Анализ басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Анализ басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица» Цель урока: осмысление художественных особенностей басни. Задачи урока: • определение жанра басни, работа с литературоведческим материалом; • развитие умений выразительного чтения и анализа художественное произведение; • воспитание нравственности. Тип урока: урок получения новых знаний. Оборудование: мультимедийная система, выставка книг И. Крылова, портрет.Отец Крылова был произведён в офицеры после тринадцатилетней солдатской службы, рано умер, оставив среди прочего в наследство сыну сундучок с книгами. Они-то первое время и удовлетворяли ту любовь к чтению, что овладела будущим баснописцем ещё в подростковом возрасте.
Иконка файла материала Анализ басни И.А. Крылова Ворона и Лисица.doc
Анализ басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица» Цель урока: осмысление художественных особенностей басни. Задачи урока:    определение жанра басни, работа с литературоведческим материалом; развитие умений выразительного чтения и анализа художественное произведение; воспитание нравственности. Тип урока: урок получения новых знаний. Оборудование: мультимедийная система, выставка книг И. Крылова, портрет. Сценарий урока I. Организационный момент. II. Предварительная беседа. Работа с эпиграфом Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль;  Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по­русски говорят, Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят.  (П.Вяземский) ­ Прочитайте строки П. Вяземского. Как вы думаете, о ком он написал? ­ Почему так решили? ­ Какие басни И.А. Крылова вам известны? III. Объяснение нового материала. Рассказ о баснописце Отец Крылова был произведён в офицеры после тринадцатилетней солдатской службы, рано умер, оставив  среди прочего в наследство сыну сундучок с книгами. Они­то первое время и удовлетворяли ту любовь к чтению, что овладела будущим баснописцем ещё в подростковом возрасте. А вот материальные потребности книги, естественно, удовлетворить не могли. Так что одиннадцатилетнему  Крылову ежеутренне приходилось отправляться не в гимназию, а в тверской губернский суд, чтобы очинивать  гусиные перья, переписывать бумаги, разносить пакеты и так далее, то есть исполнять обязанности  подканцеляриста. Не повезло с начальником: резкий, невежественный человек, он мог и поднять руку на  подростка. Но именно в это время судьба наградила мальчика тем, что на протяжении всей его жизни больше всего будет  согревать его существование. Однажды на торговой площади в толпе простого народа ему вдруг “пробило ухо”,  и он открыл для себя, какое это чудо — русская речь. И с тех пор главное удовольствие его заключалось в том,  чтобы, растворившись в гуще народа, вслушиваться и вслушиваться в неё, впитывая в себя всё наиболее яркое и  меткое: слова, обороты, пословицы, шутки. Следует заметить, что Крылов от природы вообще был весьма талантливым человеком. И что самое главное —  большинство из этих своих талантов умудрился не закопать в землю. Так что тот, кто видел его карандашные  наброски, вынужден был признать поразительное сходство рисунка с оригиналом. Музыканты находили оченьсвоеобразной манеру его игры на скрипке. Актёры восхищались даром чудесного перевоплощения при чтении  басен. В дополнение ко всему Крылов долго изучал, казалось бы, совсем не нужную ему математику — “просто  так”, “из интереса”. А в довершение ко всему в пятьдесят лет овладел “мёртвым” древнегреческим языком. Ему,  видите ли, захотелось читать в подлиннике Эзопа! Но всё же главным увлечением и главной любовью всей жизни Крылова был родной, русский язык, для развития которого он сделал так много. И конечно — литература, которая позволила над улучшением этого языка  работать. С тех самых пор, когда, уговорив мать переехать из Твери в Петербург, тринадцатилетним подростком он начал пробовать себя в сочинении стихов, пьесок, переводах басен. Далеко не сразу отыскал Крылов этот “свой” род литературы. Дебют его как баснописца пришёлся на 1806 год (в 37 лет!). Вышло, однако, как в известной пословице “Русский долго запрягает, да быстро ездит”: слава нового  баснописца росла подобно снежному кому. ­ Как вы думаете, почему именно баснями прославился И.А. Крылов? ­ А чем басня отличается от рассказа или стихотворения? Работа с литературоведческими терминами Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий  иносказательный, аллегорический смысл. Мораль – начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. Аллегория – иносказательное изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой  предмет. IV. Чтение и анализ басни “Ворона и Лисица” ­ Понравилась вам эта басня? ­ Кто герои басни? Опишите их. ­ Почему слова “Ворона”, “Лисица” Крылов написал с прописной буквы как имена собственные? ­ Найдите в тексте басни слова, которые характеризуют героев. ­ Как вы представляете себе этих героев? ­ Кто из героев басни кажется вам смешным и глупым, а кто может вызвать даже симпатию? ­ Какой приём использует автор при описании Вороны? ­ Найдите в басне Крылова слова и выражения, особенности природы, на основании которых можно сказать, что эта басня русская. — Какие качества человека иносказательно изображаются и высмеиваются в басни? — В каких словах выражена мораль (нравоучение) басен? — Какова цель басни? Словарно­лексическая работа Гнусный ­ омерзительный, внушающий отвращение. Взгромоздиться ­ взобраться и устроиться с трудом на чём­либо высоком.    Пленить ­ покорить чем­либо, очаровать.   Ангельский ­ нежный, кроткий, добрый. Вещуньина ­ принадлежащая вещунье. Вещунья ­ предсказательница. В народных сказках ворон  изображают иногда как вещих птиц, предсказывающих недоброе. Зоб ­ расширенная часть пищевода птиц.   Царь­птица ­ лучшая, главная среди всех птиц. Художественные особенности басни ­ Выражено ли в басне отношение автора к героям?­ Определите стихотворный размер, которым написана басня “Ворона и Лисица”. ­ Мы отметили народность басен Крылова, мастерское использование пословиц, поговорок. ­ Многие строки из басен И.А. Крылова стали крылатыми словами или афоризмами. ­ Как вы понимаете выражение “крылатые слова”? Крылатые слова ­ меткие выражения, часто краткие цитаты и афоризмы, получившие широкое распространение в живой речи Какие слова, выражения из этой басни стали крылатыми? V. Работа с иллюстрациями художников. (Слайды презентации) Как изображены герои басни на иллюстрации Е. Рачева? Рассмотрите иллюстрации В.А. Серова к басне И.А. Крылова "Ворона и Лисица". VI. Инсценировка басни. VII. Итог урока.  С каким автором мы познакомились?   Чем он запомнился? Что такое басня, мораль, аллегория? Приведите примеры из басни “Ворона и Лисица”. VIII. Домашнее задание. Выучить басню наизусть, нарисовать иллюстрацию к басне.

Посмотрите также