"Анализ сцен Бородинского сражения"
Оценка 4.6

"Анализ сцен Бородинского сражения"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
28.05.2018
"Анализ сцен Бородинского сражения"
Цели: • совместить анализ исторических событий и внутреннего состояния героев романа; • вызвать у учеников неприятие войны как противоестественного состояния для человека. Задачи: • Наблюдая над текстом произведения, выявить авторское отношение к изображаемым картинам войны; • Проследить, как исторические события, изображенные в романе, воздействуют на духовный мир героев; • Увидеть художественные приемы, используемые писателем для создания психологических портретов героев; • Выяснить отношение героев романа к данному событию.
Анализ сцен Бородинского сражения.docx
Урок.   Уроки   Бородина.   Анализ   сцен   Бородинского   сражения   в   контексте   историко­ философской концепции Толстого  Цели:  совместить анализ исторических событий и внутреннего состояния героев романа;  вызвать у учеников неприятие войны как противоестественного состояния для человека. Задачи:  Наблюдая   над   текстом   произведения,   выявить   авторское   отношение   к   изображаемым картинам войны;  Проследить,   как   исторические   события,   изображенные   в   романе,   воздействуют   на духовный мир героев;  Увидеть художественные приемы, используемые писателем для создания психологических портретов героев;  Выяснить отношение героев романа к данному событию. Оборудование: 1. Опорные понятия, используемые на уроке (карточки со словами учитель вывешивает на наборном полотне по ходу урока): Мир Война Естественно Противоестественно Нравственность Безнравственность Истинный патриотизм Мнимый патриотизм Истинные герои Мнимые герои 2. Иллюстрации к роману “Война и мир” художника К. И. Рудакова; фрагменты из фильма “Война и мир” С. Бондарчука; портреты исторических деятелей и героев Отечественной войны 1812 года. 4. Цитаты из романа, записанные в тетради: “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”, “Цель войны ­ убийство”. ­ К концу первой половины романа­эпопеи “Война и мир” каждый из героев приходит со своим идейным, нравственным итогом. Обобщите итоги любимых героев Л. Н. Толстого накануне войны 1812 года, ориентируясь на жизненные позиции, которые определяют путь к истине (жизнь для себя, жизнь для других). Учащиеся: (короткие выступления). ­ Итак, у А. Болконского, П. Безухова, Н. Ростовой эти итоги разные, но у всех горестные: разочарование, крушение мечтаний, надежд, иллюзий. “Распадение прежних условий жизни” ­ так характеризует   автор   психологическое   состояние   своих   героев   в   1812   году.   Эпитет   “новый” главенствует в рассказе о душевных переживаниях героев. Проследим на страницах романа “новое”, что открылось князю Андрею и Пьеру Безухову накануне и во время Бородинского сражения. Ещё в первые дни войны Наташа Ростова слышала в церкви слова, оказавшие на неё глубокое впечатление:   “Миром   Господу   помолимся”.   “   Миром,   все   вместе,   без   различия   сословий,   без вражды, а соединенные братской любовью – будем молиться”, ­ думала Наташа. Это новое понятие “миром” появляется в романе вместе с началом войны. Перед героями открывается новый путь к истине – вместе с другими, вместе со всем народом. ­ Как Пьер откликнулся на призыв помочь России? ­   Так   же,   как   и   другие   состоятельные   дворяне   и   купцы   он   снаряжает   1000   человек   в ополчение. ­ И всё же Пьер сам едет в армию, с каким чувством? ­ Им движет “чувство необходимости предпринять что­то и пожертвовать чем­то”. ­ Какие приметы предстоящего сражения показывает Толстой? ­ Подводы с ранеными, все были на молебствии, когда приехал Пьер, мужики­ополченцы в белых рубахах, Пьер понял наконец мысль солдата о том, что “ всем народом навалиться хотят”. Глядя на панораму Бородинского поля перед началом сражения, мы видим крест, колокольню, дымящиеся костры, массы войск, сожженную деревню, “строгое и серьезное выражение” на лицах людей, церковное шествие за иконой Смоленской Божьей матери, возимой за армией. ­ Какой прием использует автор, чтобы выразить “торжественность и значительность настоящей минуты”? ­ Впечатление от окружающего мира глазами героя. ­ Накануне Бородинского сражения происходит последняя встреча Пьера и князя Андрея, проследим, что “новое” открылось каждому из них. Почему это было важно для Пьера? ­   Болконский   предвидит   конечное   торжество   русского   войска   на   Бородинском   поле.   Он чутко подметил в солдатах ту волю к победе, которая потом обнаружилась в самом сражении. Своей верой он заразил и Пьера, который “понял теперь весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения”. Теперь для Пьера лица солдат, готовящихся к бою, “осветились новым светом”. Он понял ту скрытую силу, которая объединяет и Андрея, и Пьера, и Тимохина, и стотысячное войско – это патриотизм – и только одно нужно в предстоящем сражении, чтобы это чувство было в сердце каждого. ­ В чем особенность изображения Бородинского сражения, к какому приему и почему прибегает автор? ­   Изображение   сражения   дается   глазами   Пьера,   далекого   от   военной   жизни,   слабо разбирающегося   в   диспозиции,   следящего   не   за   внешним   ходом   событий,   а   постигающего внутренний дух битвы – эту силу патриотизма ­ “скрытую теплоту”. ­ Что приводит Безухова на Бородинское поле? ­ Голос совести, невозможность в роковую для всей России минуту оставаться безучастным к беде Родины. Именно здесь происходит главное событие – решается судьба его Отечества, хотя он сам до конца это не осознает – “мне интересно”. ­ Проследите диалектику души Пьера во время Бородинского сражения. Выразительное чтение фрагмента “Пьер…замер от восхищенья перед красотою зрелища”(Т. 3, ч. 2, гл. XXX). ­   Ключевое   слово   – красота   (картина   мира)   . Чувства   героя   меняются,   вначале   он осматривает,   стараясь   не   мешать,   затем   в   душе   его   “бессознательно­радостное   возбуждение” сменяется другим чувством, после того как он увидел раненого солдата – страхом ужасом от происходящего. Его мысли перекликаются с мыслями князя Андрея: “…война…самое гадкое дело в жизни. Цель войны – убийство.”. Многократно повторяющаяся метафора “разгорающегося огня” помогает осознать герою, в чем сила и храбрость русских солдат. ­ В понятии нравственность у Толстого важная составляющая ­ семья: во время боя чувствуется   “семейное   оживление”,   “солдаты…приняли   Пьера   в   свою   семью”,   “семейный кружок людей, находившихся на батарее”. Замените это слово толстовскими синонимами. ­ Единение, братство, основанное на любви к родине, на стремлении отстоять родную землю. Выразительное чтение фрагмента “Бородинское поле после сражения” (Т. 3, Ч. “, гл. XXXIX). ­ С каким произведением древнерусской литературы перекликается эпизод “Бородинское поле после сражения”? Приемы, использованные автором. ­ “Слово о полку Игореве”. Описание наполнено скорбью. “Страшный вид поля сражения”, “…довольно, люди. Перестаньте…Опомнитесь, что вы делаете?”. Ключевое слово эпизода – ужас (картина   войны). Прием   контраста   позволяет   убедить   читателя   противоестественности   и трагичности произошедшего. ­Что изменилось в душе князя Андрея после Бородинского сражения? ­ Тяжело раненный Князь Андрей понял: “что­то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю”.   И   лишь   на   лазаретном   столе   он   понял,   что   главное   –   это   “сострадание,   любовь   к братьям, любящим”. ­Кто же настоящие герои Бородинского сражения? Что изменил этот новый взгляд в душе Пьера? ­   Простые   солдаты   ­   истинные   герои.   “Они   не   говорят,   но   делают”.   И   Пьер   испытывает непреодолимое   для   него   ощущение   “своей   ничтожности   и   лживости”   в   сравнении   с   правдой, простотой и силой этих людей. Инсценирование эпизода “В салоне А. П. Шерер” (том 4, часть1, глава I). ­ Какой композиционный прием использует автор? Почему? ­   Антитеза.   У   этих   людей   нет   истинной   тревоги   о   судьбе   родины,   народа,   их   мнимый патриотизм ограничен запретом говорить по­французски, отказом посещать французский театр. Наблюдение над текстом. Постановка проблемы (том 3, часть 2, главы XXIX, XXXIV, XXXV. ­ Обратимся к изображению исторических личностей, в оценке деятельности которых писатель применяет главный критерий – нравственный. Кутузов и Наполеон – нравственные полюса романа. Опираясь на понятия, данные в таблице, текст романа, выявите авторское отношение к указанным историческим личностям.   Идея Кутузов Идея мира Наполеон Идея войны Отношение людям   к Демократичность, доброта, справедливость Властолюбие, подчинить себе людей   стремление Внешность Манера поведения Отношение битве Руководство сражением Непритязательная Непривлекательная Естественность простота   и Позёрство   к “Сражение” “Игра” Управляет “духом войска” Считает   себя   великим стратегом Я ­ реализация Единение со всем народом Эгоизм Мотив деятельности Защитник Отечества Завоеватель ­ Как вы понимаете утверждение литературоведа В. Ермилова: у Толстого “Кутузов – великий полководец потому, что он великий человек”. ­ Объяснение в словах самого автора: “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”. Проявился личностный подход к роли исторического деятеля, объяснимый мировоззренческими взглядами писателя, убежденностью в том, что победа заключена в духе народа; движущей силой истории, по мнению Толстого, всегда является народ. Вывод. ­ Почему Бородинское сражение можно определить, как композиционный центр романа? ­ На Бородинском поле была одержана нравственная победа над врагом. Герои приходят к пониманию истины жизни: только тогда человек находит свое место в жизни, когда становится частицей народа, обретает единение с ним. Домашнее задание. Подготовить   сообщение   «Образ   Платона   Каратаева»,   «Образ   Тихона   Щербатого»,   «Петя Ростов в партизанском отряде».  Читать 4 том. Это кульминация всего действия, т. к. во­первых, Бородинское сражение было поворотным моментом, после которого французское наступление захлебнулось; во­вторых, это точка пересечения судеб всех героев. Защиту вопроса группа проводит по следующему плану: —   Почему   описание   сражения   Толстой   начинает   с   описания   его   диспозиции? Почему сражение показано глазами Пьера? — Как Пьер убедился в справедливости слов старого солдата: «Всем народом навалиться хотят»? — Как объяснить, что в Бородинском сражении участвует Долохов? — Почему князь Андрей, «Тимохин и вся армия» (слова князя Андрея) уверены в победе? — Справедливы ли слова князя Андрея, что французов надо казнить? — Покажите, как «по солнцу и под солнцем» идет сцена боя. — Нашел ли Пьер свое место среди солдат на батарее Раевского? — Легко ли было русским в бою? Покажите это на примере полка князя Андрея. Героизм и мужество участников сражения. — Одинаково ли ведут себя Кутузов и Наполеон в бою? Желая доказать, что Бородинское сражение было только нравственной победой русских, Толстой вводит в роман план сражения. Большинство сцен до и во время боя показано   глазами   Пьера   Безухова,   т.   к.   Пьер,   ничего   не   понимающий   в   военном   деле, воспринимает войну с психологической точки зрения и может наблюдать за настроением участников,   а   оно­то,   по   Толстому,   и   является   причиной   победы.   Сцены,   рисующие настроение  русских  накануне  боя:  встреча  Пьера   под  Можайском  с   обозом  раненых  и мужиками   —   ополченцами   (гл.   20);   разговор   Пьера   с   Б.   Друбецким,   Кутузовым, Долоховым (гл. 22); настроение князя Андрея, Тимохина и их солдат (гл. 24­25). Эти главы объясняют справедливость войны против захватчиков и показывают единство настроения людей. Все говорит о необходимости победы при Бородине, об уверенности в ней: «...Одно слово — Москва», «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение» (ч.  II, гл. 25). Князь   Андрей   высказывает   главную   для   понимания   войны   мысль:   речь   идет   не   об абстрактном жизненном пространстве, а о той земле, в которой лежат наши предки, за эту землю идут в бой солдаты. И в этих условиях нельзя ни «себя жалеть», ни «великодушничать» с врагом. «Я бы не брал пленных... Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. И   так   же   думает   Тимохин   и   вся   армия.   Надо   их   казнить».   Князь   Андрей,   когда­то осуждавший ужасы войны, сейчас призывает к жестокой расправе над врагом. «Война так война, а не игрушка», такая война, чтобы после нее никто не захотел ее повторения. Война должна идти не по правилам фехтовального искусства, скажет далее Толстой (т. IV, ч. III, гл. 1). Толстой признает и оправдывает оборонительную и освободительную войну, войну за жизнь отцов и детей. Война — это «самое гадкое дело в жизни». (т.  III, ч.  III, гл.25), завершает автор устами князя Андрея. Но когда тебя хотят убить, лишить свободы, тебя и твою землю, тогда бери дубину и рази врага. Настроение французского лагеря (гл. 26­29). Единство и воодушевление здесь кажущееся, непрочное, потому что основано на личных и мелких, корыстных целях. «Им ничего больше не оставалось делать, как кричать «Vive l’empereur!» и идти драться, чтобы найти пищу и отдых победителей в Москве» (т. III,   ч.  III  гл.28).   Для   самого   Наполеона   будущее   сражение   —   большая   игра,   которую непременно   надо   выиграть,   и   для   этого   он   должен   правильно   расставить   шахматы   — войска. Пейзажи играют значительную роль в описании сражения (т. III, ч.  II  гл.30­39): утреннее солнце, только что брызнувшее из­за тучи и рассеивающего тумана, смешанного с дымками   выстрелов;   солнце,   застланное   дымом   и   стоящее   еще   высоко   —   в   середине сражения; солнце бьет «косыми лучами в лицо Наполеона»; в конце сражения тучи закрыли солнце, стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных и изнуренных людей,   «как   будто   он   говорил:   «Довольно,   люди.   Перестаньте....   Опомнитесь.   Что   вы делаете? На поле «стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови». Так образ солнца сопровождает дымы и выстрелы, и этот единый зрительно­ слуховой образ знаменует этапы боя. Батарея Раевского (гл. 31­32). Солдаты и офицеры батареи выполняют свой долг; все время все заняты: подносят снаряды, заряжают орудия, делают это с щегольством; все время все оживлены, все шутят: над Пьером, над собой, над гранатой. И это не легковесность, а проявление стойкости. выносливости.   И   Пьер,   наблюдавший   за   ними,   тоже   захотел   стать   участником   боя   и предложил   свои   услуги   в   качестве   подносчика   снарядов.   «Солдатом   быть,   просто солдатом...»   —   думает   Пьер   потом.   Научиться   «сопрягать   свою   жизнь   с   их   жизнью. Мучаясь от того, что кровавость битвы испугала его, Пьер опять мыслью обращается к солдатам. «А они... они все время до конца были тверды, спокойны... Они не говорят, но делают». «Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими. Но как скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бремя этого внешнего человека?» (т. III, ч. III, гл. 9) Поведение Наполеона и Кутузова в битве (гл. 33­35) Один   из   них,   руководя,   как   ему   кажется,   сражением,   отдает   массу   приказов, разумных самих по себе, но таких, «которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы» (гл. 35), т. к. менялась обстановка, и приказ становился неверным. Стройные массы французских войск возвращались с поля боя «расстроенными, испуганными толпами», и Наполеон чувствовал, что страшный размах его руки   падает   бессильно.   А   Кутузов   следит   только   за   духом   войска   и   руководит   им, насколько может. Он отдает лишь те приказы, которые могут поддержать или усилить стойкость   войска:   приказывает   оповестить   войска   о   пленении   Мюрата,   о   завтрашнем наступлении и т. д. Ранение князя Андрея, его мужество (гл.36­37) Как итог Бородинского сражения звучит вывод Толстого с нравственной победе русских. Зачитать (гл. 39). IV. Проверочная работа по эпизоду «Бородинское сражение», (ч. II, гл. 19­39). —   Почему   Толстой   показал   значительную   часть   событий   Бородинского   боя   в восприятии Пьера? — Какое значение имели для Пьера слова солдата: «Всем народом навалиться хотят...» гл. 20? —  Как  раскрываются   характеры  исторических   лиц  и   главных   героев  романа   в центральной сцене — описании Бородинского боя? —   Каковы   итоги   прожитой   жизни,   которые   князь   Андрей   подводит   накануне сражения? — Объясните слова князя Андрея: «пока Россия была здорова, ей мог служить чужой» гл. 25. — Как вы понимаете мысли Пьера о скрытой теплоте патриотизма гл. 25? —   Как   характеризует   Наполеона   сцена   с   портретом   сына   и   фраза:   «Шахматы расставлены, игра начинается завтра» гл. 26, 29? — Как раскрывается истинный героизм народа в одном из эпизодов Бородинской битвы (на батарее Раевского)? — С какой целью Толстой сравнивает Наполеона с игроком гл. 29? — В чем видит автор силу и мудрость Кутузова гл. 35?  —   Какой   смысл   вкладывает   Толстой   в   слова   о   нравственной   победе   русского войска гл. 39?

"Анализ сцен Бородинского сражения"

"Анализ сцен Бородинского сражения"

"Анализ сцен Бородинского сражения"

"Анализ сцен Бородинского сражения"

"Анализ сцен Бородинского сражения"

"Анализ сцен Бородинского сражения"

"Анализ сцен Бородинского сражения"

"Анализ сцен Бородинского сражения"

"Анализ сцен Бородинского сражения"

"Анализ сцен Бородинского сражения"

"Анализ сцен Бородинского сражения"

"Анализ сцен Бородинского сражения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2018