А.П. Чехов. Страницы жизни и творчества

  • Разработки уроков
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

А.П. Чехов. Страницы жизни и творчества Цель: 1. Помочь учащимся войти в мир А.П.Чехова. 2. Развитие критического мышления. 3. Формирование нравственных убеждений. Оборудование: В • выставка произведений А.П. Чехова; • воспоминания об А.П. Чехове; • портреты, фотографии писателя в разные периоды жизни; • иллюстрации к прочитанным рассказам, компьютер.Чтение подготовленными учениками или учителем отрывков (автор и произведение не называются, титульный лист книги закрыт): • из рассказа «Степь»; • из пьесы «Чайка»; • рассказ «Наставление».
Иконка файла материала А.П. Чехов. Страницы жизни и творчества.doc
А.П. Чехов. Страницы жизни и творчества Цель: 1. Помочь учащимся войти в мир А.П.Чехова. 2. Развитие критического мышления. 3. Формирование нравственных убеждений. Оборудование: В     выставка произведений А.П. Чехова; воспоминания об А.П. Чехове; портреты, фотографии писателя в разные периоды жизни; иллюстрации к прочитанным рассказам, компьютер. Форма урока: урок­исследование. Ход урока Какое наслаждение уважать людей! А.П.Чехов Мимо всей этой скучной, серой толпы  бессильных людей прошел большой,  умный человек. М.Горький I. Чтение подготовленными учениками или учителем отрывков (автор и произведение не называются,  титульный лист книги закрыт):    из рассказа «Степь»; из пьесы «Чайка»; рассказ «Наставление». II. Учитель: Как вы думаете, кому из русских писателей XIX века могли бы принадлежать эти отрывки? В чем особенность тональности этих текстов? III. Вступительное слово учителя. Учитель: Это Чехов! Вы увидели, как он многогранен, не похож в разных произведениях. Обратимся к  воспоминаниям людей, знавших А.П.Чехова. Задание для учащихся: какие черты писателя, человека выделяет М.Горький, И.Эренбург. IV. Чтение воспоминаний (на ученических столах карточки­информаторы). М. Горький: «Читая рассказы Антона Чехова, чувствуешь себя точно в грустный день поздней осени, когда  воздух так прозрачен и в нем резко очерчены голые деревья, тесные дома, серенькие люди. Все так странно –  одиноко, неподвижно и бессильно. Углубленные синие дали – пустынны и, сливаясь с бледным небом, дышат  тоскливым холодом на землю, покрытую мерзлой грязью. Ум автора, как осеннее солнце, с жестокой ясностью  освещает избитые дороги, кривые улицы, тесные и грязные дома, в которых задыхаются от скуки и лени  маленькие жалкие люди, наполняя дома свои неосмысленной, полусонной суетой. Вот тревожно, как серая  мышь, шмыгает «Душечка» – милая, кроткая женщина, которая так рабски, так много умеет любить. Ее можно  ударить по щеке, и она даже застонать громко не посмеет, кроткая раба. Рядом с ней грустно стоит Ольга из  «Трех сестер»: она тоже много любит и безропотно подчиняется капризам развратной и пошлой жены своего  лентяя брата, на ее глазах ломается жизнь ее сестер, а она плачет и никому ничем не может помочь, и ни  одного живого, сильного слова протеста против пошлости нет в ее груди.Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный  человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал: ­ Скверно вы живете, господа! ­ Мы привыкли жить надеждами на хорошую погоду, урожай, на приятный роман, надеждами разбогатеть или  получить место полицеймейстера, а вот надежды поумнеть я не замечаю у людей. Думаем: при новом царе  будет лучше, а через двести лет – еще лучше, и никто не заботится, чтоб это лучше наступило завтра. В общем –  жизнь с каждым днем становится все сложнее и двигается куда­то сама собою, а люди – заметно глупеют, и все  более людей остается в стороне от жизни. Антон Чехов уже в первых рассказах своих умел открыть в тусклом море пошлости ее трагически мрачные шутки; стоит только внимательно прочитать его «юмористические» рассказы, чтобы убедиться, как много за смешными  словами и положениями – жестокого и противного скорбно видел и стыдливо скрывал автор.» И.Эренбург. Очерки «Перечитывая Чехова»: «Некоторые авторы изображали Чехова вялым, бездеятельным,  называли даже увальнем, а найти в относительно раннем возрасте ключи к тысячам сердец он смог только  потому, что страстно любил жизнь, не созерцая ее, но в нее вмешиваясь. Позволю себе остановиться на одном  его увлечении, которое, казалось бы не связано с работой писателя: он был страстным садоводом, сеял,  пикировал, пересаживал, подвязывал. Он волнуется, находясь в Ницце, не растопчут ли в саду его две лилии.  Он умоляет в письмах поливать получше эвкалипты. Садоводство не было для него одной из страстишек, какими  для многих являются рыбалка или охота; он чувствовал в росте куста, дерева то, что сильней всего его  волновало – утверждение жизни. Люди, встречавшиеся с Чеховым, рассказывают, что дети и животные чувствовали к нему доверие.» Учитель: Каким предстал перед вами А.П.Чехов в воспоминаниях современников? Как это соотносится с вашим  прежним представлением о писателе? V. Учитель. Споры о Чехове начались еще при его жизни. «Чехов и до сих пор не понят как следует: слишком  своеобразный, сложный он был человек», ­ писал И.Бунин ­ В чем же причина такого своеобразия А.П.Чехова? Обратимся к биографии писателя. Сообщения учащихся о жизни А.П.Чехова. VI. Рефлексия. Учитель: Что нового вы сегодня узнали об А.П.Чехове? VII. Домашнее задание. Написать эссе «Мой Чехов» или «Почему смех в рассказах А.П.Чехова грустный».

Посмотрите также