Анализ лирического произведения С.Есенина "Белая береза"
Цель:
• знакомство с творчеством С.А.Есенина и его поэзией, изобразительными средствами в лирике поэта;
• совершенствование умения анализа стихотворения;
• воспитывать видение прекрасного, любовь к природе, поэзии, содействовать нравственно-эстетическому воспитанию школьников.
Оборудование: портрет С.А.Есенина, выставка книг, картин природы художников; высказывания со словами поэта.
30 прожитых поэтом на этой земле лет: Много это или мало? В Закавказье, где поэт бывал ни раз, в старину говорили: " Тридцать лет человек должен учиться, тридцать лет должен путешествовать и тридцать лет - писать, рассказывать людям всё, что он увидел, узнал, понял".
Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба - подтверждение другого старого изречения: "Жизнь ценится не за длину".
"Ведь я мог дать не то, что дал" ,- признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, это целый мир. Он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песнь о великом и вечном - о любви к родине.
Анализ лирического произведения С.Есенина "Белая
береза"
Цель:
знакомство с творчеством С.А.Есенина и его поэзией, изобразительными средствами в лирике поэта;
совершенствование умения анализа стихотворения;
воспитывать видение прекрасного, любовь к природе, поэзии, содействовать нравственноэстетическому
воспитанию школьников.
Оборудование: портрет С.А.Есенина, выставка книг, картин природы художников; высказывания со словами
поэта.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Мы начинаем урок.
II. Сообщение темы и цели урока.
Чтение эпиграфов к уроку.
Какой чистый и какой русский поэт. М.Горький
Чувство Родины основное в моём творчестве. Нет поэта без родины. Россия! Какое хорошее слово. И "роса", и
"сила", и "синее чтото": С.А.Есенин
Но и тогда
Когда во всей планете
Пройдёт вражда племён,
Исчезнет ложь и грусть,
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь".
С.А.Есенин
III. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
3 октября 2012 года русскому поэту Сергею Есенину исполнится 117 лет со дня рождения.
Две даты: 3 октября 1895 года 28 декабря 1925 года. Первая дата рождения, вторая дата смерти поэта.
30 прожитых поэтом на этой земле лет: Много это или мало? В Закавказье, где поэт бывал ни раз, в старину
говорили: " Тридцать лет человек должен учиться, тридцать лет должен путешествовать и тридцать лет
писать, рассказывать людям всё, что он увидел, узнал, понял".
Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба подтверждение другого старого изречения: "Жизнь
ценится не за длину".
"Ведь я мог дать не то, что дал" , признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, это целый мир. Он
живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песнь о великом и вечном о любви к
родине.
2. Знакомство с биографией поэта: сообщения учеников.
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии, в
крестьянской семье."В нашем Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село:
Раздольны, красивы наши заливные луга. Вокруг такая ширь. Вдали, в дымке. Синеют леса, воздух чист и
прозрачен.
Детство поэта прошло у родителей матери. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и
ходил всегда в царапинах. Эти воспоминания нашли и поэтическое отражение в его творчестве.
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
Золотая словесная груда,
И над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль
Забияки и сорванца.
С детства поэта окружала родная природа, с её первыми словами он впитывал народный поэтический взгляд на
мир песни матери, сказки бабушки, мудрые присловья деда
Как и все крестьянские дети , он знал нелегкий крестьянский быт. Всё это стало источником его творчества:
жизнь народа, природа, народное творчество.
Из автобиографии поэта: "Стихи я начал писать рано, лет десяти, но сознательное творчество отношу к 1617ти
годам".
Родина, Россия была для Сергея Есенина началом всех начал. Даже имя её он произносил с восхищением:
"Россия:Какое хорошее слово:и "роса", и "сила", и "синее чтото:"
О пашни, пашни, пашни
Коломенская грусть,
На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь.
3. Знакомство с поэтическим миром поэта.
Природу России поэт всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал её:
"Спит черёмуха в белой накидке:"
"Словно белою косынкой подвязалася сосна:"
"Отговорила роща золотая берёзовым веселым языком:"
(звучит романс на стихи С.Есенина "Отговорила роща золотая").
Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над
его несбывшимися мечтами.
Выражение чувств через явления природы одна из самых характерных особенностей есенинской лирики.
Многие образы его стихов родились из загадок или созданы по типу загадок, то есть, в основе образа лежит
скрытое сравнение, как в загадке:
а) Золотою лягушкой луна распласталась на синей воде:
б)
На грядки серые капустки волноватой
Рожок луны по капле масло льет:
в)
Щебетнули звёзды месяцу:
"Ой ты, желтое ягнятище,
Ты не мни траву небесную,
Перестань бодаться с тучами:"
4. Особенности поэзии С.Есенина.
В поэзии С.Есенина можно отметить 3 главных цвета: алый, синий, золотой. Синий и голубой символ
устремленности к небу, т.е. к чемуто недосягаемому; алый цвет любви, горения; золотой изначальный цвет.IV. Анализ стихотворения "Белая береза".
Выразительное чтение стихотворения учителем.
Анализ стихотворения.
А) Какие чувства возникли у вас после прослушивания стихотворении?
(красоты березы, восторжение ею, любви к природе:)
Б) А почему вы решили, что о красоте?
(т.к. автор описывает берёзу:, говорит какая она:)
В) При помощи чего поэт показывает красоту березы?
(при помощи художественных средств)
Г) Найдите ключевые слова, при помощи которых автор описывает дерево.
"белая береза" эпитет;
Да, одним из ключевых слов стихотворения является определение "белая".
Что значит "белая"?
(чистая, это ощущение радости, света:)
Белый цвет в старину отождествляли с божественным, он означал причастность к Богу: белый ангел, белые
ризы, белые одежды святых. Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты,
начала новой жизни.
принакрылась олицетворение;
Какое возникает при этом ощущение?
(одушевленности:)
Слово "принакрылась" создает ощущение одушевленности образа березы, которая предстает живой,
одухотворенно, во многом похожей на женщину. В одном ее движении угадывается и желание быть красивой. И
стремление упрятать, сберечь то, что таится внутри. И попытка сохранить то очарование, что излучает она
легкая, изящная, ослепляющая белизной.
пушисты ветки эпитет
снежною каймой эпитет
белой бахромой эпитет
На что они указывают и что выражают?
Только зоркий взгляд поэтаживописца смог передать это скрытое движение жизни.
точно серебром сравнение
Какой смысл оно несет в себе?
Это сравнение получает несколько значений: необычной красоты, драгоценного одеяния.
под моим окном
На что указывает эта фраза?
Личная сопричастность происходящего поэту чувствуется в строке "под моим окном". Он не просто восхищен
необыкновенно красивой картиной природы, но и, пристально вглядываясь в открывшееся взору чудо, делает
неожиданные открытия.
заря обходит олицетворение
Какой она показана? Каково её значение в строфе и во всем стихотворении?В последней строфе главная роль отведена заре. Особая роль зари подчеркнута союзом а, который выделяет
ее и включает в общее движение жизни. В ней сочетаются степенность, величавость. Она заботится о березе,
как мать, благословляющая свою дочь.
V. Выводы, итоги урока.
Какой нам показал березу поэт?
(Береза предстает самым прекрасным и дорогим деревом. Она как будто находится в центре мира.)
Береза самое любимое дерево русского народа и " одно из почитаемых у славян деревьев". Ей посвящено
много народных песен, с нею связывались надежды на исцеление от болезней.
Какие краски, цвета использует автор в произведении?
Какое значение имеют художественные средства в этом тексте?
Какова основная мысль стихотворения?
VI. Творческая работа.
Опишите берёзу на представленных вам картинах.
VII. Домашнее задание. Анализ стихотворения "Топи да болота:"