Анализ басни И.А. Крылова "Волк на псарне"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: Образовательно-развивающие: • Усвоение новых понятий: аллегория; • Применение опорных понятий: басня, мораль, образы животных, сказка, олицетворение, метафора, фразеологизм, эпитет; • Овладение общеучебными умениями оперировать понятиями (определять, выделять родовой и видовые признаки в содержании понятий, формулировать проблемные вопросы (вопрос-понятие, вопрос-суждение), ответы в виде суждения или умозаключения), выявлять в изучаемом произведении противоречия и пути их разрешения, сравнивать изучаемые понятия, выявлять общее, особенное и единичное у изученных понятий; • Развитие специальных умений: находить в содержании произведения элементы басни и особенности её структурных элементов, определять идею автора, выявлять скрытые человеческие пороки. Воспитательная: • Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: содержание-форма, общее-особенное-единичное, причина-следствие, возможность-действительность
Иконка файла материала Анализ басни И.А. Крылова Волк на псарне.doc
Анализ басни И.А. Крылова "Волк на псарне" Цели: Образовательно­развивающие: Усвоение новых понятий: аллегория;   Применение опорных понятий: басня, мораль, образы животных, сказка, олицетворение, метафора,  фразеологизм, эпитет;  Овладение общеучебными умениями оперировать понятиями (определять, выделять родовой и видовые  признаки в содержании понятий, формулировать проблемные вопросы (вопрос­понятие, вопрос­ суждение), ответы в виде суждения или умозаключения), выявлять в изучаемом произведении  противоречия и пути их разрешения, сравнивать изучаемые понятия, выявлять общее, особенное и  единичное у изученных понятий; Развитие специальных умений: находить в содержании произведения элементы басни и особенности её  структурных элементов, определять идею автора, выявлять скрытые человеческие пороки.  Воспитательная:  Формирование диалектико­материалистического мировоззрения на основе философских категорий:  содержание­форма, общее­особенное­единичное, причина­следствие, возможность­действительность. Тип урока: Лабораторно­практическое занятие. Оборудование: проектор, комплект карточек 1–6, раздаточный материал. План­конспект Деятельность учащихся Этапы урока I. Деятельность учителя Организационный момент. – Выбор арбитра и архивариуса. – Объявление темы урока, заявка  на оценку  Баллы, время 2 мин II. Анализ темы урока.1–2 мин   2.1. Беседа по теме урока (слайд 3) – Крылов говорил: « Люблю, где  случай есть, пороки пощипать…» Эти слова и будут эпиграфом к  нашему уроку. – Дома вы познакомились с  произведением И.А.Крылова  «Волк на псарне». Домашним  заданием было определить жанр  произведения, доказать жанровую принадлежность этого  произведения, а также составить  4 вопроса­суждения (вы можете  воспользоваться ими во время  урока). – Какие произведения  И.А.Крылова вы прочитали ранее?  (слайд 4) – К какому жанру относятся эти  произведения?     – «Свинья под дубом», «Стрекоза и  Муравей», «Ворона и Лисица», «Волк и  Ягненок» и т.д. – Басня. III. Работа по теме урока. 5 мин   3.1. – Сформулируйте вопрос­ понятие, характеризующий  жанровую принадлежность этих произведений (слайд 5) 2 балла 3.2. – Сформулируйте вопрос­ суждение, связанный с темой  нашего урока. Попробуйте  ответить на вопрос­суждение в  форме умозаключения (слайд 6) 1­3 балла – Что такое басня? – Басня­это лиро­эпический жанр, в котором  преобладает лирическое начало (мораль),  вытекающее из эпического сюжета,  осмеивающего какие­либо человеческие  пороки, изображаемые, как правило, в  аллегорической форме с помощью героев­ животных. – Как доказать, что это произведение  Крылова является басней? Ответ: – Поскольку произведение лиро­эпического  жанра, в котором преобладает лирическое  начало (мораль), вытекающее из эпического  сюжета, осмеивающего какие­либо  человеческие пороки, изображаемые, как  правило, в аллегорической форме с помощью  героев­животных, является басней, А в произведении Крылова «Волк на псарне»  преобладает лирическое начало (мораль),  вытекающее из эпического сюжета,IV. 4.1. Индивидуальный труд. – Выполните задание №1:  выпишите 4 пары  противоположных понятий и  попытайтесь выявить  противоречия к этим  противоположностям.   осмеивающего какие­либо человеческие  пороки, изображаемые, как правило, в  аллегорической форме с помощью героев­ животных, Следовательно, произведение Крылова «Волк  на псарне» является басней. 5 мин 8 б. Пары противоположностей Противоречия Ловчий­Волк Друг­Враг Мир­Война Добро­Зло Чем лицемернее был  Волк, тем меньше верил ему Ловчий. Известно, что Волк  вероломен и хитер, а  хотел прикинуться  другом. Волк предложил  перемирие Ловчему,  хотя на самом деле  этого не хотел. Добро победило,  несмотря на хитрость и  вероломство злого  Волка. 4 мин 8 б. 4.2. – Выполните задание №2:  подведите понятия басни под 4  философские категории:  «общее­особенное­единичное »,  «причина­следствие»,  «возможность­ действительность»,  «содержание­форма». Можно  приводить цитаты из текста  басни. Общее­особенное­единичное (басня­басня И.А.Крылова– басня  И.А.Крылова «Волк на псарне»), причина­следствие («волчью вашу я давно  натуру знаю»­« иначе не делать мировой, как  снявши шкуру с них долой"), возможность­действительность («Волк, думая  залезть в овчарню»– «попал на псарню»), содержание­форма (идея автора показать  достойный отпор хитрости и вероломству в  форме басни). V. – Простая кооперация. Обсудите в группах результаты  индивидуального труда и  подготовьте выступление (слайд 3 мин 1 группа – пары противоположных понятий. 2 группа – выявить противоречия к  противоположностям. 3 группа – философская категория «общее­особенное­единичное» 4 группа – философская категория «причина­ следствие». 5 группа – философская категория  «возможность­действительность». 6 группа – философская категория  «содержание­форма». 7 мин   3–5 баллов 1 группе – Как доказать, что понятия «друг­ враг» являются противоположностями? 2 группе – Каким образом данное  противоречие разрешается в басне? 3 группе – Каким образом понятие «басня»  отличается от понятия «басня Крылова»? 4 группе – Почему Ловчий предложил именно  такое решение? 5 группе – В каком случае возможность  попасть в овчарню могла быть реализована  Волком в действительности? 6 группе – Как доказать, что идея автора  стала основой содержания в басне Крылова  «Волк на псарне»?     – Художественный прием, изобразительно­ выразительные средства языка, троп.       3 мин Версия – 1 балл Правильна я версия – 3 балла 7) VI. – Сложная кооперация  (выступления от групп). – Какие есть возражения,  дополнения? – Сформулируйте для  выступающих групп вопросы­ суждения. Самооценка. VII. Выведение понятия  «аллегория». 7.1. – Давайте попытаемся вывести  содержание этого понятия. – Что будет являться родовым  признаком? На доске прикреплена карточка:  «Аллегория». После ответов  учащихся учитель прикрепляет  «троп». Далее открывает видовые признаки «заключается в  иносказании; выражении  отвлеченного понятия  посредством образа; связь между  понятием (идеей) и образом  устанавливается по сходству».– Итак, что понимается под  аллегорией? (слайд 8)   7.2. – Прочитайте в справочном  материале историю создания  басни «Волк на псарне» и  сформулируйте вопрос­ суждение (слайд 9) 5 мин 1 балл   3 балла – Аллегория – это троп, который заключается  в иносказании; выражении отвлеченного  понятия посредством образа; связь между  понятием (идеей) и образом устанавливается  по сходству. – Как доказать, что в басне «Волк на псарне»  Волк – это Наполеон, а Ловчий – это Кутузов. Басня «Волк на псарне», написанная в 1812  году, является откликом на Отечественную  войну против французского нашествия. Волк –  это Наполеон, потерпевший поражение на  Бородинском поле; заняв Москву, он понял,  что оказался в ловушке, и послал Кутузову  предложение о мире, заверяя русского  полководца, что желает мира. Кутузов отверг  предложение завоевателя и в победоносных  сражениях освободил Россию от  врагов. Ловчий в басне – это Кутузов. – Как доказать, что басня «Волк на псарне»  построена на основе аллегории? – Поскольку произведения, заключающие в  себе иносказание; выражение отвлеченного  понятия посредством образов, считаются  построенными на основе аллегории, А басня Крылова «Волк на псарне» заключает в себе иносказание (Кутузов и Наполеон  изображены посредством образов), Следовательно, басня Крылова «Волк на  псарне» построена на основе аллегории. VIII. – Сформулируйте главную  мысль – противоречие басни. 6 мин   Версия – 1–2 балла (слайд 10) Правильн ая версия – 3 балла Правильная версия: – Волк показал себя хитрым и вероломным  противником, однако Ловчий, будучи мудрым  и опытным охотником, одержал победу в этом  противоборстве.– Почему к теме нашего урока  подходит именно это изречение  Крылова: « Люблю, где случай  есть, пороки пощипать…» (слайд 11) 1 балл – Цель басни — назвать порок, воспитать на  отрицательном примере, противопоставив ему положительное начало. Многие басни  Крылова написаны по какому­нибудь  конкретному поводу, и современникам  баснописца было понятно, «в чей огород  брошен камень». Вместе с тем басенные  персонажи имеют широкий обобщающий  смысл, который понятен и в наши дни. 1 мин Запись в тетрадь или дневник. IX. Домашнее задание (слайд 12): 1. Сравните понятие «басня» с  понятием «сказка», используя  карточку №3 (сравнение). 2.Составьте сборник словесных  образов к понятиям Ловчий и  Волк (по 4 образа на каждое  понятие). X. Оценивание в соответствии с  заявкой на оценку. 1 мин Заполняют листы, считают баллы,  самооценивание.

Посмотрите также