Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утёс» в 9 классе
Оценка 5

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утёс» в 9 классе

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
21.02.2017
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утёс» в 9 классе
Цели и задачи урока: - научить учащихся посредством лингвистического анализа текста выделять тему и идею лирического произведения; содействовать формированию лингвистической грамотности; способствовать формированию самостоятельного восприятия образа; способствовать осознанию учащимися важности теоретического материала для понимания идеи произведения; - способствовать развитию речи учащихся, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, эмоциональной сферы учащихся; - воспитывать интерес к литературе, уважения к творчеству М.Ю. Лермонтова. 1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся на урок: дети под музыку моря передают по рядам кораблик, символизирующий знания, которые учащиеся приобретут на данном уроке. 2. Проверка д\з : наизусть стихотворение «Парус». 3.Актуализация опорных знаний Разминка по теории литературы. Дать определение понятиям: образ, контраст, название произведения, метафора, сравнение, эпитет, олицетворение. 3. Подготовка к восприятию новой темы Шквал вопросов: Назовите основные мотивы лирики поэта. Наизусть «Парус». Назовите тему и идею стихотворения «Парус» Какой год считают переломным в творчестве поэта? (1837 год явился переломным в творчестве поэта. Поэзия перестаёт носить исповедальный характер. Из мира глубокой задумчивости Лермонтов переходит в реальную действительность. Его поэзия обличает современное общество, срывает покровы, скрывающие пороки общества без оглядки на цензуру («Дума», «Смерть поэта»)Цели и задачи урока: - научить учащихся посредством лингвистического анализа текста выделять тему и идею лирического произведения; содействовать формированию лингвистической грамотности; способствовать формированию самостоятельного восприятия образа; способствовать осознанию учащимися важности теоретического материала для понимания идеи произведения; - способствовать развитию речи учащихся, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, эмоциональной сферы учащихся; - воспитывать интерес к литературе, уважения к творчеству М.Ю. Лермонтова. 1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся на урок: дети под музыку моря передают по рядам кораблик, символизирующий знания, которые учащиеся приобретут на данном уроке. 2. Проверка д\з : наизусть стихотворение «Парус». 3.Актуализация опорных знаний Разминка по теории литературы. Дать определение понятиям: образ, контраст, название произведения, метафора, сравнение, эпитет, олицетворение. 3. Подготовка к восприятию новой темы Шквал вопросов: Назовите основные мотивы лирики поэта. Наизусть «Парус». Назовите тему и идею стихотворения «Парус» Какой год считают переломным в творчестве поэта? (1837 год явился переломным в творчестве поэта. Поэзия перестаёт носить исповедальный характер. Из мира глубокой задумчивости Лермонтов переходит в реальную действительность. Его поэзия обличает современное общество, срывает покровы, скрывающие пороки общества без оглядки на цензуру («Дума», «Смерть поэта»)
Урок в 9 классе ночевала тучка золотая.docx
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утёс» в 9 классе  Цели и задачи урока: ­ научить учащихся посредством  лингвистического анализа текста выделять тему и  идею лирического произведения; содействовать формированию лингвистической  грамотности; способствовать формированию самостоятельного восприятия образа;  способствовать осознанию учащимися важности теоретического материала для  понимания идеи произведения; ­  способствовать развитию речи учащихся, наглядно­образного мышления, словесно­ логического мышления, эмоциональной сферы учащихся; ­ воспитывать интерес к литературе, уважения к творчеству М.Ю. Лермонтова. 1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся на урок: дети под  музыку моря передают по рядам кораблик, символизирующий знания, которые учащиеся  приобретут на данном уроке.                     2. Проверка д\з : наизусть стихотворение «Парус».  3.Актуализация опорных знаний  Разминка по теории литературы. Дать определение понятиям: образ, контраст, название  произведения, метафора, сравнение, эпитет, олицетворение. 3. Подготовка к восприятию новой темы Шквал вопросов: Назовите основные мотивы лирики поэта. Наизусть «Парус».  Назовите тему  и идею стихотворения «Парус» Какой год считают переломным в творчестве поэта? (1837 год явился переломным в творчестве поэта. Поэзия перестаёт носить исповедальный  характер. Из мира глубокой задумчивости Лермонтов переходит в реальную  действительность. Его поэзия обличает современное общество, срывает покровы,  скрывающие пороки общества без оглядки на цензуру («Дума», «Смерть поэта») 4. Постановка цели и задачи урока: Сегодня мы познакомимся с произведением Лермонтова «Утёс», знакомого вам по курсу  начальной школы. Оно написано в 1841 году.  Наша задача ответить на вопросы (вопросы на доске): а) К какому типу лирического стихотворения  можно отнести произведение? (Схема  на доске пейзажная, философская, описание психологического состояния героя,  гражданская, любовная лирика) б) Тема и идея произведения. в) Почему мы возвращаемся к изучению  стихотворения, данное для чтения в  хрестоматии для 9 класса? Запишем тему урока: М.Ю. Лермонтов. «Утес» Напомните этапы изучения лирического стихотворения:  начальный аналитический обобщающий. 5. Изучение нового материала. Работа по тексту. Текст записан на доске. Чтение. Начальный этап: рисунок ­ восприятие. Учащиеся от каждого ряда создают рисунок на  доске и защищают свой проект. Вопрос: к какой разновидности лирического произведения относите текст (первичное  впечатление: стихотворение можно отнести к пейзажной лирике) Глоссарий  (лексическая работа: лазурь­светло –синий цвет, синева, устар., высок..)  Нотирование – постановка пауз в тексте, выделение опорных слов. Аналитический этап: 1 2 3 Повторное чтение текста. 4 Диаграмма Венна ( обозначить образы в произведении)  Вопрос: какой приём использует автор? (контраст)         Тучка Значение слова туча? ­ Большое, обычно тёмное  густое облако, грозящее какими­нибудь. осадками.  Какое значение вносит суффикс К? Маленькая, лёгкая, безопасная, розовая. Утёс Значение слова утёс?­ Высокая отвесная скала. Почему автор не выбрал слово скала? По контрасту  изображения подходит слово мужского рода.  Каким вы представляете утёс? ЖЕНСКИЙ РОД молодая весёлая беспечная золотистая умчалась, весело играя МУЖСКОЙ РОД старый великан могучий серый морщинистый мокрый стоит, задумался плачет в пустыне   Обобщающий этап: Вопросы: Какую лексику использует автор? Какие части речи доминируют в создании образов? Почему? Какой приём  используется в построении предложений? (использование однородных  членов) Какие изобразительно­выразительные средства встречаем в тексте? (олицетворение,  метафора ).   Выводы: заполнение предыдущей таблицы. Под художественными образами автор  подразумевает:                              молодость                                    беспечность                                 активность                                   динамика                                                          старость слёзы  тоску  пустыня неподвижность ЖИЗНЬ СМЕРТЬ 6. Поведение итогов урока. Ещё раз вернёмся к теме и идее стихотворения: В стихотворении «Утёс» автор нарисовал  картину природы: живой и подвижной тучки и старого одинокого утёса. Пейзажная  зарисовка, данная автором, даёт повод   к более глубокому анализа текста. Анализируя  образы произведения, подключая теорию литературы, мы приходим к выводу, что тема  молодости и одиночества наполняется более глубоким смыслом ­ темой жизни и смерти. Итоговые вопросы: 1 Почему мы вновь вернулись к изучению стихотворения «Утёс»? 2 Назовите тему и идею стихотворения. 3 К какому виду лирического произведения отнесёте текст?  4 Какой образ стихотворения близок автору? (роль названия стихотворения, за  несколько месяцев до смерти написано это стихотворение – образ утёса) 5 Какие иллюстрации, по вашему мнению, отражают авторскую идею. Аргументируйте  свой ответ 7. Домашнее задание: выучить стихотворение, уметь проанализировать по схеме:  автор, тема, идея, моё мнение.  8. Комментирование оценок.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утёс» в 9 классе

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утёс» в 9 классе

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утёс» в 9 классе

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утёс» в 9 классе

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утёс» в 9 классе

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утёс» в 9 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2017