алгебра

  • docx
  • 20.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Уроки 50-51. Контрольная работа по теме «Первообразная и интеграл».docx

Поурочные разработки по Алгебре и началам анализа 11 класс к УМК А. Г. Мордковича - 2011 год

Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла. Понятие определенного интеграла - Определенный интеграл - Первообразная и интеграл

Цель: рассмотреть типичные задачи, связанные с определенным интегралом, и его понятие.

Ход уроков

I. Сообщение темы и цели уроков

II. Изучение нового материала

Типичные задачи

Задача 1. Площадь криволинейной трапеции.

В курсе геометрии были получены формулы для вычисления площадей простейших фигур (треугольники и некоторые многоугольники) и объемов тел (призмы, пирамиды, цилиндры, конусы, шары). В то же время круг таких задач намного разнообразнее, и необходимо рассмотреть общий подход к подобным задачам.

Сначала рассмотрим понятие криволинейной трапеции. Пусть на отрезке [а; b] оси абсцисс задана непрерывная функция f(x), не меняющая на нем знака. Фигуру, ограниченную графиком этой функции, отрезком [a; b] и прямыми х = а и х = b, называют криволинейной трапецией.

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1342.jpg

Было бы заманчиво научиться вычислять площади криволинейных трапеций в случае произвольных функций f(х).

Разобьем отрезок [а; b] на n равных частей точками х1, х2, ..., хn. Построим прямоугольники со сторонами xk+1 – хk и f(хk).

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1343.jpg

Площадь такого прямоугольника равна

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1344.jpg

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1345.jpg (где Δхk - длина отрезка [хk; хk+1], т. е. Δхk = хk+1 - хk). Если такую процедуру проделать для всех значений х (х = 0, 1, 2, ..., n - 1), то площадь криволинейной трапеции S можно приближенно оценить площадью ступенчатой фигуры.

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1346.jpg

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1347.jpg При этом https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1348.jpghttps://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1349.jpg (хотя такое условие необязательно).

Итак, S ≈ Sn, и это приближенное равенство тем точнее, чем больше и, т. к. на маленьком по длине отрезке [хk; хk+1] функция f(х) меняется очень незначительно. Будем считать, что площадь криволинейной трапеции S равна пределу последовательности (Sn), т. е. https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1350.jpg

Задача 2. Масса неоднородного стержня.

Дан прямолинейный неоднородный стержень, концы которого имеют координаты х = а и х = b. Плотность стержня в точке х может быть вычислена по формуле ρ = ρ(х). Найдем массу стержня.

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1351.jpg

Из курса физики известно, что масса Δm стержня длиной Δх с линейной плотностью р вычисляется по формуле Δm = ρΔх. Для решения данной задачи используем алгоритм задачи 1.

1) Разобьем отрезок [а; b] на n равных частей.

2) Рассмотрим частичный отрезок [хk; хk+1] и будем считать, что плотность во всех точках этого отрезка постоянна и равна ρ(хk).

3) Найдем приближенное значение массы этого отрезка https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1352.jpg

4) Найдем приближенное значение массы т всего стержня m ≈ Sn, где https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1353.jpg

5) Точное значение массы стержня равно пределу последовательности (Sn), т. е. https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1354.jpg

Задача 3. Перемещение точки.

По прямой движется точка, скорость которой в зависимости от времени вычисляется по формуле v = v(t). Найдем перемещение точки за промежуток времени [а; b].

Напомним, что при равномерном движении с постоянной скоростью v перемещение S вычисляется по формуле S = vt. Для решения нашей задачи используем уже рассмотренные идеи.

1) Разделим промежуток времени [а; b] на n равных частей.

2) Рассмотрим промежуток времени [tk; tk+1] и будем считать, что за этот промежуток времени скорость тела была постоянной и равнялась v(tk).

3) Найдем приближенное значение перемещения Sk точки за промежуток времени [tk; tk+1]. Это значение равно https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1355.jpg

4) Найдем приближенное значение перемещения S ≈ Sn, где https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1356.jpg

5) Перемещение равно пределу последовательности (Sn), т. е. https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1357.jpg

Решение трех рассмотренных и (многих) других задач приводит к одной и той же математической модели. Такая модель должна быть изучена и приспособлена к решению реальных задач. Пока эта модель достаточно сложна, что видно из следующего примера.

Пример 1

Найдем площадь криволинейной трапеции, ограниченной осью абсцисс, параболой у = х2 и прямой х = 1.

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1358.jpg

Построим график функции у = х2. Разобьем отрезок интегрирования [0; 1] на n равных частей. Будем аппроксимировать криволинейную трапецию объединением прямоугольников, построенных под такой трапецией. На каждом промежутке https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1359.jpg строим прямоугольник высотой https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1360.jpg где k = 1, 2, 3, ..., n - 1, n. Площадь такого прямоугольника равна https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1361.jpg Сумма площадей всех подобных прямоугольников составляет https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1362.jpg Теперь нужно найти сумму квадратов натуральных чисел 1, 2, ..., n - 2, n - 1. Для этого воспользуемся хорошо известной в математике формулой https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1363.jpg Тогда получаем: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1364.jpghttps://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1365.jpg Очевидно, что при n → ∞ величина 1/n → 0, и тогда https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1366.jpg Итак, получили: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1367.jpg т. е. площадь данной криволинейной трапеции равна 1/3.

Понятие определенного интеграла

При рассмотрении трех типичных задач для непрерывной на отрезке [a; b] функции f(х) была использована следующая математическая модель.

1) Отрезок [а; b] разбивался на п равных частей.

2) Составлялась сумма https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1368.jpg (эту сумму называют интегральной суммой).

3) Вычислялся https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1369.jpg Доказывается, что такой предел существует. Его называют определенным интегралом от функции f(х) на отрезке [а; b] и обозначают символом https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1370.jpg (читается: интеграл от а до b эф от икс дэ икса). Числа а и b называются пределами интегрирования: а — нижним пределом, b - верхним. Знак ∫ называют знаком интегрирования. Функция f(х) называется подынтегральной функцией, переменная х - переменной интегрирования.

Вернемся к трем рассмотренным задачам. Тогда площадь S криволинейной трапеции (задача 1) можно записать в виде https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1371.jpg В этом состоит геометрический смысл определенного интеграла.

Массу m прямолинейного стержня с плотностью ρ(х) (задача 2) можно записать в виде https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1372.jpg В этом состоит физический смысл определенного интеграла.

Перемещение S точки, движущейся по прямой со скоростью v(t) (задача 3) можно записать в виде https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1373.jpg В этом также заключается физический смысл определенного интеграла.

Учитывая широту применения интегрирования, понятию определенного интеграла можно придавать самый различный геометрический, физический, технический и т.д. смысл.

Формула Ньютона-Лейбница

Пока введенное понятие определенного интеграла мало что дает — появился новый символ. Необходимо научиться вычислять такие интегралы. Оказывается, определенный интеграл связан с первообразной.

Теорема. Если функция f(х) непрерывна на отрезке [а; b], то справедлива формула https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1374.jpg где F(x) - первообразная для f(х). Такую формулу называют формулой Ньютона-Лейбница.

На практике вместо записи F(b) - F(a) используют запись https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1375.jpg (ее иногда называют двойной подстановкой). Тогда формулу Ньютона-Лейбница можно записать в виде https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1376.jpg

При вычислении определенного интеграла находят первообразную F(x) для функции f(х), вычисляют ее значение для верхнего F(b) и нижнего F(a) пределов интегрирования и находят их разность F(b) - F(a).

Пример 2

Вычислим https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1377.jpg

Первообразная для функции f(x) = х2 есть функция https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1378.jpg Тогда https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1379.jpg Сравните эти вычисления с вычислениями примера 1.

Пример 3

Вычислим https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1380.jpg

Первообразная для функции https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1381.jpg (формула понижения степени) есть функция https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1382.jpg Тогда https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1383.jpghttps://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1384.jpg

Пример 4

Вычислим https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1385.jpg

Первообразная для функции https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1386.jpg есть функция F(x) = ln|х|. Тогда https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1387.jpg

Давайте теперь уточним терминологию. Будем придерживаться терминов, принятых в курсе математического анализа, изучаемого в вузах. Исходя из структуры формулы Ньютона-Лейбница https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1388.jpg первообразную функцию F(x) называют неопределенным интегралом и обозначают символом https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1389.jpg т. е. https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1390.jpg Такой термин связан с тем, что для функции f(x) существует бесконечно много первообразных, т. е. первообразная однозначно не определена. Соответственно, число https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1391.jpg по аналогии называют определенным интегралом, т. к. это вполне конкретное число. Заметим, что по определению первообразной (неопределенного интеграла) справедливо равенство https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1392.jpg

Пример 5

Вычислим https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1393.jpg

Сначала найдем неопределенный интеграл https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1394.jpg затем определенный интеграл https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1395.jpg https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1396.jpg

Очень часто при вычислении определенных интегралов полезно использовать их геометрический смысл - площадь соответствующей криволинейной трапеции.

Пример 6

Используя геометрический смысл интеграла, вычислим:

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1397.jpg

Построим график подынтегральной функции f(х) = |х - 1|.

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1398.jpg

а) Видно, что значение данного интеграла равно площади многоугольника ABCDE, состоящего из двух прямоугольных равнобедренных треугольников: АВС (АВ = АС = 2) и СОЕ (СЕ = ED = 1). Тогда https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1399.jpg

б) Значение данного интеграла равно площади трапеции EDHF с основаниями ED = 1 и HF = 2 и высотой EF = 1. Поэтому https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1400.jpghttps://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1401.jpg

Пример 7

Используя геометрический смысл интеграла, вычислим https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1402.jpg

Построим график подынтегральной функции f(x) = arccos x. Также построим прямоугольник ABCD и измерениями АD = 2 и АВ = π и площадью S = AD ∙ AB = 2π. Видно, что площадь криволинейной трапеции АВD составляет ровно половину площади прямоугольника ABCD. Поэтому https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1403.jpg

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1404.jpg

Пример 8

Используя геометрический смысл интеграла, вычислим:

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1405.jpg

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1406.jpg

Построим график подынтегральной функции https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1407.jpg Очевидно, что у ≥ 0. Возведем обе части равенства в квадрат: у2 = 1 - х2 или х2 + у2 = 1. Получили уравнение окружности с центром в начале координат и радиуса 1. Поэтому с учетом условия у ≥ 0 графиком данной функции является верхняя полуокружность.

а) Значение данного интеграла равно площади четверти круга радиуса 1.Поэтому https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1408.jpg

б) Значение этого интеграла равно площади криволинейной трапеции BCD. Эта площадь равна разности площади сектора ABD (с углом π/3): https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1409.jpg - и площади прямоугольного треугольника АВС: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1410.jpg Поэтому значение данного интеграла https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1411.jpg

Заметим, что в примерах 7 и 8 были найдены соответствующие определенные интегралы, исходя из геометрического смысла. В то же время нахождение аналогичных неопределенных интегралов представляет достаточно серьезную задачу. Кроме того, эти интегралы и выглядят сложно, например: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1412.jpg и https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image1413.jpg

Таким образом, геометрический смысл определенного интеграла во многих задачах очень полезен при его вычислении.

III. Контрольные вопросы

1. Понятие криволинейной трапеции.

2. Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла.

3. Понятие определенного интеграла.

4. Геометрический и физический смысл определенного интеграла.

5. Формула Ньютона - Лейбница.

IV. Задание на уроках

§ 49, № 1 (а, б); 2 (в, г); 4 (а, б); 5 (в, г); 6 (а, г); 7 (в, г); 8 (а, б); 9 (в, г); 10 (a).

V. Задание на дом

§ 49, № 1 (в, г); 2 (а, б); 4 (в, г); 5 (а, б); 6 (б, в); 7 (а, б); 8 (в, г); 9 (а, б); 10 (б).

VI. Подведение итогов уроков