Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»
Оценка 5

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл—7 кл
19.12.2020
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус» 6 класс.docx

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус» 6 класс

Цель урока: учить анализу художественного произведения от предмета изображения через языковой материал к пониманию авторского замысла.

                                                        Ход урока

Предлагаем учащимся прочитать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» и ответить на вопрос: «Что изображено в стихотворении?» (Одинокой парусник (парус) в море. – Обращаем внимание на фонетический архаизм.)

Слайд 2. Парус – это парусник, парусное судно. В стихотворении парусник назван по его части (парус). Это пример синекдохи.

Синекдоха – перенос названия с части на целое (белеет парус одинокой).

Синекдоха – это разновидность такого средства выразительности, как  метонимия. 

Метонимия –  это перенос  названия  по смежности (Сегодня мы читаем Лермонтова - перенос фамилии автора на его произведения).

Запись в тетрадь определений синекдохи и метонимии с примерами. (Учитель может этот вид задания изменить. Если у учащихся имеются словарики литературоведческих терминов, то в тетрадь можно записать только название средства выразительности с примером.)

Вот такую картину мы представляем. Как называется род живописи, изображающий природу. (Пейзаж.)

Что же это? Пейзажная зарисовка? Давайте разберёмся?

Слайд 3. Учащиеся отвечают на вопрос «Как в стихотворении изображён пейзаж?»

Парус одинокой, туман голубой, струя светлей лазури (лазурь – светло-синий цвет, синева), луч солнца золотой, волны играют, ветер свищет. 

Какими средствами выразительности являются выделенные слова?

Эпитеты

Олицетворения

Сравнение

парус одинокой,

туман голубой,

луч золотой

играют волны,

ветер свищет

струя светлей лазури

 

(Если данные средства выразительности не рассматривались на предыдущих уроках, то учащиеся записывают в тетрадь их определения с примерами.)

Обращаем  внимание, что эпитеты постоянные, стандартные. Данный пейзаж  не тщательно прорисованная картина, а схематичный набросок.

Задаём учащимся вопросы:

1. Почему же так скуп автор в использовании эпитетов, почему так художественно не изобретателен в подборе определений? В чём тут дело?

2. Почему именно так изображён пейзаж в стихотворении?

Автор несколькими штрихами обозначает пейзаж, потому что он не является главным в стихотворении. Это не пейзажная зарисовка.

3. Что же тогда главное в стихотворении?

Слайд 4. Человек. Те вопросы, которые он задаёт.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

Благодаря использованию личного местоимения, «он» фраза воспринимается двусмысленно: он – парус и человек.

А какой даёт ответ?

Увы, - он счастия не ищёт

И не от счастия бежит!

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Как вы понимаете этот ответ?

Человек покинул родной край и оказался в далёкой стране не в поисках счастья. Тогда зачем? Как такое может быть? Судьба распоряжается человеком, ведёт его по жизни, как управляет парусным судном ветер, несёт его по воле волн.

Обращает на себя внимание присутствие многоточий в стихотворении. Какова их функция? (Передают взволнованность, задумчивость лирического героя.).

Но если парус ждёт попутного ветра, то человек не хочет спокойствия, он хочет бури. «Он, мятежный» - это, конечно, человек. (Мятежный – тревожный, неспокойный, бурный.)

Слайд 5. О чем же стихотворение Лермонтова «Парус»?  Напишите ответ на вопрос.

После проверки выполнения задания учитель говорит, что во всех ответах прозвучала одна и та же мысль: стихотворение «Парус» о человеке, который переживает своё одиночество. Одиночество от своего «мятежного» характера, всё равно просящего бури. Если обратиться к истории создания стихотворения, то мы увидим, что чувства лирического героя близки переживаниям автора. Стихотворение «Парус» было написано М. Лермонтовым в 1832 г. Вынужденный оставить Москву и университет, Лермонтов уезжает в Петербург и однажды, бродя по берегу Финского залива, он пишет «Парус».

Читатели полюбили это стихотворение. Благодаря незамысловатой лексике, оно близко и понятно каждому человеку. Но за простыми словами скрыт глубочайший смысл. Только настоящий мастер слова может просто говорить о сложном.  Звучание стихотворение необычайно музыкально. 

Слайд 6. В 1848 г. (уже после смерти Лермонтова) композитор Александр Егорович Варламов пишет на стихотворение Лермонтова  романс, который до сегодняшнего времени входит в репертуар различных исполнителей. (Звучит романс «Белеет парус одинокий».)

Слайд 7.  Подумаем, что же рождает музыку стиха?

Изменим расположение слов в первой фразе, сделаем порядок слов прямым. Что же произошло? Исчезла вся поэзия. Оказывается и строй речи способен сделать её выразительной. Необычный порядок слов в предложении называется инверсией.

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

В следующих строках тоже присутствует инверсия. Но здесь есть и другое выразительное средство – синтаксический параллелизм. Одинаковое построение соседних синтаксических конструкций придают речи определённый ритм, что сразу привлекает внимание читающего.  (Определения синтаксических средств выразительности с примерами учащиеся записывают в тетрадь.)

Синтаксический строй речи может сделать её звучание более выразительным. Благодаря этому читатель саму фразу начинает воспринимать образно. Вот мы читаем «Белеет парус одинокой в тумане моря голубом!..» и представляем волны, на которых качается парусник.  Звучание фразы плавно и свободно,  как течение морских вод. А ритмическое сходство следующих строк напоминает восходящие параллельные линии, что подчёркивает важность вопросов, в ответах на которые  и кроется смысл стихотворения.

Итог урока

Учитель обращает внимание, что учащиеся целый урок работали с небольшим стихотворением, которое можно прочитать за одну минуту. Прочитать можно, но понять? Навряд ли... А тогда зачем читать? Задаём ребятам вопрос: «Так как же надо читать, что понимать?»

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся охарактеризовать синтаксис второго и третьего четверостиший

стихотворения, подумать, как синтаксический строй речи влияет на звучание стихотворение, на восприятие стихотворения читателями.


 

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус» 6 класс

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус» 6 класс

Задаём учащимся вопросы: 1.

Задаём учащимся вопросы: 1.

Читатели полюбили это стихотворение

Читатели полюбили это стихотворение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2020