Как любая наука андрагогика имеет свою структуру, понятийный и терминологический аппарат. Андрагогика изучает и формулирует основные закономерности деятельности обучающихся в процессе обучения и потому ее составной частью является технология обучения взрослых. В андрагогической модели ведущая роль принадлежит самому обучающемуся. Взрослый обучающийся — активный элемент, один из равноправных субъектов процесса обучения.
андрагогическая модель образования.docx
Андрагогическая модель обучения
Как любая наука андрагогика имеет свою структуру, понятийный и
терминологический аппарат.
Поскольку она выявляет общие закономерности обучения взрослых, то
в ней выделяется теория обучения взрослых. Этот раздел исследует наиболее
общие категории: особенности взрослого обучающегося, процесса обучения
взрослых, взаимосвязи андрагогики с различными областями сферы
образования, закономерности и тенденции развития образования и самой
андрагогики.
Андрагогика изучает и формулирует основные закономерности
деятельности обучающихся в процессе обучения и потому ее составной
частью является технология обучения взрослых.
Когда говорится о модели обучения, то имеется в виду
систематизированный комплекс основных закономерностей деятельностей
обучающегося и обучающего при осуществлении обучения. При этом, конечно
же необходимо учитывать и другие компоненты процесса — содержание,
источники, средства, формы и методы обучения. Но основное в модели — это
именно деятельность обучающегося и обучающего.
Закономерности, определенные в модели обучения, характерны для того
или иного подхода к организации процесса обучения, но они представлены
именно в комплексе, в наиболее полном виде. В реальной практике они,
естественно, реализуются в таком объеме далеко не всегда, а практически
никогда. Это как бы идеальное представление о процессе обучения, которое
формируется либо с точки зрения педагогики и обучения невзрослых, либо с
точки зрения андрагогики и обучения взрослых. В андрагогической модели ведущая роль принадлежит самому
обучающемуся. Взрослый обучающийся — активный элемент, один из
равноправных субъектов процесса обучения.
Основные положения андагоргики:
Осознание возрастающей самоуправляемости
Богатый источник обучения
Готовность обучающегося к обучению. Определяется задачами по
развитию личности и овладению соц.ролями
Немедленное применение полученных данных
Ориентация в обучении на решение проблем
Планирование учебного процесса совместно с обучающимся
Психологический климат обучения Неформальный, основанный на
взаимном уважении и совместной работе
Определение потребностей обучения совместно с обучающимся
Формулирование целей обучения совместно с обучающимся
Построение учебного процесса в зависимости от готовности
обучающегося к обучению, проблемные единицы
Учебная деятельность технология поиска новых знаний на основе
опыта
Совместное определение новых учебных потребностей, совместная
оценка программ обучения.
На базе этих основных положений андрагогики и предлагается строить
деятельность по обучению взрослых, главными характеристиками которой
являются активная, ведущая роль обучающегося в построении и
осуществлении программы обучения, с одной стороны, и совместная
деятельность обучающегося и обучающего, с другой.
При этом очень важно достичь того, чтобы атмосфера обучения была
дружеской, неформальной, основанной на взаимном уважении, совместной
работе, при поддержке и ответственности всех участников учебной
деятельности. Определяющим при этом являются взаимоотношения между
обучающим и обучающимися. Основным видом обучения взрослых считается обучение в группе коллег.
При андрагогическом подходе к обучению взрослых возможны различные
методы обучения: экспозиционные, когда содержание обучения организуется
и представляется (экспонируется) обучающемуся посторонним источником
(преподавателем, лектором, учебником, фильмом и т.п); управленческие
методы, когда лидеры (ведущие дискуссий, руководители игр, авторы
учебных программ) организуют и направляют учебный процесс таким
образом, чтобы обучающиеся достигли заранее определенных целей;
поисковые методы, когда содержание обучения не определено целиком и
полностью заранее, поскольку учебный процесс включает в себя и постановку
проблем, и поиск их решений. В этом случае обучающиеся отбирают и
организуют информацию, содержание обучения и необходимый опыт с целью
изучить проблемы и найти их решение. Как результат поиска возникают новые
вопросы и проблемы. Главной целью данного метода обучения является
вовлечение обучающихся в мыслительную деятельность. В этом случае
восприятие содержания обучения, или информации, происходит попутно, в
процессе: «мышление – изучение проблемы – решение проблемы». Последние
методы наиболее адекватны задачам андрагогической модели обучения.
АНДРАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВНИЯ
АНДРАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВНИЯ
АНДРАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.