Цель урока: -работать с текстом А.Платонова «Юшка»;
- углубить представление о платоновской «формуле жизни»;
какими средствами это достигается;
- работать над развитием монологической речи учащихся.
Оформление: - стенд «Жизнь и творчество А.Платонова»
- рисунки ребят к произведению «Юшка»
Эпиграф:
« Я всего лишь хочу быть человеком.
Человек для меня - это редкость и праздник…»
А.Платонов
Ход урока
Вступительное слово учителя:
Ребята, наш сегодняшний урок посвящён рассказу А.Платова «Юшка». Мы углубим наше представление о платоновской «формуле жизни», выясним, что значат слова А.Платонова: «Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник». А что для вас значит слово «человек»? (ответы учащихся)
-Давайте вслушаемся в слова самого А.Платова.
Андрей Платонов. "Юшка"
Цель урока: работать с текстом А.Платонова «Юшка»;
углубить представление о платоновской «формуле жизни»;
какими средствами это достигается;
работать над развитием монологической речи учащихся.
Оформление: стенд «Жизнь и творчество А.Платонова»
рисунки ребят к произведению «Юшка»
Эпиграф:
« Я всего лишь хочу быть человеком.
Человек для меня это редкость и праздник…»
А.Платонов
Ход урока
Вступительное слово учителя:
Ребята, наш сегодняшний урок посвящён рассказу А.Платова «Юшка». Мы углубим наше
представление о платоновской «формуле жизни», выясним, что значат слова А.Платонова:
«Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник». А что
для вас значит слово «человек»? (ответы учащихся)
Давайте вслушаемся в слова самого А.Платова. (слайд №1.2)
Подготовленный ученик:
Я родился в Ямской слободе при самом Воронеже. Десять лет назад Ямская слобода мало
чем отличалась от деревни, а деревню я любил, хоть и не видел её по 12 лет. В Ямской
слободе было всё: плетни, заборы, сады, огороды, вместо домов хаты и много мужиков.
Единственной музыкой слободы был церковный колокол, который с умилением слушали
жители слободы и я. Вскоре для меня наступило время учёбы. Потом время работы. В
лдно время в семье было 10 человек, я – старший работник, кроме отца. Отец не мог
прокормить такую большую семью.
И вот исполняется моя долгая, упорная детская мечта: самому стать таким человеком, от
мысли и руки которого волнуется и работает весь мир для меня и для всех людей: и из
всех людей я знаю каждого и с каждым спаяно моё сердце.
Я – человек, я живу на прекрасной живой земле. Вы меня спрашиваете о красоте. Но для
живого человека безобразия не существует. Я всего лишь хочу быть человеком. Человек
для меня – это редкость и праздник.
Опрос.(слайд №3)
Итак, что же вкладывает Платонов в понятие человек?
Каждый ли из людей человек в платоновском понимании слова?Если человек – это редкость и праздник, то о каком человеке пойдёт речь?
Легко ли быть нравственным человеком?
Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть нравственным человеком,
докажите, опираясь на рассказ Платонова о себе. (Самостоятельная запись в тетради.)
(слайд №4)
Кого в произведении А.Платова «Юшка» можно назвать нравственным человеком?
Почему?(слайд №5)
Запишите начало предложение и самостоятельно продолжите его:
Рассказ А.Платонова «Юшка» о человеке, который… (запись и чтение своих
предложений)
Работа в творческих группах по вопросам:
1. Выделить основные композиционные части рассказа.
(составление в виде плана с пояснениями) (слайд №6)
2. В чьём восприятии дан образ Юшки? Докажите. Как к нему относятся взрослые, дети,
автор? (слайд №7)
3. Докажите или опровергните мнение Юшки «Народ меня без понятия любит». (слайд
№8)
Можно ли данный рассказ считать притчей? (слайд №9)
4. При помощи каких средств выразительности дан образ Юшки? (слайд №10)
(Выписать эпитеты, метафоры, градацию)
5. Что принесла смерть Юшки людям? Докажите текстом. Встречали ли в литературе
образы героев подобные Юшке?
Выступление учащихся со своими ответами.
Учитель:
Давайте ещё раз обратимся к тексту и подумаем: почему рассказ не заканчивается
смертью Юшки? Для этого посмотрим инсценировку последней части рассказа.
Девушка: Здравствуйте! Вы хозяин кузни?
Хозяин: Я.
Девушка: Скажите, пожалуйста, а где мне Ефима Дмитриевича найти?
Хозяин: Какого Ефима Дмитриевича? У нас такого сроду тут не было.
( Молчание.)
… Уж не Юшка ли он? Так и есть – по паспорту он Дмитриевичем писался.
Девушка: Юшка (шепчет). Это правда. Сам себя он называл Юшкой.
Хозяин: А вы кот ему будете? Родственница что ли?
Девушка: Я никто. Я сирота была, а Ефим Дмитриевич поместил меня маленькую в
семейство в Москву, потом отдал в школу с пансионом. Каждый год он приходил
проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я
выросла. Я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришёл
меня проведать. Скажите мне, где же он – он говорил, что работал у вас двадцать пять
лет.
Что показывает данный эпизод? Что же мог ответить хозяин кузни? (предположенияребят)
Кто эта девушка? Зачем она ищет Юшку? (Ответы учащихся)
Следовательно, любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке
или, по крайней мере, пробудить его к действию. Отсутствие любви, сочувствия,
сострадания может оказаться губительно.
Вывод по рассказу:
Почему Ефим Дмитриевич называл себя Юшкой? Что значит его имя? Ефим –
«благочестивый», Дмитрий –от имени древнегреческой богини плодородия –Диметры.
(слайды №11,12)
Рус. арго (Елистратов) ЮШКА, и, м.
Кровь.
Юшку пустить кому — зарезать; наказать, расправиться.
Возм. через уг.; ср. устар. диал. «юша» — человек, насквозь промокший от дождя; «юша
юшей» — мокрый до нитки, «юха», «юшка» — суп, похлебка, навар из мяса или рыбы.
Что оставил после себя Юшка? (Зачитать последний абзац рассказа)
Так нужно ли жить как Юшка?
Учитель:
Значит, мы приходим к выводу, что Юшка – нравственный человек. Он маленький,
неказистый, одинокий, работает, любит людей, помогает девочке. Он слепец со зрячим
сердцем. Страдает от жестокости людей, но сеет зёрна добра. Как сказано в Евангелии от
Матфея, так всякое добро приносит и плоды добрые.
Итак, сокровенность бытия, ценность жизни человека, природа любви к ближнему, добро
и милосердие в их противостоянии злу и жестокости – вот философское содержание
рассказа.
Так что же такое «формула жизни» по Платонову? Запишите и продолжите
предложение: «Я считаю, что платоновская «формула жизни» это …. (слайд
№13)
Таким образом, формула жизни по Платонову из смерти работать жизнь, уметь любить
человека, быть великодушным и милосердным, постоянно трудиться, дарить людям
радость, быть комуто необходимым, заботиться о комто. (слайд №14)
Дом задание.
Написать развёрнутый ответ на вопрос: «Нужны ли сегодня сочувствие и сострадание?»
(слайд №15)