Цели урока: (слайд 2)
• Способствовать формированию умения анализировать художественный текст; развитие внимания к тексту.
• Формирование навыков самообладания, умения справляться с трудными жизненными ситуациями.
• Воспитывать нравственные качества: любовь и к природе, внимательное и вдумчивое отношение к ней, забота о близких.
Задачи урока: (слайд 3)
• Учить работе с изобразительно-выразительными средствами языка, помогающими понять сюжетную основу произведения.
• Анализ эпизодов рассказа, описывающих переживания Васютки, осмысление их психологической составляющей как попытки перебороть свой страх.
• Словесное рисование эпизодов рассказа, раскрывающих внутренние переживания мальчика с использование образных слов и выражений из текста
• Учить умению делать выводы, производить рефлексию по прочитанному произведению.
Техническое обеспечение урока: медиапроектор, компьютер, экран, презентация к уроку.
Анализ художественного текста по рассказу В.П.
Астафьева "Васюткино озеро". 5-й класс
Цели урока: (слайд 2)
Способствовать формированию умения анализировать художественный текст; развитие внимания к
тексту.
Формирование навыков самообладания, умения справляться с трудными жизненными ситуациями.
Воспитывать нравственные качества: любовь и к природе, внимательное и вдумчивое отношение к ней,
забота о близких.
Задачи урока: (слайд 3)
Учить работе с изобразительновыразительными средствами языка, помогающими понять сюжетную
основу произведения.
Анализ эпизодов рассказа, описывающих переживания Васютки, осмысление их психологической
составляющей как попытки перебороть свой страх.
Словесное рисование эпизодов рассказа, раскрывающих внутренние переживания мальчика с
использование образных слов и выражений из текста
Учить умению делать выводы, производить рефлексию по прочитанному произведению.
Техническое обеспечение урока: медиапроектор, компьютер, экран, презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Чтение и обсуждение эпиграфов. (слайд 4)
Природа –не только источник жизни. Она и воспитатель души.
Мир природы всегда отражает мир человека.
Природа одна для всех. Она нужна всем.
В.П. Астафьев
2.1. Вступительное слово учителя: (слайд 5)
Виктор Петрович Астафьев – писатель, который пишет “для детей и о детях”. Он любим разными поколениями
людей. В своих произведениях он глубоко исследует внутренний мир человека на переломе жизненных
обстоятельств. Автор показывает нам, как человек, попадая в невообразимо сложные перипетии жизни,
испытывая страдания, изо всех сил сопротивляясь невзгодам, всетаки побеждает.
2.2. История появления рассказа “Васюткино озеро” (работа со слайдом 6)
3. Этап открытия новых знаний.
1. Аналитическая беседа по прочитанному:
Чтение отрывка из рассказа (слайд 7)
“Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Еще бы! Мала ли честь
для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем!”
Учитель: Есть много географических мест, улиц, школ, названных именами некоторых людей. Что это за люди,
что же такое они совершили? А в нашей местности имеются такие места, названные именами чемто выдающихся
людей.
(Да, вот наша школа носит имя выпускника Валерия Маскина, есть улицы, названные именами легендарных
людей: улица Ворошилова, улица Чкалова, Чапаева и др.)
А обыкновенный мальчик? Что такого он должен был совершить, чтобы его именем назвали озеро?
(высказывания ребят) (слайд 8) Мы пойдем по пути Васютки, чтобы понять, что пережил мальчик, заблудившийся в тайге, но не раскисший, не
растерявшийся, не потерявший веры в себя.
Можно ли понять, как автор относится к главному герою, прочитав название рассказа? (Да, ласково, с
любовью “Васюткино”. Сразу понятно, любит своего героя.)
Каким было занятие Васютки у рыбаков? (Снабжал их кедровыми орехами: “Охота ведь рыбакам пощелкать
вечером”.)
Как же он выглядел, когда в очередной раз пошел за орехами?
(“Похожий на коренастого, крепкого мужичка”). Какие слова в этом портрете вселяют уверенность, что все с
маленьким героем будет хорошо?
Почему был заведен такой строгий порядок: “идешь в лес бери еду, бери спички”?
(В тайге все может случиться.)
А каким чувством веет от наказа матери? (Заботой, тревогой. “Ты от затесей далеко не отходи – сгинешь”.)
Что такое “затеси”? (Зарубки на деревьях). (слайд 9)
Мы знаем, что тропинка в тайге начинается с затесей. Она появляется тогда, когда по ней пройдут многие
люди, потрудятся, прошагав, приложив усилия.
А как вы думаете, какой литературный прием применяет автор, когда пишет: “лесные тропинки узенькие,
извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия”? (Сравнение)
А у человека отчего бывают морщинки? (Они появляются, когда человек много поживет, многое увидит и
испытает.) (слайд 10)
Ребята, а только ли в тайге нужны “затеси”? Где еще?
(Затеси – ориентиры, они нужны в жизни, чтоб не потеряться, не сбиться с хорошей дороги.)
4. Художественное чтение отрывка “Как Васютка заблудился и его анализ”.
1. А теперь давайте посмотрим, почему сбился с пути Васютка?
(Он увлекся охотой за глухарем, забыл о затесях, потерял их.)
“Он посмотрел кругом. Деревья ничем не отличались от тех, на которых были сделаны зарубки. Лес стоял
неподвижно. тихий в своей унылой задумчивости, такой же редкий . полуголый, сплошь хвойный. Лишь коегде
виднелись хилые березки с редкими желтыми листьями. Да, лес был такой же. И все же от него веяло чемто
чужим...
Когда он окончательно понял, что заблудился. (Когда увидел попавшую в тенета муху.
И опять очень образное сравнение и использованный литературный прием –сравнение).
2. Чтение и анализ отрывка. (слайд 11, 12)
“Васютка нагнулся и увидел у ног своих истлевшую тушку птицы. Опытный охотникпаук растянул над мертвой
птичкой паутину. Паука уже нет убрался, должно быть, зимовать в какоенибудь дупло, а ловушки бросил.
Попалась в него сытая крупная мухаплевок и бьется, бьется, жужжит слабеющими крыльями. Чтото начало
беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета. И тут его будто стукнуло: да ведь он
заблудился!”
До каких пор длилось его оцепенение? (До тех пор, пока Васютка не услышал какойто таинственный шорох и
бросился бежать.)
Какие чувства испытал Васютка, поняв, что он окончательно заблудился? (Отчаяние. “Будь, что будет,
отрешенно подумал он.)
Что он вспомнил, что заставило его действовать? (“Тайга”, наша кормилица, хлипких не любит!”)
Ребята, что значит хлипких? Давайте подберем синонимы к слову “хлипких”. (слайд 13)
слабых слобохарактерных
слабосильных
малосильных
бессильных
бесхарактерных
расслабленных
тщедушных
маломощных
болезненных
растерянных
отчаявшихся
Помните, когда вы читали рассказ, вы узнали, что Васютка все умел, знал, как вести себя в тайге, что делать.
Еще бы! Ведь он внук и сын таежников, охотников, рыбаков. А как ему было страшно! Как он испугался корня
выворотня! Да и как было не испугаться такого чудовища!
Ребята, а если бы он ничего не знал и не умел? (Пропал бы, сразу пропал. Главное – не терять присутствия
духа!)
3. Сравнение двух эпизодов. (слайды 14, 15)
А теперь давайте посмотрим, как описана пробудившаяся тайга.
Чтение и анализ 1 эпизода.
Кедровки кричали
Желна заплакала
Синички потрошили, попискивая
Белка пронеслась, всполошено цокая
Уставилась на Васютку
Зачем в таком маленьком кусочке текста столько глаголов? (Глагол обозначает действие, движение, в данном
случае с помощью глаголов автор показывает картину пробуждения тайги).
2 эпизод. Какой же увидел тайгу Васютка, забрвшись на высокое дерево? (Чтение отрывка : Тайга...Тайга...)
Обратим внимание на эпитеты красочные определения.
Тайга – молчаливая, равнодушная, казалась огромным, темным морем.
Облака редкие
Проемы голубые
Ватой спрессованной
Ложились на тайгу
Здесь их очень много, потому что это описание. Писатель хотел подчеркнуть с их помощью величие природы.
4. А теперь среди этих красочных определений найдите то, которое помогает нам понять отчаяние Васютки?
(слайд 16)
безразличная
безучастная
спокойная
бесчувственная холодная
бесстрастная
неотзывчивая
Васютка понял, что погибает. Пусть с тобой будет, что угодно, а она останется такая же холодная, величавая,
вечная.
5. Ребята, попробуйте словами изобразить внутреннее состояние Васютки в этот момент. (Словесное
рисование внутреннего состояния героя)
6. Спасение Васютки.
Васютка решил идти на север (“...в южную сторону тайга тянется на тысячи километров, в ней вовсе
затеряешься. А если идти на север, то километров через сто лес кончится, начнется тундра”.)
Какие качества характера помогают мальчику выбираться из тайги? (Наблюдательность, смекалка, жизненный
опыт его предковтаежников.)
Как Васютка открыл озеро? (Идя на север, он увидел на своем пути воду, подумал, что вышел к Енисею, но это
оказалось проточное озеро, да к тому же полное белой рыбы. Опять же помогла его наблюдательность,
смекалка.)
Какие чувства испытывает Васютка, когда обнаруживает, что то место, возле которого он ночевал, всего лишь
небольшой залив, а озеро открылось перед ним потом. (Он очень обрадовался –это и путь к спасению и
возможность помочь рыбакам. “Вот где рыбищито, наверно... Уж здесь не пришлось бы зря сетями воду цедить.
Выбраться бы, рассказать бы.”)
7. Подведение итогов урока.
Почему взрослые решили назвать озеро Васюткиным именем? (слайд 17)
Ребята, как вы думаете, почему Васютка умеет так видеть и чувствовать красоту природы? (Он всегда с
природой, в природе, он как бы растворен в ней, впитал от рождения с молоком матери любовь к тайге, любовь
к природе.)
8. Домашнее задание. (слайд 18)
На выбор: нарисовать иллюстрации к рассказу или вспомнить и подготовить рассказ о событиях, происходивших
с вами в лесу, с использованием образных слов и выражений из текста рассказа “Васюткино озеро”.
9. Рефлексия. Выберите начало фразы из рефлексивного экрана и скажите одним предложением о том, что
узнали сегодня на уроке, как работали, оценили свою активность, эффективность работы своей группы,
увлекательность и полезность выбранных форм работы. (слайд 19)