Анализ рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке" как способ подготовки обучающихся к части С итоговой аттестации и предметной олимпиаде
Цель: проанализировать рассказ Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, раскрывая жанрообразующие признаки святочного рассказа.
Задачи:
обучающие:
- познакомить учащихся с творчеством Ф.М.Достоевского посредством изучения его рассказа;
- ввести понятие “святочного (рождественского) рассказа;
- продолжать развивать умение наблюдать за художественным словом и делать свои выводы;
развивающие - продолжать развивать речь и творческие способности учащихся;
воспитательные:
- дать понятие общечеловеческих ценностей через приобщение к классической литературе;
- формировать умение использовать полученные знания в жизненных ситуациях.
Технология: личностно-ориентированная.
Оборудование: компьютер, презентация с иллюстрациями, звуковым эффектом
Предварительная работа: знакомство с содержанием рассказа.
Анализ рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа
олимпиаде
на елке" как способ подготовки обучающихся к
части С итоговой аттестации и предметной
Цель: проанализировать рассказ Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, раскрывая жанрообразующие
признаки святочного рассказа.
Задачи:
обучающие:
познакомить учащихся с творчеством Ф.М.Достоевского посредством изучения его рассказа;
ввести понятие “святочного (рождественского) рассказа;
продолжать развивать умение наблюдать за художественным словом и делать свои выводы;
развивающие продолжать развивать речь и творческие способности учащихся;
воспитательные:
дать понятие общечеловеческих ценностей через приобщение к классической литературе;
формировать умение использовать полученные знания в жизненных ситуациях.
Технология: личностноориентированная.
Оборудование: компьютер, презентация с иллюстрациями, звуковым эффектом
Предварительная работа: знакомство с содержанием рассказа.
1. Сообщение темы, цели урока. (СЛАЙД 1)
2. Вступительная беседа. (СЛАЙД 2)
Ход урока
Всего через несколько дней наступит время праздников, особенно любимых. Это Новый год и Рождество.
Вспомните, в ознаменование какого события отмечается Рождество.
(Рождение человекаБога, который был послан человечеству, чтобы помочь избавиться от грехов, помочь
сделать жизнь человека лучше, чище, нравственнее). Слова Ч.Диккенса.
И действительно, в рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время,когда особенную
значимость получают христианские ценности:доброта,милосердие,сострадание. Это время совершения добрых
дел.
А как называется время от Рождества до Крещения? (Святки)
В России в Святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать
подарки старикам в богадельни. Следовали этой традиции все — от государя до простых смертных.
Рождество — праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме (СЛАЙД 3), и родился
Спаситель человечества, так оно должно вершиться ежегодно в этот день, поэтому с таким нетерпением ждут
этот праздник взрослые и дети. И если даже не случится чуда, то чудесен сам праздник.
Этому времени посвящён рассказ Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”,который вы прочитали дома. И
вы убедились, что не для всех этот праздник несёт радость, ведь в жизни рядом с достатком и весельем
соседствуют горе, нужда и одиночество. Сегодня мы впервые обращаемся к творчеству Ф.М.Достоевского — одного из самых “трудных”, взрослых
писателей, анализируем, пусть и небольшой, рассказ, который был опубликован в журнале “Дневник писателя” в
1876 году, который издавал автор. Несколько слов об этом журнале скажет
_________________________________
(Фёдор Михайлович Достоевский с 1873 года издавал “Дневник писателя” так назывался журнал, в который
входили и художественные произведения, к которым относится рассказ “Мальчик у Христа на ёлке” С одной
стороны, это был известный журнал, предназначенный для широкого круга читателей, с другой — дневник для
себя, в котором писатель выражал свои мысли, взгляды. Писатель любил собирать правдивые факты из текущей
жизни, непосредственно увиденные им самим; именно их он делал основой своих произведений).
Рассказ “Мальчик у Христа на ёлке” принято относить к жанру святочного рассказа. С определением этого
жанра нас познакомит ____________________________
(Святочный или рождественский рассказ — литературный жанр, относящийся к категории календарной
литературы и имеющий свои особенности в сравнении с традиционным жанром рассказа).
Каковы же жанрообразующие особенности святочного рассказа? Обратимся к следующему слайду. (СЛАЙД 5).
Запись в тетрадь.
В ходе анализа текста мы должны обозначить наличие этих признаков в данном произведении. Для начала
обратимся к композиции рассказа и постараемся обозначить сюжет рассказа, т.е. последовательность событий.
(СЛАЙД 6)
3. Анализ рассказа.
Какой эпизод можно считать завязкой сюжета?
(Знакомство с главным героем рассказа)
С чего начинается знакомство с литературным героем? (С портрета). Зачитайте.
Заметим, что Достоевский очень коротко говорит о внешности мальчика, но подмечает то, что наиболее
характерно: это и “маленький рост”, и возраст “лет семь”, “дует на замёрзшие пальчики”, и одежда “какойто
халатик”, затем он одевает “картузик” (уменьшительноласкательные суффиксы), а главное это безликое
существо “хотело кушать”. Имя?
Как называется в литературном произведении описание помещения, где живёт герой? (Интерьер) Зачитайте.
С какой целью автор вводит это описание?
Что вас больше всего поражает?
Что заставило выйти мальчика на улицу? (Голод)
На что надеялся он? (“Хоть бы кусочек какойнибудь”, “копеечку”)
Завязка.
(Слайд 7)
Чтобы лучше понять состояние героя, автор использует пейзаж — картины живой и неживой природы — на
фоне которых происходит событие.
Как вы думаете, в каком городе происходят события? (Автор не называет конкретного города, но по отдельным
признакам можно, догадаться, что это Петербург; и мы с вами впервые сталкиваемся с понятием “Петербург
Достоевского”).
Что видит мальчик?
Что слышит мальчик?
Как вы думаете, какие художественные средства использует в этом фрагменте автор, чтобы передать
душевное состояние героя, заставить ощутить боль и страдание героя, ведь рассказ ведётся от 3его лица?
Обобщение учителя:а) читая слова автора, мы слышим голос самого мальчика, как будто находимся рядом с ним, видим и слышим его.
Такого эффекта позволяет добиться использование восклицательных и вопросительных предложений, которые
передают восхищение, радость, боль и страх;
б) эффект присутствия — использование автором однородных членов, повтор одних и тех же слов.
Как относится автор к маленькому герою? Из каких фактов языка это видно? (Особая чувствительность
повествования, использование уменьшительноласкательных суффиксов). Примеры.
(Слайд 8)
Прочитаем следующий отрывок — от слов “и вдруг, господи!” до “смешно на куколок”.
Иллюстрация.
(Слайд 9) + музыка
А теперь попробуем мысленно проникнуть за стекло и побывать на празднике.
Какой приём и скакой целью использует автор? (Антитеза) Худ. Деталь стекло.
Как вы думаете, почему после детского праздника автор изображает кукол? (Они противопоставлены мёртвым
душой людям).
Найдите примеры из текста, подтверждающие эту мысль. (Развитие действия.)
Какой момент рассказа можно считать кульминацией? (Шёпот, ёлка у Христа рождественское чудо?)
Если бы рассказ заканчивался на этом эпизоде, мы могли бы его сравнить со сказкой.
А можно ли его назвать в полной мере святочным рассказом? (Нет, этому мешает развязка рассказа, т.к. она
не представляет счастливого конца (СЛАЙД 11).
А ведь так хотелось бы, чтобы этот рассказ был понастоящему святочным и имел счастливый конец. (Проверка
творческой работы. 1 вариант)
Об этом говорит и сам писатель в последнем абзаце. А что стало с мальчиком, если бы он выжил? (Ответ 1
часть “Мальчик с ручкой”, т. е. попрошайкой, “халатником”, который жил с ним в одном подвале.
Ф.М.Достоевский высоко ценил этот рассказ, он считал, что (СЛАЙД 10)
И что “преступное равнодушие взрослых является причиной преступления детей”.
Считаете вы этот рассказ актуальным в наши дни? Озвучьте свою точку зрения. (Проверка творческих работ. 2
вариант). (СЛАЙД 12)
4. Подведение итогов урока.
Святочный (рождественский) рассказ — это жанр литературы, основу которого обычно составляет одно
событие, всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал счастливый.
Портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, художественные приёмы, синтаксические и лексические
средства выразительности — система понятий, помогающая раскрыть замысел писателя.
Вера, милосердие, сострадание — вечные непреходящие человеческие ценности.
5. Домашнее задание. (СЛАЙД 13). Прочитать рождественский рассказ другого писателя.
Рождество светлый праздник, в который принято дарить подарки. Я вам сегодня подарю сладкие подарки, как
частичку моего сердца. Я хочу, чтобы в жизни у вас было всё хорошо. Открывайте свои сердца людям, которые
нуждаются в вашей помощи. Будьте милосердны, добры, сострадательны. (СЛАЙД 14)