АНАЛИЗ РОМАНА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ
РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Пуртова Людмила Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №2
г.Ханты-Мансийск
1. Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (далее – ФГОС) устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, включающие в себя предметные, метапредметные и личностные результаты, которые сформулированы в виде способов деятельности.
«Показателем, результатом освоения метапредметных требований является готовность учащихся использовать их в учебной, познавательной и социальной практике, способность самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, умение выстраивать индивидуальную образовательную траекторию» [7].
Проектирование уроков на основе деятельностного подхода, направленных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов у обучающихся в процессе преподавания литературы, возможно только с применением современных образовательных технологий, одной из которых является технология развития критического мышления (далее – ТРКМ), предъявляющая требования не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса.
Критическое мышление – интерактивное, творческое, рефлексивное мышление [4].
Технологию развития критического мышления разработали в конце ХХ века в США американские педагоги: К. Мередит, Ч. Темпл, Д. Стил, С. Уолтер.
В российском образовании данная технология активно внедряется с 2006 года. Основоположниками являются педагоги: Л.Выготский, Д.Эльконин, В.Шаталов, Ш.Амонашвили, А.Ахматюшкин, М.Муханов; последователи: Е.С.Заир-Бек, О.Варшавер, И.Муштавинская, Е.Трифонова.
Основу ТРКМ составляет трехразовый процесс (базовая модель):
вызов – реализация смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление), задающая определенную логику построения урока, последовательность, способы сочетания конкретных технологических приемов.
Это позволяет говорить об универсальном, надпредметном характере данной технологии, основные положения которой представлены в таблице.
Стадии ТРКМ |
Цель |
Основные методические приемы |
Вызов (пробуждение) |
*Настрой на достижение цели. *Мотивация к учебной деятельности. *Актуализация имеющихся знаний. *Анализ своего мнения по различным вопросам. *Получение новой информации. *Пробуждение интереса. |
*Инвентаризация. *Ассоциации. *Верите ли вы? *Ключевые слова. *Тонкие и толстые вопросы. *Кластеры (фишбоуны). *Таблица (вопросительные слова). *Синквейны, диаманты. *Ромашка Блума. *Бортовой журнал. *Таблица «Верное – Неверное утверждение». |
Реализация смысла (осмысление содержания) |
*Активное конструирование новой информации. *Установление связи между ранее усвоенным и новым материалом. *Корректировка поставленных целей. *Непосредственная работа с текстом (парная, групповая). |
*Инсерт (чтение с маркировкой). *Таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал». *Зигзаг. *Эффективная лекция. *Поиск в тексте ответов на вопросы. *«Да» - «Нет». |
Рефлексия (размышление) |
*Анализ пройденного процесса усвоения нового содержания. *Размышления, рождение новых знаний. *Постановка новых учебных целей. *Оценка себя и своих товарищей, проделанной работы. *Интерпретация, творческая переработка информации. |
*Интерпретация изученной информации. *Ответы на вопросы. *Создание кластеров. * Синквейны, диаманты. *Проверка и обсуждение записей в таблице. *Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. *Эссе. |
2. Основная часть
В качестве примера использования приемов и методов технологии развития критического мышления в своей деятельности предлагаю фрагменты уроков по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Целеполагание – важная часть конструирования урока в современных условиях, это процесс выявления целей и задач, которые должны сформулировать обучающиеся, а учитель направляет, координирует этот процесс. Для этого существуют различные приемы.
Анаграмма – литературный прием, состоящий в перестановке букв или звуков определяемого слова, что в результате дает другое слово.
О |
С |
Д |
Т |
Е |
И |
О |
С |
В |
К |
Й |
Продолжите фразу, чтобы определить тему урока: Как происходило формирование Ф.М. Достоевского…?
Тема-вопрос: сформулируйте план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос в теме урока?
Шарада – игра-загадка, в которой загаданное слово разделяется на части, имеющие самостоятельное значение, и каждая часть, а также целое слово образно описываются.
Разбейте предложение на слова и запишите его со знаками препинания, меняя, где необходимо, строчные буквы на прописные буквы:
КАКПРОИСХОДИЛОФОРМИРОВАНИЕФЕДОРАМИХАЙЛОВИЧАДОСТОЕВСКОГОКАКПИСАТЕЛЯМЫСЛИТЕЛЯ?
К каждой теме урока предпослан эпиграф – это еще один способ формирования умения формулировать цели урока.
Эпиграф (от греческого еpigraphe – надпись, заглавие, оценка):
1) первоначально, в античном мире, надписи на предметах, к ним непосредственно относящиеся;
2) в новое время – пословицы, цитаты, предпосланные художественному произведению, помещаемые непосредственно перед текстом и призванные раскрыть художественный замысел автора [8].
«Обладающий собственной семантикой и образной структурой, эпиграф словно бы определяет содержание, указывает на проблемы, которые являются главными, определяющими, подчеркивает особенности содержания или авторского отношения к проблеме» [6].
Прием «Инвентаризация»: составление списка известной информации. Какие произведения писателя вы знаете, что можете рассказать о самом авторе. (Например, роман в письмах «Бедные люди» или повесть «Белые ночи»).
Если обучающиеся испытывают затруднения и не могут ничего сказать по теме урока, предложите им прием «Ассоциация»: впишите в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые возникают у вас со словом «Острог», предварительно посмотрев лексическое значение этого слова в различных толковых словарях, и выяснив, какое отношение это слово имеет к писателю (высказать предположения). Работа со словарями должна быть практически на каждом уроке.
После знакомства с биографией писателя снова вернуться к этой таблице.
Выглядит, как… |
Звучит, как… |
тюрьма |
стон |
каторга |
крик |
темница |
плач |
Прием «Заполнение таблицы «Верные – Неверные утверждения»: организация работы, если отсутствует информация по теме урока.
Обучающиеся записывают в таблицу примеры утверждений, а затем устанавливают, на свой взгляд, верные ли эти утверждения (или в целях экономии времени учитель заранее готовит таблицы и раздает обучающимся).
Если они соглашаются, то ставят в графе (+), если нет, то (-).
После знакомства с основной информацией они возвращаются к таблице и оценивают достоверность, используя полученную на уроке информацию и заполняя графу таблицы «После чтения текста».
Таблица «Верные – Неверные утверждения»
№ п/п |
Утверждения |
До |
После |
чтения текста |
|||
1. |
Достоевский имел дворянское происхождение, но он об этом не знал. |
- |
+ Этот факт обнаружился, когда его жена после его смерти начала составлять генеалогическое древо. |
2. |
Достоевский находился в пересыльной тюрьме города Тобольска. |
|
|
3. |
За участие в кружке петрашевцев писатель был приговорен к смертной казни. |
|
|
4. |
Роман «Преступление и наказание» был написан в Омском остроге. |
|
|
5. |
Сам Достоевский своим любимым произведением считал роман «Братья Карамазовы». |
+ |
- Любимый роман «Идиот». |
6. |
Знаменитый роман «Игрок» был написан ровно за три недели. |
|
|
7. |
Потомки Федора Михайловича проживают в Петербурге и в наши дни. |
|
|
После получения информации обучающиеся могут сделать пояснения в графе «После чтения текста», если их выбор утверждений оказался неверным.
На стадии осмысления ТРКМ уместно использовать прием «Таблицу «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ).
ЗНАЮ |
ХОЧУ ЗНАТЬ |
УЗНАЛ |
|
|
|
На стадии рефлексии ТРКМ используется известный прием «Синквейн», составление которого означает подведение своеобразного итога.
Синквейн – это короткая форма стихотворения, состоящая из 5 нерифмованных строк.
1 строка – одно существительное (тема синквейна).
2 строка – 2 прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3 строка – 3 глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.
4 строка – фраза, предложение, выражающее отношение к теме.
5 строка – слово-вывод, позволяющее выразить личное отношение к теме синквейна.
Достоевский
талантливый, популярный
сочувствовал, страдал, создавал
Великий исследователь «человека в человеке»
писатель-мыслитель
На стадии вызова ТРКМ можно использовать прием «Ключевые слова»: произносятся ключевые слова и определяются тема и цели урока.
Ключевые слова: «счастье», «страдание», «преступление», «наказание».
Уместно будет также использовать прием «Тонкие» и «Толстые» вопросы»: это способ организации взаимоопроса обучающихся по теме. «Тонкий» вопрос предполагает однозначный ответ («да» или «нет»). «Толстый» (проблемный) вопрос требует осмысления задания, рассуждений, поиска дополнительных знаний.
«Тонкие вопросы» |
«Толстые вопросы» |
*Верно ли, что Раскольников был студентом? |
*В чем различие понятий «преступление» и «наказание»? |
*Согласны ли вы, что Раскольников убил из-за голода? |
*Предположите, что будет, если Раскольниковы появятся в нашем обществе? |
*Где происходит действие в романе? |
*Объясните, почему Раскольников совершил преступление? |
*Кто главный герой? |
*Как объясните слова о Раскольникове: «Он был задавлен бедностью»? |
На стадии осмысления ТРКМ используется прием «Инсерт»: маркировка текста значками по мере его чтения. При чтении текста (1 главы романа) применяется следующая маркировка:
«V» - уже знал; «+» - новое; «-» - думаю иначе (не согласен); «?» - не понял, есть вопросы.
На стадии осмысления ТРКМ используется известный прием «Поиск ответов на вопросы».
Что общего в описании Петербурга у всех этих авторов?
(Предварительное домашнее задание для обучающихся по вариантам: подготовить сообщения). Пейзаж. Сцены уличной жизни. Интерьер.
Сохранились дома в городе и по сей день: дом Раскольникова по улице Гражданской, 19; дом старухи-процентщицы (канал Грибоедова, 104); дом Сони Мармеладовой (канал Грибоедова, 73) (виртуальная экскурсия по Санкт-Петербургу).
На стадии осмысления ТРКМ используется прием «RAFT» - социоигровой прием, способствующий развитию творческих умений.
R – (роль) – от имени кого будет представлено сообщение?
A – (аудитория) – для кого?
F – (форма) – в какой форме будет преподнесен (письмо, дневник, рассказ)?
T – (тема) – о чем?
Цель данного приема: подготовка в группах исповеди Мармеладова от его лица, «примерка» этой роли на себя для представления результатов другим.
Работа в парах: на стадии осмысления ТРКМ прием «Бортовой журнал» восстановите хронику преступления Раскольникова, заполните вторую колонку таблицы после чтения романа, исходя из полученной информации.
Было задумано Раскольниковым |
Произошло на самом деле |
Назначил время преступления на 7 часов вечера, потому что Лизаветы не должно быть дома |
Чуть не пропустил назначенное время |
Решил поменять шляпу на картуз |
Забыл, пошел в шляпе |
Взять топор на кухне |
На кухне взять топор не удалось, случайно взял в каморке у дворника |
Быть осторожным и предусмотрительным |
Забывает проверить, закрыта ли на крючок входная дверь в квартире старухи |
Собирался убить «зловредную вошь…», освободить от нее Лизавету |
Убивает Лизавету и еще не родившегося ее ребенка |
На вырученные деньги изменить свою жизнь и облегчить жизнь близким людям |
Не воспользовался украденным, спрятал сверток под камень |
На стадиях вызова и рефлексии ТРКМ используется прием «Кластеры» – графические, визуальные методы, помогающие систематизировать материал, структурировать его до, во время и после изучения новой информации; этот прием наглядно демонстрирует, как изменяется знание об изучаемом предмете.
Можно использовать и прием «Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») – графическая техника представления информации, предложенная японским ученым Каору Исикава. Помните о наличии 4 блоков:
голова – вопрос (проблема) темы;
верхние кости – основные понятия темы;
нижние кости – суть понятия;
хвост – ответ на вопрос (вывод).
ПРИЧИНА
_____________________________________________
ФАКТЫ
Записи должны быть краткими и точными, содержать ключевые слова, фразы, отражающие суть.
На стадии осмысления ТРКМ используется прием «Зигзаг» - групповая работа с текстом: изучение и систематизация большого по объему материала.
Текст разбивается на смысловые отрывки (эпизоды) для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством человек в группе. Каждый обучающийся работает со своим текстом, по окончании работы обучающиеся переходят в другие группы – группы экспертов. Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. Эксперты составляют общую презентационную схему рассказа по теме. Затем обучающиеся пересаживаются в первоначальные группы, где оказываются специалисты по всем смысловым отрывкам. Каждый из них знакомит со своим текстом других членов группы.
На стадии осмысления ТРКМ используется прием «Поиск в тексте ответов на вопросы».
На стадии рефлексии ТРКМ используется прием «Диаманта» - это стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя – понятия с противоположным значением.
Этот вид стихотворения строится по следующей схеме:
1 строка – существительное (тема диаманта);
2 строка – 2 прилагательных, раскрывающих интересные, характерные признаки явлений, предметов, заявленных в теме диаманта;
3 строка – 3 глагола, раскрывающие действия, свойственные данному явлению;
4 строка – ассоциации, связанные с темой диаманта (4 существительных);
5 строка – 3 глагола, раскрывающие действия;
6 строка – 2 прилагательных;
7 строка – существительное (антоним к теме).
Раскольников
гордый, образованный
голодает, бедствует, страдает
сын, студент, товарищ, преступник
готовится, убивает, мучается
расчетливый, несчастный
убийца
Можно предложить обучающимся на стадии рефлексии ТРКМ написать эссе (с франц. «попытка, проба»; от латинского «взвешивание») – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета.1
Эссе может включать жанровые формы – письмо, слово, исповедь. Предложите тему «Исповедь Раскольникова».
Напомните ребятам: эссе отличается от других жанров, поэтому эссе – каждый раз диалог автора, и прежде всего – с самим собой.
Результаты использования приемов и методов ТРКМ
на уроках литературы (и (или) на других учебных предметах)
(при условии систематической работы по ТРКМ)
1. Четкая организация учебного процесса, повышение качества образования.
2. Решение в комплексе образовательных и воспитательных задач (повышение интереса к процессу обучения, активное восприятие материала).
3. Обучение школьников умению самостоятельно добывать, обрабатывать информацию, интерпретировать ее, ориентироваться в различных источниках информации, формирование самостоятельного мышления.
4. Развитие коммуникативных навыков: умение вести диалог, способность работы в паре, группе.
5. Эффективность приема взаимообучения (при работе с информативным текстом).
6. Передача информации друг другу развивает различные типы восприятия.
7. Развитие способности обучающихся к саморегуляции учебной деятельности, к самообразованию.
8. Рефлексивный анализ проблем, осваиваемый обучающимися, является необходимым условием выработки у них приемов самостоятельной постановки задач, гипотез, планов решений, критериев оценки полученных результатов.
3. Заключение
Представленные фрагменты уроков из опыта работы с применением ТРКМ подготовлены в соответствии с требованиями ФГОС, представляют собой результат практического применения образовательной технологии развития критического мышления, которая способствует формированию предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, что создает условия для развития индивидуальных творческих способностей обучающихся.
Данный опыт перспективен, т.к. приемы и методы ТРКМ использования в учебном процессе эффективны и применимы в любой предметной области.
Знания и навыки УУД, полученные на уроках литературы, обучающиеся могут применить на других учебных предметах, в практической и исследовательской деятельности, при подготовке к итоговому сочинению как допуску к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ), к ЕГЭ по русскому языку (сочинение-рассуждение) и к ЕГЭ по литературе.
Список использованной литературы
1. Тюменский край и писатели XIX века. Очерки по литературному краеведению /Л.Г. Беспалова/. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1970. - 104 с.
2. Преступление и наказание /Ф.М. Достоевский/. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1970. – 437 с.
3. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы /Т.Я. Еремина/. – Москва: Просвещение, 2013. - 160 с.
4. Технология развития критического мышления на уроках и в системе подготовки учителя: учебное методическое пособие /И.В. Муштавинская/. – Санкт-Петербург: КАРО, 2017. - 144 с.
5. Современные образовательные технологии: учебное пособие/ Г.К. Селевко/. – Москва: Народное образование, 1998.
6. Как разбудить воображение? Школьное сочинение по литературе: методическое пособие для учителя /А.Н. Семенов/. – Москва: Мнемозина, 2016. - 200 с.
7. Метапредметный подход на уроках литературы как средство познания и воспитания: учебно-методическое пособие для учителей русского языка и литературы /А.Н. Семенов/. – Ханты-Мансийск: РИО АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования», 2013.- 89 с.
8. Краткий словарь литературоведческих терминов. Книга для учащихся /Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев/. – Москва: Просвещение, 1985. - 208 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.