Анализ стихотворения Н.И. Рыленкова "Все в тающей дымке"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель проведения: Познакомить учащихся с фактами биографии поэта Н.И. Рыленкова, проанализировать его стихотворение «Всё в тающей дымке». Оборудование: • ПК с акустическими колонками, • мультимедиапроектор, • презентация «Всё в тающей дымке», • раздаточный материал (таблица). Задачи: Образовательные: Научить анализировать прочитанное: • определять тему и идею произведения; • выделять композиционные части; • видеть средства художественной выразительности в тексте. Повторить пройденное. Развивающие: Развить умения и навыки анализа художественного текста, речь учащихся, навыки самостоятельной работы. Воспитательные: Воспитать любовь к художественной литературе и чтению, воспитать культуру труда. Методические приемы: чтение наизусть, выразительное чтение, слово учителя, беседа, работа со словом, работа по вопросам, анализ стихотворения, отбор материала с опорой на план, эвристическая беседа.
Иконка файла материала Анализ стихотворения Н.И. Рыленкова Все в тающей дымке.doc
Анализ стихотворения Н.И. Рыленкова "Все в тающей дымке" Цель проведения: Познакомить учащихся с фактами биографии поэта Н.И. Рыленкова, проанализировать его  стихотворение «Всё в тающей дымке». Оборудование:  ПК с акустическими колонками,    мультимедиапроектор, презентация «Всё в тающей дымке», раздаточный материал (таблица). Задачи: Образовательные: Научить анализировать прочитанное:    определять тему и идею произведения; выделять композиционные части; видеть средства художественной выразительности в тексте. Повторить пройденное. Развивающие: Развить умения и навыки анализа художественного текста, речь учащихся, навыки  самостоятельной работы. Воспитательные: Воспитать любовь к художественной литературе и чтению, воспитать культуру труда. Методические приемы: чтение наизусть, выразительное чтение, слово учителя, беседа, работа со словом,  работа по вопросам, анализ стихотворения, отбор материала с опорой на план, эвристическая беседа. Структура урока: 1 этап ­ организационный:    приветствие; проверка готовности к уроку; организация внимания. 2 этап ­ подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний:   актуализация ранее полученных знаний; постановка учебной цели. 3 этап – обучающий:    организация процесса восприятия, осознания и осмысления биографического материала, текста  стихотворения; определение настроения; выразительное чтение стихотворения. 4 этап ­ закрепление и первоначальный контроль изученного материала  Сочинение­миниатюра (сравнение стихотворения с очерком К.Г.Паустовского)  oli> 5 этап ­ подведение итогов урока (рефлексия) и постановка домашнего задания. 1. Приветствие учащихся учителем. Проверка готовности к уроку. Организация внимания. Ход урока2. Слово учителя: На предыдущих уроках мы с вами наблюдали за тем, как русские поэты и писатели, очарованные природой,  открывают для читателей красоту окружающего мира, богатство переживаний, вызванных этой красотой. Стихи, рисующие картины родной природы, находят особенный отклик в душе каждого человека. Мы работали с  текстами стихотворений Пушкина, Тютчева, Майкова; с очерками Паустовского, мудрые слова которого авторы  нашего учебника предлагают нам в качестве напутствия: «Чем больше знает человек, тем полнее он  воспринимает действительность, тем теснее его окружает поэзия и тем он счастливее. Наоборот, невежество  делает человека равнодушным к миру, а равнодушие растёт медленно, но неотвратимо, как раковая опухоль…» Сегодня мы ещё раз попробуем воспользоваться шансом узнать новое, а значит стать счастливее. 3. Тема урока (слайд 1): анализ стихотворения Николая Ивановича Рыленкова «Всё в тающей дымке» Но сначала мы познакомимся с фактами биографии поэта. (В процессе прослушивания лекции ребята заполняют таблицу. См. приложение) слайд 2 Николай Иванович Рыленков (1909 – 1969) Рыленков Николай Иванович [2(15).2.1909, д. Алексеевка Смоленской губ.— 23.6.1969, Смоленск] — поэт,  прозаик. В повести «Сказка моего детства» Рыленков вспоминает: «Деревня Алексеевка, где крестьянствовали мои  родители и где рос я, была одним из самых глухих углов лесного Рославльского уезда... В годы моего  детства в ней не насчитывалось и полсотни дворов. Почти у самой ее околицы начинались дремучие  леса...» Отец запомнился «идущим с обнаженной головой и с севалкой на груди вдоль нивы, окруженным  золотистым сиянием разбрасываемого зерна». С раннего детства Рыленков осваивал «хитрую науку, / Как  строить хаты, как сажать деревья, / В какую пору начинать посев».Судьба «упорно приучала / Ходить  босым по жесткому жнивью». К трудностям сельской жизни прибавилось личное горе: в 1916 умер отец  Рыленкова, в 1919 — умерла любимая мать. Пять классов начальной школы Рыленков окончил за 4 года и  поступил в среднюю школу в с.Тюнино, где участвовал в выпуске школьного рукописного журнала . Отец,  деревенский грамотей и книголюб, мечтал сделать сына сельским учителем, и Рыленков поступает в Смоленский педагогический институт. В Смоленске жил трудно, перебиваясь случайными заработками, но продолжал  литературное творчество. К стихам тянулся с детства. Рыленков рос в той среде, где фольклор присутствовал в  повседневном быту, а в доме Рыленковых звучали стихи великих русских поэтов. В 1926 девятиклассник Рыленков принес стихи в редакцию газеты «Смоленская деревня», в 1929 начал  печататься в местных газетах . В 1933 окончил факультет языка и литературы педагогического института, работал учителем, затем редактором в книжном издательстве, вел отдел критики в смоленской газете «Рабочий путь». Вспоминал: «Я знал, что в  город ухожу, / Но сердце оставляю в поле» — это была не метафора, но жизненная программа: заведует  сельскохозяйственными передачами областного радиовещания, затем работает секретарем и председателем  сельсовета. В 1933 в Смоленске Рыленков опубликовал первую книгу стихов «Мои герои». С первых книг Рыленков заявил о  себе, как о певце родного края: «Край родной, я рос под шум дубравы, / Все во мне твое — любовь и  грусть». В первые дни Великой Отечественной войны Рыленков ушел добровольцем, хотя не подлежал призыву по  состоянию здоровья. Командовал саперным взводом, а по ночам при свете коптилки в землянках продолжал  писать стихи. Все более значительным содержанием наполняется тема России: «Солнце жизни моей, Россия, /  Укрепи на подвиг меня!» Рыленков стал военным журналистом, листовки с его стихами­призывами сбрасывали  с самолетов во вражеском тылу партизанам и жителям временно оккупированных Смоленщины и Белоруссии;  автор был награжден медалью «Партизану Великой Отечественной войны». Рыленков обращается к прозе, осмысливая пройденный народом путь, возникают повести, выстраивается  автобиографическая трилогия: «Сказка моего детства», «Мне четырнадцать лет», «Дорога уходит за околицу».  Чист и емок язык этой прозы — «русский язык со всеми присущими только ему прелестями, со всеми  оттенками — скромности, простоты, застенчивости, ясности, улыбки, душевности» Слайд 4В прозаических  этюдах Рыленкова соединен опыт поэта и крестьянина. «Журавлей путеводная нить» проходит сквозь все  творчество поэта, свою последнюю книгу он назвал «Журавлиные трубы».Народной песней стало написанное в 1948 стихотворение Рыленкова «Ходит по полю девчонка». К песенным  стихам Рыленкова обращались многие композиторы. Рыленков создал собственный стихотворный пересказ «Слова о полку Игореве». Значительным вкладом в литературу стали книги Рыленкова по истории поэзии — «Традиции и новаторство»  (1962), «Душа поэзии» (1969), в которую включены статьи о Пушкине, Крылове, Сурикове, Шевченко, Блоке и  многие другие. Ныне имя Рыленкова носят в Смоленске улица, библиотека, школа. Его строки начертаны у Смоленской  крепостной стены на могиле погибших во время Великой Отечественной войны. 4. Проверка таблицы (слайды 5 и 6) Где и когда родился поэт? Смоленская губерния, 1909 год В какой атмосфере прошло детство? Трудности сельской жизни. Личное горе. Что способствовало развитию  поэтических способностей? Отец – грамотей и книголюб (в доме звучали стихи).  Приобщение к литературе (выпуск школьного журнала) Каков творческий путь? Основное направление – поэзия, причём музыкальность делает стихи песнями, но и проза, публицистика. 5. Выразительное чтение стихотворения «Всё в тающей дымке». 6. Анализ стихотворения по вопросам (слайд 7): – О каких особенностях русской природы написал Рыленков? – С помощью каких эпитетов поэт рисует её своеобразие? – Что помогло поэту открыть эти особенности? Объясните смысл слов «увидеть» и «всмотреться», «услышать» и «вслушаться». – Какие ещё приёмы удалось обнаружить? 7. Теперь, когда стихотворение проанализировано, попробуем определить, какое настроение создаётся этим  произведением. 8. А теперь обратимся к заданию учебника на странице 19: что сближает стихотворение Рыленкова и очерк  Паустовского «Обыкновенная земля»? 9. Подведём итог: что удалось открыть для себя в течение урока? 10. Домашнее задание: стихотворение выучить наизусть.

Посмотрите также