А.П. Гайдар — жизнь и творчество

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: обобщить знания детей о жизни и творчестве А.П.Гайдара. Задачи: • Отрабатывать и совершенствовать навык чтения, умение ориентироваться в прочитанных • произведениях. • Развивать в детях умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения товарищей; умение слушать друг друга, умение обобщать, сравнивать, сопоставлять. • Развивать познавательный и читательский интерес, устную монологическую и диалогическую речь; внимание, память. • Воспитывать взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом; на примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства. Предварительная подготовка: дети получили домашнее задание: • найти и прочитать материал о жизни и творчестве А.П.Гайдара (класс разделить на команды и распределить материал по командам) • прочитать произведения А.П.Гайдара; • сделать рисунки к произведениям, которые больше всего понравились;
Иконка файла материала А.П. Гайдар — жизнь и творчество.doc
А.П. Гайдар — жизнь и творчество Цель: обобщить знания детей о жизни и творчестве А.П.Гайдара. Задачи:  Отрабатывать и совершенствовать навык чтения, умение ориентироваться в прочитанных   произведениях. Развивать в детях умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения товарищей; умение слушать друг друга, умение обобщать, сравнивать, сопоставлять. Развивать познавательный и читательский интерес, устную монологическую и диалогическую речь; внимание, память. Воспитывать взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом; на примерах героев произведений  прививать добрые и светлые чувства.   Предварительная подготовка: дети получили домашнее задание:    найти и прочитать материал о жизни и творчестве А.П.Гайдара (класс разделить на команды и распределить материал  по командам) прочитать произведения А.П.Гайдара; сделать рисунки к произведениям, которые больше всего понравились; (Несколько учащихся готовят сообщения вместе с учителем.) Оборудование и оформление: Выставка книг – произведений А.П.Гайдара. Выставка рисунков. Запись песни «Гайдар шагает впереди» в исполнении детского хора;     Караоке песни «Гайдар шагает впереди»  Высказывания известных людей о Гайдаре и цитаты из произведения А.Гайдара (напечатаны на большом листе): «Что такое счастье – это каждый понимал по­своему.  Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется  Советской страной». А.Гайдар «Чук и Гек» Любимых детских книг творец И верный друг ребят, Он жил, как должен жить боец, И умер как солдат. С.Маршак  Диафильм к «Сказке о Мальчише­Кибальчише…».  Свеча. ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации, телевизор, DVD для воспроизведения  караоке, диапроектор с диафильмом «Сказка о Мальчише­Кибальчише…». На партах у детей: книги с произведениями А.П.Гайдара. ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Сообщение темы и целей урокаЗвучит песня «Гайдар шагает впереди» в исполнении детского хора (три куплета) (слайд 1) – О ком идет речь в песне? Кто шагает впереди? – Посмотрите, пожалуйста, на экран и прочитайте тему нашего урока. III. Основная часть урока 1. Беседа о жизни и творчестве А.П.Гайдара… Учитель: Итак, тема нашего урока: «А.П.Гайдар – жизнь и творчество». (Слайд 2.) Обратите внимание на портреты писателя. «На одном – высокий, стройный паренек в гимнастерке и галифе, с  заломленной лихо набок кубанкой на голове, с кортиком на боку, с большой красной звездой на груди, с мягкой, еще  полудетской округлостью щек и припухлостью губ, но с упорным и решительным взглядом ясных, светлых глаз – это  АркадийГоликов, пятнадцатилетний «адъютант командующего охраны и обороны всех железных дорог», 1919 год. На другом – на придорожном камне сидит немолодой уже солдат, широко расставив ноги в тяжелых кирзовых сапогах, с  автоматом на коленях, в шлеме, подвязанном ремешком, лицо суровое, горькие складки у рта, набухли усталые веки, но  взгляд, непреклонный и твердый, напоминает мальчика с первого портрета,– это Аркадий Гайдар, известный советский  писатель, военный корреспондент газеты «Комсомольская правда» на Киевском фронте, 1941 год. Эти два фотодокумента,– между которыми двадцать с небольшим лет, куда уложилась и вся недолгая литературная жизнь  Гайдара,– поражают своей выразительностью: это начало и конец его необыкновенной биографии». Прочитайте плакат: «Боец, писатель, гражданин, бессменный вожатый! Мы считаем его жизнь необыкновенной. А сам  он так не считал и называл свою жизнь «обыкновенной биографией в необыкновенное время». – Да, ребята, А.П. Гайдар говорил, что у него самая обыкновенная биография, но в необыкновенное время. – А что мы знаем о жизни А.П.Гайдара? Учитель: А.П. Гайдар был «...чудесный человек, навсегда запомнившийся всем, кто имел счастье встречаться и дружить с  ним: высокий статный, плотно сложенный, круглолицый, в неизменном костюме военного образца, с мягкими редеющими  волосами, зачесанными назад от просторного лба, с озорным мальчишеским лукавством и застенчивой серьезностью во взгляде светлых глаз, казавшихся сперва наивными... Большой и ласковый человек, всей своей крупной фигурой, ладной выправкой,  военной гимнастеркой, ременным поясом, на котором вечно висело что­то похожее на патронташ, всем своеобразным и  сильным обликом своим напоминавший коммуниста времен гражданской войны...». Он был коммунистом. Воспитали его революция и Красная Армия. Они научили его дисциплине и мужеству, помогли  пережить трудные дни, когда оказалось, что по состоянию здоровья он к службе в армии больше не годен... А случилась эта  беда, когда ему было всего 20 лет. Чтец 1: «– Я годен,– упрямо сказал он.– Я буду жаловаться». На улице, возле госпиталя, он долго стоял, прислонившись к каменному забору, и холодный мартовский ветер раздувал полы  его кавалерийской шинели. В приемной Реввоенсовета он вынул заранее приготовленный рапорт на имя народного комиссара по военным и морским  делам и отдал его дежурному командиру безнадежным жестом очень уставшего и все потерявшего человека. Чтец 2: Он ушел. Его не успели остановить. – О чем просит этот командир полка? – спросил помощник товарища Фрунзе у дежурного.  – Ни о чем, – удивленно ответил дежурный, перечитывая рапорт. – Он за что­то благодарит командарма и прощается с  Красной Армией. Видно, что очень человек обижен и за Красную Армию болеет душой. – Душа здесь ни при чем, – строго сказал помощник товарища Фрунзе.– Дайте сюда рапорт. Вы, я вижу, тоже человек  душевный. Чтец 3: (показ слайда 3) На другой день он пришел в Центральный Комитет комсомола. – Лечись, отдыхай, – сказали ему товарищи. – Командовать за тебя будут другие. Работу найдем полегче, попроще. Ничего,  брат, не поделаешь. Жить придется начинать по­новому. – Как? – спросил он.– Ребята мои, ребята! Как же так? Дружили, служили, в бой ходили, падали, поднимались... Красная  Армия без меня проживет, а я?.. – И ты проживешь,– сказали товарищи.– А как будешь жить, об этом тебе расскажет сам товарищ Фрунзе. Беги, торопись, от  него звонили сюда два раза...». Учитель или ученик цитирует слова писателя (слайд 4 – каждая цитата появляется по щелчку):   «Я любил Красную Армию и думал остаться в ней на всю жизнь. Но в 23­м году из­за старой контузии в правую  половину головы я вдруг крепко заболел. Все что­то шумело в висках, гудело, и губы неприятно дергались. Долго  меня лечили, и, наконец, в апреле 1924 года, как раз когда мне исполнилось двадцать лет, я был зачислен по  должности командира полка в запас». А. Гайдар. Автобиография. «Вышел я из армии в декабре 1924 года, потому что заболел». «Потом я стал писать». А. Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время. Учитель: Аркадий Петрович Гайдар прожил всего 37 лет 10 месяцев и 4 дня (22 января 1904 г.– 26 октября 1941 г.), из них он 24 года 10 месяцев и 4 дня боролся за Советскую власть с оружием в руках (с винтовкой, саблей, с пером – а перо его,  действительно, следует приравнять к штыку...) – и погиб как герой!.. Его детство кончилось в 13 лет, когда в октябре 1917 года ему разрешили взять винтовку (номер своей первой винтовки  Аркадий запомнил на всю жизнь: 302939) и послали патрулировать улицы.  Больше жизни Аркадий Гайдар любил Красную Армию и родную страну, а потому и в людях особенно ценил умение прожить  жизнь с пользой для своей страны, для людей. Чтец 4: «Дорогие ребята! – писал он школьникам, обсуждавшим «Военную тайну»... – Я отвечаю вам на два главных вопроса:  зачем в конце повести погиб Алька? И не лучше ли, чтобы он остался жив? И второе: почему повесть называется «Военная  тайна»? Конечно, лучше, чтобы Алька остался жив. Конечно, лучше, чтобы Чапаев остался жив. Конечно, неизмеримо лучше, если бы  остались живы и здоровы тысячи и десятки тысяч больших, маленьких, известных и безызвестных героев. Но этого в жизни не бывает... Вам жалко Альку. Некоторые ребята в своем отзыве пишут мне, что им даже «очень жалко». Ну, так я вам откровенно скажу,  что мне, когда я писал, было и самому жалко, что порою рука отказывалась дописывать последние главы. И все­таки это хорошо, что жалко. Это значит, что вы вместе со мною, а я – вместе с вами, будем еще крепче любить и страну,  в которой жил Алька, и зарубежных товарищей, тех, которые брошены на каторгу и в тюрьму. И будем еще больше ненавидеть всех врагов: и своих, домашних, и чужих, заграничных, – всех тех, что стоят поперек нашего пути, и в борьбе с которыми  гибнут наши лучшие, большие и часто маленькие товарищи. Вот вам ответ на первый вопрос». Учитель: А чтобы отстоять Родину от врагов и построить новую жизнь, все мы должны составлять единый дружный  коллектив, подставлять в трудную минуту свое плечо, чтоб кто­то более слабый мог на него опереться, радоваться каждому  верному слову, помнить добро, учиться быть чуткими, честными, справедливыми, мужественными, скромными. И ни в коем  случае не мириться с трусостью. А начинать надо с воспитания в себе умения обдумывать поступки (свои и чужие) и отвечать за них, грустить или радоваться  вместе со всеми, знать, что такое «стыд», понимать, что «стыдно – это хуже, чем страшно». Чтец 4: (слайд 5) Сын А. Гайдара Тимур Гайдар вспоминает, как однажды, когда он учился в I классе, «отец поручил ему и  его другу Сашке, тоже первокласснику, отнести на почту пакет – рукопись повести «Синие звезды». Ребята помчались на почту. Ни на какие соблазны по дороге не поддавались: не свернули к кузнице, где ковали лошадей, не  остановились перед колонной новых автомашин, которые прибыли на МТС. Только когда пакет был сдан, они разрешили себе  эти удовольствия. И вот тут­то приключилась беда... «– Квитанцию мы потеряли,– грустно сознался Сашка. – Кто «мы»? Ты или Тимур? – спросил отец.  – Тимур потерял, – сказал я.  – Ну, а раз Тимур потерял, – тут голос отца стал жестким, – то пусть он ее и найдет. А когда найдет, тогда ко мне и приходит.  Мы побежали искать... Дорога до почты большая, а квитанция совсем маленькая. Но мы искали долго и упорно... Потом стало  совсем темно. Сашка ушел домой. Я сидел на куче щебенки одинокий и несчастливый, когда увидел отца. Он шел  оглядываясь. Видно, кого­то искал. Вот он увидел меня, подошел и поднял на руки. – Ну, вот и нашел! – сказал он, обнимая меня.  – Квитанцию? – обрадовался я. – Нет, не квитанцию, а тебя. А ты нашел?  – Нет, не нашел...  – Эх, ты, связной! На войне за такие вещи судят судом военного трибунала. Но сейчас не война, и возраст у тебя тоже не очень военный. Пошли домой, Тимурка, а то без тебя мне тоже не очень весело».Учитель: Привычной отцовской лаской закончился для мальчика этот день, но остался ему памятным. Ты один в ответе за  порученное тебе дело, оправдай доверие. Настанет час, когда Родина поручит тебе дело, и, какие бы ни стали перед тобой  преграды, ты выполнишь его с честью и еще раз добрым словом помянешь отцовскую науку...» С 1922 г. А. Гайдар написал немало рассказов, очерков и повестей. Жизнь самого А. Гайдара, была частью его книг, их началом, а иногда и продолжением. Очень нелегкой, неровной была эта его жизнь, но было в ней главное: «честная тревога, борьба и труд... то, что называют счастьем». Вот почему каждую  гайдаровскую строчку можно читать и перечитывать много раз. «Он говорит о самом главном так задушевно и негромко, меж  строк, словно бы не стоит он во весь рост перед миллионами своих читателей, а тому одному, кто склонился сейчас над его  страницами, он по праву дружбы передает свои мысли, надежды – из сердца в сердце. Учись вслушиваться. Учись слышать. В тишине. Один на один с книгой...» Физкультминутка (для глаз) 2. Беседа по произведениям А.П.Гайдара – А.П. Гайдар за свою жизнь написал много интересных произведений. (Обращаемся к выставке книг). Вспомните  произведения А. Гайдара, которые вы все обязательно знаете, и определите, что особенно ценил в людях А. Гайдар. Учащиеся вспоминают сказку «Горячий камень», на экране появляется слайд 6 с иллюстрацией к сказке и отрывком из  произведения. (слайд 7) –...«Горячий камень» воспринимается как подлинная сказка, мудрая и поэтичная, и, что особенно дорого, как сказка Гайдара о себе самом, как образное завещание Гайдара, оставленное им перед смертью своим читателям­детям. – Только ли в сказке «Горячий камень» высказал Гайдар эту мысль? Мы говорим, что Гайдар очень ценил умение жить честно,  с пользой для окружающих. Значит, эту мысль он высказывал не однажды... В каких других произведениях вы ее нашли? Как  относился Аркадий Петрович к словам «стыдно» и «страшно»? Ценил ли шутку, выдумку, розыгрыши? Приведите примеры,  факты из его жизни и из его произведений. Что любил Гайдар больше всего на свете? (Ответы детей)  – Вспомните произведение А.П.Гайдара «Совесть» (слайд 8).  – Почему заплакала героиня рассказа «Совесть» Нина? (Ответы детей) – Правильно ли назван рассказ? (Да) (Учитель подводит разговор к тому, чтобы дети сделали вывод, что больше всего Аркадий Петрович ценил в людях  умение прожить жизнь честно, правильно, с пользой для друзей.) – В чем видел счастье? Где и как об этом говорится? Вся беседа опирается на художественно­литературный материал, который дети прочитали. Дети и учитель (попеременно)  выразительно читают и пересказывают отрывки из прочитанных книг. 3. Ребята рассказывают о полюбившихся произведениях (обращение к выставке рисунков). IV. Обобщение 1) Слово «Гайдар» – псевдоним. Настоящая фамилия Аркадия Петровича? (Голиков) 2) Сколько лет было Аркадию, когда он ушел в Красную Армию? (14) 3) Сколько лет было Гайдару, когда он был назначен командиром полка? (16) 4) Что особенно Аркадий Петрович ценил в людях? 5) Что любил больше всего на свете? 6) Что не любил? Чего не прощал? 2. Кроссворд (слайд 9 – слова появляются по щелчку). 1. Автор рассказа «Горячий камень» (Гайдар)«… и его команда» (Тимур) 2. Кем был отец Чука и Гека? (Геолог) 3. Главный герой повести «Военная тайна» (Алька) 4. 5. Имя одного из братьев из рассказа Гайдара. (Чук) 6. Отрицательный герой из «Сказки о Военной Тайне, о Мальчише­Кибальчише и его твердом слове» (Плохиш) 7. Отрицательный герой из «Тимур и его команда» (Квакин) Заполнив все клеточки по горизонтали, дети читают слово по вертикали – Голиков. V. Просмотр фрагмента диафильма «Сказки о Военной Тайне, о Мальчише­Кибальчише и его твердом слове» (допрос  Кибальчиша и до конца) VI. Вечная память хранит в сердцах… Учитель: Да, ребята, погиб Мальчиш– Кибальчиш за Родину, так и не выдав Военную Тайну (слайд 10). «В ночь на 26 октября 1941 года,– поведал бывший партизан В. И. Скрыпник,– группа в количестве пяти человек, в том числе  Аркадий Петрович и я, направились... к старому лагерю. Добрались ночью до Леплявы, потом до старой базы. Убедившись,  что в лагере никого нет, мы там запаслись продовольствием и на рассвете 26­го октября добрались обратно на окраину  Леплявы. Сели недалеко от железнодорожной будки перекурить. Кроме того, решили зайти к будочнику и попросить немного  картошки. Вызвался идти за этим Аркадий Петрович. Он только поднялся, и сразу мы услышали: «Ребята, немцы». Немцы  открыли стрельбу. Аркадий Петрович упал…» – Погиб и Аркадий Петрович, защищая нашу страну от фашистских захватчиков, погиб, как солдат. Чтение плаката, который напечатан на большом листе и висит на стене у доски: Любимых детских книг творец И верный друг ребят, Он жил, как должен жить боец, И умер как солдат. С.Маршак Чтец 6: (указывая на изображение слайда 11) – Это первоначальная памятная доска на могиле А. П. Гайдара, установленная жителями села Леплява Каневского района  после освобождения в 1943 г. Погиб он в роще под Леплявою Как партизан, в тылу врагов, И, осененный вечной славою, Спит у днепровских берегов. – В 1947 году А.П Гайдара перевезли из Леплявы в г. Канев. (Щелкнув на значок  «Гайдар шагает впереди»)  – Давайте, друзья, почтим его память Минутой Молчания. Зажечь свечу, дети встают.  слайда 11 послушать 2 куплета песни  – Да, Аркадий Петрович погиб, но умер ли он для нас с вами? (Мнения детей). Конечно, он не умер, он живёт среди нас,  живёт в своих книгах, в своих героях, живёт в нашем сердце, живёт в песнях. Исполнение песни «Гайдар шагает впереди» . Звучит караоке, текст перед глазами детей) VII. Домашнее задание: оформить карточки для классной картотеки «Книги Гайдара и о Гайдаре». VШ. Итог урока 1. Почему А.П.Гайдар говорил, что у него «обыкновенная биография в необыкновенное время»? 2. Узнали ли вы что­то новое о жизни этого необыкновенного человека? Что? 3. Какие качества в людях ценил А.П.Гайдар?

Посмотрите также