Анализ рассказа Л.Н. Толстого "После бала". Идейное содержание

  • Разработки уроков
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: 1) изучить произведение; выяснить степень эмоционального воздействия произведения на учащихся. 2) формирование навыков и умения определять значение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, давать характеристику героев; 3) раскрыть идейный замысел Толстого; 4) развить понятия о сюжете и композиции; об антитезе (как способе построения произведения); о контрасте (как приеме, помогающем раскрыть идею рассказа); 5) развитие устной речи учащихся. Оборудование: репродукция портрета Л.Н. Толстого, опорные листы работы Н.Н. Ге (1884), рисунки учащихся, записи вальса, мазурки; сценка, свечи; малая наглядность. Учащиеся располагаются как в школе Л.Н. Толстого: на окнах, на полу, лавках; некоторые за столами; звучит музыка.
Иконка файла материала Анализ рассказа Л.Н. Толстого После бала.doc
Анализ рассказа Л.Н. Толстого "После бала". Идейное содержание Цель: 1) изучить произведение; выяснить степень эмоционального воздействия произведения на учащихся. 2) формирование навыков и умения определять значение элементов сюжета, композиции, изобразительно­ выразительных средств языка, давать характеристику героев; 3) раскрыть идейный замысел Толстого; 4) развить понятия о сюжете и композиции; об антитезе (как способе построения произведения); о контрасте  (как приеме, помогающем раскрыть идею рассказа); 5) развитие устной речи учащихся. Оборудование: репродукция портрета Л.Н. Толстого, опорные листы работы Н.Н. Ге (1884), рисунки учащихся,  записи вальса, мазурки; сценка, свечи; малая наглядность. Учащиеся располагаются как в школе Л.Н. Толстого: на окнах, на полу, лавках; некоторые за столами; звучит  музыка. Л.Н. Толстой (1828­1910) "После бала" План I. История создания рассказа II. Л.Н.Т. ­ художник, мыслитель III. Идейное содержание рассказа IV. Гуманистический пафос  произведения Опорные слова: гуманизм алогизм достоинство пафос Запомните  правописание: острог неприкаянный происшедший фрагмент экзекуция т.л. идея сюжет композиция контраст антитеза экспозиция На доске  Портрет работы Н.Н. Ге 1884 г.  Не зная Толстого ­ нельзя считать... себя культурным человеком. А.М. Горький Слово учителя I. На прошлых уроках мы прочитали и изучили с вами повесть И.С. Тургенева "Ася". Сегодня на уроке речь  пойдет о рассказе Л.Н. Толстого "После бала".Невозможно не заметить общие черты в биографиях героев повести "Ася" и рассказа "После бала", в их  характерах. И в том и в другом произведении о днях своей веселой, беззаботной молодости рассказывают  пожилые люди. Оба героя потерпели неудачу в любви и остались неприкаянными бобылями. Сходны и  жизненные проблемы, волновавшие авторов. Есть общее в построении произведений, в повествовании от I­го  лица; и примерно одно и то же время ­ 40гг XIX века. Но хотя "Ася" написана в 1857 году, а "После бала" в 1903 г. (через полвека), ни о каком влиянии Тургенева на  творчество Толстого говорить не приходится. Оба произведения совершенно оригинальны. Что же пробудило  Льва Николаевича на закате своих дней (смотреть портрет Н.Н. Ге 1884) обратиться к давно ушедшему  времени? Что за случай, происшедший в далекие годы юности, вспомнил Лев Николаевич Толстой и положил в  основу рассказа "После бала"? а) В Варвару Андреевну Корейш, дочь воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейш, был влюблен  С.Н., брат писателя. Наутро после одного из балов он увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь  строй солдата. б) Встреча Льва Николаевича с 95­летним стариком, служившим простым солдатом в русской армии. Актерская группа Старик: Я тогда служил при Николае. Тогда разве такая, как нынче служба была! Тогда что же было? У!  Вспоминать, так ужасть береть. Я еще Александра застал. Александра того хвалили солдаты, говорили ­  милостив был. Толстой: Я вспомнил последние времена царствования Александра, когда из 100 ­ 20 человек забивали  насмерть. Хорош же был Николай, когда в сравнении с ним Александр милостивым казался. Старик: При Николае на 50 палок и порток не снимали, а 150, 200, 300: насмерть запарывали. А уж палками ­  недели не проходило, чтоб не забивали человека или двух из полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а  тогда это словечко со рта не сходило. Солдаты Николая Палкиным прозвали. Унтер­офицера до смерти убивали  солдат молодых. И никогда взыску не было. Помрет от убоя, а начальство пишет: "Властию божиею помре:" в) Был и еще один случай в жизни художника слова. В 1866 г. недалеко от Я. П. был казнен солдат, ударивший  офицера, постоянно издевавшегося над ним. Л.Н. пытался защитить солдата перед судом, но ничего не  получилось. Л.Н. Толстой: Случай этот имел на всю мою жизнь больше влияния, чем все кажущиеся более или менее  важными события жизни: потеря или поправление состояния, успех или неуспех в литературе, даже потеря  близких людей. II. Доклад учащихся о жизни Л.Н. Толстого. Л.Н.Толстой прожил долгую жизнь. Многое испытал. Был и студентом Казанского университета, и военным (на  Кавказе и в Севастополе), и путешественником, и педагогом (в Я.П. у него была своя школа для крестьянских  детей), и общественным деятелем, и писателем, и философом, размышляющим над прошлым, настоящим и  будущим. Он создал огромное количество произведений. Его рассказ "После бала" также явился осмыслением  прожитого, настоящего и будущего. Разберемся в прочитанном. III. "После бала" ­ рассказ, в котором Толстой восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, что прошлое с его социальным неравенством, жестокостью, бесчеловечностью ­ цепко держит  Россию. 1. Сюжет? (очень простой) 2. Композиция? ­ Как начинается рассказ? В рассказе 2 рассказчика: Иван Васильевич, главный герой, и тот, кто знакомит нас Иваном Васильевичем.  Перед нами рассказ в рассказе. Повествование начинается сразу, внезапно, без развернутой экспозиции. (на  доске записано определение). Экспозиция ­ вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы,  которые развиваются в дальнейшем.­ Как завершается рассказ? Сразу без всяких выводов и поучений. Главное сказано, добавить уже нечего. Перед вами отрывок, фрагмент из жизни, разговор о роли общественных условий в изменении взглядов и  поведения человека, о том, всесильны ли эти условия или есть что­то другое, что позволяет человеку прозреть. Эта проблема поставлена в самом начале произведения. Давайте ее решать. ­ Как композиция служит раскрытию идейного содержания рассказа? ­ Какая особенность построения предложения сразу бросается в глаза? (наличие противопоставления, т.е.  антитеза) 3. Антитеза как способ построения предложения. Докажите. Что противопоставляется? I и II части рассказа. а) 2 сцены (бал и наказание солдата) б) Сравните (I и II ч ) поведение и внешность полковника на балу и после бала. в) Сравните описание зала у предводителя и описание улицы. г) Сравните душевное состояние Ивана Васильевича на балу и после. д) С помощью каких языков средств писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата. Какими эпитетами обрисован праздник? Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые. Какой музыкальный мотив звучит (мотив мазурки звучит почти непрерывно). Как выглядит Варенька? Она в белом платье, в белых перчатках в белых башмачках, у нее ­ "сияющее разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые милые глаза". Отец Вареньки ­ красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими  глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами. Иван Васильевич доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит на танцующих с восторженным умилением, нежным  чувством. Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее герой рассказа воспринимает "с восторженным умилением"  (он влюблен) он был бесконечно "счастлив", и счастье его "все росло и росло". Он захвачен атмосферой праздника, близостью любимой девушки, ощущением собственной молодости и  красоты. Во II ч. рассказа краски резко темнеют, хотя студент вначале еще радостен и счастлив: в весеннем мокром  тумане движутся пешеходы, ломовые с дровами на санях, лошади под глянцевитыми дугами с мокрыми головами; покрытые рогожками извозчики шлепают по талому снегу; кузнец в засаленном полушубке и фартуке несет  какую­то ношу; в конце поля виднеется что­то большое, черное: Раздается неприятная визгливая мелодия. И  перед наблюдателем разворачивается странная картина экзекуции. Полковник все тот же. Но теперь с окровавленной, истерзанной жертвой экзекуции, его красота и военная  выправка выглядит почти кощунственно: Полковник Наказываемый "Высокий военный в  кителе и фуражке" "Шел твердой,  подрагивающей  походкой" "Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат". Спина его  ­ "что­то пестрое, мокрое, красное, неестественное" "дергая всем телом,  шлепая ногами по талому снегу, "подвигался ко мне, то опрокидывался назад ­ и тогда унтер­офицеры ведшие его за ружья толкали его вперед, то падая  наперед ­ и тогда унтер­офицеры: тянули его назад". "Спотыкающийсякорчащийся человек". "Сморщенное от страдания лицо". "Твердым шагом  двигалась высокая,  статная фигура" Румяное лицо, белые  усы и бакенбарды Ощущения героя? Иван Васильевич испытывает почти физическую, доходящую до тошноты тоску. Ощущение счастья сменяется  ощущением ужаса. Зловещую размеренность, бездушие, длительность и ужас совершающегося Л.Н.Т. передает  повторением одних и тех же слов: ":все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося  человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая,  статная фигура полковника рядом с наказываемым". (что­то механическое звучит в ритме слов ­ почти и не  человек полковник) Почему Л.Н. использует антитезу как способ построения предложения? На балу В поле человечный бездушны любимый й заведенн ый На белом фоне черное всегда заметнее, чем на любом другом. 5. Контраст как прием, помогающий раскрыть идейное содержание рассказа. Почему Толстой противопоставляет друг другу 2 части рассказа и в описании использует контрастные краски?  Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они живут, позволяет  писателю выявить существо их характеров и в то же время обнажить идею социальных противоречий России.  Контраст помогает раскрыть идею сосуществования 2­х миров. Творческая группа (критики) №3 Почему полковник, как будто любящий, внимательный отец, оказался жестоким по отношению к солдатам?  Докажите! Был ли он двуличным человеком, лицемером? (На балу он в маске?) На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на  балу? Искренен он в отношении дочери и других участников бала? По отношению к людям определенного круга он мил  и добр, и там он на самом деле красив. Он внимательный, заботливый отец (носит домодельный сапоги, чтоб  одевать и вывозить любимую дочь.) И Варенька его любит и гордится им. ("с гордостью и радостью и за себя и  за него взглядывает на любующихся зрителей") Какие (и почему) качества его натуры проявляются в сцене на плацу? Спесь и пренебрежение к людям низшего сословия. Он старый служака, привыкший повиноваться вышестоящим  и приказывать нижестоящим. Он ревнитель порядка и закона. Он искренне убежден: все должно быть по  закону: совершил побег солдат ­ должен пройти через строй, должен быть наказан. Система наказаний  придумана не им: он просто не дает себе труда задуматься над ней. Может быть, где­то в глубине души у него  при исполнении долга, как он его понимает, и шевелится какое­то человеческое чувство (недаром он, вероятно  стыдясь, делает вид, будто не узнал Ивана Васильевича, и поспешно отворачивается).И это не умаляет его вины. Это лишь объясняет мотивы его поступков. Он верит в необходимость расправы с  тем, кто преступил закон. И считает своим долгом наказать "малорослого солдата", за недостаточное старание  при наказании беглого татарина. /Бьет его по лицу за нанесенный слабый удар/ Понял ли рассказчик причины противоречия в характере полковника? Он искренне добр (на балу), он искренне зол (на плацу). И эта искренность полковника в разных жизненных  ситуациях больше всего ставит Ивана Васильевича в тупик. "Очевидно, он что­то такое знает, чего я не знаю.  Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня", ­ размышлял Иван  Васильевич. И смутно приходит к выводу, что в этом алогизме жизни повинно общество (алогизм ­ нелепость).  Герой так и не дошел до корня. Он лишь догадывается, что дело в каких­то социальных причинах. Л.Н., являясь носителем гуманистической идеи, не только разоблачает жестокость полковника, но и показывает  уродливость социальных условий, искажающих понятия долга, гуманности, искажающих натуру человека. Л.Н. ведет нас к мысли, что веселье, благополучие, праздная жизнь одних людей зиждутся на бесправии,  угнетении, попрании человеческого достоинства других. Юноша из богатой семьи, горячий, впечатлительный, даже восторженный, он, впервые в жизни столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свой жизненный путь, отказался от всякой карьеры и посвятил  свои силы тому, чтобы помогать другим людям. Почему И.В. отказался от государственной службы? Прав ли он  был? Для него служба ассоциировалась с источником несправедливости. Он чувствовал бы себя без вины постоянно  виноватым. Если не можешь ничего изменить, то хотя бы не участвуй в творении зла. Вне государственной службы герой  еще и принес обществу пользу: "мы знаем, как вы никуда не годились. Скажите лучше: сколько бы людей никуда  не годились, кабы вас не было". То есть главный герой осознает свою личную моральную ответственность за все происходящее. Звучит мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее. Почему потерпела крушение любовь И.В. к Вареньке? Человек не должен быть равнодушен к жизни близких и "дальних" своих. Он должен чувствовать личную  ответственность за все, что совершается в мире. И с Варенькой он расстался так как не мог жить и любить по­ прежнему (слишком велико было эмоциональное потрясение). Л.Н.Т. не мог в силу своего характера и убеждений оставаться в стороне от борьбы с общественным злом. Он  считал, что и его время полно "теми ужасами, теми же пытками, которые для следующих поколений будут так же удивительны по своей жестокости и нелепости". "Триста тысяч человек в острогах и арестантских ротах... гибнут физически и нравственно" Льва Николаевича всю жизнь мучила мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над  проектом о переформировании армии, где выступал против варварского наказания шпицрутенами. А теперь вернемся к вопросу о композиции. Вечер и утро, то есть символы противопоставляются: вечер затуманивает, искажает видение автором жизни  (ему все кажется прекрасным). Утро невольно срывает флер ночного очарования, пелену с глаз героя. И ему  открывается иная сторона жизни. Домашнее задание  Сочинение­миниатюра  Почему рассказ назван "После бала", хотя большая его часть посвящена описанию праздника?

Посмотрите также