anastasi-zoloto@yandex.ru

  • pptx
  • 18.03.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Речевое развитие детей с РАС
Иконка файла материала РАС-1 — копия.pptx

Особенности речевого развития дошкольников с РАС

Подготовила
учитель-логопед
Золотова А.В.


Расстройство аутистического спектра (РАС) относится к числу наиболее серьезных нарушений психического развития (врожденное нарушение функции мозга);
Расстройства аутистического спектра начинаются в детстве и сохраняются в подростковом и взрослом возрасте (в большинстве случаев эти состояния проявляются в первые 3 лет жизни);
РАС часто сопровождаются другими нарушениями, в том числе эпилепсией, депрессией, тревожным состоянием и гиперактивным расстройством с дефицитом внимания;
Есть данные, в которых указывается, что заболеваемость выше у мальчиков, чем у девочек.


Аутизм –это нарушение психического развития, которое влияет на общение и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира.

В 1993 году Лорна Уинг с коллегами впервые определила так называемую «триаду нарушений»: три вида нарушений, которые были у всех детей из регистра с РАС (РАС- расстройство аутичного спектра)
Нарушение коммуникации. Речь идет о нарушении способности адекватно выражать себя в отдельных социальных ситуациях; 
Нарушение поведения. Поведение человека с РАС неадекватное;
Специфические интересы и стереотипное поведение. РАС имеет разные формы. Одни больные неспособны устно общаться, IQ других граничит с гениальностью. Поэтому бывает трудно распознать заболевание в первые годы жизни

Симптомы РАС

Выраженная отгороженность от внешнего мира (инкапсуляция);
приверженность привычному распорядку жизни (страх перед изменениями);
специфические нарушения речи или её отсутствие;
трудности социального взаимодействия :
особенности зрительного контакта;
отсутствие отклика на имя;
боязнь звуков, неуместное проявление эмоций –смех и слезы без причины, истерики;
нелюбовь к прикосновениям, аномалии выражения чувств к родителям, непереносимость толпы, отсутствие общения со сверстниками.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Двигательные стереотипии

Машущие движения кистью, предплечьем;
Продолжительная серия прыжков;
Верчение перед глазами пальцев;
Верчение колес игрушки (игровой деятельности нет);
Включение и выключение света;
Разрывание бумаги, шуршание целлофановыми пакетами, пересыпание круп, манипуляции с водой, облизывание предметов;
Постоянное обнюхивание одних и тех же предметов и своих частей тела;
Зажимание ушей, удары головой.

Классификация речи детей с РАС (О.С.Никольская)

Первая группа
Тяжелая форма аутистического расстройства. Речь практически отсутствует. Ребенок не использует не только речь, но и жест и мимику в целях коммуникации;
Вторая группа
Аутизм менее выражен, речь формируется, но формируется неполноценно, грубо нарушена коммуникативная форма речи;
Третья группа
Высоко функциональные аутисты с относительно развитой, но специфической речью;
Четвертая группа
Дети с негрубыми проявлениями аутизма в сочетании с разной степени выраженности речевой патологией.
Мы имеем дело с первой и второй группой.

Логопедическая работа

Наиболее характерные проявления отклонений в речевом развитии :
- мутизм;
- эхолалии;
- отсутствие обращения в речи;
- нарушения звукопроизношения.

Задачи:
- развитие мелкой моторики;
-обучение его простым навыкам контакта, в том числе речевого;
-накопление бытового словаря;
-развитие устной речи:
-подготовка к обучению письменной речи (письмо ):
-развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления.
-формирование пространственно-временных представлений и понятий.
-совершенствование координации мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики.

Этапы работы

1.Установление эмоционального контакта с ребенком;
2. Активизация речевой деятельности, формирование речевых навыков.
3. Формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре;
4. Развитие речи в обучающей ситуации, формирование неречевых навыков.




         

Методы и технологии обучения детей с РАС




- наглядно-демонстрационные;
- словесные (рассказы, беседы);
- имитационно-игровые ;
- практические (упражнения,
моделирования).

Технологии:
-здоровьесберегающие;
-сказкотерапия;
-изотерапия;
-цветотерапия;
-логоритмика и т.д.

Дети –аутисты нуждаются в строгом распорядке дня, им нужен учитель, который знает, как быть твердым и мягким одновременно. Им нужна четкая и подробно разработанная организация жизни в школе, на уроке, на перемене, тщательно продуманное функциональное пространство класса Такая организация позволит ему осознать порядок происходящего и использовать сложившиеся ритуалы в своем поведении. Внезапное нарушение порядка для ребенка с аутизмом всегда некомфортно.

Аутизм может быть похож на различные специфические нарушения развития речи, поскольку один из основных его признаков – отставание речевого развития или полное отсутствие речи. Отсутствие взаимодействия с окружающими у аутичных детей наблюдается с самого рождения.
Некоторые дети остаются мутичными всю жизнь, но и в тех случаях, когда речь развивается, во многих аспектах она аномальна.
Работа по развитию речи детей с РАС должна быть индивидуальной, соответствовать уровню интеллектуального развития ребенка. Она трудна, требует большого напряжения и может растянуться на годы.

Спасибо за внимание!

Посмотрите также