А.П. Платонов. Автобиографичность рассказа "В прекрасном и яростном мире"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

А.П. Платонов. Автобиографичность рассказа "В прекрасном и яростном мире" Цели первого урока: 1. Познакомить учащихся с некоторыми вехами биографии А. П. Платонова и его эпохой. 2. Раскрыть образную систему рассказа и авторское отношение к изображаемому. 3. Воспитывать у учащихся интерес к творчеству писателя и его времени. Оборудование: портрет А. П. Платонова, ТСО (проектор, экран, компьютер), рассказ А. П. Платонова "В прекрасном и яростном мире". Методические приемы: тестирование, рассказ учителя, сообщение учащегося, словарная работа, беседа по вопросам. Словарная работа: букса, инжектор, петарда, реверс, тендер.
Иконка файла материала А.П. Платонов. Автобиографичность рассказа.doc
А.П. Платонов. Автобиографичность рассказа "В прекрасном и яростном мире" Цели первого урока: 1. Познакомить учащихся с некоторыми вехами биографии А. П. Платонова и его эпохой. 2. Раскрыть образную систему рассказа и авторское отношение к изображаемому. 3. Воспитывать у учащихся интерес к творчеству писателя и его времени. Оборудование: портрет А. П. Платонова, ТСО (проектор, экран, компьютер), рассказ А. П. Платонова "В  прекрасном и яростном мире". Методические приемы: тестирование, рассказ учителя, сообщение учащегося, словарная работа, беседа по  вопросам. Словарная работа: букса, инжектор, петарда, реверс, тендер. Ход урока Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности. А. П. Платонов. I. Проверка домашнего задания. Тестирование. Проверка знания текста (текст прочитан заранее) (+ ) Мальцев был еще молод ­ ему было лет тридцать, но он уже зарекомендовал себя как талантливый  машинист. (+)Машинист Мальцев чувствовал, что лучше него никто не водит поезда, никто не может разделить с ним  радости единения с машиной, поэтому "скучал от своего таланта". (+)5 июля Мальцев совершил свою последнюю поездку в качестве машиниста курьерского поезда. (­) Помощник Мальцева оказался равнодушным человеком: он не пытался помочь ему, не защищал перед  следователем. (+) Следователь изображен недоверчивым человеком. Он не верит Мальцеву. (­) Мальцева осудили на большой срок. (­) Мальцев "осунулся и постарел", лишился смысла жизни из­за того, что Костя не захотел его защищать. (­) Костя не взял Мальцева на паровоз, хотя он его об этом очень просил. (­) К Мальцеву уже никогда не вернулось зрение. (+) Отношения Мальцева и Кости изменились. Они стали родными, появилась ответственность друг за друга,  желание защитить. II. Слово о А. П. Платонове. 1. (Сообщение подготовленного ученика, сопровождаемое слайдами). Всю свою жизнь А. Платонов размышлял о судьбе человека, ему очень хотелось помочь человеку в таком  неустроенном, тревожном мире, полном жестоких опасностей и поворотов истории. Андрей Платонов обладал талантом слышать чужое горе, ощущать эту великую неустроенность мира. Жизнь  Платонова была связана с важнейшими историческими событиями: Первой мировой войной, революцией,  коллективизацией деревни. Платонов познал столько горя, что оно не отпускало писателя до конца дней. В  малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время семья достигала десяти человек, а работал только отец).  А. П. Платонов рано испытал горечь безвозвратных утрат (голодной смертью умирали младшие братья и  сестры), познал тяжелый наемный труд, участвовал в Гражданской войне и строительстве новой деревни. Всеэто сформировало душу и характер Платонова с его болезненным неравнодушием к нужде и человеческому  страданию. Платонов ­ псевдоним писателя, образованный из имени отца ­ Платона Фирсовича. Родовая фамилия его ­  Климентов. А. П. Платонов родился 1 сентября 1899 года недалеко от Воронежа, в Ямской слободе. Дед  будущего писателя был шахтером, отец ­ мастеровым человеком, мать ­ Мария Васильевна ­ вела хозяйство,  своей теплотой и сердечностью поддерживая многочисленное семейство. Андрей Платонов был участником  Великой Отечественной войны. Летом 1944 года он попал под бомбежку, у него оказались поврежденными  легкие. 5 января 1951 года А. П. Платонов умер. Писатель ушел, но оставил свои книги, полные добра и  человечности. 2. Слово учителя. Мировоззрение Платонова складывалось в эпоху глобальных исторических потрясений: Первая мировая война,  революция, Гражданская война, восстановление хозяйства, коллективизация деревни. В юности Платонов ­  страстный преобразователь природы и общества, искренне поверивший в скорое преобразование человечества.  Путь от слепой веры к драматическому прозрению, крах надежд юности на тотальное преобразование общества приведут Платонова к созданию его лучших произведений: "Котлован", "Чевенгур", "Впрок". В них он с огромной  убедительностью напишет об ошибочности того пути, по которому идет страна. Все тридцатые годы Платонов ждал ареста: рядом исчезали многие известные люди, в том числе и писатели. 3. Работа с портретом. Глядя на портрет писателя, мы обращаем внимание на его взгляд, грустный, даже тоскливый. На нас смотрит  человек, раньше других убедившийся, что чужого страдания и боли не бывает. На лице очень выразительны  глаза ­ "живая поверхность его сердца". В портрете нет ни примет внешнего успеха, ни важности. Внешне  Платонов кажется простоватым, тревожно хрупким. Но душа его была полна любви к человеку. III. Беседа. ­ О чем этот рассказ? ­ Какое впечатление рассказ произвел на вас? ­ О чем вы думали, читая произведение? ­ Какие открытия сделали для себя, знакомясь с новым автором? ­ С каким чувством вы дочитали последнюю страницу рассказа? ­ Какие картины, эпизоды запомнились вам больше всего? ­ Какие иллюстрации вы нарисовали бы к рассказу, если бы были художниками? ­ Почему Платонов назвал рассказ "В прекрасном и яростном мире"? IV. Словарная работа. Игра­конкурс на лучшего механика. (На дом группе ребят было дано задание: выписать толкование  профессионализмов, встретившихся в рассказе). Толкование профессионализмов проецируется на доску.  Ребята думают, каким должен быть механик. V. Вопросы. ­ Как Платонов показывает талант машиниста Мальцева? ­ Какое значение в жизни Александра Васильевича имеет труд? ­ Каково авторское отношение к труду? Слово учителя. VI. Домашнее задание.  Озаглавить каждую из пяти частей рассказа (цитатный план).  Ответить на вопросы учебника.

Посмотрите также