Математика, 3-й класс.
Урок 25 (§ 1.23).
Тема: Арифметические действия над числами (Урок повторения и обобщения изученного)
Цели: 1. Закреплять представления о распределительном свойстве деления относительно сложения.
2. Вывести на основе этого свойства новый алгоритм внетабличного деления.
3. Познакомиться с текстовыми задачами, решение которых основывается на изученном свойстве.
4. Развивать умения решать текстовые задачи.
5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
||||||||||||||||
I. Актуализация знаний. |
1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Индивидуальная работа. Изученные случаи сложения и вычитания, умножения и деления. а). Решите уравнения проверкой. у : 7 = 10 46 + с = 92 9 ∙ х = 99 б). Увеличь числа 12, 13, 14, 15. 16, 17 в 2 раза. Запиши ответы. в). Запиши выражения и вычисли: - Произведение чисел 7 и 9 увеличить на 27. - Частное чисел 48 и 6 увеличить в 9 раз. - Уменьшите 49 в 7 раз. Уменьшите 49 на 7. - От числа 84 отнять сумму чисел 39 и 14. - К числу 53 прибавить произведение чисел 11 и 2. |
Познавательные УУД Развиваем умения: 1- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. 2. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
|
||||||||||||||||
II. Формулирование темы и целей урока. |
1 2 - Рассмотрите задания разворота учебника. - Какие виды математических упражнений нам предлагают для выполнения? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Давайте выберем задания, которые мы выполним в классе. - Чему будем учиться? |
3 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
|
||||||||||||||||
III. Повторение и систематизация изученного. |
6 3 2 5 Работа в парах. Задание № 1, с. 50. - Рассмотрите блок-схему и таблицу значений переменной. - Приготовьтесь рассказать по алгоритму, как найти значения получившихся выражений. Задание № 2, с. 50. - Вычислите, представляя делимое в виде суммы наиболее удобным для вас способом. Сделайте проверку. Проверка у доски по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? -- Какого уровня сложности было задание? -- Оцените свою работу. - Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? 6 2 5 2. Фронтальная работа. Задание № 4, с. 50. - Прочитайте выражения и сравните их. - Обсудите в парах и ответьте на вопрос данного задания. 3. Самостоятельная работа в тетрадях или у доски. Задание № 3, с. 50. Задание № 5, с. 50. по вариантам (1-2 строка). 4. Решение задач. а). Задача № 6а, с. 51 – устно с объяснением составленных выражений. б). Задача № 6б, с. 51 – разбор задачи фронтальный. - Прочитайте задачу. - Найдите основную информацию (60 тетрадей, 4 пачки. 5 пачек) - Определите взаимосвязи между найденными величинами. 60т. – тетрадей в линейку В 4п. – разложили В 5п. – разложили тетради в клетку - Какая ещё важная информация есть в задаче? (в 5 таких же пачек) - Что значит «таких же пачек»? - Какой вопрос задачи? - Продумайте модель, которая вам поможет (краткая запись или таблица).
- Расскажите задачу по таблице. - Составьте план решения задачи. - Решите задачу. Проверка решения по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? -- Какого уровня сложности было задание? -- Оцените свою работу. - Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? в). Задача № 6в, с. 51 – разбор задачи фронтальный. - Прочитайте задачу. - Что сказано про девочек? - Известно ли, сколько девочек в классе? - А мальчиков? - Можно ли все данные занести в таблицу? - Предлагаю данную задачу решить самостоятельно дома. г). Задача № 6г, с. 51 – (задача на части). - Прочитайте задачу. - Какое важное дополнение связывает два данных: 20 аппликаций и 60 китайских фонарика? (Столько же цветной бумаги). - Можно ли соотнести их количество? (Можно узнать, во сколько раз больше фонариков, чем аппликаций). - Используйте данное соотношение для ответа на вопрос задачи. д). Задача № 6д, с. 51 Работа в парах. Цель работы: - умение читать и использовать в решении данные таблицы; - Прочитайте задачу. - Рассмотрите таблицу. - Найдите необходимые данные в строках и столбцах для ответа на вопросы. (Ответ: в 3-ий день) |
4 - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. 5 - делать выводы на основе обобщения умозаключений. 6 - преобразовывать информацию из одной формы в другую: - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
ТОУУ
7. – переходить от условно-схематических моделей к тексту. Регулятивные УУД: Развиваем умения: 1 – самостоятельно формули-ровать цели урока после предварительного обсуждения; 2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3 – составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом; 4 – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; 5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Коммуникативные УУД Развиваем умения: 1.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций; 2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; 3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зре-ния, быть готовым изменить свою точку зрения;
ТОУУ
4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; выделять главное; составлять план; 5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Личностные результаты: 1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; 2. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
|
||||||||||||||||
IV. Выбираем задания и тренируемся. |
П 4 1 - Давайте выберем задания для выполнения в классе и дома. Задание № 8, с. 51 - Для решения давайте заполним таблицу.
|
|
||||||||||||||||
V. Итог урока. |
- Чем мы занимались сегодня на уроке? - Чему научились? - Всё ли получалось? |
|
||||||||||||||||
VI. Возможное домашнее задание. |
Инвариант: задание № 5, с. 50 – другой вариант; задача № 6в. Вариант: задания № 7, 9
|
|
Урок 26 (§ 1.24).
Тема: Решение задач (Урок повторения и обобщения изученного)
Цели: 1. Закреплять представления о распределительном свойстве деления относительно сложения.
2. Вывести на основе этого свойства новый алгоритм внетабличного деления.
3. Развивать умения решать текстовые задачи.
4. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
I. Актуализация знаний. |
1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Индивидуальная работа. Изученные случаи сложения и вычитания, умножения и деления. Вычислите, представляя делимое в виде суммы удобных слагаемых: 72 : 4 84 : 6 38 : 2 91 : 7 60 : 4 |
Познавательные УУД Развиваем умения: 1- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. |
II. Формулирование темы и целей урока. |
1 2 - Рассмотрите разворот учебника. - Какие виды заданий нам предлагают для выполнения? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Давайте выберем задания, которые мы выполним в классе. - Чему будем учиться? |
2. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
|
III. Повторение и систематизация изученного. |
6 3 2 5 1. Математическая разминка. Задания № 3, 4, с. 52 2. Фронтальная работа. Задания № 1, 2, с. 52 3. Самостоятельная работа. Задание № 5, с. 52 (по вариантам) Проверка индивидуальная. 4. Задание № 6, с. 52 (возможно выполнение на доске и в тетрадях) Проверка решения по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? -- Какого уровня сложности было задание? -- Оцените свою работу. - Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? 5. Решение задач. Задача № 7а, с. 52 - Прочитайте задачу. - Выделите известные данные. - Рассмотрите составленные выражения. - Подготовьте ответы на вопросы. 6. Работа в парах. Задача № 7в, с. 52 - Прочитайте задачу. - Выделите числовые данные. - Рассмотрите схему. - Объясните отмеченные данные. - Обсудите ответ на вопрос задачи. |
3 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). 4 - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. 5 - делать выводы на основе обобщения умозаключений.
ТОУУ
6 - преобразовывать информацию из одной формы в другую: - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. 7. – переходить от условно-схематических моделей к тексту. Регулятивные УУД: Развиваем умения: 1 – самостоятельно формули-ровать цели урока после предварительного обсуждения; 2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3 – составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом; 4 – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; 5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. |
IV. Выбираем задания и тренируемся. |
П 2 1 4 - Рассмотрите задания № 8, 9, 10. - Выберите задание для выполнения в классе. Задание № 9, с. 52 - Прочитайте задачу. - Объём каких геометрических фигур мы должны сравнить? (Коробки – параллелепипеды). - Чем будут отличаться коробки? (Высотой) - Во сколько раз одна коробка будет выше другой? - Что можно сказать об их объёмах? - Нужно ли вычислять объёмы коробок? |
Коммуникативные УУД Развиваем умения: 1.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций; 2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; |
V. Итог урока. |
- Чем мы занимались сегодня на уроке? - Какие виды задач решали? - Чему научились? - Всё ли получалось? |
3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зре-ния, быть готовым изменить свою точку зрения; 4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; |
VI. Возможное домашнее задание. |
Инвариант: задание № 5, с. 52 (другой вариант), задача № 7в, с. 52. Вариант: задания № 8, 10 – на выбор. Для выполнения задания № 8 обозначьте всех, кто придумывал задачи, точками и отметьте стрелками большее количество задач участников. Решение:
|
отделять новое от известного; выделять главное; составлять план; 5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Личностные результаты: 1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; 2. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести. |
Урок 27 (§ 1.25).
Тема: Деление двузначного числа на двузначное. (Урок введения нового знания).
Цели: 1. Закреплять представления о взаимосвязи действий умножения и деления.
2. Вывести на основе этой взаимосвязи новый алгоритм внетабличного деления.
3. Познакомиться с текстовыми задачами, решение которых основывается на изученном свойстве.
4. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
I. Актуализация знаний (вспоминаем то, что важно для урока).
|
1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Индивидуальная работа. Изученные случаи сложения и вычитания, умножения и деления. Возможны задания из дидактического материала. Задание № 1, с. 54. Цель работы: – вспомнить алгоритм поиска неизвестного делимого, если известны делитель и частное; – закреплять представления о взаимосвязи действий умножения и деления. - Какой неизвестный компонент деления мы находили? - Как мы его находили? Делаем вывод: находим делимое, перемножая делитель и частное. |
Познавательные УУД Развиваем умения: 1- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. 2. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
|
II. Постановка проблемы (знакомимся с основным вопросом урока). |
1 2 Задание № 2, Цель работы: создание проблемной ситуации и организация диалога. - Какие выражения вызвали затруднения? - Почему? - Чему нам надо научиться? Текст со знаком ?!. |
3 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). 4 - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. |
III. Открытие нового (узнаём новое). |
1 4 3 4 Работа в парах. 1. Задание № 3. Цель работы: организовать поиск решения, то есть организовать работу детей по формулированию того, как они выполнили (или почему затруднились выполнить) это задание. - Какое решение выполнено верно? - Как это можно доказать? 2. Задание № 4. Цель работы: подвести детей к формулированию нового вычислительного приёма. - Прочитайте объяснение Дениса. - Так ли вы рассуждали? 3. Работа с текстом в оранжевой рамке. |
5 - делать выводы на основе обобщения умозаключений. 6 - преобразовывать информацию из одной формы в другую: - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. 7. – переходить от условно-схематических моделей к тексту. Регулятивные УУД: Развиваем умения: 1 – самостоятельно формули-ровать цели урока после предварительного обсуждения;
|
IV. Первичное применение (применяем новые знания). |
4 5 2 1. Работа в парах. Задание № 5 (1-я строка). - Пользуясь алгоритмом, расскажите друг другу в парах, как вы подбирали значение частного. С какого числа начинали подбор? Задание № 5 (2-я строка). Проверка решения по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? -- Какого уровня сложности было задание? -- Оцените свою работу. - Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? 2.Решение задач. Задача № 6а. - Прочитайте задачу. - Выделите необходимые для решения числовые данные. - Важно ли, что это ученики 3 «В» класса? - Как объяснить эти данные? - Предложите модель записи условия. (Удобнее краткая запись). - Составьте план решения задачи. - Предлагаю решить задачу дома. Задача № 6 б). (Усложнённый вариант задачи, решаемой методом приведения к единице). - Прочитайте задачу. - Выделите необходимые для решения числовые данные. - Какая фраза в задаче может служить началом решения? - Подготовьтесь отвечать на вопросы, данные ниже. - Можно назвать это планом решения задачи? Второй способ решения: через заданное отношение величин. 6 : 3 = 2 (р.) – столько раз надо взять по 3 детёныша шимпанзе или по 2 детёныша гамадрила, чтобы отметка весов остановилась на 84 кг. 2 • 2 = 4 (г.) – столько гамадрилов надо поставить на весы, чтобы отметка весов остановилась на 84 кг. 3. Самостоятельная работа. Задача № 6 в). Задание № 7 (по вариантам). |
2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3 – составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом; 4 – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;
ТОУУ
5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Коммуникативные УУД Развиваем умения: 1.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; 3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зре-ния, быть готовым изменить свою точку зрения; 4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; выделять главное; составлять план; 5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
V. Тренинг (выбираем задания и тренируемся). |
П 4 2 Задание № 8, с. 55. Для решения этой задачи необходимо сначала установить площадь одного мерного квадрата (4 м2), а затем можно найти площадь закрашенной и незакрашенной части. Цель работы: – вспомнить, что величины можно измерять произвольно выбранными мерками; – площади удобно измерять единичными квадратами, при этом не обязательно, чтобы эти квадраты были только единичными (квадратный метр, дециметр, сантиметр и т.д.); – периодически уходить от стереотипов при решении задач такого рода; – вспоминать об общих принципах измерения величин. |
Личностные результаты: 1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; 2. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
|
VI. Итог урока. |
- Чему научились сегодня на уроке? - Какие виды задач решали? - Всё ли получалось? - Что оказалось самым сложным? Почему? |
|
VII. Возможное домашнее задание. |
Задача № 6а. Задание № 7 – другой вариант. |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.