Анализ текста художественного произведения. Рассказ Л.Андреева "Кусака"
Цели урока:
1. обучающая: обучение приемам анализа художественного текста;
2. развивающие: развитие речи детей, умения рассуждать, отстаивать собственное мнение;
3. воспитывающие: воспитывать чувства сострадания, сочувствия, жалости и любви к «братьям меньшим», понимания и готовности принимать участие в решении главной проблемы XX века - «Человек и окружающий мир».
Оборудование урока: портрет писателя Л.Андреева, рассказ Л. Андреева «Кусака», выставка книг о животных, рисунки детей, тексты сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», запись эпиграфа на доске.
Анализ текста художественного произведения. Рассказ
Л.Андреева "Кусака"
Цели урока:
1. обучающая: обучение приемам анализа художественного текста;
2. развивающие: развитие речи детей, умения рассуждать, отстаивать собственное мнение;
3. воспитывающие: воспитывать чувства сострадания, сочувствия, жалости и любви к «братьям меньшим»,
понимания и готовности принимать участие в решении главной проблемы XX века «Человек и
окружающий мир».
Оборудование урока: портрет писателя Л.Андреева, рассказ Л. Андреева «Кусака», выставка книг о животных,
рисунки детей, тексты сказки А. де СентЭкзюпери «Маленький принц», запись эпиграфа на доске.
Ход урока
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
А. де СентЭкзюпери
Урок начинаю с чтения отрывка из произведения Антуана де СентЭкзюкери «Маленький принц».
Прочитайте еще раз слова Маленького принца. Они и будут являться ключом к нашему уроку.
Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ?
Обратимся к вашим рисункам. Поделитесь своими мыслями, зачитайте отрывки из рассказа, которые подходят
к иллюстрациям.
Что вы хотели выделить, подчеркнуть, отметить? (выборочное чтение, устное высказывание).
Объясните такие слова:
«Всей своей собачьей душой расцвела Кусака»?
Как вы их понимаете?
А кто прочитает?
Кто теперь дороже всех для Кусаки?
Почему? Что смогла сделать Леля?
Почему же не сразу откликнулась на ее ласку собака? (прошлая жизнь пса).
Выборочное чтение.
Когда Кусаку обманули впервые?
Осталась ли после этого капля доверия у собаки?
Хотелось ей найти хозяина, настоящего, заботливого?
Слово «бескорыстно» о чемто говорит вам?
Почему собака обидела Лелю и ВТО же время ревниво охраняла сон девочки и ее близких?
Автор говорит, что дачники были добрыми людьми, но собирались застрелить собаку, если не уберется. А вы
согласны, что они были добрыми?
Как они назвали собаку?
А можно было назвать ее подругому? Физминутка. Итак, собака испытывает счастье и радость от приручения. Она нашла хозяев, они ей нужны, она их любит.
Как Кусака пытается показать свою привязанность и доверие?
Кем она является для дачников? Можно ли назвать это настоящей любовью?
Возможно, что Леля понастоящему привязалась к собаке, любит ее?
Прочитайте диалог разговор Лели с матерью.
Какие выводы можно сделать после прослушивания? (Леля не любит, просто жалеет Кусаку. Сколько раз автор
говорит об этом? 3 раза)
Какова ее интонация?
Заплакала она или нет? Почему?
Что является главным для матери и Лели?
Кем они собираются заменить Кусаку?
Что забыла сделать девочка?
О чем говорит вам образ дурачка Илюши? Можно ли «провести ниточку» от собаки к этому человеку?
Что сходного в их судьбе?
Назовите самый драматический момент в рассказе?
Как вы понимаете крик души собаки? Как она это выражает?
какой герой незримо и присутствует в рассказе и помогает понять переживания собаки? (природа).
Выберите слова, характеризующие обитателей дачи, (на доске записано).
Милосердие
Гуманность
Понимание боли и счастья другого существа
Жалость
Сострадание
Безразличие
Предательство
Черствость души, равнодушие
Мягкотелость
Неуважение достоинства другого
А остальные слова нашли свое место в рассказе? А для вас что значат они?
Можете ли вы понять слова А.СентЭкзюпери? И как?
Заключение.
Посмотрите на выставку книг. Все они написаны о животных, об отношении людей к ним, к окружающему миру.
Какие книги вы уже читали?
О каких герояхживотных можно вспомнить?
Домашнее задание:
1. Напишите сочинение от имени Кусаки, о его душевных переживаниях;
2. Прочитайте одну из книг из рекомендательного списка.