Цель проведения: Познакомить учащихся с фактами биографии поэта Н.И. Рыленкова, проанализировать его стихотворение «Всё в тающей дымке».
Оборудование:
• ПК с акустическими колонками,
• мультимедиапроектор,
• презентация «Всё в тающей дымке»,
• раздаточный материал (таблица).
Задачи:
Образовательные: Научить анализировать прочитанное:
• определять тему и идею произведения;
• выделять композиционные части;
• видеть средства художественной выразительности в тексте.
Повторить пройденное.
Развивающие: Развить умения и навыки анализа художественного текста, речь учащихся, навыки самостоятельной работы.
Воспитательные: Воспитать любовь к художественной литературе и чтению, воспитать культуру труда.
Методические приемы: чтение наизусть, выразительное чтение, слово учителя, беседа, работа со словом, работа по вопросам, анализ стихотворения, отбор материала с опорой на план, эвристическая беседа.
Анализ стихотворения Н.И. Рыленкова "Все в тающей
дымке"
Цель проведения: Познакомить учащихся с фактами биографии поэта Н.И. Рыленкова, проанализировать его
стихотворение «Всё в тающей дымке».
Оборудование:
ПК с акустическими колонками,
мультимедиапроектор,
презентация «Всё в тающей дымке»,
раздаточный материал (таблица).
Задачи:
Образовательные: Научить анализировать прочитанное:
определять тему и идею произведения;
выделять композиционные части;
видеть средства художественной выразительности в тексте.
Повторить пройденное.
Развивающие: Развить умения и навыки анализа художественного текста, речь учащихся, навыки
самостоятельной работы.
Воспитательные: Воспитать любовь к художественной литературе и чтению, воспитать культуру труда.
Методические приемы: чтение наизусть, выразительное чтение, слово учителя, беседа, работа со словом,
работа по вопросам, анализ стихотворения, отбор материала с опорой на план, эвристическая беседа.
Структура урока:
1 этап организационный:
приветствие;
проверка готовности к уроку;
организация внимания.
2 этап подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний:
актуализация ранее полученных знаний;
постановка учебной цели.
3 этап – обучающий:
организация процесса восприятия, осознания и осмысления биографического материала, текста
стихотворения;
определение настроения;
выразительное чтение стихотворения.
4 этап закрепление и первоначальный контроль изученного материала
Сочинениеминиатюра (сравнение стихотворения с очерком К.Г.Паустовского) oli>
5 этап подведение итогов урока (рефлексия) и постановка домашнего задания.
1. Приветствие учащихся учителем. Проверка готовности к уроку. Организация внимания.
Ход урока2. Слово учителя:
На предыдущих уроках мы с вами наблюдали за тем, как русские поэты и писатели, очарованные природой,
открывают для читателей красоту окружающего мира, богатство переживаний, вызванных этой красотой. Стихи,
рисующие картины родной природы, находят особенный отклик в душе каждого человека. Мы работали с
текстами стихотворений Пушкина, Тютчева, Майкова; с очерками Паустовского, мудрые слова которого авторы
нашего учебника предлагают нам в качестве напутствия: «Чем больше знает человек, тем полнее он
воспринимает действительность, тем теснее его окружает поэзия и тем он счастливее. Наоборот, невежество
делает человека равнодушным к миру, а равнодушие растёт медленно, но неотвратимо, как раковая опухоль…»
Сегодня мы ещё раз попробуем воспользоваться шансом узнать новое, а значит стать счастливее.
3. Тема урока (слайд 1): анализ стихотворения Николая Ивановича Рыленкова «Всё в тающей дымке»
Но сначала мы познакомимся с фактами биографии поэта. (В процессе прослушивания лекции ребята заполняют
таблицу. См. приложение) слайд 2
Николай Иванович Рыленков (1909 – 1969)
Рыленков Николай Иванович [2(15).2.1909, д. Алексеевка Смоленской губ.— 23.6.1969, Смоленск] — поэт,
прозаик.
В повести «Сказка моего детства» Рыленков вспоминает: «Деревня Алексеевка, где крестьянствовали мои
родители и где рос я, была одним из самых глухих углов лесного Рославльского уезда... В годы моего
детства в ней не насчитывалось и полсотни дворов. Почти у самой ее околицы начинались дремучие
леса...» Отец запомнился «идущим с обнаженной головой и с севалкой на груди вдоль нивы, окруженным
золотистым сиянием разбрасываемого зерна». С раннего детства Рыленков осваивал «хитрую науку, / Как
строить хаты, как сажать деревья, / В какую пору начинать посев».Судьба «упорно приучала / Ходить
босым по жесткому жнивью». К трудностям сельской жизни прибавилось личное горе: в 1916 умер отец
Рыленкова, в 1919 — умерла любимая мать. Пять классов начальной школы Рыленков окончил за 4 года и
поступил в среднюю школу в с.Тюнино, где участвовал в выпуске школьного рукописного журнала . Отец,
деревенский грамотей и книголюб, мечтал сделать сына сельским учителем, и Рыленков поступает в Смоленский
педагогический институт. В Смоленске жил трудно, перебиваясь случайными заработками, но продолжал
литературное творчество. К стихам тянулся с детства. Рыленков рос в той среде, где фольклор присутствовал в
повседневном быту, а в доме Рыленковых звучали стихи великих русских поэтов.
В 1926 девятиклассник Рыленков принес стихи в редакцию газеты «Смоленская деревня», в 1929 начал
печататься в местных газетах .
В 1933 окончил факультет языка и литературы педагогического института, работал учителем, затем редактором
в книжном издательстве, вел отдел критики в смоленской газете «Рабочий путь». Вспоминал: «Я знал, что в
город ухожу, / Но сердце оставляю в поле» — это была не метафора, но жизненная программа: заведует
сельскохозяйственными передачами областного радиовещания, затем работает секретарем и председателем
сельсовета.
В 1933 в Смоленске Рыленков опубликовал первую книгу стихов «Мои герои». С первых книг Рыленков заявил о
себе, как о певце родного края: «Край родной, я рос под шум дубравы, / Все во мне твое — любовь и
грусть».
В первые дни Великой Отечественной войны Рыленков ушел добровольцем, хотя не подлежал призыву по
состоянию здоровья. Командовал саперным взводом, а по ночам при свете коптилки в землянках продолжал
писать стихи. Все более значительным содержанием наполняется тема России: «Солнце жизни моей, Россия, /
Укрепи на подвиг меня!» Рыленков стал военным журналистом, листовки с его стихамипризывами сбрасывали
с самолетов во вражеском тылу партизанам и жителям временно оккупированных Смоленщины и Белоруссии;
автор был награжден медалью «Партизану Великой Отечественной войны».
Рыленков обращается к прозе, осмысливая пройденный народом путь, возникают повести, выстраивается
автобиографическая трилогия: «Сказка моего детства», «Мне четырнадцать лет», «Дорога уходит за околицу».
Чист и емок язык этой прозы — «русский язык со всеми присущими только ему прелестями, со всеми
оттенками — скромности, простоты, застенчивости, ясности, улыбки, душевности» Слайд 4В прозаических
этюдах Рыленкова соединен опыт поэта и крестьянина. «Журавлей путеводная нить» проходит сквозь все
творчество поэта, свою последнюю книгу он назвал «Журавлиные трубы».Народной песней стало написанное в 1948 стихотворение Рыленкова «Ходит по полю девчонка». К песенным
стихам Рыленкова обращались многие композиторы.
Рыленков создал собственный стихотворный пересказ «Слова о полку Игореве».
Значительным вкладом в литературу стали книги Рыленкова по истории поэзии — «Традиции и новаторство»
(1962), «Душа поэзии» (1969), в которую включены статьи о Пушкине, Крылове, Сурикове, Шевченко, Блоке и
многие другие.
Ныне имя Рыленкова носят в Смоленске улица, библиотека, школа. Его строки начертаны у Смоленской
крепостной стены на могиле погибших во время Великой Отечественной войны.
4. Проверка таблицы (слайды 5 и 6)
Где и когда родился поэт?
Смоленская губерния, 1909 год
В какой атмосфере прошло детство? Трудности сельской жизни. Личное горе.
Что способствовало развитию
поэтических способностей?
Отец – грамотей и книголюб (в доме звучали стихи).
Приобщение к литературе (выпуск школьного журнала)
Каков творческий путь?
Основное направление – поэзия, причём музыкальность делает
стихи песнями, но и проза, публицистика.
5. Выразительное чтение стихотворения «Всё в тающей дымке».
6. Анализ стихотворения по вопросам (слайд 7):
– О каких особенностях русской природы написал Рыленков?
– С помощью каких эпитетов поэт рисует её своеобразие?
– Что помогло поэту открыть эти особенности? Объясните смысл слов «увидеть» и «всмотреться», «услышать» и
«вслушаться».
– Какие ещё приёмы удалось обнаружить?
7. Теперь, когда стихотворение проанализировано, попробуем определить, какое настроение создаётся этим
произведением.
8. А теперь обратимся к заданию учебника на странице 19: что сближает стихотворение Рыленкова и очерк
Паустовского «Обыкновенная земля»?
9. Подведём итог: что удалось открыть для себя в течение урока?
10. Домашнее задание: стихотворение выучить наизусть.