А.П. Платонов. Автобиографичность рассказа "В прекрасном и яростном мире"
Цели первого урока:
1. Познакомить учащихся с некоторыми вехами биографии А. П. Платонова и его эпохой.
2. Раскрыть образную систему рассказа и авторское отношение к изображаемому.
3. Воспитывать у учащихся интерес к творчеству писателя и его времени.
Оборудование: портрет А. П. Платонова, ТСО (проектор, экран, компьютер), рассказ А. П. Платонова "В прекрасном и яростном мире".
Методические приемы: тестирование, рассказ учителя, сообщение учащегося, словарная работа, беседа по вопросам.
Словарная работа: букса, инжектор, петарда, реверс, тендер.
А.П. Платонов. Автобиографичность рассказа "В
прекрасном и яростном мире"
Цели первого урока:
1. Познакомить учащихся с некоторыми вехами биографии А. П. Платонова и его эпохой.
2. Раскрыть образную систему рассказа и авторское отношение к изображаемому.
3. Воспитывать у учащихся интерес к творчеству писателя и его времени.
Оборудование: портрет А. П. Платонова, ТСО (проектор, экран, компьютер), рассказ А. П. Платонова "В
прекрасном и яростном мире".
Методические приемы: тестирование, рассказ учителя, сообщение учащегося, словарная работа, беседа по
вопросам.
Словарная работа: букса, инжектор, петарда, реверс, тендер.
Ход урока
Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности.
А. П. Платонов.
I. Проверка домашнего задания.
Тестирование. Проверка знания текста (текст прочитан заранее)
(+ ) Мальцев был еще молод ему было лет тридцать, но он уже зарекомендовал себя как талантливый
машинист.
(+)Машинист Мальцев чувствовал, что лучше него никто не водит поезда, никто не может разделить с ним
радости единения с машиной, поэтому "скучал от своего таланта".
(+)5 июля Мальцев совершил свою последнюю поездку в качестве машиниста курьерского поезда.
() Помощник Мальцева оказался равнодушным человеком: он не пытался помочь ему, не защищал перед
следователем.
(+) Следователь изображен недоверчивым человеком. Он не верит Мальцеву.
() Мальцева осудили на большой срок.
() Мальцев "осунулся и постарел", лишился смысла жизни изза того, что Костя не захотел его защищать.
() Костя не взял Мальцева на паровоз, хотя он его об этом очень просил.
() К Мальцеву уже никогда не вернулось зрение.
(+) Отношения Мальцева и Кости изменились. Они стали родными, появилась ответственность друг за друга,
желание защитить.
II. Слово о А. П. Платонове.
1. (Сообщение подготовленного ученика, сопровождаемое слайдами).
Всю свою жизнь А. Платонов размышлял о судьбе человека, ему очень хотелось помочь человеку в таком
неустроенном, тревожном мире, полном жестоких опасностей и поворотов истории.
Андрей Платонов обладал талантом слышать чужое горе, ощущать эту великую неустроенность мира. Жизнь
Платонова была связана с важнейшими историческими событиями: Первой мировой войной, революцией,
коллективизацией деревни. Платонов познал столько горя, что оно не отпускало писателя до конца дней. В
малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время семья достигала десяти человек, а работал только отец).
А. П. Платонов рано испытал горечь безвозвратных утрат (голодной смертью умирали младшие братья и
сестры), познал тяжелый наемный труд, участвовал в Гражданской войне и строительстве новой деревни. Всеэто сформировало душу и характер Платонова с его болезненным неравнодушием к нужде и человеческому
страданию.
Платонов псевдоним писателя, образованный из имени отца Платона Фирсовича. Родовая фамилия его
Климентов. А. П. Платонов родился 1 сентября 1899 года недалеко от Воронежа, в Ямской слободе. Дед
будущего писателя был шахтером, отец мастеровым человеком, мать Мария Васильевна вела хозяйство,
своей теплотой и сердечностью поддерживая многочисленное семейство. Андрей Платонов был участником
Великой Отечественной войны. Летом 1944 года он попал под бомбежку, у него оказались поврежденными
легкие. 5 января 1951 года А. П. Платонов умер. Писатель ушел, но оставил свои книги, полные добра и
человечности.
2. Слово учителя.
Мировоззрение Платонова складывалось в эпоху глобальных исторических потрясений: Первая мировая война,
революция, Гражданская война, восстановление хозяйства, коллективизация деревни. В юности Платонов
страстный преобразователь природы и общества, искренне поверивший в скорое преобразование человечества.
Путь от слепой веры к драматическому прозрению, крах надежд юности на тотальное преобразование общества
приведут Платонова к созданию его лучших произведений: "Котлован", "Чевенгур", "Впрок". В них он с огромной
убедительностью напишет об ошибочности того пути, по которому идет страна.
Все тридцатые годы Платонов ждал ареста: рядом исчезали многие известные люди, в том числе и писатели.
3. Работа с портретом.
Глядя на портрет писателя, мы обращаем внимание на его взгляд, грустный, даже тоскливый. На нас смотрит
человек, раньше других убедившийся, что чужого страдания и боли не бывает. На лице очень выразительны
глаза "живая поверхность его сердца". В портрете нет ни примет внешнего успеха, ни важности. Внешне
Платонов кажется простоватым, тревожно хрупким. Но душа его была полна любви к человеку.
III. Беседа.
О чем этот рассказ?
Какое впечатление рассказ произвел на вас?
О чем вы думали, читая произведение?
Какие открытия сделали для себя, знакомясь с новым автором?
С каким чувством вы дочитали последнюю страницу рассказа?
Какие картины, эпизоды запомнились вам больше всего?
Какие иллюстрации вы нарисовали бы к рассказу, если бы были художниками?
Почему Платонов назвал рассказ "В прекрасном и яростном мире"?
IV. Словарная работа.
Играконкурс на лучшего механика. (На дом группе ребят было дано задание: выписать толкование
профессионализмов, встретившихся в рассказе). Толкование профессионализмов проецируется на доску.
Ребята думают, каким должен быть механик.
V. Вопросы.
Как Платонов показывает талант машиниста Мальцева?
Какое значение в жизни Александра Васильевича имеет труд?
Каково авторское отношение к труду?
Слово учителя.
VI. Домашнее задание.
Озаглавить каждую из пяти частей рассказа (цитатный план).
Ответить на вопросы учебника.