Цели: 1. Закреплять представления о распределительном свойстве умножения относительно сложения.
2. Использовать на основе этого свойства новый алгоритм внетабличного умножения.
3. Повторять последовательность натурального ряда чисел в пределах 100, соотношение между числами этого ряда, состав изученных двузначных чисел из разрядных слагаемых, изученные случаи сложения и вычитания, умножения и деления в пределах 100.
4. Повторять и закреплять умения решать текстовые задачи и уравнения изученных ранее видов.
5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Математика, 3й класс.
Урок 21 (§ 1.19).
Тема: Арифметические действия над числами (Урок повторения и обобщения изученного)
Цели: 1. Закреплять представления о распределительном свойстве умножения относительно сложения.
2. Использовать на основе этого свойства новый алгоритм внетабличного умножения.
3. Повторять последовательность натурального ряда чисел в пределах 100, соотношение между числами этого
ряда, состав изученных двузначных чисел из разрядных слагаемых, изученные случаи сложения и вычитания, умножения
и деления в пределах 100.
4. Повторять и закреплять умения решать текстовые задачи и уравнения изученных ранее видов.
5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
I. Актуализация
знаний
(вспоминаем то, что
важно для урока).
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа.
Изученные случаи сложения и вычитания, умножения и деления.
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1 ориентироваться в своей
системе знаний: самостоятельно
какая
предполагать,
ООО «Баласс» 2013 1II.
Формулирование
темы и целей
урока.
III. Повторение и
закрепление
изученного.
а). Установи порядок действий и вычисли:
80 : 4 + 13 ∙ 2 30 ∙ 3 – (52 + 28) 6 ∙ 4 + 10 ∙ 4
40 ∙ 2 – 56 : 8 6 ∙ 10 + 42 : 7 (44 + 56) : 5
б). Реши уравнения с проверкой:
х ∙ 10 = 80 52 + у = 73 с : 12 = 3
4. Математическая разминка.
Фронтальная работа.
Задание № 1.
1 2
Окиньте взглядом задания данного урока.
Чем мы будем сегодня заниматься?
Сформулируйте цели и тему урока.
4 4 2 5
1. Работа в парах.
Задание № 3.
Обсудите в парах и найдите по заданию тройки чисел.
Докажите, что они соответствуют условию задания.
2. Задание № 3
Обсудите в парах и найдите значения данных выражений.
Проверка у доски по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
информация нужна для решения
учебной задачи в один шаг.
2. отбирать необходимые для
решения учебной
задачи
источники информации среди
предложенных
учителем
словарей,
энциклопедий,
справочников.
3 добывать новые знания:
извлекать
информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.).
4 перерабатывать полученную
информацию:
сравнивать и
группировать математические
факты и объекты.
5 делать выводы на основе
обобщения умозаключений.
6
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую:
представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы.
ТОУУ
ООО «Баласс» 2013 2 Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли
вы с такой самооценкой?
3. Задание № 4.
Решите уравнения с объяснением и проверкой.
Проверка у доски по алгоритму самооценки.
4. Самостоятельная работа
Решение выражений № 5 по вариантам (12 строка).
Проверка индивидуальная либо у доски по алгоритму самооценки.
5. Парногрупповая работа.
Задача № 6.
Прочитайте задание.
Рассмотрите фигуру.
Есть ли сложности в нахождении периметра?
Как найти неизвестные стороны?
Можно ли по известным нам формулам найти площадь данной
фигуры?
Подумайте, что нужно для этого сделать?
На какие части вы поделили данную фигуру?
Как найти площадь получившихся прямоугольников?
Составьте план решения данной задачи.
Решите задачу.
Проверка разных способов решения у доски по алгоритму
самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
7. – переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
1 – самостоятельно формули
ровать цели урока после
предварительного обсуждения;
2 – совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
3 – составлять план решения
отдельной учебной задачи
совместно с классом;
4 – работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки с помощью класса;
5 – в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии оценки
и
степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1. доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли
в устной и письменной речи
(выражение решения учебной
определять
ООО «Баласс» 2013 3– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли
вы с такой самооценкой?
6. Задача № 7.
Прочитайте задачу.
Смоделируйте заданный куб из моделей (или детских кубиков).
Какая формула поможет ответить на вопрос задачи?
Какое данное для этого надо узнать?
Составьте план решения задачи.
Решите задачу.
7. Задача № 8а.
Прочитайте задачу.
Найдите основную информацию.
Определите взаимосвязи между найденными величинами.
Продумайте модель, которая вам поможет (краткая запись или
таблица).
Составьте план решения задачи.
Решите задачу.
Объясните, как вы рассуждали?
Проверка по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
в
задачи
общепринятых
формах) с учётом своих
учебных речевых ситуаций;
ТОУУ
2 – доносить свою позицию до
других: высказывать свою точку
зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
3 – слушать других, пытаться
принимать другую точку зре
ния, быть готовым изменить
свою точку зрения;
4 – читать про себя тексты
учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать
ответы;
себя;
отделять новое от известного;
выделять главное; составлять
план;
проверять
ТОУУ
ООО «Баласс» 2013 4– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли
вы с такой самооценкой?
2 3 5
Задача № 9
Комментарий: решение этой конкретной задачи основано на том,
что среди высказываний имеются два истинных, то есть
не противоречащих друг другу. Значит, надо отыскать два
высказывания, которые не противоречат друг другу, они будут
истинными, тогда третье высказывание будет ложным.
Прочитайте задачу.
Для решения такой задачи Алёнка рассуждала так …
Как бы вы продолжили её рассуждение?
Решение:
Денис и Костик не могут оба лгать, так как по условию задачи
только один из ребят лжёт, значит, они оба говорят правду, а Мишка
лжёт.
Чем мы занимались сегодня на уроке?
Чему научились?
Всё ли получалось?
Задание № 5, задача № 8 б.
IV. Выбираем
задания и
тренируемся.
VI. Итог урока.
VII. Возможное
домашнее задание.
5 – договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
группе,
в
совместном решении проблемы
(задачи).
сотрудничать
Личностные результаты:
1 – придерживаться этических
норм общения и сотрудничества
при совместной работе над
учебной задачей;
2 – в созданных совместно с
педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
ООО «Баласс» 2013 5Урок 22 (§ 1.20).
Тема: Деление суммы на число (Урок введения нового знания)
Цели: 1. Формировать представления о распределительном свойстве деления относительно сложения.
2. Формировать представления о возможности использования изученного свойства для рационализации
вычислений.
3. Познакомиться с текстовыми задачами, решение которых основывается на изученном свойстве.
4. Развивать умения решать текстовые задачи.
5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
I. Актуализация
знаний.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа.
Изученные случаи сложения и вычитания, умножения и деления.
II. Постановка
проблемы
1 2
1. Задание № 1 и текст со знаком ?! , с. 44.
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1 ориентироваться в своей
системе знаний: самостоятельно
предполагать,
какая
информация нужна для решения
учебной задачи в один шаг.
2. отбирать необходимые для
задачи
решения учебной
ООО «Баласс» 2013 6(знакомимся с
основным
вопросом урока).
Цель работы:
– создание проблемной ситуации после прочтения текста первого
задания.
Предложите ваши способы рассадки цыплят в коробки.
источники информации среди
предложенных
учителем
словарей,
энциклопедий,
справочников.
III. Открытие
нового (узнаём
новое).
IV. Первичное
закрепление
5 6
1. Задание № 2.
Цель работы:
– «открытие» алгоритма деления суммы на число на основе
анализа рисунков и текста, расположенных справа от
вертикальной черты.
Очевидно, что решение Дениса свелось к тому, что он сначала
собрал всех цыплят вместе (нашел сумму заданных величин), а
затем рассадил в две коробки (разделил поровну).
Решение Костика свелось к тому, что он разделил цыплят таким
образом, чтобы в каждую коробку попало поровну чёрных и
жёлтых цыплят (разделил цыплят по цвету).
Посмотрите, как решили эту задачу Денис и Костик.
Как рассуждал каждый из них?
Сравните ответы мальчиков.
Можно ли считать верными оба способа?
Сделайте вывод и сравните с правилом в рамочке.
2. Работа с текстом в оранжевой рамке.
Где пригодится это правило?
4 4 2 5
Работа в парах с объяснением и проверкой.
3 добывать новые знания:
извлекать
информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.).
4 перерабатывать полученную
информацию:
сравнивать и
группировать математические
факты и объекты.
5 делать выводы на основе
обобщения умозаключений.
6
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую:
представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы.
7. – переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
1 – самостоятельно формули
ООО «Баласс» 2013 7(применяем новые
знания).
1. Задание № 3, с. 45 (12 столбики).
Обязательно рассмотреть два способа решения:
12 : 3 + 9 : 3; (12 + 9) : 3.
2. Самостоятельная работа на доске и в тетрадях.
Задание № 3, с. 45 (3 столбик).
Проверка по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
3. Задание № 4, с. 44.
Прочитайте задачу.
Составьте план решения.
Запишите решение.
Есть ли другой способ решения? Запишите его и расскажите, как вы
рассуждали.
Фронтальная работа.
4. Задание № 6 (1ый столбик).
Цель работы: отрабатывать навыки счёта.
5. Работа в парах: задание № 6 (2ой столбик).
Самостоятельная работа в парах с последующей проверкой,
ровать цели урока после
предварительного обсуждения;
2 – совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
3 – составлять план решения
отдельной учебной задачи
совместно с классом;
ТОУУ
определять
4 – работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки с помощью класса;
5 – в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии оценки
и
степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1. доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли
в устной и письменной речи
(выражение решения учебной
задачи
общепринятых
формах) с учётом своих
учебных речевых ситуаций;
в
ООО «Баласс» 2013 8V. Тренинг
(выбираем
задания и
тренируемся).
обсуждением и самооценкой результатов работы по алгоритму.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
3 2 5
Задания № 7, 8, 9.
1. Задание № 7
Решение:
Рассмотрим по очереди все возможности.
1) Если подберёзовик нашёл Денис, то Денис лжёт, Алёнка лжёт,
Кирилл говорит правду. Это противоречит условию задачи (двое
говорят правду и один лжёт).
2) Если подберёзовик нашла Алёнка, то Денис лжёт, Алёнка лжёт,
Кирилл лжёт. Это тоже противоречит условию задачи.
3) Если подберёзовик нашёл Кирилл, то Денис говорит правду,
Алёнка говорит правду, Кирилл лжёт. Это соответствует условию
задачи.
Ответ: подберёзовик нашёл Кирилл.
Запись решения можно сделать в виде таблицы:
ТОУУ
2 – доносить свою позицию до
других: высказывать свою точку
зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
3 – слушать других, пытаться
принимать другую точку зре
ния, быть готовым изменить
свою точку зрения;
4 – читать про себя тексты
учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать
ответы; проверять себя;
отделять новое от известного;
выделять главное; составлять
план;
сотрудничать
5 – договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
группе,
в
совместном решении проблемы
(задачи).
Личностные результаты:
1 – придерживаться этических
норм общения и сотрудничества
при совместной работе над
ООО «Баласс» 2013 9учебной задачей;
2. – в созданных совместно с
педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
Из таблицы видно, что условия задачи выполняются только для
третьей строки, т.е. подберёзовик нашёл Кирилл.
2. Задание № 9
Ясно, что если из начального числа вычесть число, у которого
обе цифры равны между собой и равны числу единиц начального
числа, то получится 20. А при вычитании числа, указанного в
условии, нужно вычесть ещё 2 (ведь число единиц у него на 2 больше
числа десятков). В итоге получится 18.
Ответ: 18.
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Помогут ли эти способы рациональности вычислений?
Что сегодня получалось?
Над чем предстоит работать?
Инвариант: задача № 5, № 6 (3ий столбик).
Вариант: задание № 8
VI. Итог урока.
VII. Возможное
домашнее задание.
Урок 23 (§ 1.21).
Тема: Арифметические действия над числами (Урок повторения и обобщения изученного)
Цели: 1. Формировать представления о распределительном свойстве деления относительно сложения.
2. Формировать представления о возможности использования изученного свойства для рационализации
вычислений.
ООО «Баласс» 2013 103. Познакомиться с текстовыми задачами, решение которых основывается на изученном свойстве.
4. Развивать умения решать текстовые задачи.
5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи на уникурсальные кривые.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
I. Актуализация
знаний
(вспоминаем то, что
важно для урока).
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа.
Изученные случаи сложения и вычитания, умножения и деления.
а). 56 : 7 + (7647) 6 ∙ 8 – (6145)
9 ∙ 5 – (8367) (70 – 35) : 5 + 23
II.
б). В ателье было 18 метров чёрной ткани и 27 метров синей ткани.
Из всей ткани сшили костюмы, расходуя на каждый по 3 метра.
Сколько костюмов получилось?
1 2
Окиньте взглядом задания данного урока.
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1 ориентироваться в своей
системе знаний: самостоятельно
предполагать,
какая
информация нужна для решения
учебной задачи в один шаг.
2. отбирать необходимые для
решения учебной
задачи
источники информации среди
предложенных
учителем
словарей,
энциклопедий,
справочников.
3 добывать новые знания:
информацию,
извлекать
ООО «Баласс» 2013 11Формулирование
темы и целей
урока.
III. Повторение и
закрепление
изученного.
Чем мы будем сегодня заниматься?
Сформулируйте цели и тему урока.
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.).
4 4 2 5
1. Задание № 1, с. 46
Обсудите в парах и назовите выбранные суммы.
Как вы их выбирали?
Прочитайте последнее задание.
Какой вывод вы можете сделать?
2. Задание № 2.
На какие слагаемые вы разложили данные числа?
Объясните, как вы это делали?
(Сначала выделяли наибольшее круглое число, которое без остатка
делится на 3, а потом находили второе слагаемое).
Какой вывод об этих числах вы можете сделать? Делятся ли они на
3? Почему?
3. Задание № 3.
Работайте в парах и обсудите, как можно вычислить значения этих
выражений. Сделайте проверку.
Проверка по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
4 перерабатывать полученную
информацию:
сравнивать и
группировать математические
факты и объекты.
5 делать выводы на основе
обобщения умозаключений.
6
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую:
представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы.
7. – переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
1 – самостоятельно формули
ровать цели урока после
предварительного обсуждения;
2 – совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
ТОУУ
3 – составлять план решения
отдельной учебной задачи
ООО «Баласс» 2013 12 Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
4. Задание № 4.
Обсудите в парах и сравните выражения.
Знание каких свойств умножения и деления вам помогли?
(Сочетательное, деление суммы на число).
5. Задание № 5, 6.
Самостоятельная работа.
(Проверка индивидуальная или у доски).
Проверка по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
6. Решение задач № 7.
Задача № 7а.
Прочитайте задачу.
Найдите данные, которые помогут ответить на вопрос задачи.
Определите взаимосвязи между найденными величинами.
Продумайте модель, которая вам поможет (краткая запись или
схема).
Составьте план решения задачи.
совместно с классом;
4 – работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки с помощью класса;
5 – в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии оценки
и
степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
определять
ТОУУ
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1. доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли
в устной и письменной речи
(выражение решения учебной
задачи
общепринятых
формах) с учётом своих
учебных речевых ситуаций;
2 – доносить свою позицию до
других: высказывать свою точку
зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
в
3 – слушать других, пытаться
ООО «Баласс» 2013 13 Решите задачу.
Объясните, как вы рассуждали?
Есть ли другие способы решения задачи?
Задача № 7в.
Прочитайте задачу.
Найдите данные, которые помогут ответить на вопрос задачи.
Определите взаимосвязи между найденными величинами.
Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
Что нам нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
(Сколько рыбы нужно на 1 кг соли или сколько соли нужно на 1 кг
рыбы).
Подумайте, а это возможно? (9 : 2 или 2 : 9)
Предложите другой способ решения, сравнив количество рыбы.
Сколько теперь рыбы надо засолить?
А можно ли узнать, во сколько раз это больше, чем было?
( 18 : 2 = 9 (раз)
Значит, сколько потребуется соли? (Тоже больше в 9 раз)
Как ответить на вопрос задачи?
Каким способом мы это нашли?
Задача № 9.
Прочитайте задачу.
Рассмотрите рисунки.
Чем отличается начало маршрута в одной точке от начала
маршрута в другой точке?
В какой точке заканчивается обход, если он оказался возможным?
IV. Тренинг
(выбираем
задания и
тренируемся).
принимать другую точку зре
ния, быть готовым изменить
свою точку зрения;
4 – читать про себя тексты
учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать
ответы; проверять себя;
отделять новое от известного;
выделять главное; составлять
план;
5 – договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
группе,
в
совместном решении проблемы
(задачи).
сотрудничать
Личностные результаты:
1 – придерживаться этических
норм общения и сотрудничества
при совместной работе над
учебной задачей;
2. – в созданных совместно с
педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
ООО «Баласс» 2013 14простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
Сколько путей выходит из разных точек? (пропедевтика: «чётная
точка» и «нечётная точка»).
Решение:
9а) Если выходить из дома Дениса, то маршрут либо ДК – КМ –
МА – АД, либо ДА – АМ – МК – КД.
Если выходить из дома Костика, то маршрут либо КМ – МА – АД –
ДК, либо КД – ДА – АМ – МК.
9б) Если выходить из дома Дениса, то требуемый обход невозможен.
Если выходить из дома Костика, то можно обойти по многим
маршрутам, например, КМ – МА – АД – ДК – КП – ПМ или
КП – ПМ – МК – КД – ДА – АМ.
9в) Если выходить из дома Дениса, то можно обойти по многим
маршрутам, например ДК – КМ – МА – АД – ДМ или ДМ – МК – КД
– ДА – АМ.
Если выходить из дома Костика, то требуемый обход невозможен.
Чем отличается начало маршрута в точке К от начала маршрута в
точке Д?
В какой точке заканчивается обход, если он оказался возможным?
Сколько тропинок выходит из разных точек? (пропедевтика).
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Помогут ли эти способы рациональности вычислений?
Что сегодня получалось?
Над чем предстоит работать?
Задания № 7б, № 8.
VI. Итог урока.
VII. Возможное
домашнее задание.
ООО «Баласс» 2013 15Урок 24 (§ 1.22).
Тема: Деление двузначного числа на однозначное (Урок введения нового знания)
Цели: 1. Закреплять представления о распределительном свойстве деления относительно сложения.
2. Вывести на основе этого свойства новый алгоритм внетабличного деления.
3. Познакомиться с текстовыми задачами, решение которых основывается на изученном свойстве.
4. Развивать умения решать текстовые задачи.
5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи на уникурсальные кривые.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
I. Актуализация
знаний
(вспоминаем то, что
важно для урока).
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа.
Изученные случаи сложения и вычитания, умножения и деления.
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1 ориентироваться в своей
системе знаний: самостоятельно
какая
предполагать,
ООО «Баласс» 2013 16Вычислите удобным способом:
(6 + 9) : 3 (60 + 12) : 6
(40 + 6) : 2 (40 + 10) : 2
4. Математическая разминка.
Найдите произведение чисел 11 и 4.
Делимое 60, делитель 6. Найдите частное.
Число 72 уменьшите в 9 раз.
Во сколько раз 80 больше 10?
Разность 38 и 27 умножьте на 8.
Сумму чисел 63 и 9 разделите на 8.
В спортклубе 12 женских велосипедов, мужских – в 3 раза больше,
чем женских, а детских на 20 велосипедов больше, чем мужских.
Сколько детских велосипедов в спортклубе?
1 1 2
Работа в парах.
Задание № 1 и текст со знаком ?!, с. 48.
Цель работы:
– создание проблемной ситуации.
Обсудите в парах и найдите значения выражений.
Кто выполнил деление 75 : 5? Как?
Умеем ли мы так делить?
Какой вопрос перед нами стоит сегодня?
5 2
1. Задание № 2.
Цель работы:
– первичное формулирование на основе наблюдений алгоритма
II. Постановка
проблемы
(знакомимся с
основным
вопросом урока).
III. Открытие
нового (узнаём
новое).
информация нужна для решения
учебной задачи в один шаг.
2. отбирать необходимые для
решения учебной
задачи
источники информации среди
предложенных
учителем
словарей,
энциклопедий,
справочников.
3 добывать новые знания:
извлекать
информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.).
4 перерабатывать полученную
информацию:
сравнивать и
группировать математические
факты и объекты.
5 делать выводы на основе
обобщения умозаключений.
6
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую:
представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы.
7. – переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
ООО «Баласс» 2013 17IV. Первичное
закрепление
(применяем новые
знания).
деления двузначного числа на однозначное.
Прочитайте и обсудите, как это сделали мальчики.
Есть ли другой способ?
2. Работа с текстом в оранжевой рамке.
4 4 2 5
Работа в парах.
Задания № 3–6.
Комментарии.
1. Задания № 3, 4, 5 (12 столбики).
Цель работы:
– самостоятельное выведение наиболее удобного способа
действий при делении двузначных чисел на однозначное.
Проверка парная по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
2. Задачи № 6 а), б). (Решение одной из задач).
Задача № 6 а).
Прочитайте задачу.
Найдите данные, которые помогут ответить на вопрос задачи.
1 – самостоятельно формулиро
вать цели урока после
предварительного обсуждения;
2 – совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
3 – составлять план решения
отдельной учебной задачи
совместно с классом;
4 – работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки с помощью класса;
ТОУУ
определять
5 – в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии оценки
и
степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1. доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли
в устной и письменной речи
(выражение решения учебной
ООО «Баласс» 2013 18 Определите взаимосвязи между найденными величинами.
Что нам нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
(Сколько молока нужно для приготовления 1 кг масла).
Какое свойство деления нам поможет?
Как смоделировать задачу? (таблица)
Задача № 6 б).
Прочитайте задачу.
Какие данные нужны для ответа на вопрос задачи?
Как смоделировать условие и вопрос задачи? (таблица)
Составьте план решения задачи.
Проверка решения по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
5 1 4
Задание № 8.
Цель работы:
продолжение работы с уникурсальными кривыми;
введение понятий «чётной» и «нечётной» точки.
Прочитайте задачу.
Рассмотрите рисунки.
в
задачи
общепринятых
формах) с учётом своих
учебных речевых ситуаций;
2 – доносить свою позицию до
других: высказывать свою точку
зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
3 – слушать других, пытаться
принимать другую точку зре
ния, быть готовым изменить
свою точку зрения;
ТОУУ
4 – читать про себя тексты
учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать
ответы; проверять себя;
отделять новое от известного;
выделять главное; составлять
план;
5 – договариваться с людьми:
ООО «Баласс» 2013 19
V. Тренинг
(выбираем
задания и
тренируемся). Чем отличается начало маршрута в одной точке от начала
маршрута в другой точке?
В какой точке заканчивается обход, если он оказался возможным?
Сколько путей выходит из разных точек?
Понаблюдайте и сделайте вывод: в каких случаях выхода из точек
возможен обход?
Вывод 1.
Если все точки на рисунке чётные, то можно начинать движение
из любой точки, пройти по всем линиям, не обводя ни одной
линии дважды, и прийти в ту же самую точку, откуда начинали
движение.
Когда обход невозможен?
Вывод 2.
Если на рисунке не все точки чётные, то нельзя выполнить
такую же работу, выйдя из любой точки на рисунке.
VI. Итог урока.
VII. Возможное
домашнее задание.
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Помогут ли эти способы рациональности вычислений?
Что сегодня получалось?
Над чем ещё предстоит работать?
Инвариант: задание № 5 (34 столбики), задача № 6
Вариант: Задание № 7, с. 49.
сотрудничать
выполняя различные роли в
группе,
в
совместном решении проблемы
(задачи).
Личностные результаты:
1 – придерживаться этических
норм общения и сотрудничества
при совместной работе над
учебной задачей;
2. – в созданных совместно с
педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
ООО «Баласс» 2013 20