Анализ стихотворения Н.А. Некрасова "Перед дождем". 5-й класс

  • Разработки уроков
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Ход урока Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем говорить о стихотворении Н.А. Некрасова “Перед дождем”. Нет, пожалуй, ни одного поэта, в творчестве которого отсутствует пейзажная лирика. Ведь уметь ощущать красоту природы, видеть ее неповторимую прелесть в постоянно меняющихся картинах, по-моему, является принадлежностью поэтически одаренного человека. Каждый художник по-своему видит одни и те же пейзажи, заставляя нас почувствовать ослепительную красоту морозного утра, насладиться роскошными красками осеннего леса, увидеть могучее весеннее обновление природу. В лирике Некрасова есть много замечательных пейзажных зарисовок, которые говорят о глубокой и нежной любви поэта к родной земле. Но природа у Некрасова не существует отдельно от человека, она постоянно связана с его чувствами и переживаниями, то есть она всегда сопутствует человеку. Почему у Некрасова почти нет стихотворений, полностью посвященных природе? Какова же роль пейзажа в произведениях поэта? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к стихотворению “Перед дождем”, которое было написано поэтом в 1846 году. В некрасовских стихотворениях 40-х годов пейзаж всегда мрачен и печален. Этому состоянию грусти и тоски больше всего соответствуют осенние картины, которые чаще всего встречаются в пейзажной лирике поэта. Обратимся к тексту стихотворения. Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником.
Иконка файла материала Анализ стихотворения Н.А. Некрасова Перед дождем.doc
Анализ стихотворения Н.А. Некрасова "Перед дождем". 5-й класс Вступительное слово учителя. Ход урока Сегодня на уроке мы будем говорить о стихотворении Н.А. Некрасова “Перед дождем”. Нет, пожалуй, ни одного  поэта, в творчестве которого отсутствует пейзажная лирика. Ведь уметь ощущать красоту природы, видеть ее  неповторимую прелесть в постоянно меняющихся картинах, по­моему, является принадлежностью поэтически  одаренного человека. Каждый художник по­своему видит одни и те же пейзажи, заставляя нас почувствовать ослепительную красоту  морозного утра, насладиться роскошными красками осеннего леса, увидеть могучее весеннее обновление  природу. В лирике Некрасова есть много замечательных пейзажных зарисовок, которые говорят о глубокой и нежной  любви поэта к родной земле. Но природа у Некрасова не существует отдельно от человека, она постоянно  связана с его чувствами и переживаниями, то есть она всегда сопутствует человеку. Почему у Некрасова почти нет стихотворений, полностью посвященных природе? Какова же роль пейзажа в  произведениях поэта? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к стихотворению “Перед дождем”, которое  было написано поэтом в 1846 году. В некрасовских стихотворениях 40­х годов пейзаж всегда мрачен и печален.  Этому состоянию грусти и тоски больше всего соответствуют осенние картины, которые чаще всего встречаются в пейзажной лирике поэта. Обратимся к тексту стихотворения. Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником. – Как называется стихотворение? – Стихотворение называется “Перед дождем”. (Обращаем внимание учеников на предлог перед , дождь еще не  начался, только преддверие ненастья.) – Какое время года описывает поэт? – Осень. – Осень – самое удивительное время года, самое изменчивое. Осень может быть светлой, радостной, а  может быть ненастной, слякотной, а может быть морозной и бодрящей. И настроение осенью может  меняться вместе с погодой. Каким настроением проникнуто это стихотворение? – Настроением грусти, печали. – Работа с Толковым словарем ( Редакция В.И. Даля). Объяснение непонятных слов.       “Заунывный”– тоскливый, наводящий уныние. “Надломленная”­ сломанная, но не до конца. “Тарантас”– дорожная крытая повозка на длинных дрогах. “Нагайка”– Короткая ременная плеть. “Жандарм”– человек, служащий в особых политических войсках для политической охраны и сыска, для  борьбы с освободительным движением. “Ямщик”– возница. – Теперь нам понятны все слова в этом стихотворении, и мы можем приступить к его анализу. Составляет  ли стихотворение единое целое или разбито на части? – Стихотворение разбито на 4 строфы. – Одинаков ли образный ряд во всех строках?– Нет, четвертая строфа выделяется из всего стихотворения. В ней говорится о Жандарме, который кричит на  ямщика и погоняет его нагайкой. – Какой пейзаж рисует поэт? – Пейзаж мрачный и печальный. Картины соответствуют состоянию грусти, печали. – Некрасов рисует мрачную картину. Безнадежность, страхом и смирением веет от этого описания.  Картина осени написана широкими мазками, и вы совершенно правильно заметили, что только последняя  часть стихотворения нарушает его целостность. – Одинаково ли количество строк в каждой строфе? – Да, в каждой строфе по 4 строки. Ритм стихотворения везде одинаковый. – Давайте, определим, какие строки рифмуются друг с другом? – 1– с 3­й, 2 – с 4­й строкой. – Такая рифма называется – перекрестная. (abab). – Какие слова создают мрачное, унылое стихотворение? – “Заунывный ветер, надломленная, стонет, полумрак, стая галок и ворон, привстав с нагайкой”. – Какие приемы звукописи вы можете найти в стихотворении? Некрасов использует долгий звук (о) “гонит, надломленная, стонет, рябой, листок”. – Такой прием звукописи называется – ассонанс. Обратим внимание, в некоторым предметам неживого мира Некрасов приписывает качества живых.  Найдите такие примеры. – “Ветер гонит, ель стонет, лес шепчет, холодок набегает”. – Такой прием называется – олицетворение, и очень часто используется поэтами. Как вы думаете, зачем  это нужно поэтам? – Сама природа одухотворенна, она чувствует приближение осени, и это состояние подобно состоянию  человека, который чувствует приближение беды. – Слов, какой части речи больше всего в стихотворении и почему? – Больше всего в стихотворении глаголов. Они передают движение, действие стихии. – Теперь обратимся к последней строфе стихотворения. Какую роль она здесь играет, зачем нужна? Во  многих стихотворениях Некрасов обращается к нуждам простого народа, надеется, что народ будет  свободен. Давайте вспомним эти стихотворения. – “На Волге”, отрывок из стихотворения “Мороз Красный нос”. – Правильно, но сейчас закрытая таратайка под присмотром жандарма везет в ссылку того, кто участвовал в  освободительном движении. Поэту грустно осознавать, что до полного освобождения русского народа еще  очень далеко. Может поэтому, Некрасов завершил свое, на первый взгляд, пейзажное произведение зарисовкой о перевозке политзаключенного. Здесь состояние природы совпало с состоянием души и с мыслями поэта. Домашнее задание Напишите, какое впечатление произвело на вас стихотворение Н.А. Некрасова, о чем заставило задуматься.

Посмотрите также