Поурочные разработки по Алгебре и началам анализа 11 класс к УМК А. Г. Мордковича - 2011 год
Переход к новому основанию логарифма - Показательная и логарифмическая функции
Цель: найти связь между логарифмами с разными основаниями от данного числа.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока
II. Повторение и закрепление пройденного материала
1. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).
2. Контроль усвоения материала (самостоятельная работа).
Вариант 1
Решите неравенство:
Вариант 2
Решите неравенство:
III. Изучение нового материала
В процессе изучения темы встречались логарифмы с самыми разными основаниями. Возникает естественный вопрос: существует ли связь между логарифмами с разными основаниями данного числа, т. е. как связаны между собой loga b и logc b? На этот вопрос отвечает следующая теорема.
Теорема. Если а, b, с - положительные числа и а, с ≠ 1, то
выполняется равенство (формула
перехода к новому основанию логарифма).
Докажем
это утверждение. Введем обозначения: х = loga b, у = logc b,
z = logc a. Надо доказать, что Из
введенных обозначений следует, что
Последнее
равенство возведем в степень х и получим: (сz)х = ах или
zx = ах. Сравнивая это равенство с равенствами ах =
b = сy, имеем: czx = cy, откуда zx = у и
х = y/z, т. е.
Пример 1
По
полученной формуле перехода к новому основанию логарифма, например,
имеем:
Формула полезна тем, что позволяет переходить в логарифмах к любому новому основанию, необходимому по условию задачи.
Пример 2
Вычислим
выражение
Так
как основания логарифмов разные, то перейдем к одному основанию, например 3.
При этом Тогда
получаем:
Пример 3
Решим
уравнение
В
логарифмах перейдем к одному основанию, например числу 2. Получаем: или
Чтобы
избавиться от дробных множителей, умножим все члены уравнения на число 6.
Имеем:
или
11log2x = 33, откуда log2x = 3 и x = 23 =
8.
Пример 4
Решим
уравнение
Перейдем
в логарифмах к основанию 5 и получим: или
или
или
Так
как log510 ≠ 0, то, разделив обе части уравнения на эту
величину, получим log5x = log52, откуда х = 2.
Разумеется, формула перехода к новому основанию используется и при решении более сложных задач.
Пример 5
Найдем:
Тогда
имеем:
В данном примере необходимо было найти log142, поэтому число 2 пришлось выразить через числа 14 и 7 (2 = 14/7), логарифмы которых по основанию 14 были известны.
Таким
образом, задача будет решена, если удастся найти lg7 и lg2 по известным
значениям lg196 = с и lg56 = d. Имеем: Если
обозначить lg 2 = x, lg 7 = у, to для их определения получаем систему линейных
уравнений:
Из
нижнего уравнения имеем: у = d - 3х. Подставляя это выражение в верхнее
уравнение, получим: 2x + 2(d - 3х) = с или -4х + 2d = с, откуда
Тогда
Учтем,
что
Пример 6
Решим
уравнение
Установить
ОДЗ этого уравнения достаточно трудно, так как пришлось бы решать
логарифмические неравенства, поэтому отметим пока что х > 1. Перейдем в
первом логарифме к основанию 0,2: -
и введем замену
Тогда
уравнение имеет вид:
Определим
ОДЗ этого уравнения из условий
т.
е. у ∈ [-2; +∞). Решим это уравнение, уединив один радикал
и
возведя равенство в квадрат:
Тогда
Еще
раз возведя в квадрат, получим: 16у + 48 = у2 + 12у + 36 или у2 -
4у - 12 = 0. Корни этого уравнения у1 = -2, у2 =
6 входят в ОДЗ исходного уравнения, однако проверка показывает, что у2 =
6 исходному уравнению не удовлетворяет.
Итак,
получаем простейшее логарифмическое уравнение: откуда
и
х = 26.
Отметим два следствия из приведенной теоремы, которые достаточно часто используются при решении задач (предлагается доказать самостоятельно).
Следствие 1. Если а и b положительные числа, отличные от
1, то справедливо равенство
Следствие 2. Если а и b положительные числа и а ≠ 1,
то для любого числа r ≠ 0 справедливо равенство
IV. Задание на уроке
§ 46, № 1 (а, б); 2; 5 (в, г); 7 (а); 8 (б); 9 (а, г); 10 (а); 11; 13 (а); 14 (б); 15 (a); 16 (б).
V. Задание на дом
§ 46, № 1 (в, г); 3; 5 (а, б); 7 (б); 8 (а); 9 (б, в); 10 (б); 12; 13 (б); 14 (а); 15 (б); 16 (a).
VI. Творческие задания
1. Упростите выражение:
Ответы:
2. Решите уравнение:
VII. Подведение итогов урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.