Анализ стихотворения Г.Р. Державина "Осень во время осады Очакова"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Личностно – ориентированный урок с применением новых информационных технологий Цели: • образовательная: путём совместного поиска выявить некоторые особенности державинской лирики; опираясь на субъектный опыт восьмиклассников, помочь овладеть навыками анализа стихотворения; • развивающая: содействовать обучающимся в овладении навыками анализа стихотворения, умением вести диалог и полилог; анализируя стихотворение, развивать умение определять особенности творчества поэта; • воспитательная: формировать у учеников потребность к приобретению знаний, толерантность в учебных взаимодействиях. Тип урока: обучающий. Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, карточки – помощники.
Иконка файла материала Анализ стихотворения Г.Р. Державина.doc
Анализ стихотворения Г.Р. Державина "Осень во время осады Очакова" Личностно – ориентированный урок с применением новых информационных технологий Цели:    образовательная: путём совместного поиска выявить некоторые особенности державинской лирики;  опираясь на субъектный опыт восьмиклассников, помочь овладеть навыками анализа стихотворения; развивающая: содействовать обучающимся в овладении навыками анализа стихотворения, умением  вести диалог и полилог; анализируя стихотворение, развивать умение определять особенности  творчества поэта; воспитательная: формировать у учеников потребность к приобретению знаний, толерантность в учебных  взаимодействиях. Тип урока: обучающий. Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, карточки – помощники. Проект урока I. Организационный момент 1. Создание положительного эмоционального настроя на учебную деятельность. 2. Сообщение темы, цели урока, организации учебной деятельности в ходе урока. II. Информационная часть 1. Слово учителя: С Г. Р. Державина началась новая русская лирика. Поэт создал единую русскую поэзию,  соединил «высокое» и «низкое», сломав искусственные перегородки, и живой русский язык хлынул в поэзию,  оказалось, что можно писать обо всём, главное – от души. Его поэзия идёт от сердца. Чувства, переживания,  настроения – вот содержание  стихов Державина. Слайд 1. Портрет Г. Р. Державина. Под портретом надпись: «Державин –  поэт Екатерининской эпохи». Слайд 2. Портрет императрицы Екатерины II. 2.Реализация домашнего задания. 1. Сообщение первого ученика: В 1787 году Турция начала войну против России, которая длилась до 1791 года.  Очаков – турецкая крепость. Осада крепости русскими войсками длилась полтора года. Крепость была взята  русскими войсками в лютый мороз в ходе кровопролитного штурма. Слайд 3. Штурм Очакова. 2. Сообщение второго ученика. Стихотворение написано в связи с осадой Очакова русскими войсками под  предводительством Г. А. Потёмкина в 1788 году. Слайд 4. Г.А. Потёмкин. Слайд 5. Стихотворение «Осень во время осады Очакова». Первое название стихотворения: «Осень в селе Зубриловке 1788 в ноябре». III. Самостоятельная работа Задание: прочитайте в сносках учебника значения данных слов, запомните их. Колпик – аист; Ловецки – охотничьи;Выжлицы – гончие собаки; Борей – бог северного ветра (в греческой мифологии). IV. Чтение стихотворения учителем V. Выявление степени восприятия стихотворения учащимися Полилог. 1.Ваше мнение о стихотворении. Какие картины вам запомнились? Попробуйте их нарисовать. Легко ли? (Да.) 2.Какие строки показались самыми значительными, запоминающимися? 3.Какие – то слова вас удивили? Какие? Чем? 4.Как построил Державин стихотворение? (Антитеза: Осень – Зима.) Как вы думаете, почему слова «Осень»,  «Зима» поэт пишет с большой буквы? 5. Выясним, какие изобразительные средства предпочитает поэт, описывая картины осени и предзимья. Метод исследования. Найдите примеры олицетворения. Как вы думаете, с какой целью они употреблены? (Осень «носит», «просит»;  Борей: «хмурит», «зовёт»; чародейка: «идёт», «машет», «претворяет»; пустыни и долы «сетуют». Олицетворения помогают передать очарование уходящей осени, картины предзимья, «оживляют» Осень и Зиму (потому – то с  прописной буквы написаны), придают описанию выразительность.) Некоторые слова по поэтической традиции того времени Державин употребляет в церковнославянском  варианте – с так называемым неполногласием. Например, мраз – вместо мороз. Самостоятельная работа: найдите в тексте стихотворения ещё примеры неполногласия и объясните их роль.  («Златые», «сребрится», «хладного», «древа».) (Слабые учащиеся пользуются карточками –помощниками.) Ещё одна поэтическая традиция того времени – употребление усечённых окончаний в прилагательных и  причастиях. Например, в первой строке: «румяна». Самостоятельная работа: найдите в тексте стихотворения примеры усечённых окончаний в прилагательных и  причастиях. Назовите их. («Шумящи», «красно – жёлты», «ловецки», «добры», «рассыпан», «голодны», «голы».)  Объясните роль. Полилог. Пронаблюдайте за использованием эпитетов. Какие закономерности вы обнаружили? (Эпитеты разнообразны.  Одни воссоздают картины уходящей осени: «румяна», «златые», «шумящи», «щедрым». Другие рисуют картины  предзимья: «седая», «косматым», «хладного», «белый». Эпитеты создают контраст: «златые» ­ «седая»,  «щедрым» ­ «голы», «румяна» ­ «белый», «щедрым» ­ «жадной». Индивидуальная самостоятельная работа. Какие ещё изобразительные средства есть в стихотворении?   Метод  поиска. (Сравнение. Метонимия.) 6.Работа над определением особенностей языка, синтаксиса, ритма, рифмы. Найдите примеры употребления «высокой» и «низкой» лексики. («Взор» ­ «ест».) Найдите примеры лексической анафоры.(«Уже румяна Осень носит, Уже стада толпятся птичьи») Найдите синтаксическую анафору. Полилог. Как вы думаете, с какой целью употреблены повторы? (Усиливают впечатление  от изображаемого.  Стихотворение начинается словом «уже», которое повторяется дважды – это говорит о том. Что время Осени  проходит. В природе всему своё место: осень сменяет зима… и это вечно. Державин – родоначальник  философской лирики.) VI. Исследовательская работав парах Задание: Определите размер стихотворения. (Пятистопный ямб. Ямб – любимый размер Державина.)Слайд 6. Рисунок пятистопного ямба. VII. Домашнее задание (На выбор). Выясните историю написания стихотворения  Г. Р. Державина «Снегирь»; подготовьте слайды к  уроку – анализу стихотворения «Снегирь». Подготовьте  чтение наизусть стихотворения «Осень во время осады Очакова». VIII. Обсуждение итогов урока Что нового узнали на уроке? Чему научились? Что понравилось? Не понравилось? Почему? В какой форме хотели бы провести следующий урок анализа стихотворения Г. Р. Державина «Снегирь»? IX. Выставление отметок

Посмотрите также