Речь не является врожденной способностью. Она формируется постепенно и её развитие
зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения
является полноценная работа артикуляционного аппарата. Расстройство подвижности
артикуляционных органов является одной из ключевых проблем возникновения нарушений в
произношении звуков. Без восстановления нарушенных функций мы не можем надеяться на
исправление речевого дефекта. Поэтому специалисты много времени и внимания уделяют
артикуляционной моторике.
Цель моей работы научить детей говорить чисто, связно, грамматически правильно.
Для достижения этой цели одним из важных аспектов является ежедневное проведение
артикуляционной гимнастики, многократное выполнение артикуляционных упражнений.
Но быстрая утомляемость, неустойчивость и кратковременность внимания, недостаток
интереса к организованной деятельности, низкая мотивация снижают детский интерес к
ежедневным занятиям, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения
артикуляционных упражнений.
Отсюда возникает необходимость внедрения в коррекционнообразовательный процесс
для повышения качества развития
информационнокоммуникационных технологий
артикуляционной моторики и выработки правильного артикуляционного уклада.
В ДОУ использование ИКТ является новой и только внедряемой инновационной
технологией, разработанных и широко используемых презентаций по формированию
артикуляционной моторики недостаточно. Поэтому перед нами встал вопрос о разработке
комплекта электронных презентаций в компьютерной программе Microsoft Office PowerPoint по
разделам: свистящие, шипящие, сонорные звуки.
В связи с актуальностью данного вопроса я определила для своей методической работы на
период с 2016 по 2021 годы следующее направление (тему): «Использование интерактивной
среды в логопедической работе по формированию артикуляционной моторики у детей
старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» (Слайд 1).
Для решения данной проблемы я поставила перед собой цель – (Слайд 2) повысить
теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.
Данная цель, я считаю, может быть реализована через ряд задач:
1.изучить требования ФГОС и актуальные методические материалы к использованию ИКТ
на логопедических занятиях по применению электронного комплекта презентаций при
организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми
нарушениями.
2. подобрать материал и разработать комплект презентаций по разделам: сонорные звуки
Л,ЛЬ (постановка, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях) для организации
индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями,
ориентированный на повышение эффективности процессов выработки правильного
артикуляционного уклада.
3. внедрить электронный комплект презентаций на свистящие звуки в индивидуальную
работу с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Для реализации поставленных задач мною был разработан план (Слайд 3).
На первом этапе поисковотеоретическом, за период с сентября по декабрь 2017
учебного года мною была изучена и обобщена литература по проблеме использования ИКТ в логопедической работе с детьми, изучены требования ФГОС к использованию ИКТ на
логопедических занятиях и актуальные методические материалы по применению электронного
комплекта презентаций при организации индивидуальной работы с детьми старшего
дошкольного возраста с речевыми нарушениями (Слайд 4).
НОРМАТИВНОЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:
1.
Представлены на слайде
(Слайд 5). ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
НАУЧНОМЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Представлена на слайде
(Слайд 6).
http://www.rusedu.info/Article840.html
За период с января 2018 по май 2017 учебного года мною был осуществлен подбор
материала для создания комплекта презентаций по разделам: сонорные звуки. Создан комплект
презентаций в компьютерной программе Microsoft Office PowerPoint по разделу: сонорные звуки
ЛЛЬ (артикуляционная гимнастика, постановка, автоматизация звука в слогах, словах,
предложениях) (СЛАЙД 7). Использование презентационных инструментальных средств
позволяет учителюлогопеду логопедической группы привнести эффект наглядности в занятия и
помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в
полном объеме. Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно
подготовленную информацию. Наглядность – это ключевой аргумент использования
мультимедийных презентаций.
Представляю вашему вниманию иллюстрацию некоторых фрагментов мультимедийных
презентаций по данному направлению работы (СЛАЙД 7,8,9).
При проведении артикуляционной гимнастики, когда ребёнок уже устаёт от многократного
повторения перед зеркалом одних и тех же движений, можно предложить ему поиграть.
Например, в презентациях «Постановка звука Л», «Сказка о веселом язычке», «Автоматизация Л
в начале слова», «Автоматизация Л в середине слова», «Автоматизация Л в конце слова»,
«Автоматизация Л в слогах, словах, предложениях», «Постановка звука ЛЬ», «Автоматизация
сонорного звука ЛЬ», «Автоматизация звука ЛЬ в слогах, словах», «Автоматизация звука ЛЬ в
составе прямого и обратного слога на уровне предложения», «Ледяная метель. Автоматизация
звука ЛЬ в предложениях», «Чистоговорки в картинках», «Автоматизация звуков Л, ЛЬ»,
«Автоматизация сонорных звуков ЛЛЬ у детей», предложены различные игры, задания,
упражнения на закрепление в речи правильного произношения звуков лль.
Таким образом, анализируя
научную и учебнометодическую литературу, интернет –
ресурсы, передовой опыт можно сделать следующий вывод:
1. Современные информационные технологии являются перспективным средством
коррекционно–развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
2. Использование игровых методов и приемов позволяет сформировать у детей
устойчивый интерес к выполнению упражнений артикуляционной гимнастики и значительно
повышает результат коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у
детей.
Перспектива (СЛАЙД 10). Разработать и внедрить электронные комплекты презентаций по разделам: сонорные звуки
ЛЛЬ (дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях), сонорные звуки РРЬ шипящие
звуки Ч, Ш, Щ, Ж, (постановка, автоматизация, дифференциация звуков в слогах, словах,
предложениях) для организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного
возраста с речевыми нарушениями, ориентированный на повышение эффективности процессов
выработки правильного артикуляционного уклада.
Анализ по теме самообразования
Анализ по теме самообразования
Анализ по теме самообразования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.