Эта задача отличается от всех предыдущих тем, что в ней речь идёт о четырёх участниках и четырёх высказываниях (ранее это число не превышало трёх). Решать её с помощью таблицы высказываний затруднительно, т.к. в таблицу пришлось бы поместить слишком много информации. Ребята, безусловно, попытаются придумать подходящую таблицу, и не надо препятствовать им делать такие попытки.
В принципе это возможно, хотя и непросто.
Пойдём другим путём. Попробуем внимательно проанализировать высказывания ребят. Поскольку высказывания Бори и Гриши противоречат друг другу, то они не могут одновременно быть правдой, а значит, солгал один из них.
Если солгал Боря, то все остальные сказали правду. Ваня был первым, Гриша – последним, а второе и третье место заняли Алёша и Боря (причём нельзя установить, кто из них какое именно, но этого в задаче и не требуется!).
Если солгал Гриша, то все остальные сказали правду. Но тогда высказывания Алёши и Бори противоречат друг другу, значит, Гриша
не солгал – этот случай невозможен.
Математика, 4й класс
Урок 108.
Тема: § 2.75. Арифметические действия над числами (урок введения нового знания)
Цель:
– ознакомиться с письменным алгоритмом деления многозначных чисел на многозначное (двузначное) число, когда в
записи частного используются три цифры.
Этапы урока
Ход урока
I. Актуализация
знаний.
1 2 6 3 4 5
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа.
Задание 1.
4. Работа в учебнике.
Подведение к самостоятельному формулированию алгоритма
действия.
Задание 2.
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1. ориентироваться в своей
системе знаний:
самостоятельно предполагать,
какая информация нужна для
решения учебной задачи в один
шаг;
2. отбирать необходимые для
решения учебной задачи
источники информации среди
предложенных учителем
словарей, энциклопедий,
справочников;
3. добывать новые знания:
извлекать информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.);
4. перерабатывать полученную
© ООО «Баласс», 2015 1II.
Формулирование
темы и целей
урока.
1 3
– Посмотрите на разворот учебника: чем, по вашему мнению, мы
можем заняться на сегодняшнем уроке математики?
– Какие цели можем перед собой поставить?
– Попробуйте высказать свои предположения.
III. Повторение.
Самостоятельное
применение
знаний.
1 4 6 7 1 5
1. Фронтальная работа.
Задание 4.
Задание
5 .
6 (
Задание
а, б
) .
– Какова цель задания?
– Удалось ли правильно решить поставленную задачу?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
– Какого уровня сложности было задание?
– Оцените свою работу.
2. Самостоятельная работа.
Задание 7.
Задание 8.
– Какова цель задания?
– Удалось ли правильно решить поставленную задачу?
информацию:
сравнивать и
группировать математические
факты и объекты;
5. делать выводы на основе
обобщения умозаключений;
6. преобразовывать
информацию из одной формы в
другую;
7. переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
Регулятивные УУД
Развиваем умения:
1. самостоятельно
формулировать цели урока
после предварительного
обсуждения;
совместно с классом;
2. совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
3. составлять план решения
отдельной учебной задачи;
4. работая по плану, сверять
свои действия с целью и при
необходимости исправлять
ошибки с помощью класса;
5. в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии оценки
и определять степень
успешности выполнения своей
© ООО «Баласс», 2015 2– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
– Какого уровня сложности было задание?
– Оцените свою работу.
3. Фронтальная работа.
Задание 9.
Эта задача отличается от всех предыдущих тем, что в ней речь идёт о
четырёх участниках и четырёх высказываниях (ранее это число не
превышало трёх). Решать её с помощью таблицы высказываний
затруднительно, т.к. в таблицу пришлось бы поместить слишком много
информации. Ребята, безусловно, попытаются придумать подходящую
таблицу, и не надо препятствовать им делать такие попытки.
В принципе это возможно, хотя и непросто.
Пойдём другим путём. Попробуем внимательно проанализировать
высказывания ребят. Поскольку высказывания Бори и Гриши
противоречат друг другу, то они не могут одновременно быть правдой,
а значит, солгал один из них.
Если солгал Боря, то все остальные сказали правду. Ваня был первым,
Гриша – последним, а второе и третье место заняли Алёша и Боря
(причём нельзя установить, кто из них какое именно, но этого в задаче
и не требуется!).
Если солгал Гриша, то все остальные сказали правду. Но тогда
высказывания Алёши и Бори противоречат друг другу, значит, Гриша
не солгал – этот случай невозможен.
Ответ: в соревнованиях победил Ваня. Неправду сказал Боря.
работы и работы всех, исходя
из имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1. доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли
в устной и письменной речи
(выражение решения учебной
задачи в общепринятых
формах) с учётом своих
учебных речевых ситуаций;
2. доносить свою позицию до
других: высказывать свою
точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя
аргументы;
3. слушать других, пытаться
принимать другую точку
зрения, быть готовым изменить
свою точку зрения;
4. читать про себя тексты
учебников и при этом ставить
вопросы к тексту и искать
ответы, проверять себя,
отделять новое от известного,
выделять главное, составлять
план;
5. договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
группе, сотрудничать в
© ООО «Баласс», 2015 3IV. Итог урока.
– Чем мы занимались сегодня на уроке?
– Всё ли получалось?
– Какие задачи вызвали затруднения?
– Какие цели вы для себя поставили?
– Над чем ещё надо поработать?
V. Возможное
домашнее задание. Задание 3, 6 (в).
совместном решении проблемы
(задачи).
Личностные результаты
1. придерживаться этических
норм общения и
сотрудничества при совместной
работе над учебной задачей;
2. в созданных совместно с
педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
© ООО «Баласс», 2015 4