Анализ лирических произведений. Б. Пастернак «Рождественская звезда»
Оценка 4.9

Анализ лирических произведений. Б. Пастернак «Рождественская звезда»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
02.09.2017
Анализ лирических произведений. Б. Пастернак «Рождественская звезда»
Поурочный план помогает обучить анализу лирического произведения, пониманию образной структуры стихотворения, умению видеть особенности художественного мышления мастеров живописи, слова. А также развивать умение учащихся отбирать и анализировать информацию, сопоставлять произведения разных видов искусства; развивать навыки речевого общения. Представленный материал способствует воспитанию духовных, нравственных представлений о ценностях человеческого бытия; воспитанию культуры чтения.
Пастернак Рождественская звезда.docx
Тема: Анализ лирических произведений. Б. Пастернак «Рождественская звезда» Цели: 1. 2. 3. 4. Обучать анализу лирического произведения, пониманию образной структуры  стихотворения, умению видеть особенности художественного мышления мастеров  живописи, слова. Развивать умение отбирать и анализировать информацию, сопоставлять  произведения разных видов искусства; развивать навыки речевого общения; Коррекция и развитие познавательных процессов, развитие самостоятельного  мышления. Способствовать воспитанию духовных, нравственных представлений о ценностях  человеческого бытия; воспитывать культуру чтения. Ход урока Всего три слова: ночь под Рождество. Казалось бы, вмещается в них много ль? Но в них и Римский­Корсаков, и Гоголь, И на земле небожной Божество.                                                                                                                                       И.Северяни н 1. Слово учителя. Сегодня на уроке мы обратимся к стихотворению Б.Пастернака “Рождественская звезда”.  Постараемся постичь замысел автора, разгадать образную структуру стихотворения. Для  этого нам необходимо познакомиться с творчеством других Мастеров, обращавшихся к  вечному библейскому сюжету – рождению Спасителя. Рассмотрим картины Э.Греко, П.Веронезе, А.Корреджо, А. Менгса, А.Дюрера, П.Брейгеля. Они жили в разных странах, творили в разные эпохи, у каждого свое видение мира, а сюжет их картин один и тот же – поклонение пастухов или волхвов родившемуся Младенцу. 2. Беседа:      Рассмотрите репродукции картин этих художников; Какая из них вам понравилась? Почему? Какие чувства вызвала эта картина? Какое цветовое решение вам более близко? Можете ли вы определить, за счет  какого цветового решения художнику удается раскрыть идею своего творения? Как вам кажется, какова общая идея этих произведений? После короткого обсуждения учащиеся приходят к следующему выводу: рождение  Младенца – Чудо вопреки обыденности, рутине жизни. 3. Рассматривание картины и беседа по ней. Вынашивая идею создания стихотворения “Рождественская звезда”, Б.Пастернак часто  упоминал Питера Брейгеля Старшего. Постараемся понять, почему. Рассмотрите картину  “Поклонение волхвов”.      Кто изображен на первом плане картины? Как показаны фигуры солдат, крестьян? Какое событие вы видите на полотне? Почему изображенный пейзаж и фигуры людей намеренно огрублены, приземлены? Как вы думаете, в какой стране автор поместил своих героев? Это Вифлеем? Как изображена Мария? (Она еще не привыкла к пророчеству свыше, смущена  многолюдством). Сделаем первые выводы. Питер Брейгель намеренно “приземляет” фигуры солдат,  крестьян, просто зевак. Лица их напряжены, один опустился на колени, другой застыл в  полупоклоне, третий задумался. Они только сейчас осознают, что стали свидетелями и  участниками великого события: на их глазах происходит рождение Чуда. Художник  поместил героев не в Вифлеем, а в Нидерланды, так как считал, что история рождения  Спасителя повторяется вновь и вновь в разных странах и континентах. 4. Слово учителя о замысле Б.  Пастернака. Сын знаменитого художника, Борис Леонидович в доме отца с детства общался с многими  известными русскими художниками начала ХХ века. Среди них был Николай Ге, чьи  картины “Голгофа” и “Что есть истина?” поразили будущего поэта новым видением  библейских сюжетов. Став взрослым, Пастернак увлекся школой живописи старых голландцев. В частности,  хорошо знал картины “Охотники на снегу”, “Перепись в Вифлееме”, “Поклонение волхвов” Питера Брейгеля. Последнее полотно навеяло настроение, чувства, мысли, которые он  записал в своем дневнике: “Хотелось написать русское поклонение волхвов, как у  голландцев, с морозом, волками и темным еловым лесом”. 5. Выразительное чтение стихотворения Пастернака “Рождественская звезда” (звучит  музыка Чайковского из цикла “Времена года”). Лексическая работа. Вертеп – пещера  Волхвыы  —древнерусские языческие жрецы, осуществлявшие богослужения и  жертвоприношения, прорицавшие будущее.   нгелАы возможностями. Традиционно ангел изображается, как антропоморфное существо с  крыльями за спиной. Повторить:   — дух или существо, сообщающее волю Бога и обладающее сверхъестественными План  комплексного анализа лирического произведения. 1 История создания произведения (если это возможно). 2 Тема и идея. 3 Композиция. Развитие темы и идеи. 4 Система образов. 5 Художественно – языковые средства, способствующие раскрытию основной мысли  автора. 6 Ритмическая организация, звуковое оформление, особенности рифмики. 7 Чувства и мысли, вызванные знакомством с данными произведениями. 6. Анализ стихотворения.    Какому событию посвящено стихотворение? Найдите черты русского пейзажа в стихотворении. Почему пейзаж не Вифлеемский, а русский? Учитель добавляет, что тому, кому посчастливилось побывать в загадочном доме  Б.Пастернака в Переделкино, узнает в этих строчках до боли знакомый пейзаж, видимый из окна дома поэта.    Кроме пейзажа там еще есть приметы русского быта. Найдите их (“запахнув  кожухи”, “вели за хибарку босые следы”, “хутор в огне”, “пожар не гумне”). Каково их  назначение в тексте? Чье присутствие, кроме пастухов, мы ощущаем? (Босые следы ангелов). В каком еще образе автор выразил присутствие высших сил? (Звезда Рождества). О чем она возвестила? (Рождение новой жизни. Отсчет нового времени).  Перечитаем строки, посвященные описанию звезды. Какое место они занимают в  композиции? (Им отведено значительное место, так как образ звезды важен автору). Разбираем, какими художественными средствами пользуется автор, создавая этот образ? Выпишите эпитеты: неведомая, застенчивей плошки, небывалые огни. (Работая с  эпитетами, выясняем, что они использованы автором для очеловечивания звезды и  разрастания ее влияния на вселенную) Выпишем сравнения: встала, как стог, в стороне от неба и от Бога, как отблеск поджога,  как хутор в огне, как пожар на гумне, возвышалась горящей скирдой соломы и сена. Глаголы: мерцала, пламенела, возвышалась, рдела. В ходе беседы выясняем значение образа пожара, его роль в общей тональности  стихотворения. (Поэт создает грандиозное зрелище начала и разрастания пожара. Оно  притягивает, оно зримо, оно тревожно. Пожар всегда несет с собой гибель, разрушение. А  может быть – очищение? Но обязательно – изменение. Звезда и Младенец олицетворяют  начало нового мира, это его исходная точка. Старый мир, вселенная охвачены огнем  пожара (светом звезды, светом Младенца.)) В чем же это изменение? Что меняется в мире? (Все приходит в движение. А от этого  пропадает ощущение места, локализации действия. Т. е. мы с вами переносимся волей  поэта в вечность, где отсутствуют такие категории, как пространство и время.) И возникает вопрос: какова роль звезды? ( Она явилась провозвестницей чуда, связала  воедино мир земной, вечное небо и Младенца, заставила нас шагнуть в вечность).  После грандиозного, потрясающего зрелища пылающей звезды и вещего пророчества идет  намеренно сниженное описание толпы паломников:. Собаки брели, озираясь с опаской, И жались к подпаску, и ждали беды… У камня толпилась орава народу… Топтались погонщики и овцеводы, Ругались со всадниками пешеходы, У выдолбленной водопойной колоды Ревели верблюды, лягались ослы. И в этот людской поток постоянно входят незримые ангелы, становясь сопричастными  великому чуду наравне с простым народом. Поэтому не случайно на вопрос Марии:”Кто  вы?” слышится ответ:”Мы племя пастушье и неба послы”. Таким образом, пришедшие к вертепу хотят познать чудо, но впущены были только  посвященные, ибо это не место для всех – это святилище. И перед сияющим ребенком замирают в молчании и благоговении и животные – силы  земли, и посвященные из людей, и Звезда – небесное око.  Так какова же символика стихотворения? Пещера = святилище = заалтарная часть храма.  А храм – весь мир; Звезда – лампада; Младенец – икона.  Какая общая идея роднит стихотворение Б.Пастернака “Рождественская звезда” и  картину П.Брейгеля “Поклонение волхвов” (Среди обыденности и суеты вдруг  происходит Чудо – рождается Спаситель. Обыденный план изображения подчеркивает  мысль, что Спасителем может стать каждый пришедший в этот мир человек). 7. Вывод. Б.Пастернаку в стихотворении “Рождественская звезда” удалось показать рождение Чуда  на русской почве. Идея его проста и гениальна одновременно: на русской земле жили и  творили А.Пушкин, Н.Гоголь, А.Блок, Д.Менделеев, П.Чайковский…Приход каждого  человека в этот мир, его рождение – это Чудо. Среди вас, сидящих сейчас передо мной,  будущие ученые, музыканты, строители… Надо помнить о своем предназначении на земле.  Чувства, пережитые Поэтом в тишине переделкинского дома, донесены до читателей в  Слове, побуждающем нас постигать чудо жизни.

Анализ лирических произведений. Б. Пастернак «Рождественская звезда»

Анализ лирических произведений. Б. Пастернак «Рождественская звезда»

Анализ лирических произведений. Б. Пастернак «Рождественская звезда»

Анализ лирических произведений. Б. Пастернак «Рождественская звезда»

Анализ лирических произведений. Б. Пастернак «Рождественская звезда»

Анализ лирических произведений. Б. Пастернак «Рождественская звезда»

Анализ лирических произведений. Б. Пастернак «Рождественская звезда»

Анализ лирических произведений. Б. Пастернак «Рождественская звезда»

Анализ лирических произведений. Б. Пастернак «Рождественская звезда»

Анализ лирических произведений. Б. Пастернак «Рождественская звезда»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2017