уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image654.jpg или t2 - 6t + 8 = 0. Корни этого квадратного уравнения t1 = 2 и t2 = 4. Вернемся к старой неизвестной х и получим два уравнения:

а) https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image655.jpg тогда sin2х = 1 или sinx = ±1. Решение этих уравнений https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image656.jpg где n Z.

б) https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image657.jpg откуда sin2х = 2. Это уравнение решений не имеет, т. к. функция синус ограниченна: sinx ≤ 1 и sin2x ≤ 1 - при всех х.

В ряде случаев для решения показательного уравнения приходится вводить две новые переменные и сводить уравнение к однородному.

Пример 9

Решим уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image658.jpg

Запишем данное уравнение в виде https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image659.jpg и введем две новые неизвестные https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image660.jpg Получаем однородное уравнение а2 + b2 - 2ab = 0 или (а - b)2 = 0, откуда а - b = 0 или а = b. Вернемся к старой неизвестной х. Получаем уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image661.jpg Так как равны степени числа 3, то равны и показатели степеней. Имеем квадратное уравнение: х + 6 = х2 или 0 = х2 - х - 6, корни которого x1 = -2 и х2 = 3.

5. Уравнения, решаемые с помощью его специфики

Название этого типа уравнений достаточно условно: при решении любого уравнения в той или иной степени учитывается его специфичность. Поэтому рассмотрим несколько примеров.

Пример 10

Решим уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image662.jpg

Легко угадать корень уравнения: х = 2. Действительно, при подстановке получаем верное равенство: 72 + 242 = 252. Покажем, что других решений уравнение не имеет. Разделим все члены уравнения на его правую часть и получим: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image663.jpg Очевидно, что функции https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image664.jpg убывающие, т. к. их основания меньше 1.

Сумма этих функций также является функцией убывающей. Поэтому по теореме о корне данное уравнение имеет единственное решение.

Пример 11

Решим уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image665.jpg

Данное уравнение не является показательным, т. к. неизвестная входит и в основание, и в показатель степени.

При решении уравнений вида https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image666.jpg необходимо помнить, что число х0 будет корнем этого уравнения, если имеет место один из следующих четырех случаев:

а) f(х0) = -1, а числа g(x0) и h(x0) - целые числа одинаковой четности;

б) f(х0) = 0, а числа g(x0) и h(х0) положительные;

в) f(х0) = 1, а функции g(x) и h(х) определены при х = х0;

г) g(x0) = h(х0), а функции https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image667.jpg определены при х = х0.

Рассмотрим все перечисленные выше случаи:

а) х - 2 = -1, т. е. х= 1. При этом х2 + 2х = 12 + 2 ∙ 1 = 3 и 11х - 20 = 11 ∙ 1 - 20 = -9, т. е. числа 3 и -9 - целые числа одинаковой четности и числа (-1)3 и (-1)-9 существуют и равны - 1;

б) х - 2 = 0, т. е. х = 2. При этом х2 + 2х = 22 + 2 ∙ 2 = 8 и 11х - 20 = 11 ∙ 2 - 20 = 2, т. е. числа 8 и 2 положительные и числа 08 и 02 существуют и равны;

в) х - 2 = 1, т. е. х = 3. При этом х2 + 2х = 32 + 2 ∙ 3 = 15 и 11х - 20 = 11 ∙ 3 - 20 = 13, т. е. функции х2 + 2х и 11х - 20 при х = 3 определены. Заметим, что числа 115 и 113 равны друг другу и равны 1;

г) х2 + 2х = 11х - 20 или х2 - 9х + 20 = 0, т. е. x1 = 4 и х2 = 5.

При х = 4 функции, входящие в уравнение, определены: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image668.jpg и https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image669.jpg - и их значения равны друг другу и равны 224. При х = 5 функции также определены: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image670.jpg- и их значения равны 335.

Итак, уравнение имеет пять корней: x1 = 1, х2 = 2, х3 = 3, x4 = 4, x5 = 5.

Обратимся теперь к задачам, для решения которых необходимо найти области изменения функций, входящих в уравнение.

Пример 12

Решим уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image671.jpg

Найдем области изменения функций https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image672.jpg Первая функция показательная с основанием 2 > 1, и так как |х - 1| ≥ 0, то у ≥ 20 = 1. Вторая функция - парабола, направленная ветвями вниз, проходящая через точки х = 0 и х = 2. Максимум этой параболы достигается при х = 1 и равен у = 2 ∙ 1 - 12 = 1. При остальных х у ≤ 1. Таким образом, значения этих двух функций совпадают только при х = 1 и равны 1. Итак, х = 1 - корень уравнения. Полезно решение в простейших случаях, например в этом, иллюстрировать графическим решением (см. рисунок).

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image673.jpg

6. Уравнения, решаемые графически

При решении уравнений, содержащих показательные и другие функции, достаточно часто используется графический способ.

Пример 13

Решим уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image674.jpg

Построим графики функций https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image675.jpg Видно, что графики этих функций пересекаются в единственной точке А, абсцисса которой х = 2 является решением данного уравнения.

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image676.jpg

Показательные неравенства

При решении простейших показательных неравенствaf(x) v b используется монотонность показательной функции: при 0 < a < 1 функция убывающая, при a > 1 - возрастающая. Поэтому при рассмотрении показателей степеней в первом случае знак неравенства меняется на противоположный, во втором - сохраняется.

Пример 14

Решим неравенство https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image677.jpg

Запишем неравенство в виде https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image678.jpg Так как основание 2 показательной функции больше единицы (показательная функция возрастающая), то показатели степеней связаны неравенством того же знака: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image679.jpg или х2 - 14,5 + 30 < 0. Решение этого квадратного неравенства х (2,5; 12).

Пример 15

Решим неравенство https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image680.jpg Так как основание 0,8 показательной функции меньше 1 (показательная функция убывающая), то показатели степеней связаны неравенством противоположного знака: х3 - 3х + 4 ≤ 2 или х3 - 3х + 2 ≤ 0. Разложим левую часть на множители: (х - 1)2(х + 2) ≤ 0 и решим это кубическое неравенство методом интервалов. Получаем решение: х (-∞; -2] U {1}.

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image681.jpg

При решении более сложных неравенств используются те же приемы, что и при решении аналогичных уравнений.

Пример 16

Решим неравенство https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image682.jpg

Введем новую неизвестную t = 3х > 0 и получим рациональное неравенство: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image683.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image684.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image685.jpg Учтем, что t > 0, и решим это неравенство методом интервалов. Получаем: t (1/3; 3]. Вернемся к старой неизвестной. Имеем двойное неравенство 3-1 < 3х ≤ 3. Так как основание 3 степеней больше единицы, то показатели степеней связаны неравенствами того же знака: -1 < х ≤ 1 или x (-1; 1].

Пример 17

Решим неравенство https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image686.jpg

ОДЗ неравенства х (2; ∞).Запишем неравенство в виде https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image687.jpg и найдем корни соответствующего уравнения: x1 = 3 и х2 = 4. Решая методом интервалов это неравенство с учетом ОДЗ, получаем: х (2; 3] U [4; ∞).

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image688.jpg

Системы показательных уравнений

При решении систем показательных уравнений применяются те же способы, что и для решения показательных уравнений. Достаточно часто системы непосредственно сводятся к системам алгебраических уравнений.

Пример 18

Решим систему уравнений https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image689.jpg

Запишем данную систему уравнений в виде https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image690.jpg Получаем систему алгебраических уравнений https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image691.jpg Из второго уравнения выразим у = 2х - 4 и подставим в первое. Имеем: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image692.jpg или 5х2 – 2x - 3 = 0. Корни этого уравнения x1 = 1 и х2 = -3/5. Найдем соответствующие значения у1 = -2 и https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image693.jpg Итак, система уравнений имеет два решения: (1; -2) и https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image694.jpg

Разумеется, при решении систем уравнений широко используется замена неизвестных.

Пример 19

Решим систему уравнений https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image695.jpg

Из второго уравнения найдем: 2х - у = 3, откуда y = 2х - 3. Подставим это соотношение в первое уравнение и получим: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image696.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image697.jpg Введем новую неизвестную: t = 3х > 0. Имеем квадратное уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image698.jpg или 2t2 + 27t - 405 = 0, корни которого t1 = 0 и t2 = -22,5 (не подходит, т. е. t > 0). Возвращаясь к старым неизвестным, получаем уравнение 3х = 9, находим: х = 2 и у = 1.

Пример 20

Решим систему уравнений https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image699.jpg

Систему уравнений запишем в виде https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image700.jpg и введем новые переменные a = 3х и b = 5y (при этом a, b > 0). Получаем систему алгебраических уравнений https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image701.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image702.jpg Из второго уравнения выразим b = 10 - а2 и подставим в первое. Имеем: 2а + 105(10 - а2) = 111 или 0 = 105а2 - 2а - 939. Корни этого квадратного уравнения а1 = 3 и а2 = -313/105 (не подходит, т. к. а > 0). Найдем b = 10 - 32 = 1. Вернемся к старым неизвестным. Получаем систему простейших показательных уравнений https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image703.jpg откуда х = 1 и у = 0.

IV. Задание на уроках

§ 40, № 7 (а, б); 12 (в, г); 13 (а, в); 15 (б, г); 17 (а, б); 18 (а); 21 (б); 23 (а, б); 26 (в, г); 28 (б); 29 (а); 34 (а, б); 39 (а, в); 41 (б, г); 45 (а, в); 49 (а, б); 50 (a).

V. Задание на дом

§ 40, № 7 (в, г); 12 (а, б); 13 (б, г); 15 (а, в); 17 (в, г); 18 (б); 21 (а); 23 (в, г); 26 (а, б); 28 (г); 29 (б); 34 (в, г); 39 (б, г); 41 (а, в); 45 (б, г); 49 (в, г); 50 (б).

VI. Творческие задания

1. Решите показательное уравнение:

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image704.jpg

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image705.jpg

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image706.jpg

2. Решите показательное неравенство:

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image707.jpg

3. Решите систему показательных уравнений:

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image708.jpg

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image709.jpg

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image710.jpg

VII. Подведение итогов уроков