Анализ лирического произведения С.Есенина "Белая береза"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Анализ лирического произведения С.Есенина "Белая береза" Цель: • знакомство с творчеством С.А.Есенина и его поэзией, изобразительными средствами в лирике поэта; • совершенствование умения анализа стихотворения; • воспитывать видение прекрасного, любовь к природе, поэзии, содействовать нравственно-эстетическому воспитанию школьников. Оборудование: портрет С.А.Есенина, выставка книг, картин природы художников; высказывания со словами поэта. 30 прожитых поэтом на этой земле лет: Много это или мало? В Закавказье, где поэт бывал ни раз, в старину говорили: " Тридцать лет человек должен учиться, тридцать лет должен путешествовать и тридцать лет - писать, рассказывать людям всё, что он увидел, узнал, понял". Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба - подтверждение другого старого изречения: "Жизнь ценится не за длину". "Ведь я мог дать не то, что дал" ,- признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, это целый мир. Он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песнь о великом и вечном - о любви к родине.
Иконка файла материала Анализ лирического произведения С.Есенина Белая береза.doc
Анализ лирического произведения С.Есенина "Белая береза" Цель:    знакомство с творчеством С.А.Есенина и его поэзией, изобразительными средствами в лирике поэта; совершенствование умения анализа стихотворения; воспитывать видение прекрасного, любовь к природе, поэзии, содействовать нравственно­эстетическому воспитанию школьников. Оборудование: портрет С.А.Есенина, выставка книг, картин природы художников; высказывания со словами  поэта. Ход урока I. Организационный момент. ­ Здравствуйте, ребята. Садитесь. Мы начинаем урок. II. Сообщение темы и цели урока. Чтение эпиграфов к уроку. Какой чистый и какой русский поэт. М.Горький Чувство Родины ­ основное в моём творчестве. Нет поэта без родины. Россия! Какое хорошее слово. И "роса", и  "сила", и "синее что­то": С.А.Есенин Но и тогда Когда во всей планете Пройдёт вражда племён, Исчезнет ложь и грусть,  Я буду воспевать  Всем существом в поэте  Шестую часть земли  С названьем кратким "Русь". С.А.Есенин III. Изучение нового материала. 1. Слово учителя. 3 октября 2012 года русскому поэту Сергею Есенину исполнится 117 лет со дня рождения. Две даты: 3 октября 1895 года ­ 28 декабря 1925 года. Первая ­ дата рождения, вторая ­ дата смерти поэта. 30 прожитых поэтом на этой земле лет: Много это или мало? В Закавказье, где поэт бывал ни раз, в старину  говорили: " Тридцать лет человек должен учиться, тридцать лет должен путешествовать и тридцать лет ­  писать, рассказывать людям всё, что он увидел, узнал, понял". Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба ­ подтверждение другого старого изречения: "Жизнь  ценится не за длину". "Ведь я мог дать не то, что дал" ,­ признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, это целый мир. Он  живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песнь о великом и вечном ­ о любви к  родине. 2. Знакомство с биографией поэта: сообщения учеников. Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии, в  крестьянской семье."В нашем Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село:  Раздольны, красивы наши заливные луга. Вокруг такая ширь. Вдали, в дымке. Синеют леса, воздух чист и  прозрачен. Детство поэта прошло у родителей матери. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и  ходил всегда в царапинах. Эти воспоминания нашли и поэтическое отражение в его творчестве. Худощавый и низкорослый, Средь мальчишек всегда герой, Часто, часто с разбитым носом Приходил я к себе домой. Золотая словесная груда,  И над каждой строкой без конца Отражается прежняя удаль Забияки и сорванца. С детства поэта окружала родная природа, с её первыми словами он впитывал народный поэтический взгляд на  мир ­ песни матери, сказки бабушки, мудрые присловья деда Как и все крестьянские дети , он знал нелегкий крестьянский быт. Всё это стало источником его творчества:  жизнь народа, природа, народное творчество. Из автобиографии поэта: "Стихи я начал писать рано, лет десяти, но сознательное творчество отношу к 16­17­ти годам". Родина, Россия была для Сергея Есенина началом всех начал. Даже имя её он произносил с восхищением:  "Россия:Какое хорошее слово:и "роса", и "сила", и "синее что­то:" О пашни, пашни, пашни Коломенская грусть,  На сердце день вчерашний, А в сердце светит Русь. 3. Знакомство с поэтическим миром поэта. ­ Природу России поэт всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал её: "Спит черёмуха в белой накидке:" "Словно белою косынкой подвязалася сосна:" "Отговорила роща золотая берёзовым веселым языком:" (звучит романс на стихи С.Есенина "Отговорила роща золотая"). ­ Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над  его несбывшимися мечтами. Выражение чувств через явления природы ­ одна из самых характерных особенностей есенинской лирики. Многие образы его стихов родились из загадок или созданы по типу загадок, то есть, в основе образа лежит  скрытое сравнение, как в загадке: а) Золотою лягушкой луна распласталась на синей воде: б) На грядки серые капустки волноватой  Рожок луны по капле масло льет: в) Щебетнули звёзды месяцу: "Ой ты, желтое ягнятище, Ты не мни траву небесную, Перестань бодаться с тучами:" 4. Особенности поэзии С.Есенина. ­ В поэзии С.Есенина можно отметить 3 главных цвета: алый, синий, золотой. Синий и голубой ­ символ  устремленности к небу, т.е. к чему­то недосягаемому; алый ­ цвет любви, горения; золотой ­ изначальный цвет.IV. Анализ стихотворения "Белая береза". Выразительное чтение стихотворения учителем. Анализ стихотворения. А) Какие чувства возникли у вас после прослушивания стихотворении? (красоты березы, восторжение ею, любви к природе:) Б) А почему вы решили, что о красоте? (т.к. автор описывает берёзу:, говорит какая она:) В) При помощи чего поэт показывает красоту березы? (при помощи художественных средств) Г) Найдите ключевые слова, при помощи которых автор описывает дерево. ­ "белая береза" ­ эпитет; ­ Да, одним из ключевых слов стихотворения является определение "белая". ­ Что значит "белая"? (чистая, это ощущение радости, света:) Белый цвет в старину отождествляли с божественным, он означал причастность к Богу: белый ангел, белые  ризы, белые одежды святых. Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты,  начала новой жизни. ­ принакрылась ­ олицетворение; ­ Какое возникает при этом ощущение? (одушевленности:) ­ Слово "принакрылась" создает ощущение одушевленности образа березы, которая предстает живой,  одухотворенно, во многом похожей на женщину. В одном ее движении угадывается и желание быть красивой. И  стремление упрятать, сберечь то, что таится внутри. И попытка сохранить то очарование, что излучает она ­  легкая, изящная, ослепляющая белизной. ­ пушисты ветки ­ эпитет ­ снежною каймой ­ эпитет ­ белой бахромой ­ эпитет ­ На что они указывают и что выражают? Только зоркий взгляд поэта­живописца смог передать это скрытое движение жизни. ­ точно серебром ­ сравнение ­ Какой смысл оно несет в себе? Это сравнение получает несколько значений: необычной красоты, драгоценного одеяния. ­ под моим окном ­ На что указывает эта фраза? Личная сопричастность происходящего поэту чувствуется в строке "под моим окном". Он не просто восхищен  необыкновенно красивой картиной природы, но и, пристально вглядываясь в открывшееся взору чудо, делает  неожиданные открытия. ­ заря обходит ­ олицетворение ­ Какой она показана? Каково её значение в строфе и во всем стихотворении?В последней строфе главная роль отведена заре. Особая роль зари подчеркнута союзом а, который выделяет  ее и включает в общее движение жизни. В ней сочетаются степенность, величавость. Она заботится о березе,  как мать, благословляющая свою дочь. V. Выводы, итоги урока. ­ Какой нам показал березу поэт? (Береза предстает самым прекрасным и дорогим деревом. Она как будто находится в центре мира.) Береза ­ самое любимое дерево русского народа и " одно из почитаемых у славян деревьев". Ей посвящено  много народных песен, с нею связывались надежды на исцеление от болезней. ­ Какие краски, цвета использует автор в произведении? ­ Какое значение имеют художественные средства в этом тексте? ­ Какова основная мысль стихотворения? VI. Творческая работа. ­ Опишите берёзу на представленных вам картинах. VII. Домашнее задание. Анализ стихотворения "Топи да болота:"

Посмотрите также