Андрей Платонов. "Юшка"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: -работать с текстом А.Платонова «Юшка»; - углубить представление о платоновской «формуле жизни»; какими средствами это достигается; - работать над развитием монологической речи учащихся. Оформление: - стенд «Жизнь и творчество А.Платонова» - рисунки ребят к произведению «Юшка» Эпиграф: « Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня - это редкость и праздник…» А.Платонов Ход урока Вступительное слово учителя: Ребята, наш сегодняшний урок посвящён рассказу А.Платова «Юшка». Мы углубим наше представление о платоновской «формуле жизни», выясним, что значат слова А.Платонова: «Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник». А что для вас значит слово «человек»? (ответы учащихся) -Давайте вслушаемся в слова самого А.Платова.
Иконка файла материала Андрей Платонов. Юшка.doc
Андрей Платонов. "Юшка" Цель урока:   ­работать с текстом А.Платонова «Юшка»; ­ углубить представление о платоновской «формуле жизни»;  какими средствами это  достигается; ­ работать над развитием монологической речи учащихся. Оформление:  ­ стенд «Жизнь и творчество А.Платонова» ­ рисунки ребят к произведению «Юшка» Эпиграф: « Я всего лишь хочу быть человеком.                                                   Человек для меня  ­ это редкость и праздник…»                                                                                                 А.Платонов    Ход урока Вступительное слово учителя:     Ребята, наш сегодняшний урок посвящён рассказу А.Платова «Юшка».  Мы углубим наше  представление о платоновской «формуле жизни», выясним, что значат слова А.Платонова: «Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник».  А что для вас значит слово «человек»? (ответы учащихся) ­Давайте вслушаемся в слова  самого А.Платова. (слайд №1.2)  Подготовленный ученик:  Я родился в Ямской слободе при самом Воронеже. Десять лет назад Ямская слобода мало чем отличалась от деревни, а деревню я любил, хоть и не видел её по 12 лет. В Ямской  слободе было всё: плетни, заборы, сады, огороды, вместо домов хаты и много мужиков. Единственной музыкой слободы был церковный колокол, который с умилением слушали  жители слободы и я. Вскоре для меня наступило время учёбы. Потом время работы. В  лдно время в семье было 10 человек, я – старший работник, кроме отца. Отец не мог  прокормить такую большую семью. И вот исполняется моя долгая, упорная детская мечта: самому стать таким человеком, от  мысли и руки которого волнуется и работает весь мир для меня и для всех людей: и из  всех людей я знаю каждого и с каждым спаяно моё сердце. Я – человек, я живу на прекрасной живой земле. Вы меня спрашиваете о красоте. Но для  живого  человека безобразия не существует. Я всего лишь хочу быть человеком. Человек  для меня – это редкость и праздник. Опрос.(слайд №3) ­Итак,  что же вкладывает Платонов в понятие человек? ­ Каждый ли из людей человек в платоновском понимании слова?­Если человек – это редкость  и праздник, то о каком человеке пойдёт речь?  ­Легко ли быть нравственным человеком? ­Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть нравственным человеком,  докажите, опираясь на рассказ Платонова о себе. (Самостоятельная запись  в тетради.)  (слайд №4) ­Кого в произведении А.Платова «Юшка» можно назвать нравственным человеком?  Почему?(слайд №5) ­Запишите начало предложение и самостоятельно продолжите его:   Рассказ А.Платонова «Юшка» о человеке, который… (запись и чтение своих  предложений) Работа в творческих группах по вопросам: 1. Выделить основные композиционные части рассказа.  (составление в виде плана с пояснениями) (слайд №6) 2. В чьём восприятии дан образ Юшки? Докажите.  Как к нему относятся взрослые, дети,   автор? (слайд №7) 3. Докажите или опровергните мнение Юшки «Народ меня без понятия любит». (слайд  №8) Можно ли данный рассказ считать притчей? (слайд №9) 4. При помощи каких средств выразительности дан образ Юшки? (слайд №10) (Выписать эпитеты, метафоры, градацию) 5. Что принесла смерть Юшки людям?  Докажите текстом. Встречали ли в литературе  образы героев  подобные   Юшке? Выступление учащихся со своими ответами. Учитель:  ­ Давайте ещё раз обратимся к тексту и подумаем: почему рассказ не заканчивается  смертью Юшки? Для этого посмотрим инсценировку последней части рассказа. Девушка: ­ Здравствуйте! Вы хозяин кузни? Хозяин: ­ Я. Девушка: ­ Скажите, пожалуйста, а где мне Ефима Дмитриевича найти? Хозяин: ­ Какого Ефима Дмитриевича? У нас такого сроду тут не было. ( Молчание.) … Уж не Юшка ли он? Так и есть – по паспорту он Дмитриевичем писался. Девушка:  ­Юшка (шепчет). Это правда. Сам себя он называл Юшкой. Хозяин:     ­А вы кот ему будете? Родственница что ли? Девушка:  ­Я никто. Я сирота была, а Ефим Дмитриевич поместил меня маленькую в  семейство в Москву, потом отдал в школу с пансионом. Каждый год он приходил  проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я  выросла. Я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришёл  меня проведать. Скажите мне, где же он – он говорил, что работал у вас двадцать пять  лет. ­Что показывает данный эпизод? Что же мог ответить хозяин кузни?  (предположенияребят) ­Кто эта девушка? Зачем она ищет Юшку?  (Ответы учащихся) ­Следовательно, любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Отсутствие любви, сочувствия,  сострадания может оказаться губительно. Вывод  по рассказу: ­ Почему Ефим Дмитриевич называл себя Юшкой?  Что значит его имя? Ефим –  «благочестивый», Дмитрий –от имени древнегреческой богини плодородия –Диметры.  (слайды №11,12) Рус. арго (Елистратов) ЮШКА, ­и, м.  Кровь.  Юшку пустить кому — зарезать; наказать, расправиться.  Возм. через уг.; ср. устар. диал. «юша» — человек, насквозь промокший от дождя; «юша  юшей»        — мокрый до нитки, «юха», «юшка» — суп, похлебка, навар из мяса или рыбы. ­Что оставил после себя Юшка? (Зачитать последний абзац рассказа) ­Так нужно ли жить  как Юшка? Учитель:    Значит,  мы приходим к выводу, что Юшка – нравственный человек. Он маленький,  неказистый, одинокий, работает, любит людей, помогает девочке. Он слепец со зрячим  сердцем. Страдает от жестокости людей, но сеет зёрна добра.  Как сказано в Евангелии от  Матфея, так всякое добро приносит и плоды добрые. Итак, сокровенность бытия, ценность жизни человека, природа любви к ближнему, добро  и милосердие в их противостоянии злу и жестокости – вот философское содержание  рассказа. ­ Так что же такое «формула жизни» по Платонову? Запишите и продолжите  предложение:           «Я считаю, что платоновская «формула жизни» ­ это ….    (слайд №13) ­ Таким образом, формула жизни по Платонову из смерти работать жизнь, уметь любить  человека, быть великодушным и милосердным, постоянно трудиться, дарить людям  радость, быть кому­то необходимым, заботиться о ком­то.     (слайд №14) Дом задание.  Написать развёрнутый ответ на вопрос: «Нужны ли сегодня сочувствие и сострадание?»  (слайд №15)

Посмотрите также