Анализ художественного текста по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро". 5-й класс

  • Разработки уроков
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: (слайд 2) • Способствовать формированию умения анализировать художественный текст; развитие внимания к тексту. • Формирование навыков самообладания, умения справляться с трудными жизненными ситуациями. • Воспитывать нравственные качества: любовь и к природе, внимательное и вдумчивое отношение к ней, забота о близких. Задачи урока: (слайд 3) • Учить работе с изобразительно-выразительными средствами языка, помогающими понять сюжетную основу произведения. • Анализ эпизодов рассказа, описывающих переживания Васютки, осмысление их психологической составляющей как попытки перебороть свой страх. • Словесное рисование эпизодов рассказа, раскрывающих внутренние переживания мальчика с использование образных слов и выражений из текста • Учить умению делать выводы, производить рефлексию по прочитанному произведению. Техническое обеспечение урока: медиапроектор, компьютер, экран, презентация к уроку.
Иконка файла материала Анализ художественного текста по рассказу В.П. Астафьева.doc
Анализ художественного текста по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро". 5-й класс Цели урока: (слайд 2)  Способствовать формированию умения анализировать художественный текст; развитие внимания к  тексту.  Формирование навыков самообладания, умения справляться с трудными жизненными ситуациями.  Воспитывать нравственные качества: любовь и к природе, внимательное и вдумчивое отношение к ней,  забота о близких. Задачи урока: (слайд 3)   Учить работе с изобразительно­выразительными средствами языка, помогающими понять сюжетную  основу произведения. Анализ эпизодов рассказа, описывающих переживания Васютки, осмысление их психологической  составляющей как попытки перебороть свой страх.  Словесное рисование эпизодов рассказа, раскрывающих внутренние переживания мальчика с  использование образных слов и выражений из текста Учить умению делать выводы, производить рефлексию по прочитанному произведению.  Техническое обеспечение урока: медиапроектор, компьютер, экран, презентация к уроку. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Чтение и обсуждение эпиграфов. (слайд 4) Природа –не только источник жизни. Она и воспитатель души. Мир природы всегда отражает мир человека. Природа ­ одна для всех. Она нужна всем. В.П. Астафьев 2.1. Вступительное слово учителя: (слайд 5) Виктор Петрович Астафьев – писатель, который пишет “для детей и о детях”. Он любим разными поколениями  людей. В своих произведениях он глубоко исследует внутренний мир человека на переломе жизненных  обстоятельств. Автор показывает нам, как человек, попадая в невообразимо сложные перипетии жизни,  испытывая страдания, изо всех сил сопротивляясь невзгодам, все­таки побеждает. 2.2. История появления рассказа “Васюткино озеро” (работа со слайдом 6) 3. Этап открытия новых знаний. 1. Аналитическая беседа по прочитанному: Чтение отрывка из рассказа (слайд 7) “Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Еще бы! Мала ли честь  для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем!” Учитель: Есть много географических мест, улиц, школ, названных именами некоторых людей. Что это за люди,  что же такое они совершили? А в нашей местности имеются такие места, названные именами чем­то выдающихся  людей. (Да, вот наша школа носит имя выпускника Валерия Маскина, есть улицы, названные именами легендарных  людей: улица Ворошилова, улица Чкалова, Чапаева и др.) ­ А обыкновенный мальчик? Что такого он должен был совершить, чтобы его именем назвали озеро?  (высказывания ребят) (слайд 8)­ Мы пойдем по пути Васютки, чтобы понять, что пережил мальчик, заблудившийся в тайге, но не раскисший, не  растерявшийся, не потерявший веры в себя. ­ Можно ли понять, как автор относится к главному герою, прочитав название рассказа? (Да, ласково, с  любовью­ “Васюткино”. Сразу понятно, любит своего героя.) ­ Каким было занятие Васютки у рыбаков? (Снабжал их кедровыми орехами: “Охота ведь рыбакам пощелкать  вечером”.) ­ Как же он выглядел, когда в очередной раз пошел за орехами? (“Похожий на коренастого, крепкого мужичка”). Какие слова в этом портрете вселяют уверенность, что все с  маленьким героем будет хорошо? ­ Почему был заведен такой строгий порядок: “идешь в лес­ бери еду, бери спички”? (В тайге все может случиться.) ­ А каким чувством веет от наказа матери? (Заботой, тревогой. “Ты от затесей далеко не отходи – сгинешь”.) ­ Что такое “затеси”? (Зарубки на деревьях). (слайд 9) ­ Мы знаем, что тропинка в тайге начинается с затесей. Она появляется тогда, когда по ней пройдут многие  люди, потрудятся, прошагав, приложив усилия. ­ А как вы думаете, какой литературный прием применяет автор, когда пишет: “лесные тропинки узенькие,  извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия”? (Сравнение) ­ А у человека отчего бывают морщинки? (Они появляются, когда человек много поживет, многое увидит и  испытает.) (слайд 10) ­ Ребята, а только ли в тайге нужны “затеси”? Где еще? (Затеси – ориентиры, они нужны в жизни, чтоб не потеряться, не сбиться с хорошей дороги.) 4. Художественное чтение отрывка “Как Васютка заблудился и его анализ”. 1. А теперь давайте посмотрим, почему сбился с пути Васютка? (Он увлекся охотой за глухарем, забыл о затесях, потерял их.) “Он посмотрел кругом. Деревья ничем не отличались от тех, на которых были сделаны зарубки. Лес стоял  неподвижно. тихий в своей унылой задумчивости, такой же редкий . полуголый, сплошь хвойный. Лишь кое­где  виднелись хилые березки с редкими желтыми листьями. Да, лес был такой же. И все же от него веяло чем­то  чужим... ­ Когда он окончательно понял, что заблудился. (Когда увидел попавшую в тенета муху. И опять очень образное сравнение и использованный литературный прием –сравнение). 2. Чтение и анализ отрывка. (слайд 11, 12) “Васютка нагнулся и увидел у ног своих истлевшую тушку птицы. Опытный охотник­паук растянул над мертвой  птичкой паутину. Паука уже нет­ убрался, должно быть, зимовать в какое­нибудь дупло, а ловушки бросил.  Попалась в него сытая крупная муха­плевок и бьется, бьется, жужжит слабеющими крыльями. Что­то начало  беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета. И тут его будто стукнуло: да ведь он  заблудился!” ­ До каких пор длилось его оцепенение? (До тех пор, пока Васютка не услышал какой­то таинственный шорох и  бросился бежать.) ­ Какие чувства испытал Васютка, поняв, что он окончательно заблудился? (Отчаяние. “Будь, что будет, ­  отрешенно подумал он.) ­ Что он вспомнил, что заставило его действовать? (“Тайга”, наша кормилица, хлипких не любит!”) ­ Ребята, что значит хлипких? Давайте подберем синонимы к слову “хлипких”. (слайд 13) ­ слабых­ слобохарактерных ­ слабосильных ­ малосильных ­ бессильных ­ бесхарактерных ­ расслабленных ­ тщедушных ­ маломощных ­ болезненных ­ растерянных ­ отчаявшихся ­ Помните, когда вы читали рассказ, вы узнали, что Васютка все умел, знал, как вести себя в тайге, что делать.  Еще бы! Ведь он внук и сын таежников, охотников, рыбаков. А как ему было страшно! Как он испугался корня­ выворотня! Да и как было не испугаться такого чудовища! ­ Ребята, а если бы он ничего не знал и не умел? (Пропал бы, сразу пропал. Главное – не терять присутствия  духа!) 3. Сравнение двух эпизодов. (слайды 14, 15) ­ А теперь давайте посмотрим, как описана пробудившаяся тайга. Чтение и анализ 1 эпизода. Кедровки кричали Желна заплакала Синички потрошили, попискивая Белка пронеслась, всполошено цокая Уставилась на Васютку ­ Зачем в таком маленьком кусочке текста столько глаголов? (Глагол обозначает действие, движение, в данном  случае с помощью глаголов автор показывает картину пробуждения тайги). 2 эпизод. Какой же увидел тайгу Васютка, забрвшись на высокое дерево? (Чтение отрывка : Тайга...Тайга...) ­ Обратим внимание на эпитеты ­ красочные определения. Тайга – молчаливая, равнодушная, казалась огромным, темным морем. Облака редкие Проемы голубые Ватой спрессованной Ложились на тайгу ­ Здесь их очень много, потому что это описание. Писатель хотел подчеркнуть с их помощью величие природы. 4. ­ А теперь среди этих красочных определений найдите то, которое помогает нам понять отчаяние Васютки?  (слайд 16) ­ безразличная ­ безучастная ­ спокойная ­ бесчувственная­ холодная ­ бесстрастная ­ неотзывчивая Васютка понял, что погибает. Пусть с тобой будет, что угодно, а она останется такая же холодная, величавая,  вечная. 5. ­ Ребята, попробуйте словами изобразить внутреннее состояние Васютки в этот момент. (Словесное  рисование внутреннего состояния героя) 6. Спасение Васютки. ­ Васютка решил идти на север (“...в южную сторону тайга тянется на тысячи километров, в ней вовсе  затеряешься. А если идти на север, то километров через сто лес кончится, начнется тундра”.) ­ Какие качества характера помогают мальчику выбираться из тайги? (Наблюдательность, смекалка, жизненный опыт его предков­таежников.) ­ Как Васютка открыл озеро? (Идя на север, он увидел на своем пути воду, подумал, что вышел к Енисею, но это  оказалось проточное озеро, да к тому же полное белой рыбы. Опять же помогла его наблюдательность,  смекалка.) ­ Какие чувства испытывает Васютка, когда обнаруживает, что то место, возле которого он ночевал, всего лишь  небольшой залив, а озеро открылось перед ним потом. (Он очень обрадовался –это и путь к спасению и  возможность помочь рыбакам. “Вот где рыбищи­то, наверно... Уж здесь не пришлось бы зря сетями воду цедить.  Выбраться бы, рассказать бы.”) 7. Подведение итогов урока. ­ Почему взрослые решили назвать озеро Васюткиным именем? (слайд 17) ­ Ребята, как вы думаете, почему Васютка умеет так видеть и чувствовать красоту природы? (Он всегда с  природой, в природе, он как бы растворен в ней, впитал от рождения с молоком матери любовь к тайге, любовь  к природе.) 8. Домашнее задание. (слайд 18) На выбор: нарисовать иллюстрации к рассказу или вспомнить и подготовить рассказ о событиях, происходивших с вами в лесу, с использованием образных слов и выражений из текста рассказа “Васюткино озеро”. 9. Рефлексия. Выберите начало фразы из рефлексивного экрана и скажите одним предложением о том, что  узнали сегодня на уроке, как работали, оценили свою активность, эффективность работы своей группы,  увлекательность и полезность выбранных форм работы. (слайд 19)

Посмотрите также