Анализ стихотворения И.А. Бунина "Помню – долгий зимний вечер"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задачи: 1. Создание условий для восприятия поэтического текста; 2. Знакомство с изобразительно-выразительными средствами; 3. Обучение многоаспектному лингвистическому анализу текста 4. Доказать, что каждый поэт, используя поэтический образ, говорит о мире по-своему, глубоко индивидуально; 5. Cтремиться к тому, чтобы дети прониклись настроением стихотворения почувствовали красоту. мелодичность стиха; 6. Отработка навыков выразительного чтения; Эпиграф: Поэзия первоначально воспринимается сердцем и уже им передается голове В.Г. Белинский.
Иконка файла материала Анализ стихотворения И.А. Бунина Помню.doc
Анализ стихотворения И.А. Бунина "Помню – долгий зимний вечер" Задачи: 1. Создание условий для восприятия поэтического текста; 2. Знакомство с изобразительно­выразительными средствами; 3. Обучение многоаспектному лингвистическому анализу текста 4. Доказать, что каждый поэт, используя поэтический образ, говорит о мире по­своему, глубоко  индивидуально; 5. Cтремиться к тому, чтобы дети прониклись настроением стихотворения почувствовали красоту.  мелодичность стиха; 6. Отработка навыков выразительного чтения; Эпиграф: Поэзия первоначально воспринимается сердцем и уже им передается голове В.Г. Белинский. Ход урока 1. Слово учителя. ­ Сегодня мы познакомимся с творчеством И.А. Бунина. Посмотрите на годы жизни писателя­поэта. Пришлось  время его жизни на рубеж XIX­XX веков. Надо заметить, что Бунин родился в старинной дворянской семье,  имевшей корни задолго до рождения поэта. И какие корни! Из рода Буниных происходила Анна Андреевна  Бунина­ талантливая поэтесса XVIII века, поэт­романтик, автор “Спящей красавицы” В.А. Жуковский,  прославленный путешественник­географ Семенов­ Тяншанский. Однако, к началу 20 века старинное дворянское гнездо Буниных фактически угасло. Так что Бунин родился в  семье знатной, но обедневшей, вскоре и совсем разорившейся. Хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии, где в полном одиночестве (без сверстников) в общении с  сельской природой прошло детство писателя, стал для него своеобразной точкой отсчета для восприятия  красоты окружающего мира. “Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди  сугробов, и прошло мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной” ­ писал впоследствии Бунин. Да, именно детство, полное поэзии. ­ Вспомните и скажите, чем отличается поэзия (стихи)от прозы? Вывод: Поэзия­ это море слов, объединенных в океан мыслей. А лирика рисует отдельные состояния человека, а точнее лирического героя в определенный момент жизни. Выражает живое, непосредственное чувство,  переживание. 2. Подготовка к восприятию стихотворения. ­ Давайте настроимся на лирическую волну и послушаем музыку. ­ Какое настроение вызывает эта музыка? Почему? ­ Что вы себе представляли, слушая музыку? Вывод: Часто музыка может выразить то, что не передать словами. Без воображения и переживания нельзя постичь красоты поэзии и музыки. Поэзия сродни музыке : она не  столько рассказывает, сколько пробуждает “добрые чувства”.Музыка, поэзия обращает взгляд человека в глубину собственной души, сердца. В этом их волшебство. В поэзии каждое слово предельно точно выражает мысль, пронизано глубоким чувством, несет в себе образное  содержание. Если искать сравнение, то поэты это строители. Мы принимаем от них здание поэзии. И нам важно понять, как  слова­кирпичики прилажены друг к другу, как они сцементированы, по каким образным каналам течет  электричество мысли. 3. Установка на прослушивание стихотворения. ­ Слушая стихотворение, постарайтесь уловить в нем что­то таинственное. Попробуйте разобраться в состоянии  души лирического героя, его чувствах, ощущениях. ­ Обращение к эпиграфу. ­ Вслушайтесь в стихотворение, попытайтесь проникнуть не только в глубину мысли, но и в способ его  построения. 4. Чтение стихотворения учителем. 5. Выявление эмоционального впечатления. ­ Какая картина возникает в вашем воображении? ­ Что вы “видите” в ней? ­ Какое настроение поэта она передает вам? 6. Повторное чтение стихотворения учеником. ­ Как нужно читать стихотворение? 7. Построчный анализ стихотворения. ­ Перечитайте 1 строку а) какая картина представляется ? (зима, ночь, мрак, тучи) б) какое слово, по­вашему, главное (ключевое) ? (вечер) Эпитеты, создающие образ вечера: долгий, зимний. в) укажите существительные, с помощью которых создается образ вечера? (свет лампады­ полумрак­тишина­ буря) Возникает чувство страха, беспокойства, уныния, настороженности. Глаголы – помню, льется, плачет – стоят в форме настоящего времени, что указывает на то, что воспоминания  прошлого (детства) свежи и продолжительны. С помощью метафоры – буря плачет – слышим заунывные порывы  ветра, наводящие тоску. Словарная работа: лампада – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый  перед иконой. ­ Прочитайте 2 строку. Она начинается с прямой речи, сопровождающейся обращением­ дорогой мой. а) кто произносит эти слова? (Мама. И от одного только слова становится на душе спокойнее, ощущаем защиту,  заботу, покровительство) ­ что желает мама? (Чтобы дитя задремало. Появляется мотив сна, ассоциирующийся с отдыхом, покоем,  забвением от страха, беспокойства. б) для чего необходим сон? (“Чтобы бодрым и веселым завтра утром быть опять”.Сон необходим, чтобы  забыться, избавиться от неприятных ощущений, овладевших лирическим героем. ­ Прочитайте 3­4 строки.Строчки начинаются с глагола –позабудь. Это анафора. Глагол стоит в форме повелительного наклонения и  указывает на приказ, просьбу. а) что должен позабыть лирический герой?(“Вой вьюги”­метафора, маму. То есть должен забыть то, что его  окружает, реальность б) что нужно вспомнить? (“шепот ветра”­метафора­ он убаюкивает; “полдневный летний зной”, “шум берез”,  “золотые колосья ржи”­ метафоры Здесь развивается мотив сна, отстраняющий от реальности. Глагол вспомни в форме повелительного  наклонения переносит нас в мир воспоминаний о лете. Заканчивается прямая речь. Наречия “медленно, плавно”  употреблены не случайно. Они помогают замедлить ход вещей. Герой переносится в другое пространство,  спокойно засыпая. ­ Прочитайте 5­6 строки. Появляется местоимение “я”. Лирический герой выдает себя, доверчиво поддаваясь знакомым советам матери.  Героем овладевают другие ощущения: исчезает чувство беспокойства, страха. а) Обратите внимание на форму глагола­ внимал­ .(Явно выражена смена времени. Из настоящего уход в  прошлое, пережитое, более спокойное, безмятежное время. б) В каком состоянии находится лирический герой? (В состоянии покоя, сновидения, призрачного видения. Словарная работа: обвеянный – окруженный, взятый в чьи – либо сети; грезы – сновидения, светлая мечта,  призрачное видение. Пунктуация стихотворения: Первое тире (пауза) – указывает на расстояние и время, кажется, что происходящее было с героем давно т. е. в  детстве. Второе тире – разделяет реальность и грезы. Третье тире – переход в другое состояние – сон. 8. Обобщение. а) как надо читать стихотворение? (спокойно, напевно, плавно) б) прочитайте стихотворение выразительно. в) сколько частей можно выделить в стихотворении? (3 части). ­ обоснуйте ответ. г) какие времена года изображаются поэтом? д) назовите изобразительно – выразительные средства. е) какие мотивы, образы присутствуют в стихотворении. ж) о чем это стихотворение? Это стихотворение о детстве, о сладостных воспоминаниях о матери. Воспоминания приносят успокоение,  навевают приятные мысли, чувства. А воспоминания о лете согревают, оберегают в зимнюю пургу. 9. Письменная работа: ­ каким я представляю себе лирического героя. ­ что я чувствую, читая стихотворение. 10. Обсуждение письменных работ. 11. Итог урока. Стихотворение А.А. Ахматовой. Когда б вы знали, из какого сора  Растут стихи, не ведая стыда,Как желтый одуванчик у забора,  Как лопухи и лебеда. Сердитый окрик, дегтя запах свежий Таинственная плесень на стене… И стих уже звучит, задорен, нежен,  На радость вам и мне.

Посмотрите также