Анализ рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Анализ рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке" как способ подготовки обучающихся к части С итоговой аттестации и предметной олимпиаде Цель: проанализировать рассказ Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, раскрывая жанрообразующие признаки святочного рассказа. Задачи: обучающие: - познакомить учащихся с творчеством Ф.М.Достоевского посредством изучения его рассказа; - ввести понятие “святочного (рождественского) рассказа; - продолжать развивать умение наблюдать за художественным словом и делать свои выводы; развивающие - продолжать развивать речь и творческие способности учащихся; воспитательные: - дать понятие общечеловеческих ценностей через приобщение к классической литературе; - формировать умение использовать полученные знания в жизненных ситуациях. Технология: личностно-ориентированная. Оборудование: компьютер, презентация с иллюстрациями, звуковым эффектом Предварительная работа: знакомство с содержанием рассказа.
Иконка файла материала Анализ рассказа Ф.М. Достоевского.doc
Анализ рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа олимпиаде на елке" как способ подготовки обучающихся к части С итоговой аттестации и предметной Цель: проанализировать рассказ Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, раскрывая жанрообразующие  признаки святочного рассказа. Задачи: обучающие: ­ познакомить учащихся с творчеством Ф.М.Достоевского посредством изучения его рассказа; ­ ввести понятие “святочного (рождественского) рассказа; ­ продолжать развивать умение наблюдать за художественным словом и делать свои выводы; развивающие ­ продолжать развивать речь и творческие способности учащихся; воспитательные: ­ дать понятие общечеловеческих ценностей через приобщение к классической литературе; ­ формировать умение использовать полученные знания в жизненных ситуациях. Технология: личностно­ориентированная. Оборудование: компьютер, презентация с иллюстрациями, звуковым эффектом  Предварительная работа: знакомство с содержанием рассказа. 1. Сообщение темы, цели урока. (СЛАЙД 1) 2. Вступительная беседа. (СЛАЙД 2) Ход урока ­ Всего через несколько дней наступит время праздников, особенно любимых. Это Новый год и Рождество. ­ Вспомните, в ознаменование какого события отмечается Рождество. (Рождение человека­Бога, который был послан человечеству, чтобы помочь избавиться от грехов, помочь  сделать жизнь человека лучше, чище, нравственнее). Слова Ч.Диккенса. ­ И действительно, в рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время,когда особенную  значимость получают христианские ценности:доброта,милосердие,сострадание. Это время совершения добрых  дел. ­ А как называется время от Рождества до Крещения? (Святки) ­ В России в Святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать  подарки старикам в богадельни. Следовали этой традиции все — от государя до простых смертных. ­ Рождество — праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме (СЛАЙД 3), и родился  Спаситель человечества, так оно должно вершиться ежегодно в этот день, поэтому с таким нетерпением ждут  этот праздник взрослые и дети. И если даже не случится чуда, то чудесен сам праздник. ­ Этому времени посвящён рассказ Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”,который вы прочитали дома. И вы убедились, что не для всех этот праздник несёт радость, ведь в жизни рядом с достатком и весельем  соседствуют горе, нужда и одиночество.­ Сегодня мы впервые обращаемся к творчеству Ф.М.Достоевского — одного из самых “трудных”, взрослых  писателей, анализируем, пусть и небольшой, рассказ, который был опубликован в журнале “Дневник писателя” в 1876 году, который издавал автор. Несколько слов об этом журнале скажет  _________________________________ (Фёдор Михайлович Достоевский с 1873 года издавал “Дневник писателя” ­ так назывался журнал, в который  входили и художественные произведения, к которым относится рассказ “Мальчик у Христа на ёлке” С одной  стороны, это был известный журнал, предназначенный для широкого круга читателей, с другой — дневник для  себя, в котором писатель выражал свои мысли, взгляды. Писатель любил собирать правдивые факты из текущей  жизни, непосредственно увиденные им самим; именно их он делал основой своих произведений). ­ Рассказ “Мальчик у Христа на ёлке” принято относить к жанру святочного рассказа. С определением этого  жанра нас познакомит ____________________________ (Святочный или рождественский рассказ — литературный жанр, относящийся к категории календарной  литературы и имеющий свои особенности в сравнении с традиционным жанром рассказа). ­ Каковы же жанрообразующие особенности святочного рассказа? Обратимся к следующему слайду. (СЛАЙД 5).  Запись в тетрадь. ­ В ходе анализа текста мы должны обозначить наличие этих признаков в данном произведении. Для начала  обратимся к композиции рассказа и постараемся обозначить сюжет рассказа, т.е. последовательность событий.  (СЛАЙД 6) 3. Анализ рассказа. ­ Какой эпизод можно считать завязкой сюжета? (Знакомство с главным героем рассказа) ­ С чего начинается знакомство с литературным героем? (С портрета). Зачитайте. Заметим, что Достоевский очень коротко говорит о внешности мальчика, но подмечает то, что наиболее  характерно: это и “маленький рост”, и возраст “лет семь”, “дует на замёрзшие пальчики”, и одежда ­ “какой­то  халатик”, затем он одевает “картузик” (уменьшительно­ласкательные суффиксы), а главное это безликое  существо “хотело кушать”. Имя? ­ Как называется в литературном произведении описание помещения, где живёт герой? (Интерьер) Зачитайте. ­ С какой целью автор вводит это описание? ­ Что вас больше всего поражает? ­ Что заставило выйти мальчика на улицу? (Голод) ­ На что надеялся он? (“Хоть бы кусочек какой­нибудь”, “копеечку”) ­ Завязка. (Слайд 7) ­ Чтобы лучше понять состояние героя, автор использует пейзаж — картины живой и неживой природы — на  фоне которых происходит событие. ­ Как вы думаете, в каком городе происходят события? (Автор не называет конкретного города, но по отдельным признакам можно, догадаться, что это Петербург; и мы с вами впервые сталкиваемся с понятием “Петербург  Достоевского”). ­ Что видит мальчик? ­ Что слышит мальчик? ­ Как вы думаете, какие художественные средства использует в этом фрагменте автор, чтобы передать  душевное состояние героя, заставить ощутить боль и страдание героя, ведь рассказ ведётся от 3­его лица? Обобщение учителя:а) читая слова автора, мы слышим голос самого мальчика, как будто находимся рядом с ним, видим и слышим его. Такого эффекта позволяет добиться использование восклицательных и вопросительных предложений, которые передают восхищение, радость, боль и страх; б) эффект присутствия — использование автором однородных членов, повтор одних и тех же слов. ­ Как относится автор к маленькому герою? Из каких фактов языка это видно? (Особая чувствительность  повествования, использование уменьшительно­ласкательных суффиксов). Примеры. (Слайд 8) ­ Прочитаем следующий отрывок — от слов “и вдруг, господи!” до “смешно на куколок”. ­ Иллюстрация. (Слайд 9) + музыка ­ А теперь попробуем мысленно проникнуть за стекло и побывать на празднике. ­ Какой приём и скакой целью использует автор? (Антитеза) Худ. Деталь ­ стекло. ­ Как вы думаете, почему после детского праздника автор изображает кукол? (Они противопоставлены мёртвым  душой людям). ­ Найдите примеры из текста, подтверждающие эту мысль. (Развитие действия.) ­ Какой момент рассказа можно считать кульминацией? (Шёпот, ёлка у Христа ­ рождественское чудо?) ­ Если бы рассказ заканчивался на этом эпизоде, мы могли бы его сравнить со сказкой. ­ А можно ли его назвать в полной мере святочным рассказом? (Нет, этому мешает развязка рассказа, т.к. она  не представляет счастливого конца (СЛАЙД 11). ­ А ведь так хотелось бы, чтобы этот рассказ был по­настоящему святочным и имел счастливый конец. (Проверка творческой работы. 1 вариант) ­ Об этом говорит и сам писатель в последнем абзаце. А что стало с мальчиком, если бы он выжил? (Ответ ­ 1  часть “Мальчик с ручкой”, т. е. попрошайкой, “халатником”, который жил с ним в одном подвале. ­ Ф.М.Достоевский высоко ценил этот рассказ, он считал, что (СЛАЙД 10) ­ И что “преступное равнодушие взрослых является причиной преступления детей”. ­ Считаете вы этот рассказ актуальным в наши дни? Озвучьте свою точку зрения. (Проверка творческих работ. 2  вариант). (СЛАЙД 12) 4. Подведение итогов урока. Святочный (рождественский) рассказ — это жанр литературы, основу которого обычно составляет одно  событие, всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал ­ счастливый. Портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, художественные приёмы, синтаксические и лексические  средства выразительности — система понятий, помогающая раскрыть замысел писателя. Вера, милосердие, сострадание — вечные непреходящие человеческие ценности. 5. Домашнее задание. (СЛАЙД 13). Прочитать рождественский рассказ другого писателя. Рождество ­ светлый праздник, в который принято дарить подарки. Я вам сегодня подарю сладкие подарки, как  частичку моего сердца. Я хочу, чтобы в жизни у вас было всё хорошо. Открывайте свои сердца людям, которые  нуждаются в вашей помощи. Будьте милосердны, добры, сострадательны. (СЛАЙД 14)

Посмотрите также