Алишер Навои «Смятение праведных о слове»
Оценка 4.7

Алишер Навои «Смятение праведных о слове»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
11.02.2024
Алишер   Навои  «Смятение  праведных  о слове»
Разработка урока литературы для 7 класса русской школы знакомит учащихся с одной из поэм Алишера Навои "Пятерица"--" Смятение праведных. О слове ". В процессе подготовки к уроку семиклассники совершенствуют умение самостоятельно осуществлять поиск нужной информации.
Навои 7 класс..docx

  Разработка  урока  литеатуры в 7 классе русской школы.

 

Тема  урока:  Алишер   Навои  «Смятение  праведных  о слове»

Цели  урока: познакомить   учащихся   с поэмой  Алишера Навои «Смятение  праведных»;  развивать  связную  речь  учащихся  и  умение нестандартно   мыслить;

совершенствовать   умение  самостоятельно осуществлять поиск и отбор  нужной   информации; способствовать позитивной   мотивации  учащихся к  познавательной деятельности;  вызвать  читательский  интерес  к творчеству  поэта; воспитывать в учащихся патриотические чувства, любовь к своему народу, Родине.

Оборудование:  портрет  Алишера  Навои, рисунки   учащихся,  слайдовая  презентация,  толковые словари, стенгазета, таблица  «Собери афоризм», ТСО, восточная  мелодия  в  качестве   музыкального сопровождения..

Ход   урока.

I. Организационный   момент.  Приветствие. Контроль  посещаемости.  Настрой  класса  на продуктивную    работу.

II.  Проверка   домашнего  задания.  Слово   учителя.

       В своём  знаменитом  произведении «Бабур-наме»[1]  Бабур писал об  Алишере Навои: «Алишер   был человек  бесподобный. С  тех пор,  как  на тюркском  языке слагаются   стихи, никто  другой не  слагал их так  много и так хорошо... Неизвестно,  существовал ли  когда- нибудь такой  пособник  и покровитель  людей  науки и  искусства, как  Алишер бек...»

Такими  замечательными словами мы  начинаем  наш  сегодняшний   урок, посвящённый   творчеству  Навои.

Но  сначала  посмотрим, как   вы  поработали группами. (На  предыдущем  уроке  класс разделился  на  3   группы:  «Человек»,  «Личность»,  «Поэт». Каждая  группа  получила   задание  создать портфолио Алишера Навои, содержательной стороной которого  может  быть биографическая  справка, особенности  характера  и  судьбы Навои,  мировоззрение  или  жизненное   кредо  поэта, его  любимые темы, герои,  мотивы лирики, самые известные произведения и т.д.)

Портфолио   первой   группы»Человек»

Доклад «Низомиддин Мир Алишер, рождённый  под созвездием Водолея».  (В докладе  даётся  биографическая  справка  от  рождения    будущего  поэта до  момента  становления   личностью).  Ребята  подготовили  также портрет Алишера  Навои, рисунки.

Портфолио  второй   группы «Личность».

Слайдовая  презентация «Незаурядная   личность»  (В презентации затрагивается  период, когда Навои обретает  своё «Я», становится   настоящей  личностью, характеризующейся  жизненной  позицией: основа  всего -  любовь  к  человеку).

Портфолио   третьей   группы «Поэт».

Учащиеся  подготовили  стенгазету «Певец   Востока»  и  сообщение,  в котором  Алишер  Навои рассматривается  как  человек, нашедший   своё  призвание и способы   самовыражения.

Учитель:  Ребята,   вы   молодцы!  Каждая  группа  отлично  справилась  с  поставленными    задачами. И сегодня  мы  прикоснёмся   к  творчеству Алишера  Навои.  Вспомним   афоризмы   поэта!

III. Подготовка  к  восприятию   нового   материала.

Игра  «Собери афоризм». Задание: собрать  части  афоризмов Алишера  Навои   в правильной  последовательности и прочитать  получившиеся  высказывания   вслух. Предлагается    таблица:

1

 Когда  тебе исполнить  нужно  дело,        

Нужна  ли  им  пустая  похвала?

2

Терпенье  одолеет  все  дела,

Дороже,  чем    дарёная   казна.

3

Монета,  что трудом обретена,

Хоть  правду  скажет,  все   зовут  лжецом.

4

Кто раз  солгал,  того уж и потом,

И силу  оно  отнимает  у яда.

5

От  доброго слова всем людям  отрада,

А спешка  лишь  к  беде  всегда   вела.

6

Когда  творят  хорошие   дела,

Смотри,  чтоб   время   зря   не  пролетело.

 

Учитель:   - Какой   мудростью  делится  с  нами  в  афористических  выражениях Алишер  Навои?  Чему  он  нас   учит?   Выразите  одним  словом. (деловитости,  терпению, трудолюбию, честности, доброте,  скромности).

VI. Введение  и объяснение  нового  материала.

Учитель: Вопросы, которые волновали Алишера  Навои, не  теряют  своей актуальности и сегодня.

                   Обратите  внимание на заглавие произведения  Навои  «Смятение   праведных»,  постарайтесь   сделать  читательский прогноз: о чём будет  идти речь в  этом  произведении?

              ( Учащиеся   делают  и озвучивают  читательские   прогнозы).

 

- Как   вы понимаете  значение   слова   смяте́ние?  Заглянем в  толковый  словарь!

 (Словарные  статьи  графически отображаются   на  экране)

 

Смяте́ние -  имя   существительное.

1. Состояние   крайнего  замешательства, смущения, взволнованности.

Синонимы: смятенность,  ошеломление

Антонимы:  безмятежность

 

2. Общая растерянность, вызванная сильной  тревогой  и страхом; переполох, паника.

Синонимы: переполох,  паника,  волнение

Антонимы: спокойствие

 

- Кто  такие   пра́ведные   в   вашем  понимании?

Заглянем  в  словарь  и проверим!

 

Пра́ведный   -  имя  прилагательное.

1. Строго  соблюдающий правила  религиозной  морали; благочестивый

Синонимы: благочестивый

Антонимы:  аморальный

 

2. Отвечающий правилам  религиозной  морали.

Антонимы:  грешный

 

3.Соответствующий  идеалу нравственной  чистоты и  справедливости; справедливый, правильный.

Синонимы: справедливый, правильный

Антонимы:  криведный,  несправедливый, неправильный.

 

- Итак, попробуем объяснить смысл  названия  произведения.

Смятение  -  растерянность, праведные  - люди, соответствующие идеалу нравственной  чистоты  и  справедливости.

 

Сообщение   учителя: «Смятение  праведных» - первая  поэма в  знаменитом  цикле  Алишера  Навои «Хамса» («Пятерица»).  Она носит  дидактико - философский характер ( дидактический  - поучительный, нравоучительный, наставнический) и  состоит  из 64 глав, в которых затрагиваются  вопросы  религии, морали  и  нравственности. В поэме  обличаются феодальные  распри, жестокость   государственных  вельмож, произвол  беков. Поэт  страстно  утверждает  идеалы  справедливости.

В поэме  содержится  около  четырёх тысяч  бейтов. (Бейт - двустишие  в  поэзии  народов  Востока. Минимальная  строфическая  единица  тюркской  и  персидской  поэзии).

Впоследствии  поэма была  охарактеризована  автором как  «оби зиндагоний», то есть, «вода жизни», поднесённая  в дар  родному  народу.

 

V. Закрепление материала.   Чтение   учителем вслух

 «Смятение праведных о слове»  ( в  сокращении)


Я славлю жемчуг слова!  Ведь оно

Жемчужницею сердца рождено.

Четыре перла мирозданья — в нем,

Всех звезд семи небес блистанье — в нем.

 

Ведь слово — дух, что в звуке воплощен,

Тот словом жив, кто духом облачен.

С булатным ты язык сравнил клинком,

С алмазным слово я сравню сверлом.

 

Речь — лепесток тюльпана в цветнике,

Слова же — капли рос на лепестке.

Ведь словом исторгается душа,

Но словом очищается душа.

 

Бог человека словом одарил,

Сокровищницу тайн в него вложил.

Что жемчуг, если слово нам дано?

Оно в глубинах мира рождено!

 

Пусть слова мощь сильна в простых речах,

 

Она учетверяется в стихах.

Речь обыденная претит порой,

Но радует созвучной речи строй.

 

Столепестковой  розою цветет

Тетрадь, чей сшит любовно переплет;

Но вырви нить, которой он прошит,

 Лист за листом по ветру улетит.

 

Так участь прозы — с ветром улетать,

Поэзии же — цветником блистать.

Удел ее поистине велик —

Она цветет в предвечной Книге Книг.

 

Ее одежда может быть любой,

А суть в ней — содержанье, смысл живой.

Не ценится газель, хоть и звучна,

Когда она значенья лишена.

 

О боже, дай мне, бедному, в удел,

Чтоб я искусством слова овладел!

 

 


Вопросная  беседа    с  классом:

w  С чем  Алишер Навои  сравнивает  слово?

w  Как  вы  понимаете  строки:

«Ведь слово  -  дух, что  в  звуке   воплощён...»?

«Ведь  словом  исторгается    душа,

Но словом  очищается   душа»?

w  Что  радует  поэта  в  речи?

w  Как  автор  противопоставляет  участь прозы  и  поэзии?

w  Найдите  в  произведении «Смятение  праведных  о слове» фразы, показывающие  сравнение   понятия «слово»  с «цветущим  садом» .

w  Что  такое,  по-вашему, «предвечная Книга Книг »?

w  О чём просит Навои Господа?

 

Вывод:  Понравилось  ли  вам произведение Алишера Навои?

               Оправдался  ли   ваш  читательский  прогноз?

 

Учитель:  «Смятение  праведных»  - шедевр  мировой  литературы, ребята! Каждый  бейт  великого поэта и  мыслителя  -  это  зерно, способное прорасти и  дать   благодатные   всходы. Бесценным  для  нас  является  личный  опыт  Алишера  Навои, которым  он   делится  через  удивительные  по  глубине и  красочности  строки   своих  произведений.

 

VI. Итоги  урока. Комментирование   оценок.

VII. Задание на   дом:  выписать  в тетрадь  строчки  из  поэмы  «Смятение  праведных», которые вам  понравились,  устно  прокомментировать  их. Найти в  толковом  словаре   значение   незнакомых  слов.

 

              Нурманова Замира Аблокуловна

учитель  русского  языка  и  литературы  

высшей  категории СОШ № 21

г. Ангрена  Ташкентской  области.

                    К. телефон :  +9989(0) 957- 11-97.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] «Бабур-наме» - Ташкент, 1993, с.179

Разработка урока литеатуры в 7 классе русской школы

Разработка урока литеатуры в 7 классе русской школы

Портфолио третьей группы «Поэт»

Портфолио третьей группы «Поэт»

Антонимы: безмятежность 2

Антонимы: безмятежность 2

Смятение праведных о слове» ( в сокращении)

Смятение праведных о слове» ( в сокращении)

Бесценным для нас является личный опыт

Бесценным для нас является личный опыт
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2024