Анализ текста художественного произведения. Рассказ Л.Андреева "Кусака"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Анализ текста художественного произведения. Рассказ Л.Андреева "Кусака" Цели урока: 1. обучающая: обучение приемам анализа художественного текста; 2. развивающие: развитие речи детей, умения рассуждать, отстаивать собственное мнение; 3. воспитывающие: воспитывать чувства сострадания, сочувствия, жалости и любви к «братьям меньшим», понимания и готовности принимать участие в решении главной проблемы XX века - «Человек и окружающий мир». Оборудование урока: портрет писателя Л.Андреева, рассказ Л. Андреева «Кусака», выставка книг о животных, рисунки детей, тексты сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», запись эпиграфа на доске.
Иконка файла материала Анализ текста художественного произведения.doc
Анализ текста художественного произведения. Рассказ Л.Андреева "Кусака" Цели урока: 1. обучающая: обучение приемам анализа художественного текста; 2. развивающие: развитие речи детей, умения рассуждать, отстаивать собственное мнение; 3. воспитывающие: воспитывать чувства сострадания, сочувствия, жалости и любви к «братьям меньшим»,  понимания и готовности принимать участие в решении главной проблемы XX века ­ «Человек и  окружающий мир». Оборудование урока: портрет писателя Л.Андреева, рассказ Л. Андреева «Кусака», выставка книг о животных, рисунки детей, тексты сказки А. де Сент­Экзюпери «Маленький принц», запись эпиграфа на доске. Ход урока «Мы в ответе за тех, кого приручили»  А. де Сент­Экзюпери Урок начинаю с чтения отрывка из произведения Антуана де Сент­Экзюкери «Маленький принц». ­ Прочитайте еще раз слова Маленького принца. Они и будут являться ключом к нашему уроку. ­ Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ? ­ Обратимся к вашим рисункам. Поделитесь своими мыслями, зачитайте отрывки из рассказа, которые подходят  к иллюстрациям. ­ Что вы хотели выделить, подчеркнуть, отметить? (выборочное чтение, устное высказывание). ­ Объясните такие слова: «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака»? ­ Как вы их понимаете? ­ А кто прочитает? ­ Кто теперь дороже всех для Кусаки? ­ Почему? Что смогла сделать Леля? ­ Почему же не сразу откликнулась на ее ласку собака? (прошлая жизнь пса). Выборочное чтение. ­ Когда Кусаку обманули впервые? ­ Осталась ли после этого капля доверия у собаки? ­ Хотелось ей найти хозяина, настоящего, заботливого? ­ Слово «бескорыстно» о чем­то говорит вам? ­ Почему собака обидела Лелю и ВТО же время ревниво охраняла сон девочки и ее близких? ­ Автор говорит, что дачники были добрыми людьми, но собирались застрелить собаку, если не уберется. А вы  согласны, что они были добрыми? ­ Как они назвали собаку? ­ А можно было назвать ее по­другому? Физминутка.­ Итак, собака испытывает счастье и радость от приручения. Она нашла хозяев, они ей нужны, она их любит. ­ Как Кусака пытается показать свою привязанность и доверие? ­ Кем она является для дачников? Можно ли назвать это настоящей любовью? ­ Возможно, что Леля по­настоящему привязалась к собаке, любит ее? ­ Прочитайте диалог ­ разговор Лели с матерью. ­ Какие выводы можно сделать после прослушивания? (Леля не любит, просто жалеет Кусаку. Сколько раз автор  говорит об этом? 3 раза) ­ Какова ее интонация? ­ Заплакала она или нет? Почему? ­ Что является главным для матери и Лели? ­ Кем они собираются заменить Кусаку? ­ Что забыла сделать девочка? ­ О чем говорит вам образ дурачка Илюши? Можно ли «провести ниточку» от собаки к этому человеку? ­ Что сходного в их судьбе? ­ Назовите самый драматический момент в рассказе? ­ Как вы понимаете крик души собаки? Как она это выражает? ­ какой герой незримо и присутствует в рассказе и помогает понять переживания собаки? (природа). ­ Выберите слова, характеризующие обитателей дачи, (на доске записано). Милосердие Гуманность Понимание боли и счастья другого существа Жалость  Сострадание  Безразличие  Предательство  Черствость души, равнодушие  Мягкотелость Неуважение достоинства другого ­ А остальные слова нашли свое место в рассказе? А для вас что значат они? ­ Можете ли вы понять слова А.Сент­Экзюпери? И как? Заключение. ­ Посмотрите на выставку книг. Все они написаны о животных, об отношении людей к ним, к окружающему миру. ­ Какие книги вы уже читали? ­ О каких героях­животных можно вспомнить? Домашнее задание: 1. Напишите сочинение от имени Кусаки, о его душевных переживаниях; 2. Прочитайте одну из книг из рекомендательного списка.

Посмотрите также