Цель урока Образовательные: продолжить работу над умением анализировать текст, давать характеристику главным героям.
Развивающие: способствовать развитию правильной диалогической и монологической речи детей, точности, эмоциональности,последовательности и содержательности в ответах;
Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству писателя, нравственные качества, гражданско-патриотическую позицию на положительных примерах литературных героев:
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе
Учитель
Школа
Класс
Предмет
Тема урока
Программа
Место и роль урока в
изучаемой теме
Форма работы
учащихся
Цель урока
Планируемые
результаты:
Метапредметные
Шустова Татьяна Изосимовна
МАОУ « СОШ №11»
4в
Литературное чтение
Аркадий Петрович Гайдар «Тимур и его команда »
«Школа 2100»
Работа в паре. Фронтальная работа.
Образовательные: продолжить работу над умением анализировать текст, давать
характеристику главным героям.
Развивающие: способствовать развитию правильной диалогической и
монологической речи детей, точности, эмоциональности,последовательности и
содержательности в ответах;
Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству писателя, нравственные
качества, гражданскопатриотическую позицию на положительных примерах
литературных героев:
Познавательные УУД:
1)Формировать умение извлекать информацию из текста, из толкового словаря;
2)формировать умения определять главную мысль произведения, особенностиглавных героев;
3) Формировать умения делать соответствующие выводы в результате совместной
работы;
Регулятивные:
1)развивать умение высказывать своё отношение к поступкам героев произведения
2)оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Коммуникативные:
1)Развивать умение слушать и понимать других;
2)развивать умение отстаивать свою точку зрения и принимать точку зрения других;
1) анализировать поступки героев и их качества характера
2) сравнивать нравственные качества героев и делать соответствующие
выводы;
3)развивать умение ориентироваться в содержании прочитанного
произведения
Компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, книги А. П. Гайдара
«Тимур и его команда», карточки для работы в парах
Предметные:
ОборудованиеЭтапы урока
Содержание урока
Структура урока.
Деятельность
ученика
Учащиеся
приветствуют
учителя, проверяют
готовность к уроку
1.Самоопределени
е к учебной
деятельности.
Цель:
мотивирование
учащихся к
учебной
деятельности, на
успех.
2.Актуализация
знаний.
Цель: выработка на
личностно
значимом уровне
готовности к
занятию;
организация
Долгожданный дан
звонок,
Начинается урок.
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
Ребята, обратите
внимание
на слайд 1. Узнали ли вы
этого человека? Кто он?
Учащиеся по
портрету
определяют
писателя,
(А.П.Гайдар)
Какое произведение
А.П.Гайдара мы читали на
называют
произведение
Используемые
Формирование
методы,
приёмы, формы
Метод
стимулировани
я учебной
деятельности:
создание
атмосферы
эмоционального
комфорта
Фронтальная
беседа,
УУД
Л: формирование
осознанного,
уважительного и
доброжелательног
о отношения к
другому человеку
П: Умение
соотносить автора
и произведение,
Умение относить
произведение к
одному из жанров
литературы:
повести, называяосознания
учащимися
внутренней
потребности к
построению
учебных действий.
протяжении нескольких
уроков и даже
посмотрели фильм?
(Слайд 2)
(«Тимур и его
команда»)
характерные
признаки.
К какому жанру
литературы относится
данное произведение?
Какие признаки на это
указывают? (Сайд 3)
определяют жанр.
(Повесть)
Пытаются
сформулировать
определение
повести.
(Повесть – это
произведение,
среднее по объёму
со сравнительно
несложным
сюжетом, в
котором
изображается не
одно событие, а ряд
событий из жизни
героев. Повесть Кому понравилась эта
повесть? Кто её главные
герои?
Определите тему урока.
Сегодня на уроке мы
продолжим работать с
произведением «Тимур и
его команда», поговорим
о главных героях
произведения и их
командах. Попытаемся
ответить на главный
вопрос? Как вы думаете,
какой?
Для начала давайте
вспомним действующих
лиц повести. В этом вам
поможет таблица.
разбита на главы
для удобства
восприятия и
осмысления. Главы
озаглавлены или
пронумерованы.
Предположения
детей.
Что хотел сказать
автор своим
произведением?
Что я понял для
себя?
Ребята работают с
листочками,
находят героев
произведения и
выписывают ниже
3.Определение
темы и цели урока
4.Выяснение
качества чтения
Р: Умение
определять и
формулировать
цель деятельности
на уроке с
помощью учителя.
Работа в парах. К:учиться
работать в паре;
П:Умение
извлекать
необходимуюЦель:формировани
е умения находить
нужную
информацию,
классифицировать ,
умение строить
речевые
высказывания на
поставленные
вопросы,
высказывать свою
точку зрения.
Работать будете в парах.
Вы должны найти как
можно больше героев
повести.
Проверяем, какая пара
лучше всех поработала.
(На доску прикрепляю
названные имена)
Ребята, а о каких группах
идёт речь в
произведении?
(прикрепляю таблички)
Кого из героев отнесём к
команде Тимура, а кого к
таблицы.
(Симаков, Фигура,
Гейка, Алёшка,
Коля, Женя, Ольга,
коза, Рита, Нюрка,
Квакин, молочница,
Ладыгин, Тимур)
Дети называют
героев
произведения.
Другие производят
самоконтроль.
По окончанию
проверки каждая
пара получает
определённое
количество звёзд.
информацию
Фронтальная
работа
П:Умение
классифицировать
по группамкоманде Квакина?
Какие звания носят
вожаки команд?
Как вы понимаете
значение этих слов? Где
можно получить
информацию?
Кто желает поработать со
словарём?
Пока ребята работают со
словарями, мы
попробуем ответить на
вопрос: А что послужило
причиной такого
разбиения?
Ну а сейчас слушаем
ребят,
работающих со
словарями.
Команда Тимура и
шайка Квакина
Ребята по очереди
от каждой пары
выходят к доске и
распределяют
героев, получая
звёзды.
Тимур – комиссар,
Мишка – атаман.
В толковом
словаре.
Два ученика
работает со
словарями.
Индивидуальна
я
работа.
П: умение
ориентироваться и
извлекать нужную
информацию из
толкового
словаря;
Работа в парах.
К: умение
работать в паре;
прислушиваться к
мнению портнёра
П: умениеФронтальная
беседа
ориентироваться в
произведении,
находить ответы
на вопросы, делать
выводы;
Л: оценивать
поступки героев с
точки зрения
общепринятых
норм и ценностей,
Р:высказывать
своё отношение
как к героям так и
к их поступкам,
определяют
разницу между
двумя
сообществами.
Сейчас снова работаем в
парах. Ваша задача
вспомнить поступки и
дела обеих команд и
записать в таблицу.
Шайка
Команда
Тимура
Квакина
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Как вы думаете, судя о
перечисленных поступках
и делах, почему именно
тимуровское движение, а
Поступки ребят:
плохие, хорошие.
Интересы.
Комиссар –
руководящее лицо
с общественно
политическими или
административным
и обязанностями
Атаман – высший
начальник в
казачьих войсках, а
также военно
административный
начальник.2) перен:
главарь,
предводитель
Дети работают сне «квакинское»
развивалось в стране?
А вот сейчас вы,
наверное, сможете
ответить на вопрос:
Почему команда Тимура
называлась командой, а
команда Квакина –
шайкой?
таблицей, с
текстом
Ответы детей.
Звездой
Враждебные
Ультиматум
Кому помогали
тимуровцы?
Как они помечали
нуждающихся в помощи?
Какие отношения
складывались между
командами?
Что отправила команда
Ребята работают с
текстом:
выборочное чтение
Ультиматум – это
такое
международное
слово. Бить будут,
объяснил стоявший
рядом с фигурой
бритоголовыйТимура шайке Квакина?
мальчуган Алёшка.
Ультиматум – это
решительное
требование с
угрозой
применения мер
воздействия в
случае отказа.
Нарисовали кукиш
и закрыли в
чесовне.
Ребята работают с
произведением,
ищут
доказательства на
поставленный
вопрос.
А что это такое?
Найдите как понимают
значение этого слова
шайка Квакина?
А что имели в виду
тимуровцы?
Как отреагировали
Квакинцы на ультиматум?
Ну, а сейчас попробуем
Работа в парахсоставить характеристики
двум вожакам: Тимуру и
Квакину.
Работаем в парах.
Подберите качества,
характерные для каждого
героя.
(на листочках
перечислены разные
качества людей:
благородный,
отзывчивый, трусливый,
смелый, грубый,
безответственный,
несдержанный,
решительный, добрый,
честный, внимательный)
активный
имя
качеств
а
Тимур Квакин
Дети заполняют
таблицу,
описывают героев,
показывая их
разницу
Вывод: Тимур
положительный
герой
Михаил Квакин –
отрицательный.Какие качества отнесли
к
Тимуру? К Мише
Квакину?
Каких двух героев нам
показал автор?
Ребята, всегда ли
отрицательный герой
совершает плохие дела и,
наоборот, способен ли
положительный герой
совершить
безнравственный
поступок? Зачитайте
отрывки,
подтверждающие эту
мысль.
А совершали ли вы когда
нибудь поступки,
эгоисты
Альтруисты,
волонтёрыпохожие на дела Тимура
и его команды?
Что вы чувствовали при
зтом?
Получается два героя
этого произведения шли
разными дорогами: один
жил только для своего
удовольствия, а другой
думал о себе и о других.
Как называют людей,
думающих только о себе?
Легко ли жить рядом с
такими людьми?
А как называются люди,
которые думают о других,
оказывают им посильную
помощь бескорыстно и
Тимур – альтруист,
Михаил эгоист
Принимали
участие в акции
«Подари тепло»
сбор вещей для
нуждающихся,
Сбор игрушек для
Дома малютки и
для
малообеспеченных
семей,
поздравление
ветеранов с Днём
Победы, пожилых
с днём пожилого
человека.без вознаграждения?
Сделаем вывод: Как
можно назвать команду
Тимура? А шайку
Квакина?
Ребята, нужна ли кому
нибудь тимуровская
помощь, внимание,
забота сейчас?
Подумайте, принимаем ли
мы в этом участие? Как?
5.Итог. Рефлексия Что же хотел сказать нам
автор, написав эту
повесть?
Оцените каждый свою
Что человек
должен быть
внимательным к
окружающим. В
случае
необходимости
помогать делами,работу на уроке.
советом, не жалея
на это сил, времени
и не требовать за
это наград.