Анализ стихотворения А.Ахматовой "Родная земля"(11 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Анализ стихотворения А.Ахматовой "Родная земля"(11 класс), написанное поэтессой в 1961 году, помогает учащимся понять не только основную тематику и проблематику произведения, но и заставляет их задуматься, что же такое для каждого из них значит вроде бы привычное и часто употребляемое словосочетание "родная земля".
Иконка файла материала родная земля.docx
А.Ахматова «Родная земля». Стихотворение написано в 1961 году в больнице, на краю гибели, оно  приурочено к 20­летию начала Великой Отечественной войны. В нем речь  идет не о стране как о таковой, а об ее вечном символе — плодородном  черноземе, который хлеборобы до сих пор почитают своим кормильцем . В  стихотворении  поэтесса показала простой философский взгляд в будущее. Л. Чуковская в своих записках об Ахматовой вспоминает: «Мне захотелось  уйти, «Родная земля» очень ударила по нервам». Говоря о Родине, поэты обычно показывают любовь к родной земле через  пейзаж. У Ахматовой его нет. О земле говорится только в заглавии. Многократные отрицания в первой строфе: не носим на груди, не сочиняем,  не бередит, не кажется – и уверенность в последующей :  Для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах. И мы мелем, и месим, и крошим Тот ни в чем не замешанный прах, ­ наталкивают читателя на мысль о том,  что поэтесса ведет спор­диалог с кем­то. По своему жанру – это сонет. В трех катренах звучит тема стихотворения,  а в последнем двустишии (Но ложимся  в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно — своею.)­ итог.  Эпиграф (стихотворение «Не с теми я , кто бросил землю» (1922) очень важен для Ахматовой. Ключевым образом и в эпиграфе, и в стихотворении является  «земля»: это и почва(пыль, грязь),это и прах(пыль, останки), это и страна, это  и Родина. Образ лирической героини  собирательный. Местоимение «мы»  говорит о том, что она часть народа. Именно поэтому страдания лирической  героини ­ это страдания народа (вспомним «Реквием»). Мотив смерти звучит очень спокойно: «Но ложимся в нее и становимся ею,  оттого и зовем так свободно – своею». Ахматова говорит, что  в любую  минуту мы можем превратиться в прах, но в то же время ведь это и смена  поколений.   В этих простых финальных строках заключен высший философский смысл: не нужно говорить   высокопарных слов о родной земле, достаточно лишьпомнить о том, что она, родная земля, является частью такого  понятия как  «родина».