Цели:
Образовательно-развивающие:
• Усвоение новых понятий: аллегория;
• Применение опорных понятий: басня, мораль, образы животных, сказка, олицетворение, метафора, фразеологизм, эпитет;
• Овладение общеучебными умениями оперировать понятиями (определять, выделять родовой и видовые признаки в содержании понятий, формулировать проблемные вопросы (вопрос-понятие, вопрос-суждение), ответы в виде суждения или умозаключения), выявлять в изучаемом произведении противоречия и пути их разрешения, сравнивать изучаемые понятия, выявлять общее, особенное и единичное у изученных понятий;
• Развитие специальных умений: находить в содержании произведения элементы басни и особенности её структурных элементов, определять идею автора, выявлять скрытые человеческие пороки.
Воспитательная:
• Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: содержание-форма, общее-особенное-единичное, причина-следствие, возможность-действительность
Анализ басни И.А. Крылова "Волк на псарне"
Цели:
Образовательноразвивающие:
Усвоение новых понятий: аллегория;
Применение опорных понятий: басня, мораль, образы животных, сказка, олицетворение, метафора,
фразеологизм, эпитет;
Овладение общеучебными умениями оперировать понятиями (определять, выделять родовой и видовые
признаки в содержании понятий, формулировать проблемные вопросы (вопроспонятие, вопрос
суждение), ответы в виде суждения или умозаключения), выявлять в изучаемом произведении
противоречия и пути их разрешения, сравнивать изучаемые понятия, выявлять общее, особенное и
единичное у изученных понятий;
Развитие специальных умений: находить в содержании произведения элементы басни и особенности её
структурных элементов, определять идею автора, выявлять скрытые человеческие пороки.
Воспитательная:
Формирование диалектикоматериалистического мировоззрения на основе философских категорий:
содержаниеформа, общееособенноеединичное, причинаследствие, возможностьдействительность.
Тип урока: Лабораторнопрактическое занятие.
Оборудование: проектор, комплект карточек 1–6, раздаточный материал.
Планконспект
Деятельность учащихся
Этапы
урока
I.
Деятельность учителя
Организационный момент.
– Выбор арбитра и архивариуса.
– Объявление темы урока, заявка
на оценку
Баллы,
время
2 мин
II.
Анализ темы урока.1–2 мин
2.1. Беседа по теме урока (слайд 3)
– Крылов говорил: « Люблю, где
случай есть, пороки пощипать…»
Эти слова и будут эпиграфом к
нашему уроку.
– Дома вы познакомились с
произведением И.А.Крылова
«Волк на псарне». Домашним
заданием было определить жанр
произведения, доказать жанровую
принадлежность этого
произведения, а также составить
4 вопросасуждения (вы можете
воспользоваться ими во время
урока).
– Какие произведения
И.А.Крылова вы прочитали ранее?
(слайд 4)
– К какому жанру относятся эти
произведения?
– «Свинья под дубом», «Стрекоза и
Муравей», «Ворона и Лисица», «Волк и
Ягненок» и т.д.
– Басня.
III.
Работа по теме урока.
5 мин
3.1.
– Сформулируйте вопрос
понятие, характеризующий
жанровую принадлежность этих
произведений (слайд 5)
2 балла
3.2.
– Сформулируйте вопрос
суждение, связанный с темой
нашего урока. Попробуйте
ответить на вопроссуждение в
форме умозаключения (слайд 6)
13 балла
– Что такое басня?
– Басняэто лироэпический жанр, в котором
преобладает лирическое начало (мораль),
вытекающее из эпического сюжета,
осмеивающего какиелибо человеческие
пороки, изображаемые, как правило, в
аллегорической форме с помощью героев
животных.
– Как доказать, что это произведение
Крылова является басней?
Ответ:
– Поскольку произведение лироэпического
жанра, в котором преобладает лирическое
начало (мораль), вытекающее из эпического
сюжета, осмеивающего какиелибо
человеческие пороки, изображаемые, как
правило, в аллегорической форме с помощью
героевживотных, является басней,
А в произведении Крылова «Волк на псарне»
преобладает лирическое начало (мораль),
вытекающее из эпического сюжета,IV.
4.1.
Индивидуальный труд.
– Выполните задание №1:
выпишите 4 пары
противоположных понятий и
попытайтесь выявить
противоречия к этим
противоположностям.
осмеивающего какиелибо человеческие
пороки, изображаемые, как правило, в
аллегорической форме с помощью героев
животных,
Следовательно, произведение Крылова «Волк
на псарне» является басней.
5 мин
8 б.
Пары
противоположностей
Противоречия
ЛовчийВолк
ДругВраг
МирВойна
ДоброЗло
Чем лицемернее был
Волк, тем меньше верил
ему Ловчий.
Известно, что Волк
вероломен и хитер, а
хотел прикинуться
другом.
Волк предложил
перемирие Ловчему,
хотя на самом деле
этого не хотел.
Добро победило,
несмотря на хитрость и
вероломство злого
Волка.
4 мин
8 б.
4.2.
– Выполните задание №2:
подведите понятия басни под 4
философские категории:
«общееособенноеединичное »,
«причинаследствие»,
«возможность
действительность»,
«содержаниеформа». Можно
приводить цитаты из текста
басни.
Общееособенноеединичное
(баснябасня И.А.Крылова– басня
И.А.Крылова «Волк на псарне»),
причинаследствие («волчью вашу я давно
натуру знаю»« иначе не делать мировой, как
снявши шкуру с них долой"),
возможностьдействительность («Волк, думая
залезть в овчарню»– «попал на псарню»),
содержаниеформа (идея автора показать
достойный отпор хитрости и вероломству в
форме басни).
V.
– Простая кооперация. Обсудите
в группах результаты
индивидуального труда и
подготовьте выступление (слайд
3 мин
1 группа – пары противоположных понятий.
2 группа – выявить противоречия к
противоположностям.
3 группа – философская категория «общееособенноеединичное»
4 группа – философская категория «причина
следствие».
5 группа – философская категория
«возможностьдействительность».
6 группа – философская категория
«содержаниеформа».
7 мин
3–5 баллов
1 группе – Как доказать, что понятия «друг
враг» являются противоположностями?
2 группе – Каким образом данное
противоречие разрешается в басне?
3 группе – Каким образом понятие «басня»
отличается от понятия «басня Крылова»?
4 группе – Почему Ловчий предложил именно
такое решение?
5 группе – В каком случае возможность
попасть в овчарню могла быть реализована
Волком в действительности?
6 группе – Как доказать, что идея автора
стала основой содержания в басне Крылова
«Волк на псарне»?
– Художественный прием, изобразительно
выразительные средства языка, троп.
3 мин
Версия – 1
балл
Правильна
я версия –
3 балла
7)
VI.
– Сложная кооперация
(выступления от групп).
– Какие есть возражения,
дополнения?
– Сформулируйте для
выступающих групп вопросы
суждения.
Самооценка.
VII. Выведение понятия
«аллегория».
7.1.
– Давайте попытаемся вывести
содержание этого понятия.
– Что будет являться родовым
признаком?
На доске прикреплена карточка:
«Аллегория». После ответов
учащихся учитель прикрепляет
«троп». Далее открывает видовые
признаки «заключается в
иносказании; выражении
отвлеченного понятия
посредством образа; связь между
понятием (идеей) и образом
устанавливается по сходству».– Итак, что понимается под
аллегорией? (слайд 8)
7.2.
– Прочитайте в справочном
материале историю создания
басни «Волк на псарне» и
сформулируйте вопрос
суждение (слайд 9)
5 мин
1 балл
3 балла
– Аллегория – это троп, который заключается
в иносказании; выражении отвлеченного
понятия посредством образа; связь между
понятием (идеей) и образом устанавливается
по сходству.
– Как доказать, что в басне «Волк на псарне»
Волк – это Наполеон, а Ловчий – это Кутузов.
Басня «Волк на псарне», написанная в 1812
году, является откликом на Отечественную
войну против французского нашествия. Волк –
это Наполеон, потерпевший поражение на
Бородинском поле; заняв Москву, он понял,
что оказался в ловушке, и послал Кутузову
предложение о мире, заверяя русского
полководца, что желает мира. Кутузов отверг
предложение завоевателя и в победоносных
сражениях освободил Россию от
врагов. Ловчий в басне – это Кутузов.
– Как доказать, что басня «Волк на псарне»
построена на основе аллегории?
– Поскольку произведения, заключающие в
себе иносказание; выражение отвлеченного
понятия посредством образов, считаются
построенными на основе аллегории,
А басня Крылова «Волк на псарне» заключает в
себе иносказание (Кутузов и Наполеон
изображены посредством образов),
Следовательно, басня Крылова «Волк на
псарне» построена на основе аллегории.
VIII.
– Сформулируйте главную
мысль – противоречие басни.
6 мин
Версия –
1–2 балла
(слайд 10)
Правильн
ая версия
– 3 балла
Правильная версия:
– Волк показал себя хитрым и вероломным
противником, однако Ловчий, будучи мудрым
и опытным охотником, одержал победу в этом
противоборстве.– Почему к теме нашего урока
подходит именно это изречение
Крылова: « Люблю, где случай
есть, пороки пощипать…»
(слайд 11)
1 балл
– Цель басни — назвать порок, воспитать на
отрицательном примере, противопоставив ему
положительное начало. Многие басни
Крылова написаны по какомунибудь
конкретному поводу, и современникам
баснописца было понятно, «в чей огород
брошен камень». Вместе с тем басенные
персонажи имеют широкий обобщающий
смысл, который понятен и в наши дни.
1 мин
Запись в тетрадь или дневник.
IX. Домашнее задание (слайд 12):
1. Сравните понятие «басня» с
понятием «сказка», используя
карточку №3 (сравнение).
2.Составьте сборник словесных
образов к понятиям Ловчий и
Волк (по 4 образа на каждое
понятие).
X.
Оценивание в соответствии с
заявкой на оценку.
1 мин
Заполняют листы, считают баллы,
самооценивание.