Анализ романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" на основе ТРКМ
Оценка 4.8

Анализ романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" на основе ТРКМ

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
Взрослым
02.10.2023
Анализ романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" на основе ТРКМ
В ходе анализа романа "Преступление и наказание" применяются приемы ТРКМ для формирования предметных и метапредметных результатов.
Методическая разработка.docx

АНАЛИЗ РОМАНА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ

РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 

Пуртова Людмила Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №2

г.Ханты-Мансийск

 

1.     Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (далее – ФГОС) устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, включающие в себя предметные, метапредметные и личностные результаты, которые сформулированы в виде способов деятельности.   

«Показателем, результатом освоения метапредметных требований является готовность учащихся использовать их в учебной, познавательной и социальной практике, способность самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, умение выстраивать индивидуальную образовательную траекторию» [7]. 

Проектирование уроков на основе деятельностного  подхода, направленных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов у обучающихся в процессе преподавания литературы, возможно только с применением современных образовательных технологий, одной из которых является технология развития критического мышления (далее – ТРКМ), предъявляющая требования не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса.

Критическое мышление – интерактивное, творческое, рефлексивное мышление [4].

Технологию развития критического мышления разработали в конце ХХ века в США американские педагоги: К. Мередит, Ч. Темпл, Д. Стил, С. Уолтер.  

В российском образовании данная технология активно внедряется с 2006 года. Основоположниками являются педагоги: Л.Выготский, Д.Эльконин, В.Шаталов, Ш.Амонашвили, А.Ахматюшкин, М.Муханов; последователи: Е.С.Заир-Бек, О.Варшавер, И.Муштавинская, Е.Трифонова.   

Основу ТРКМ составляет трехразовый процесс (базовая модель):

вызов – реализация смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление), задающая определенную логику построения урока, последовательность, способы сочетания конкретных технологических приемов.

Это позволяет говорить об универсальном, надпредметном характере данной технологии, основные положения которой представлены в таблице.

 

 

Стадии ТРКМ

Цель

Основные

методические приемы

Вызов

(пробуждение)

*Настрой на достижение цели.

*Мотивация к учебной деятельности.

*Актуализация имеющихся знаний.

*Анализ своего мнения по различным вопросам.

*Получение новой информации.

*Пробуждение интереса.

*Инвентаризация.

*Ассоциации.

*Верите ли вы?

*Ключевые слова.

*Тонкие и толстые вопросы.

*Кластеры (фишбоуны).

*Таблица (вопросительные слова).

*Синквейны, диаманты.

*Ромашка Блума.

*Бортовой журнал.

*Таблица «Верное – Неверное утверждение».

Реализация смысла

(осмысление содержания)

*Активное конструирование новой информации.

*Установление связи между ранее усвоенным и новым материалом.

*Корректировка поставленных целей.

*Непосредственная работа с текстом (парная, групповая). 

*Инсерт (чтение с маркировкой).

*Таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал».

*Зигзаг.

*Эффективная лекция.

*Поиск в тексте ответов на вопросы.

*«Да» - «Нет».

Рефлексия

(размышление)

*Анализ пройденного процесса усвоения нового содержания.

*Размышления, рождение новых знаний.

*Постановка новых учебных целей.

*Оценка себя и своих товарищей, проделанной работы.

*Интерпретация, творческая переработка информации.

*Интерпретация изученной информации.

*Ответы на вопросы.

*Создание кластеров.

* Синквейны, диаманты.

*Проверка и обсуждение записей в таблице.

*Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

*Эссе.

 

2.     Основная часть

            В качестве примера использования приемов и методов технологии развития критического мышления в своей деятельности предлагаю фрагменты  уроков по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Целеполагание – важная часть конструирования урока в современных условиях, это процесс выявления целей и задач, которые должны сформулировать обучающиеся, а учитель направляет, координирует этот процесс. Для этого существуют различные приемы.

Анаграмма – литературный прием, состоящий в перестановке букв или звуков определяемого слова, что в результате дает другое слово.

 

 

О

 

С

 

Д

 

Т

 

Е

 

И

 

О

 

С

 

В

 

К

 

Й

 

Продолжите фразу, чтобы определить тему урока: Как происходило формирование Ф.М. Достоевского…?

Тема-вопрос: сформулируйте план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос в теме урока?

Шарада – игра-загадка, в которой загаданное слово разделяется на части, имеющие самостоятельное значение, и каждая часть, а также целое слово образно описываются.  

Разбейте предложение на слова и запишите его со знаками препинания, меняя, где необходимо, строчные буквы на прописные буквы:

КАКПРОИСХОДИЛОФОРМИРОВАНИЕФЕДОРАМИХАЙЛОВИЧАДОСТОЕВСКОГОКАКПИСАТЕЛЯМЫСЛИТЕЛЯ?

К каждой теме урока предпослан эпиграф – это еще один способ формирования умения формулировать цели урока.

Эпиграф (от греческого еpigraphe – надпись, заглавие, оценка):

1)           первоначально, в античном мире, надписи на предметах, к ним непосредственно относящиеся;

2)           в новое время – пословицы, цитаты, предпосланные художественному произведению, помещаемые непосредственно перед текстом и призванные раскрыть художественный замысел автора [8].

 «Обладающий собственной семантикой и образной структурой, эпиграф словно бы определяет содержание, указывает на проблемы, которые являются главными, определяющими, подчеркивает особенности содержания или авторского отношения к проблеме» [6].

Прием «Инвентаризация»: составление списка известной информации. Какие произведения писателя вы знаете, что можете рассказать о самом авторе. (Например, роман в письмах «Бедные люди» или повесть «Белые ночи»).

Если обучающиеся испытывают затруднения и не могут ничего сказать по теме урока, предложите им прием «Ассоциация»: впишите в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые возникают у вас со словом «Острог», предварительно посмотрев лексическое значение этого слова в различных толковых словарях, и выяснив, какое отношение это слово имеет к писателю (высказать предположения). Работа со словарями должна быть практически на каждом уроке. 

После знакомства с биографией писателя снова вернуться к этой таблице.  

Выглядит, как…

Звучит, как…

тюрьма

стон

каторга

крик

темница

плач

 

Прием «Заполнение таблицы «Верные – Неверные утверждения»: организация работы, если отсутствует информация по теме урока.

Обучающиеся записывают в таблицу примеры утверждений, а затем устанавливают, на свой взгляд, верные ли эти утверждения (или в целях экономии времени учитель заранее готовит таблицы и раздает обучающимся).  

Если они соглашаются, то ставят в графе (+), если нет, то (-).

После знакомства с основной информацией они возвращаются к таблице и оценивают достоверность, используя полученную на уроке информацию и заполняя графу таблицы «После чтения текста».

Таблица «Верные – Неверные утверждения»

 

п/п

Утверждения

До

После

чтения текста

1.

Достоевский имел дворянское происхождение, но он об этом не знал.

-

+

Этот факт обнаружился, когда его жена после его смерти начала составлять генеалогическое древо.

2.

Достоевский находился в пересыльной тюрьме города Тобольска.

 

 

3.

За участие в кружке петрашевцев писатель был приговорен к смертной казни.

 

 

4.

Роман «Преступление и наказание» был написан в Омском остроге.

 

 

5.

Сам Достоевский своим любимым произведением считал роман «Братья Карамазовы».

+

-

Любимый роман «Идиот».

6.

Знаменитый роман «Игрок» был написан ровно за три недели.

 

 

7.

Потомки Федора Михайловича проживают в Петербурге и в наши дни.

 

 

 

После получения информации обучающиеся могут сделать пояснения в графе «После чтения текста», если их выбор утверждений оказался неверным.

На стадии осмысления ТРКМ уместно использовать прием «Таблицу «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ).

 

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ

 

 

 

 

На стадии рефлексии ТРКМ используется известный прием «Синквейн», составление которого означает подведение своеобразного итога. 

Синквейн – это короткая форма стихотворения, состоящая из 5 нерифмованных строк.

1 строка – одно существительное (тема синквейна).

2 строка – 2 прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

3 строка – 3 глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.

4 строка – фраза, предложение, выражающее отношение к теме.

5 строка – слово-вывод, позволяющее выразить личное отношение к теме синквейна.

Достоевский

талантливый, популярный

сочувствовал, страдал, создавал

Великий исследователь «человека в человеке»

писатель-мыслитель

На стадии вызова ТРКМ можно использовать прием «Ключевые слова»: произносятся ключевые слова и определяются тема и цели урока.

Ключевые слова: «счастье», «страдание», «преступление», «наказание».

Уместно будет также использовать прием «Тонкие» и «Толстые» вопросы»: это способ организации взаимоопроса обучающихся по теме. «Тонкий» вопрос предполагает однозначный ответ («да» или «нет»). «Толстый» (проблемный) вопрос требует осмысления задания, рассуждений, поиска дополнительных знаний. 

 

«Тонкие вопросы»

«Толстые вопросы»

*Верно ли, что Раскольников был студентом?

*В чем различие понятий «преступление» и «наказание»?

*Согласны ли вы, что Раскольников убил из-за голода?

*Предположите, что будет, если Раскольниковы появятся в нашем обществе?

*Где происходит действие в романе?

*Объясните, почему Раскольников совершил преступление?  

*Кто главный герой?

*Как объясните слова о Раскольникове: «Он был задавлен бедностью»? 

 

На стадии осмысления ТРКМ используется прием «Инсерт»: маркировка текста значками по мере его чтения. При чтении текста (1 главы романа) применяется следующая маркировка:

«V» - уже знал; «+» - новое; «-» - думаю иначе (не согласен); «?» - не понял, есть вопросы. 

На стадии осмысления ТРКМ используется известный прием «Поиск ответов на вопросы».

Что общего в описании Петербурга у всех этих авторов?

(Предварительное домашнее задание для обучающихся по вариантам: подготовить сообщения). Пейзаж. Сцены уличной жизни. Интерьер.

Сохранились дома в городе и по сей день: дом Раскольникова по улице Гражданской, 19; дом старухи-процентщицы (канал Грибоедова, 104); дом Сони Мармеладовой (канал Грибоедова, 73) (виртуальная экскурсия по Санкт-Петербургу). 

На стадии осмысления ТРКМ используется прием «RAFT» - социоигровой прием, способствующий развитию творческих умений.

R – (роль) – от имени кого будет представлено сообщение?

A – (аудитория) – для кого?

F – (форма) – в какой форме будет преподнесен (письмо, дневник, рассказ)? 

T – (тема) – о чем?

Цель данного приема: подготовка в группах исповеди Мармеладова от его лица, «примерка» этой роли на себя для представления результатов другим.

Работа в парах: на стадии осмысления ТРКМ прием «Бортовой журнал» восстановите хронику преступления Раскольникова, заполните вторую колонку таблицы после чтения романа, исходя из полученной информации.

 

Было задумано Раскольниковым

Произошло на самом деле

Назначил время преступления на 7 часов вечера, потому что Лизаветы не должно быть дома

Чуть не пропустил назначенное время

Решил поменять шляпу на картуз

Забыл, пошел в шляпе

Взять топор на кухне

На кухне взять топор не удалось, случайно взял в каморке у дворника

Быть осторожным и предусмотрительным

Забывает проверить, закрыта ли на крючок входная дверь в квартире старухи

Собирался убить «зловредную вошь…», освободить от нее Лизавету

Убивает Лизавету и еще  не родившегося ее ребенка

На вырученные деньги изменить свою жизнь и облегчить жизнь близким людям

Не воспользовался украденным,

спрятал сверток под камень

На стадиях вызова и рефлексии ТРКМ используется прием «Кластеры» – графические, визуальные методы, помогающие систематизировать материал, структурировать его до, во время и после изучения новой информации; этот прием наглядно демонстрирует, как изменяется знание об изучаемом предмете.

Овал: ЛИЗАВЕТА
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Можно использовать и прием «Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») – графическая техника представления информации, предложенная японским ученым Каору Исикава. Помните о наличии 4 блоков: 

голова – вопрос (проблема) темы;

верхние кости – основные понятия темы;

нижние кости – суть понятия;

хвост – ответ на вопрос (вывод).   

 

Равнобедренный треугольник: Вывод                                                        ПРИЧИНА

Равнобедренный треугольник: ?
 

 


                    _____________________________________________

                                                                         

           ФАКТЫ

 

Записи должны быть краткими и точными, содержать ключевые слова, фразы, отражающие суть.                

На стадии осмысления ТРКМ используется прием «Зигзаг» - групповая работа с текстом: изучение и систематизация большого по объему материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Овал: 4 экспертная группаОвал: 3 экспертная группа           

 

 

 

 

 

Текст разбивается на смысловые отрывки (эпизоды) для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством человек в группе. Каждый обучающийся работает со своим текстом, по окончании работы обучающиеся переходят в другие группы – группы экспертов. Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. Эксперты составляют общую презентационную схему рассказа по теме. Затем обучающиеся пересаживаются в первоначальные группы, где оказываются специалисты по всем смысловым отрывкам. Каждый из них знакомит со своим текстом других членов группы.   

На стадии осмысления ТРКМ используется прием «Поиск в тексте ответов на вопросы».

На стадии рефлексии ТРКМ используется прием «Диаманта» - это стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя – понятия с противоположным значением.

Этот вид стихотворения строится по следующей схеме:

1 строка – существительное (тема диаманта);

2 строка – 2 прилагательных, раскрывающих интересные, характерные признаки явлений, предметов, заявленных в теме диаманта;

3 строка – 3 глагола, раскрывающие действия, свойственные данному явлению;

4 строка – ассоциации, связанные с темой диаманта (4 существительных);

5 строка – 3 глагола, раскрывающие действия;

6 строка – 2 прилагательных;

7 строка – существительное (антоним к теме).

 

 

Раскольников

гордый, образованный

голодает, бедствует, страдает   

сын, студент, товарищ, преступник

готовится, убивает, мучается

расчетливый, несчастный

убийца

Можно предложить обучающимся на стадии рефлексии ТРКМ написать эссе (с франц. «попытка, проба»; от латинского «взвешивание») – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета.1      

Эссе может включать жанровые формы – письмо, слово, исповедь. Предложите тему «Исповедь Раскольникова».

Напомните ребятам: эссе отличается от других жанров, поэтому эссе – каждый раз диалог автора, и прежде всего – с самим собой.    

 

Результаты использования приемов и методов ТРКМ

на уроках литературы (и (или) на других учебных предметах)

(при условии систематической работы по ТРКМ)

1.            Четкая организация учебного процесса, повышение качества образования.

2.            Решение в комплексе образовательных и воспитательных задач (повышение интереса к процессу обучения, активное восприятие материала).

3.            Обучение школьников умению самостоятельно добывать, обрабатывать информацию, интерпретировать ее, ориентироваться в различных источниках информации, формирование самостоятельного мышления.

4.            Развитие коммуникативных навыков: умение вести диалог, способность работы в паре, группе.

5.             Эффективность приема взаимообучения (при работе с информативным текстом).

6.            Передача информации друг другу развивает различные типы восприятия.

7.            Развитие способности обучающихся к саморегуляции учебной деятельности, к самообразованию.

8.            Рефлексивный анализ проблем, осваиваемый обучающимися, является необходимым условием выработки у них приемов самостоятельной постановки задач, гипотез, планов решений, критериев оценки полученных результатов.

 

 

 

 

3. Заключение

Представленные фрагменты уроков из опыта работы с применением ТРКМ подготовлены в соответствии с требованиями ФГОС, представляют собой результат практического применения образовательной технологии развития критического мышления, которая способствует формированию предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, что создает условия для развития индивидуальных творческих способностей обучающихся.

Данный опыт перспективен, т.к. приемы и методы ТРКМ использования в учебном процессе эффективны и применимы в любой предметной области.

Знания и навыки УУД, полученные на уроках литературы, обучающиеся могут применить на других учебных предметах, в практической и исследовательской деятельности, при подготовке к итоговому сочинению как допуску к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ), к ЕГЭ по русскому языку (сочинение-рассуждение) и к ЕГЭ по литературе.

Список использованной литературы

1.            Тюменский край и писатели XIX века. Очерки по литературному краеведению /Л.Г. Беспалова/. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1970. - 104 с.

2.            Преступление и наказание /Ф.М. Достоевский/. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1970. – 437 с.

3.            Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы /Т.Я. Еремина/. – Москва: Просвещение, 2013. - 160 с.

4.            Технология развития критического мышления на уроках и в системе подготовки учителя: учебное методическое пособие /И.В. Муштавинская/. – Санкт-Петербург: КАРО, 2017. - 144 с.

5.            Современные образовательные технологии: учебное пособие/ Г.К.  Селевко/. – Москва: Народное образование, 1998.

6.            Как разбудить воображение? Школьное сочинение по литературе: методическое пособие для учителя /А.Н. Семенов/. – Москва: Мнемозина, 2016. - 200 с.  

7.            Метапредметный подход на уроках литературы как средство познания и воспитания: учебно-методическое пособие для учителей русского языка и литературы /А.Н. Семенов/. – Ханты-Мансийск: РИО АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования», 2013.- 89 с.

8.            Краткий словарь литературоведческих терминов. Книга для учащихся /Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев/. – Москва: Просвещение, 1985. - 208 с.


 

АНАЛИЗ РОМАНА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ

АНАЛИЗ РОМАНА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Стадии ТРКМ Цель Основные методические приемы

Стадии ТРКМ Цель Основные методические приемы

Для этого существуют различные приемы

Для этого существуют различные приемы

Прием «Заполнение таблицы «Верные –

Прием «Заполнение таблицы «Верные –

На стадии осмысления ТРКМ уместно использовать прием «Таблицу «Знаю –

На стадии осмысления ТРКМ уместно использовать прием «Таблицу «Знаю –

V » - уже знал; «+» - новое; «-» - думаю иначе (не согласен); «?» - не понял, есть вопросы

V » - уже знал; «+» - новое; «-» - думаю иначе (не согласен); «?» - не понял, есть вопросы

Можно использовать и прием «Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») – графическая техника представления информации, предложенная японским ученым

Можно использовать и прием «Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») – графическая техника представления информации, предложенная японским ученым

Текст разбивается на смысловые отрывки (эпизоды) для взаимообучения

Текст разбивается на смысловые отрывки (эпизоды) для взаимообучения

Раскольников гордый, образованный голодает, бедствует, страдает сын, студент, товарищ, преступник готовится, убивает, мучается расчетливый, несчастный убийца

Раскольников гордый, образованный голодает, бедствует, страдает сын, студент, товарищ, преступник готовится, убивает, мучается расчетливый, несчастный убийца

Заключение Представленные фрагменты уроков из опыта работы с применением

Заключение Представленные фрагменты уроков из опыта работы с применением
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2023